Творческая разработка
воспитателя - методиста Мельник Ольги Анатольевны «Формирование логико–математических и интеллектуальных способностей дошкольников средствами развивающих игр Б.П.Никитина»
ДОУ № 7 «Теремок» г.Шахтерск
В поисках решения задач по реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями закона «Об образовании» ДНР, Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Донецкой Народной Республики на 2015-2017гг. разработано творческое дидактическое пособие «Формирование логико–математических и интеллектуальных способностей дошкольников средствами развивающих игр Б.П.Никитина»
Главный приоритет данной разработки - помочь педагогам организовать учебно-воспитательный процесс. Интегрированный подход к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста способствует социализации ребенка, интенсивному развитию когнитивных процессов, формированию любознательности, способствует становлению личности, обеспечивает дошкольную социальную зрелость. Эффективным средством формирования творческих способностей является моделирование развивающей игры как ведущей деятельности дошкольников. Игра – это «волшебная палочка», которая мгновенно превращает процесс обучения из сухого, скучного в яркое, интересное, захватывающее приключение. В основу разработанного пособия по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста положена система развивающих игр педагога-новатора Б.П.Никитина. Целевые ориентиры даются для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на этапе завершения дошкольного образования. Приобретение детьми познавательной компетентности, развитие интеллектуальных способностей проходит по направлениям:
- развитие логико-математических умений;
- развитие обобщенных способов умственной деятельности;
-умение исследовать, трансформировать,экспериментировать и моделировать;
- развитие креативности в различных видах деятельности.
Используя в работе с детьми развивающие игры удается соединить один из главных принципов обучения: от простого к сложному с важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. Внедрение опыта работы по Б.П.Никитина по применению и использованию развивающих игр, позволяет успешно реализовать определенные цели и задачи воспитания, обозначенных в Типовой программе «От рождения до школы». Во всех играх чрезвычайно широкий диапазон задач , как по сложности, так и по разнообразию характера. Они моделируют творческий процесс, создают в группе насыщенную развивающую среду свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой атмосферы интеллекта. Предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей; • трансформируемой; • полифункциональной; • вариативной; • доступной; • безопасной; • здоровьесберегающей; • эстетически привлекательной
Развитие творческих способностей, формирование познавательных интересов детей в игровой и учебной деятельности проходит в форме практических действий. Внедряя в практику работы систему развивающих игр Б.П.Никитина необходимо изготовить и расположить дидактический материал, учитывая степень его нагрузки в соответствии с возрастом детей. Эстетический вид наглядности должен быть ярким, привлекательным, развивать интерес к развивающих игр, желание играть. Каждая игра представляет собой набор задач , которые дети решают с помощью кубиков, квадратиков, схем, моделей, плоских рисунков. Играя в игры для тренировки образного и логического мышления, малыш легко и незаметно для себя усваивает такие операции мышления как сравнение, обобщение, классификация, систематизация, смысловое соотнесение. Игровые задания размещении в порядке постепенного перехода от простых для ребенка действий к более сложным. Развивающие игры позволяют ребенку подняться до «вершины своих способностей». Играя в игры Б.П. Никитина со своими детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам
Творческая разработка развивающей игры «Сложи узор» /СВ/ Б.П.Никитин
Младший дошкольный возраст
Цель : Развитие сенсорных эталонов формы и цвета, способностей детей к анализу и синтезу, которые используются во всей интеллектуальной деятельности; способностей комбинаторики, которые нужны при конструировании.
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика раскрашены по-разному в 4-ре цвета. Это позволяет составить из них 1-,2-,3-, и даже 4-е цветные узоры в большом количестве вариантов. Эти узоры напоминают различные предметы, которым дети любят давать названия.
В игре «Сложи узор» с кубиками дети выполняют три вида задач. [pic]
1. По узорам – заданиям сложить такой же узор из кубиков «Назови узор».
2. Обратная задача : глядя на кубики, нарисовать узор, который сложили «На что похоже ?».
3. Придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет на схеме - картинке, то есть, выполнить творческую работу.
4."Назови кубики по цвету": дорожка, флажок, окошечко...
5.Собрать синий (красный, желтый, белый) кубик, посчитать кубики.
6. Из каких кубиков удобнее сложить пилу, фонарик, елочку ? (пополам сине-желтые), посчитай кубики.
7. Зарисовать схему рисунка, согласно цвета.
Творческая разработка развивающей игры «Сложи узор» /СВ/ Б.П.Никитин
Старший дошкольный возраст
Цель : Развитие способностей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, анализировать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме, развитие графических способностей, закрепление знаний о цифрах и буквах, творчески – креативных способностей.
