Театрализованные представления в дошкольном учреждении
С искусством театра ребёнок соприкасается довольно рано, уже в дошкольном возрасте. Знакомство с театром целесообразно начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика дошкольника – кукольного театра.
Театр кукол – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами – кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой).
Истоки театра кукол – в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов, олицетврояющими непознанные силы природы. Кукольный театр был передвижным («бродячим»). В одиночку или небольшими группами кукольники переходили от селения к селению, от ярмарки к ярмарке. Выступления кукольников сначала сопровождали гусляры и гудочники, затем – шарманщики.
Кукольный театр – одно из эффективных средств воспитательного воздействия на детей. Кукольные представления обогащают жизнь малышей новыми впечатлениями, вызывают радостные эмоции, развивают речь, художественный вкус, творческую инициативу, содействуют сплочению детского коллектива.
Театр Петрушки пользуется у детей особым успехом. Игра кукол увлекает малышей, производит на них сильное впечатление: даже молчаливые и малообщительные дети после спектакля включаются в общие разговоры, вспоминания. Что говорили куклы.
Куклы можно использовать не только в спектаклях. Их можно вносить в группу без ширмы, на руке воспитателя. Так, например, к детям младшей группы приходит Кошечка (собачка, зайчик), которую дети знакомят со своими игрушками, затем весело играют с ней. Гостем может быть и любимая кукла дошкольников – Петрушка.
Воспитатель должен тщательно продумать и найти подходящий момент, когда лучше познакомить малышей с Петрушкой. Например, Петрушка появляется в группе с новой красивой игрушкой, дарит её детям, показывает, как надо с ней играть, или приносит новую книжку, рассказывает, как надо обращаться с книгами. Или отметить, что в группе разбросаны игрушки.
Воспитатель должен хорошо владеть куклой, чтобы создать образ живого существа. Говорить за Петрушку без ширмы не следует. Петрушка должен «шептать» на ухо воспитателю, который потом передаёт детям то, что он «сказал».
Зачастую куклы в детских учреждениях лежат без применения, потому что педагоги не умеют обращаться с ними, не знают, как ими управлять. В то же время организовать кукольный театр можно в каждом детском саду. Для этого нужно иметь в достаточном количестве кукол, ширму и простейшую декорацию.
Совершенно необязательно пользоваться готовыми куклами. Среди воспитателей есть энтузиасты, которые сами с увлечением изготавливают или переделывают и приспосабливают для кукольного театра обычные плюшевые, поролоновые, резиновые игрушки. Нужно только пришить к ним специальные рукавички с патрончиками для пальцев.
Ширма для кукольного театра в детском саду может быть самой простой, т.е. обыкновенной трёхстворчатой.
Организовывая кукольный театр в детском саду, следует помнить, что он является не только средством развлечения, но и имеет большое воспитательное значение. Поэтому нужно серьезно относиться к подбору репертуара, учитывать интересы, возрастные особенности детей.
Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными и в то же время развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектаклях показываются образцы дружбы, товариществ, взаимопомощи.
Музыка - неотъемлемая часть кукольного спектакля, она улучшает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют и танцуют. Мелодии должны быть простыми и легко запоминающимися.
Работа над спектаклем начинается с чтения и разбора пьесы. Следует выделить основную мысль – идею спектакля, проследить, как она выражается в действии пьесы, подумать над тем, что надо подчеркнуть или даже повторить, чтобы ребенок правильно разобрался в происходящих событиях.
Подробный разбор все событий, происходящих в пьесе, и поступков каждого персонажа в отдельности дает возможность исполнителям уяснить характеры действующих лиц, их взаимоотношения.
Разобрав пьесу, нужно приступить к распределению ролей между участниками спектакля. При этом очень важно учесть характеры действующих лиц, внешний вид куклы, соотношение голоса будущего исполнителя роли с внешностью куклы и голосом других исполнителей.
Очень полезно прочитать пьесу по ролям. Тексты надо учить наизусть. Большое внимание следует уделять правильной, четкой и выразительной речи, во время репетиции следить за тем, чтобы движения кукол совпали со словами, добиваться эмоциональности, правдивости исполнения, передачи характерных особенностей персонажей.
В некоторые спектакли целесообразно вводить роль ведущего. Это может быть сказительница или бабушка – рассказушка, Петрушка, Буратино, Кот в сапогах. Ведущий находится перед ширмой и осуществляет связь между зрителями и артистами, по ходу действия вносит ясность, создает определенное настроение, углубляет восприятие спектакля. Роль ведущего лучше поручить воспитателю, обладающему артистичными способностями, с хорошей дикцией и приятным голосом.
Воздействие спектаклей на детей в большей степени зависит от умелого подбора репертуара, художественного и музыкального оформления, слаженности игры кукол. Чем тщательнее проработан материал, чем ярче он подан, тем легче он воспринимается детьми, тем эффективнее его воздействие на маленьких зрителей.