Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр в старшей группе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (ОТ 5 ДО 6)

1 квартал.

Сентябрь

Кондитерская фабрика. Магазин(овощной, хлебный). Семья. Поликлиника. Жатва. Пароход(труд речников)

Октябрь

Пароход( мы плывем по реке Волге). Транспорт(сухопутный, морской, воздушный). Подготовка к открытию детского сада. Магазин(кондитерский, хлебный)

Ноябрь

Животноводы. Столовая. Магазин(игрушки, кондитерский, овощной, хлебный). Детский сад. Путешествие в Атлантиду, на другую планету.

2 квартал.

Декабрь

Путешествие в дальние страны. Больница с разными отделениями. Поликлиника. Аптека. Строители космодрома.

Январь

Пароход(мы плывем по реке Волге, Неве). Отправляемся в путешествие по России и другим странам(выбор транспорта). Открывается новый детский сад. Магазин(хлебный, кондитерский). Мы строим город будущего.Аэропорт. Мы- артисты. Ателье

Февраль

Семья. Цирк. Путешествие с приключениями. Мы- художники. Рыболовецкое судно

3 квартал.

Март

Мы строим Москву. Зоолечебница. Почта, телеграф. Праздник 8 Марта- дома. Как мы поздравляем мам в детском саду

Апрель

Космическое путешествие. Мы- цирковые артисты. Газетный киоск. Кулинария. Дискотека. Мы строим Санкт-Петербург

Май

Лесная школа. Весенний бал. Уличное движение. В театре- премьера. В ботаническом саду


Сюжетные игрушки, полифункциональные материалы: предметы-заместители, природный материал, бросовый материал, собственные поделки



Хранение ‘’закрытое’’: атрибуты сложены в коробки по назначению – ‘’Посуда’’, ‘’Белье’’, ’’Одежда’’, ’’Аксессуары’’ и т. п.

1.блок. Обогащение жизненного опыта ребенка. Познавательно-речевые занятия и совместную деятельность воспитателя с детьми тематически связывать с новой темой игры(чтение книг, прослушивание пластинок ,рассказ воспитателя о себе и о других людях, об их взаимоотношениях, о содержании их деятельности, обращать внимание на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.)

2.блок.Обогащение игрового опыта детей. Планирование игры-придумывания (на 1-2-м этапах – с 2-3 детьми, на 5-м этапе – с 4-5 детьми; длительность игры-придумывания- не более 10-15минут)

3.блок. Развивающая среда. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей: внесение новых атрибутов, персонажей, обогащение зоны творческих игр (театрализованных, строительно-конструкторных)

4.блок .Развивающие задачи в игровой деятельности. Развитие воображения и общения детей в процессе игровой деятельности

5.блок. Игра как средство элементарной диагностики. Наблюдение воспитателя за игрой : используют ли дети предметы-заместители, принимают ли на себя роли, как осуществляют игровые действия, вступают ли в ролевой диалог, какова их речь(монологическая, диалогическая), выдумывают ли новые сюжеты, возникают ли конфликты между детьми и пр.

6.блок.Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей:

1)Информирование родителей о важности и значений игры для ребенка в дошкольном возрасте

2)Предлагать родителям посетить со своими детьми музеи, театры, совершить экскурсии для обогащения детских впечатлений.

3)Показ родителям(одному, двум одновременно) приемов формирования игровых умений у детей в ходе самой игры.

Цель.Учить детей включать в игру разнообразные сюжеты в новых комбинациях. Пояснять партнёрам по игре свои ближайшие замыслы о развитии событий в игре, выяснять их отношение к предложенному, разворачивать общий сюжет игры с учетом мнений всех сторон. Основное средство - игра-придумывание, игра-фантазирование. Этапы работы над игрой-придумыванием:

1.Совместный пересказ известной сказки (одноразовое включение)

2.Преобразование известной сказки(2 – 3 раза)

  • Замена главного героя;

  • Замена искомого; объекта или персонажа;

  • Замена волшебного средства;

  • Предложение воспитателем начала сказки (необходимо иметь несколько вариантов);

3.Придумывание новой сказки с соединением сказочных событий с реалистическими

4.Развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей в процессе ‘’телефонных разговоров’’(соединение сюжетосложения с ролевым взаимодействием(

5.Придумывание новых историй на основе реалистических событий (стимулирование знаний, полученных на занятиях, экскурсиях, из книг, кинофильмов)(до 4 – 5 человек. Длиться не более 10 – 15 минут). Режиссерская игра – развернутая форма коллективной деятельности. Это разновидность сюжетной игры, в которой ребенок организует деятельность как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. Развитие режиссерской игры способствует переходу на новый уровень воображения. Роль взрослого – наблюдатель за ходом событий и консультант, к которому дети обращаются в случае затруднений.

1.Организация совместных игр для детей:

а)воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми , предлагая игры

б)объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом

2. Развитие умений общаться по поводу игры: оговариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнёру

3. Видение возникающих конфликтов и тактичное их улаживание

4. Включение в игру застенчивых детей и ``изолированных``

5. Учет индивидуальных способностей личности детей

6. Способствование поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре(отдельные игры и совместные)

1.Начало игры:

а)по инициативе воспитателя

  • Внесение новых атрибутов;

  • Рассказ воспитателя;

  • Совместная игра

б)по инициативе детей

2.Воспитатель не регламентирует игру детей:

  • Вовлечение в игру по желанию;

  • Свобода выхода из игры

3.Представление детям возможности выбора:

  • Вида игры;

  • Сюжета;

  • Роли;

  • Партнера;

  • Игрушек, атрибутов и пр.

4.поощрение детей к импровизации в игре:

  • Придумывание сюжетов;

  • Введение оригинальных персонажей в традиционные игры;

  • Смена и совмещение ролей;

  • Изготовление атрибутов и костюмов и пр.

5.Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования

6.Способствование эмоционально-насыщенной атмосферы в игре:

  • Эмоциональное включение в игру;

  • Внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.