В игре «Сложи узор» выполняются задания 4-х серий /СВ -а/,/СВ-б/ с 9 кубиков, /СВ-в/ из 16 кубиков по схеме рисунков; /СВ-г/ - составлять из кубиков буквы и цифры; /СВ-д/ - графическое рисование по клеткам.
Задание : подготовительные упражнения к гафическим заданиям на листе в клетку. [pic]
- «Поставить точки в клетках» - учиться рисовать точки и считать.
- «Провести прямую горизонтальную линию»
- 1 клетка, 2 клетки, 3-4-5 и т. п.
- «Провести вертикальную линию»
- длина 1 клетка, 2клетки, 3 клетки....
2. Задание :
- «Нарисовать маленькие кружочки в 1 клетку; много кружков, сосчитать их.».
- «Нарисовать маленький квадрат» в 1клетку, рисовать квадраты со стороной в 2 клетки, 3....
- «Нарисовать квадрат в 4 клетки, разрисовать его».
- «Разделить квадрат / сторона 4 клетки по диагонали и разрисовать разноцветными карандашами».
- « разделить квадрат / сторона 4 клетки на 4 равных квадрата, разрисовать разноцветными карандашами».
[pic] [pic]
3.Задание : - Сложить цифры по схемам (обыграть их);
- Составить буквы азбуки (обыграть их)
4.Задание : - «Составить новые узоры самостоятельно из кубиков , воспроизвести эти узоры на бумаге.
Тест – таблица соревнования детей на скорость в игре /СВ/
1. 5л.2мес.
5
4
3
1
2
1
16
3
2.
5лет
3
1
2
2
3
3
14
2
Тест – таблица соревнования детей по сложности задачи /одинаковый срок по времени выполнения /
Творческая разработка развивающей игры «Внимание - Угадай-ка». /ВУ/ Б.П.Никитин
Нарисованные карточки -картинки надо поставить последовательно одна за другой, отследить закономерность. Цель игры : тренировать память ребенка, развивать креативность и логику мышления. [pic]
Показать рисунок – карточку на 2-3 секунды первый рисунок - фигуру; предложить детям воспроизвести на листе бумаги фигуру.
З а один раз рекомендовано показать 8-10 фигур.
предложить детям воспроизвести на листе бумаги фигуру, договориться с детьми о бальной шкале оценок, время показа увеличить до 5-8 секунд, если надо посчитать линии, отрезки, геометрические фигуры.
Оценки осуществлять по 10-ти бальной системе, за одну ошибку снимается 1 балл.
Ошибки :
- пропуск линий или лишние линии ;
- четкость линий ;
- аккуратность линий ;
- правильность геометрических фигур.
- творческий подход
Когда дети хорошо усвоят систему оценок, можно предложить самооценку, взаимооценивание.
Усложнение : Дать детям одну серию карточек. Они должны отследить закономерность схемы – карточки с 3-х– рисунков. Какой должна быть 4-я фигура?
Задание: Нарисовать самостоятельно четвертую фигуру. Какая она? Почему?
Для сравнения надо положить все четыре фигуры в ряд, чтобы отследить закономерность.
При оценивании задания за 4-ю фигуру надо давать в 2 или 3 раза больше очков, чем за первые три, потому что первые три дети копировали по памяти, четвертую рисовали, не глядя на нее – сами додумали, проанализировали – а это уже акт творчества, креативности и логики мышления.
Творческая разработка развивающей игры «Уникуб» /У/ Б.П.Никитин
[pic]
[pic]
Младший дошкольный возраст
Цель : Ввести малышей в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления , сенсорных способностей, умение работать со схемами.
Задания к игре «Уникуб» /В/.
В-1 - «Сложи кубики в коробку». Знакомство с «Уникубом». «Подбери и сложи по цвету».
В-2 - «Сложи кубики по схеме : сверху – красный, снизу – синий; середина - желтая» / рисунок на схеме /.
В-3 - «Красный поезд».Условия : крыша, стены вагонов красные, Если ребенок составит крышу красного цвета, а стены разноцветные, то «посылать вагоны на изменение цвета или нет решает сам «машинист»».
В-4 - «Желтая квадратная коробка». Условия : Сложить кубики так, чтобы 4-ре боковые грани были желтые.
Варианты игры : «Синяя коробка», «Красная коробка».
В-5 - «Составить площадку – квадрат из 9-ти кубиков / Все боковые грани желтые, красные, синие /».
