Автореферат.
Слайд 1.
Добрый день уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги! Я музыкальный руководитель дошкольной группы «Радуга» средней школы №2 с. Кузоватово. Вашему вниманию я представляю свой педагогический опыт по теме: «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности».
Слайд 2.
Музыкальные способности (музыкальность) — индивидуально-психологические особенности личности. Это часть биологического наследия человека, она есть у каждого здорового ребенка. Нельзя дать ей пропасть, потому что, подавляя развитие каких-то отдельных способностей, в частности музыкальных, мы тормозим развитие всех остальных, которые заложены природой в ребенке.
Слайд 3.
Первые представления о музыке формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников хотя бы элементарных музыкальных способностей. Известно, что зоны головного мозга находятся в непосредственной связи между собой. Таким образом, развитие двигательного центра в процессе музыкально-ритмической деятельности, повлечёт за собой активное развитие всех остальных отделов мозга.
Слайд 4.
В нашей стране проблемой музыкально-ритмического воспитания занимались различные педагоги. Но, не смотря на это, проблема остается потому, что музыкальную деятельность многие педагоги и родители считают необязательной. Однако знания о том, какие возможности открывает перед ребенком музыка, заставляет относиться к ней совсем иначе. Музыка развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное, а так же все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Слайд 5.
Учёный Б.М. Теплов считал, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Если они не развивается на практике, то со временем теряются, так как человек перестает ими пользоваться.
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем их.
Слайд 6.
Выделяют три основные музыкальные способности:
1. Ладовое чувство которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие.
2. Способность к слуховому представлению - способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку. Совместно с ладовым чувством, лежит в основе гармоничного слуха
3.Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Слайд 7-8.
Таким образом, развитие музыкальных способностей у детей с дошкольного возраста позволит воспитать эмоционально развитых, психологически здоровых, социально-благополучных детей.
Работа в данном направлении будет успешной если:
- создать условия в дошкольном учреждении для развития музыкальных способностей у детей в процессе ежедневной образовательной деятельности.
- использовать разнообразные виды деятельности, направленные на развитие музыкальности у детей, подобрав к ним интересный и понятный детям литературно-музыкальный материал и атрибуты.
- работу строить таким образом, чтобы ребёнок был не только объектом, но и активным участником образовательного процесса.
Слайд 9-10.
Таким образом, сформировалась цель моей работы: определить влияние ежедневной и целенаправленной работы, на развитие музыкальных способностей у детей.
Для того чтобы процесс обучения был результативным были поставлены различные задачи, главной из которых было подобрать такие виды музыкально-ритмической деятельности, которые бы способствовали развитию у детей чувства ритма, формировали умение согласовывать движения с характером музыки и других музыкальных способностей.
Слайд 11.
Целенаправленная и систематическая работа в области музыкального воспитания помогает формировать и закреплять различные музыкальные способности, необходимые для обеспечения правильного музыкального развития, такие как: понимание музыки и умение согласовывать свои движения с изменением силы звучания, регистровой окраски, темпа и с простейшей формой музыкального произведения.
Слайд 12.
У детей старшего дошкольного возраста накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Интенсивно развивается звуковысотный, тембровый и динамический слух. Постепенно совершенствуются движения под музыку. Творческие проявления становятся более заметными.
Слайд 13.
Эффективное развитие способностей в процессе музыкально-ритмических движений происходит в три этапа.
На 1-й этапе происходит знакомство детей с новой композицией. Здесь я опираюсь на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте.
На 2-м этапе я развиваю у детей умение самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения.
Слайд 14.
3-й этап обучения способствует развитию способности детей к самовыражению в движении под музыку, формированию умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения.
Слайд 15.
Музыкальны игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор. Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности.
Слайд 16-19.
При обучении я обычно использую различные методы.
Если эти методы будут правильно подобраны, они помогут ребенку более глубоко и осознанно усвоить содержание и характер произведения.
В дошкольном возрасте основным средством обучения движению является музыкальная игра.
Слайд 20.
Для ведения успешной работы мне необходимо было определить уровень развития музыкальных способностей у детей. За основу была взята классификация музыкальных способностей Б. М. Теплова и методики, предложенные М.А. Михайловой.
Примерно, у половины исследованных детей результат был близко к достаточному уровню и, соответственно, у половины детей проявился низкий уровень развития музыкальных способностей.
Слайд 21.
На основании полученных данных был спланирована дальнейшая работа, целью которой являлось развитие музыкальных способностей. Освоение и совершенствование музыкальных умений и навыков предусматривалось во всех формах работы: во время НОД, образовательной деятельности в течение дня, на утренней гимнастике, во время индивидуальной работы во второй половине дня. В соответствие с целью, были подобраны разные темы, формы и приёмы работы.
Слайд 22.
Результативность проведенной работы прослеживалась посредством проведения контрольного эксперимента. Целью его было выявление повышения общего уровня развития музыкальных способностей по сравнению с уровнем развития их на начальном этапе. Анализ результатов после проведения целенаправленной и системной работы по развитию музыкальных способностей показал качественные изменения. Здесь ясно видна положительная динамика возросшего уровня.
Слайд 23.
Из этого видно, что целенаправленная и системная деятельность, способствует развитию и закреплению у детей основных музыкальных способностей. Это подтверждает и доказывает рабочую гипотезу о том, что создание специальных условий, использование разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности и систематическая работа в данном направлении помогает формированию и закреплению у детей музыкальных способностей.
Слайд 24.
Благодарю за внимание!