В-6 - «Построить синюю площадку из 16 кубиков».Условия : Все грани, кроме нижней, синие.
В-7 - «Построить красный квадратный стол из 25 кубиков».Условия : Все грани красные.
В-8 - «Классификация по красным». Условия : Составить три поезда : 1. Все вагоны с красной крышей.
2.С красной крышей и одной красной стенкой.
3.С красной крышей и двумя красными стенками. Вводятся новые термины «сорт» кубиков – «однушка красная», «двушка красная», «Тройка красная» /детское словообразование/.
В-9 - «Посчитать, сколько вагонов в поезде, где у вагонов только красные крыши / сколько в «Уникубе» красных однушек?/ . Сколько вагонов в поезде с красными крышами и одной стенкой? Сколько красных двушек? Сколько вагонов в третьем составе? Сколько красных троек?
Творческая разработка развивающей игры «Уникуб» /В/ Б.П. Никитин
Старший дошкольный возраст
Цель : Развитие у детей пространственного мышления, интеллектуально – креативного мышления, внимания ,сенсорных способностей, математического склада мышления. [pic]
Задания к игре «Уникуб» / В/.
В-10. Три беговые дорожки на стадионе из 9 кубиков разного цвета.
Условия : Боковые прилегающие грани имеют цвет дорожки.
В-11. Сложить синюю букву П ,
У-12.Красную букву Н / Г, Е, О, С, Т, Ч др/ цвет граней как на схеме
У-13. Трехцветная скамейка для ожидания поезда. Робота по схеме
У-15. Атомный ледокол с красной палубой , синими бортами и желтыми палубными сооружениями.
У-17. Цирковой забор
Условия : синие лестницы с обеих сторон. Сколько кубиков нужно для таких лестниц ?
У-18. Доска шахматная 5x5
Условия : желтые , красные клетки. Четыре боковых граней тоже с раскраской шахматной доске. Возможные варианты : красно - синяя, желто-синяя.
У-19. Египетская пирамида.
Условия : справа и слева стенки - красные, передние и задние - желтые, «крыши» всех ярусов - синие. Для пирамиды не обязательно иметь 30 кубиков, достаточно 27 . Как построить прочную пирамиду, если не достает 3- х кубиков ? Где возможно с економить эти кубики?
У-20. Желтое шоссе размером 3x9 с одним красным квадратом по середине. Четыре боковые грани - желтые.
У-21. Красный пятиэтажный дом с окнами , с синими крышами на всех этажах и красным полом во всех комнатах. Задний потолок дома и потолки комнат могут быть разного цвета . [pic]
У-22, 23, 24. Три водонапорные башни разной высоты
Условия : Открыть «секрет» здания : строить по порядку, сначала надо заготовить все этажи , но начинать надо сооружение не с нижнего этажа,как всегда при строительстве, а с верхнего.
У-25. Кто быстрее сложит малый куб красного цвета.
Условия : Все грани , а их 6, должны быть красного цвета. Варианты : желтые, синие кубы.
У-26. Малый куб двух цветов .
Условия : 3 грани синие, последние – 3 желтые.
У-30. Синяя вокзальная скамейка . Со всех сторон она окрашена в синий цвет (кроме «дна»). Варианты с цветом возможны. [pic]
У-32. Кресло с подлокотниками.
Условия :. Обтянутое снаружи синим, а внутри и спереди красным бархатом. Цвета обивки можно менять.
В-33. Антошина лавочка.
Условия : Сколько человек могут сесть на лавочку одновременно (каждый кубик - сиденье). Сиденья и спинки с одной стороны - красные, с другой синие, а верх и торцы - желтые.
У-34. Почему кубиков с 1 красной гранью только 6? (По количеству граней куба.) Почему кубиков с 2 красными гранями - 12? (По числу ребер куба). Почему кубиков с 3 красными гранями - 8? (По числу вершин куба.) Почему кубиков без красных граней только 1? Сколько граней у одного кубика? Кто быстрее подсчитает, сколько красных граней на всех кубиках? Сколько всех граней на всех кубиках? Сколько граней у 6 кубиков, в 8, в 12 кубов, в 27?
У-40. Большой двухцветный куб.
Условия : нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая передняя и правая – красного . Возможно использовать и другие цвета .
Творческая разработка развивающей игры «Таблица сотен» Б.П.Никитин
Младший дошкольный возраст
Цель : Развивать у детей логико-математические способности ; знакомить с цифрами, умение соотносить количество с цифрами
Задания к игре : [pic]
1. Где нарисованы : 1 точечка,
2 точечки....
2.Найди цифры /1 ? 2? 3? 4?
3.Если нарисована 1 точечка? 2 точечки?..., какую цифру надо поставить рядом?
4. Сколько точек надо нарисовать, если это цифра 1 ;2 ; 3 ;
5.Посчитать от 1 до 5? 10
6.Кто быстрее покажет, где
нарисована цифра 1; 2; 3....? Посчитать точечки для проверки.
7. Сколько точек будет, если к одной точечки дорисовать еще одну, до двух - одну ?... Их стало больше или меньше ? Предложить пересчитать точечки. Показать цифру.
8. Найди столько предметов, сколько обозначает цифра 1; 2; 3....
9. Что бывает только одно ? по два ? три ? / Вспомнить предметы, явления, сказки/.
10. По памяти сказать, сколько точечек во второй клетке, первой, третьей ?....
Условия : выполняя эти задания, можно закрыть всю таблицу, кроме первой
Творческая разработка развивающей игры «Таблица сотен» Б.П.Никитин
Старший дошкольный возраст
Цель : Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Закрепить знания о цифрах ,умение оперировать числами, решать несложные математические задачи. Развивать у детей память , внимание, логико-математические и интеллектуальные способности.
Усложнения : Считать черные точки сверху, например 1+2+3.., а что стоят ниже – закрыть и наоборот.
2. Считать в обратном порядке от 10 до 0. От 20 до 10. От 100 до 80. Считать вперед.
3. Показать и назвать все цифры, которые они знают по порядку, вразнобой.
4. Сколько у нас разных цифр / знаков /?
5. Состав числа из единиц – единицы, десятки, сотни, тысячи
6. Назвать все числа в первой строке /сверху/, затем в других строках...
7. Не глядя в таблицу, сказать :
- какое число написано выше 9? Ниже?...
- какое число стоит справа от числа 2? Слева 16?
Условие : давать задание на любое число, даже,если нет числа «выше» или «ниже».
8. Сколько синих точек в таблице /красных, зеленых/ ? По сколько их написано?
9. Сколько в таблице всех цифр ?
10.Сколько будет, если добавить : 1+1=; 2+1=; 1+2+1=?....
Условие : сначала до складывания чисел, сложение можно проиграть с предметами: кубиками, яблоками, орехами...К числам перейти, если вы поймете, что ребенок осмыслил процесс предметно.
11.Какая разница между цифрой и числом?
12. Придумать новые творческие задания с числами, цифрами.
Творческая разработка развивающей игры «Точечки» Б.П.Никитин
Цель : Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста сенсорно-перцептивные способности, восприятие цвета, формы, наблюдательность, зрительную память, внимание, концентрацию взгляда; развивать микро-и макромоторику воспитанников; умение оперировать с числами, цифрами, решать несложные математические задачи.
[pic]
Рекомендации, как сделать игру :
Понадобится 44 квадрата (60х60мм) 4-х видов : красные, желтые, зеленые с черными точечками (5мм) и белые с черными цифрами.
На красных квадратах точки расположены по линии, на желтых – по треугольнику, а на зеленых – по окружности и посередине, как на картинке.
Младший дошкольный возраст
Задания игры :
1.Расположить квадраты по цвету.
Условие : Перевернуть все квадраты точечками кверху;
- собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло 4 столбика;
- разложить их в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета.
2.Разложить квадраты по цвету – желтые, зеленые, красные;
- найти в каждой строке квадраты без точек, положить их первыми слева, затем найти квадраты с одной точечкой , положить остальные рядом без счета;
- закрепить «один», «много».
3.Разложить красные квадраты по порядку правильно от 0 до 2, затем до 3;4...
Условие : закреплять навыки счета на других предметах.
Усложнения :
4. Когда ребенок научится считать в пределах 3-х; в пределах 5-ти, предложить разложить квадраты по цвету и найти нужную цифру. Считать в прямом, обратном порядке .
5.Найти квадраты с одним количеством точечек на желтых, зеленых, красных квадратах, обозначить нужной цифрой и наоборот.
6.Кто быстрее умеет разложить квадраты без счета по порядку наугад на глаз.
7.До какого числа умеет считать – правильно разложить от 0 до 5;6...
Условие : ждать, пока ребенок сам сделает следующий шаг
Старший дошкольный возраст
Задания игры:
1. Разложить все квадраты по порядку в пределах 10.
Условие : сначала 1 ряд с точечками, затем перейти к раскладыванию 2 и 3 рядов одновременно.
2. Найти «Кто быстрее?» где квадрат с 5-ю ( с 6-ю; 7-ю; 8-ю...) точечками?
3. Разложить все 44 квадрата по порядку.
Условие : - выдержать последовательность чисел
- каждая цифра должна быть в одной колонке с квадратами, где число точек равно числу, которое обозначено цифрой, т. е. 5 должно стоять в колонке с квадратами с 5-ю точками....
- разложить все квадраты по времени.
4. Разложить последовательный ряд в обратном порядке.
5. Между какими квадратами «живет» квадрат с 5-ю точками (6-ю; 7-ю;...).
6. Назвать соседей чисел .4.; .5.; .6.;.....
7. Убрать желтый квадрат без точки и 2 зеленых (ноль и одна точечка) –вопрос : сколько зеленых ( красных, желтых, белых) квадратов в одном ряду? В какой строке их больше?
Условие : для этого надо разложить все квадраты по порядку, а затем их считать.
8. Сколько точечек на 3-х первых ; на 2-х зеленых квадратах ; на 4-х ( 3; 2; 4 желтых, красных)?
Условие: сначала точечки надо пересчитать. Как считать быстрее и точнее?
9.Какие квадраты надо сложить по 2 вместе, чтобы стало в каждой паре квадратов по 10 точек ? (0+10; 1_9; 2+8; 3+7; 4+6; 5+5).
11. Какие квадраты надо сложить по 2, чтобы стало по 7 ; 8 ; 9 точек в каждой паре квадратов?
12.Возможно ли разложить все цветные квадраты в столбики по 10 точек в каждой? По 9 точек в каждой ( Отложитьв другую сторону лишь квадраты с 10 точками.). Сколько таких столбиков будет?
13. Чем отличаются квадраты всех 3 строк? (Цветом в каждой строке, количеством точек в квадратах одной строки, расположением точек на квадратах разных строк и др.).
14. раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
15. На наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
Творческая разработка развивающей игры «Сложи квадрат» Б.П.Никитин
Цель : знакомить детей с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учить развивать умение сложную задачау разложить на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Рекомендации, как сделать игру :
Для игры нужно 24 разноцветных квадрата из бумаги размером 80х80мм; разрезать квадраты на части по линиям на каждом квадрате. Разрезать квадрат на части, поставить на обратной стороны номер квадрата на каждую его часть. Экземпляр квадрата СК-1 не разрезать – это ключ к решению всех задач, чтобы своевременно воспроизвести квадрат, или найти части квадрата, которые потерялись. Каждый квадрат разложить в отдельный конверт.
Состав игрового материала.
Игра «Сложи квадрат» представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения. По словам Б. П. Никитина, «... в игре «Сложи квадрат» нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых – исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заранее легких и доступных задач, чтобы малыша можно было похвалить. [pic]
1. Сначала познакомить с экземпляром СК-1 и конверт квадратом С-2. Ребенок должен сам достать квадраты и предложить разложить их рядышком.
2. Если ребенок распознает цвета предложить: • Сложить квадраты в рамках, следуя порядку цветов солнечного спектра;
• Сложить квадраты в два столбика: отдельно «теплые», отдельно «холодные»;
• Сложить квадраты не в рамках, а на столе, на полу;
• Предварительно отобрав нужные детали, сложить один или несколько квадратов с закрытыми глазами;
• Сложить квадраты как можно быстрее, на время;
• Сложить квадрат из деталей разного цвета;
• Сложить квадраты из различных деталей игр «Сложи квадрат» разных уровней сложности
3. Можно предложить сразу 4 конверта.Ребенок сам должен достать квадраты из конверта, сам перевернуть цветной стороной вверх,сам подобрать части одного цвета, сам сложить квадрат из них, сам убрать их в конверт. [pic]
Усложнение : Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1-2 новейших, располагать как дорожку, большой квадрат (из 4; 9 или 16 ) или прямоугольник (6;8 10;12 частей ).
4.Можно перемешать части от нескольких квадратов, поместить их в один конверт, ребенок сам должен разобрать части сначала по цвету, а потом уже складывать квадраты, разбирая каждый столбик .
5.Когда ребенок начинает распознавать цифры,предложить ему разложить смешанные части квадратов в один пакет (5-10) :
Условие : разложить по цвету ; по порядку номеров.
6.Задания можно выполнять от СК-2 до СК – 15 с усложнением по мере того, как ребенок будет сам выполнять и осваивать составление квадратов из отдельных частей.
Усложнение :
7.Разобрать по цвету и разложить по порядку номеров все 23 квадрата, части которых все перепутаны.
8. Сложить квадраты по порядку , начиная с №1; 2; 3; 4...., а потом, начиная с конца, т. е. № 24; 23; 22..., чтобы сверху оказался целый квадрат СК1
9. Если ребенку надо овладеть номерацией чисел от 1до 24, можно изменить задание : перевернуть все части разрезанных квадратов цветом вниз, разложить квадраты не по цвету , а по номерам чисел на каждой части квадрата.
10. Если ребенок справился с самыми сложными квадратами, можно предложить задания по времени выполнения, на скорость – соревнования со всеми спортивными атрибутами.
11. Придумай сам. Из разноцветных элементов игры можно сложить контуры животных, птиц и людей, предметов домашнего обихода. Если дать волю фантазии, с их помощью можно создать целые картины: причудливые натюрморты и пейзажи, фантастические маски.
Тест – таблица соревнования детей по сложности задачи
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИГРОВОЙ ТРИЗ
«ПОДВОДНАЯ ОДИССЕЯ»
Цель:
Расширять знание детей об условиях жизни подводного мира.
Учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе схематического изображения, уметь связно и последовательно высказывать свои мысли, грамматически правильно строить умозаключения.
Развивать память, воображение, находчивость, сообразительность, логическое мышление.
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Ход занятия
1. Побеседовать с детьми о том, кто такие путешественники.
- На чем можно путешествовать?
Д/И «Хорошо - плохо» - доказать положительные стороны и отрицательные стороны транспорта.
2. Беседа о том, как неожиданно попало к детям письмо путешественника, который очутился на необитаемом острове.
- Как вы думаете, как он туда попал? Как он смог выжить на этом острове?
Что для этого нужно было сделать?
- Как он разводил огонь?
- Как вы думаете, ел ли путешественник Робинзон хлеб? Как хлеб мог попасть на остров, если раньше хлебные зерна никогда здесь не росли?
- Как Робинзон разводил хозяйство?
3. Рассказать о том, как он нашел целую кладку яиц. Что могло из них получиться?
Развивающая игра «Клумбовое яйцо». Из 10 частей «колумбового» яйца составить целое – то, что могло бы получиться из яйца / гусь, утка, петух, крокодил, змея, сова, попугай…/
- Что пригодилось бы путешественнику в хозяйстве?
- Помог ли океан выжить Робинзону? Какая опасность подстерегала его?
Как ловил рыбу. /Объяснить, как Робинзон готовил рыболовные снасти: гарпун, удочку/ Каких рыб вы, дети, знаете? Могли ли речные, озерные рыбы жить в океане? Почему? Может ли рыба иметь разную форму тела?
Предложить детям побыть немного Робинзонами и половить рыбу.
Определить форму пойманной рыбы, на что она могла бы быть похожа?
/ рыба-топорик, рыба-молот, рыба-пила, рыба-лопатка, рыба-меч, рыба-луна, рыба-шар, телескоп, помпон, рыба-лист, рыба-лира, рыба-кузовок…/
Физкультминутка
4. Обратиться к карте.
- Как Робинзон изобразил океан?
Везде ли вода в океане одинаковой глубины?
Подвести детей к тому, что на карте должны были быть отмечены глубоководные места, но их нет, потому что карта от времени сильно пострадала и ее надо отреставрировать, разрисовать, обозначить глубоководные места.
Дети решили нанести насыщенной голубой краской определенные места океана на карте и потом выявили определенные знаки на подводных скалах.
5. Просмотреть фрагменты телепередачи «Подводная Одиссея команды Кусто».
- Сияют ли под водой звезды?
- Растет ли под водой лес? И кто в нем живет?
6. Путешественник, когда нырял под воду все это видел и зарисовал на скалах, но рисунки смыло водой, остались одни знаки.
Развивающая игра ТРИЗ «Чудесные превращения».
Самостоятельная творческая работа детей.
Рассказы о рисунках.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
( логико – математическое и экономическое воспитание)
Тема: Интеллектульное кафе
Цель:
Познакомить детей с профессией коммерсанта-предпринимателя; дать детям элементарные и практические умения в сфере экономических отношений: закрепить знания детей о рекламе, ее оформлении и содержании. Продолжать учить детей навыкам устных вычислений, создать предпосылки для подготовки детей к усвоению таких идей информатики, как алгоритм, блок-схема, вычислительные машины. Развивать логику мышления, пространственное мышление, память, внимание, сообразительность в играх Б.П.Никитина "Уникуб", "Сложи квадрат", "Кубики для всех", а также в играх "Танграм", "Колумбовое яйцо", "Волшебный круг", "Что сначала, что потом", "Запоминай-ка", комбинаторику - "Фоторобот"
деятельности; воспитывать уважение к
к людям коммерческой профессии.
Оборудование: оформление - кафе (интерьер), геометрические фигуры для рекламы, буквы, цифры, уникуб, игра "Сложи квадрат", "Сложи узор".
"Танграм", "Колумбовое яйцо", "Волшебный круг", серии картинок . -для игры "Что сначала, что - потом", карточки со схемами для игры
"Запоминай-ка",части лица (форма лица, глаза, нос, губы, прически) для игры "Фоторобот" Б.П.Никитина, "Танграм" "Колумбовое яйцо", "Волшебный круг", "Запоминай-ка", "Что сначала, что потом", "Фоторобот"; умеют из слогов составлять слова.
Ход занятия
- В одном детском саду жили-дружили мальчики и девочки. Их группа называлась «Совенок». Они очень любили играть в различные развивающие игры, читать, считать, решать задачи, различные головоломки. Вокруг детского сада росли цветы, а назывался он ...?("Теремок")
- О ком я сегодня рассказала? Правильно, о вас ребята:
Есть в Шахтерске «Теремок» Он не низок , не высок. В нем играют и шалят 20 маленьких «совят». В нашей группе каждый рад В игры Никитина играть. С "Уникубом" мы знакомы, и "Танграмы» нам не новы, И конфеты из кулька посчитаем мы доста. А поможет детворе "Таблица сотен" на стене. Развивая творчество,ум и интеллект, Мы смело покоряем XXI век.
- Ребята, а вы знаете, кто такие предприниматели?
/Правильно, это люди, у которых есть свое собственное дело. Они открывают кафе, рестораны, магазины, ателье, оказывают различные услуги/.
- Как их можно назвать по-другому? /Бизнесмены, коммерсанты, купцы).
Узнали они о вас и решили открыть в вашем детском саду "Интеллектуальное кафе", пригласили гостей. Но для того, чтобы попасть туда, нужно оплатить вход, но сегодня оплатой будут не деньги, а ваши веселые, находчивые ответы, правильно решенные задания,
1. Задание: "Интеллектуальная разминка".
Кафе открывается.
Дети заказывают у столов заказов "угощение"
Задание №2 . Выложить из "Танграма", "Колумбового яйца", "Волшебного круга", "Уникуба", из"Кубиков для всех" из кубиков "Сложи узор", "Квадратов угощение».
Задание № 3. Предложить детям обсчитать стоимость угощения на вычислительных машинах, выполнить Арифметические действия.
Музыкальная разминка.
Пожелания предпринимателям, которые открыли кафе.
Пословицы. присказки про экономику:
- Бережливость – главная часть экономики. - Достаток начинается с бережливости. - - Хто дбає, той і має. - Беспокойся о запасе.
Старым вещам - новую жизнь.
Какими качествами характера должны обладать бизнесмены?
/Они должны быть умными, рассудительными, внимательными, они всегда умеют правильно оценить обстановку, найти выход из сложных ситуаций. Они всегда знают, что нужно желать сначала, что - потом.
- Ребята, а если бы я вам предложила серию картинок, вы бы смогли бы правильно оценить обстановку и разложить их в таком порядке "Что сначала, что потом?
Задание № 4, Д/У «Что сначала, что потом».
Д/У « Запоминай-ка» / Воспроизвести схематическое изображение предметов по памяти/.
Психогимнастика под музыку
- Ребята, а может существовать соперничество между предприятиями?
В деловом мире оно называется конкуренцией. Побеждает тот, у кого товар
качественней и дешевле, а магазин или кафе красивее и лучше.
Чтобы другим детям захотелось прийти в наше кафе, нужно создать рекламу,
Задание № 5. Предложить детям создать рекламу. Придумать название кафе, Из слогов составить название кафе :
чуд - чудесное, ИН - интересное, КА - кафе - «Чудинка»
ПОЗНАЙ - познавательное, КА – кафе- «Познайка»
ВЕС - веселое , НА – находчивое - «Весна».
Дети выбирают название «Познайка» и вписывают его в рекламу.
Музыкальная пауза.
Выступление диско группы "Совенок".
Задание № б.Предложить детям выяснить - Кто же хозяин кафе?
Игра "Фоторобот".
По фотороботу дети узнают воспитателя, и воспитатель угощает детей.
БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( от 4 - х до 5 –ти) С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ
Тема: «Веселая игротека
Цель:
• Учить детей применять свои знания при решении логических игровых заданий. Упражнять в умении мыслить с помощью анализа и синтеза, находить ответ путем сравнения и исключения с использованием геометрических фигур, схем и рисунков. Решать примеры на предметной основе, подводить детей к усваивание таких идей информатики, как алгоритм, блок - схема, счетные машины. • Учить детей выражать свои чувства; уметь психологически разгружать зерно. • Развивать логику мышления, память, внимание, воображение, пространственное мышление в играх Б.П. Никитина и других развивающих играх. Воспитывать умение нестандартно мыслить. Оборудование: Развивающие игры Б.П. Никитина, К.Крутий, Л.Ф. Тихомировой, "Скложи квадрат", "Уникуб", "Сложи узор", "Аналогии", "Что для чего нужно", "Что не подходит", "Продолжи узор", "Что запомнил", "Где какие фигуры лежат", "На какую геометрическую фигуру похоже?", "Счетные машины для решения примеров". Блок - схема по ТВРЗ; веревки для игры; игрушки.
Ход занятия Воспитатель: - Дети, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады, и как ведется в народе, гостям мы улыбнемя и пожелаем доброго дня. Для хороших людей много добрых слов можно сказать, добра, здоровья пожелать. Следует помнить народное поверье "Кто добра желает, тот много имеет." Всех приглашаем в нашу веселую игротеку. - Я очень волнуюсь, понравится ли наша игротека малышам.
Психолог: - Я думаю, что да, если они сообразительные, умные и любят решать сложные задачи. Сейчас проверим, какие вы, дети, внимательные.
Разминка. Игровое упражнение на внимание "Путаница".
На столе плавает стакан /стоит/.
На дереве лежит воробей /сидит/.
В аквариуме летают рыбы /плавают/. Воспитатель: - Молодцы, ребята, вижу вы любите играть. Но, посмотрите, в нашу игротеку ворвались забияки, все разбросали, игры перепутали. Что же они натворили?! Мы все так старательно обустроили, помогите, дети все привести здесь в порядок.
Дети садятся за столы и выполняют задание развивающих игр: ""Аналогии", "Сложи узор", "Уникуб", "Что не подходит", "Найди продолжение", "Что сначала, что потом", "Сложи квадрат", "Точечки"
. Воспитатель - Молодцы, дети вы все привели в порядок. А сейчас надо подсчитать, какие убытки получила наша игротека от действий забияк
/Задание: Решение примеров в игре „Вычислительные машины"./
Психолог.- Мне очень нравится, как вы хорошо работали, но я вижу, что ваши глаза грустные. Не расстраивайтесь. Я научу вас выражать свои чувства. /Психологические упражнения в уголке эмоций. Игра „Превращение", разъяренная пчелка; печальное дерево; веселые котята. Корреспондентское интервью:
"Почему, пчелка, ты такая обозленная?", "Почему ты жужишь?", "Почему ты жалиш?", "Дерево, дерево, почему ты такое грустное?", "Почему ты опустило ветви?", "Почему котята веселятся?", "Почему у тебя лапки – царапки?" Воспитатель. Ой, какие красивые котята, а где же мох дети? Сейчас я хлопну в ладоши, и котята снова станут детьми, потому что у меня для них есть сюрприз. (Воспитатель хлопает в ладоши и предлагает детям новую игру). Подвижная игра: "Что перепутал художник?" ( движения – внимание) Воспитатель. В нашей игротеке есть большая веревка, как можно с ней играть, как ее можно использовать в жизни? ( прыгать через нее, играть в лошадки, вешать белье, флажки...) Но шкодники порезали ее на куски, что же нам с ней делать, как с ней играть? Дети придумывают новую игру: « На какую геометрическую фигуру похоже?» ( Морковь, елка, солнышко, печенье. флажок. Дети с веревки выкладывают треугольники, квадрат, круг, прямоугольник, овал). Психолог. Физкультурная разминка. Психологическая разгрузка. Воспитатель. Мы в нашей игротеке все красиво убрали, играли, танцевали, выполняли задания. А кто же те шкодники, что натворили беспорядок? Вы знаете дети? Психолог. Я была внимательна давно догадалась и заметила, кто это. Я думаю, что вы тоже их узнаете, если внимательно рассмотрите схему, которую я вам нарисовала. Я вам предлагаю описать и расшифровать ее. Работа со схемой ТРИЗ : цвет, размер, материал, функция,из каких частей состоит предмет. Дети выбирают геометрические фигуры и из них составляют предмет – оказывается, что это - мыши.
- Если вы будете внимательными, то найдете этих шкодников у нас в игротеке, потому что они спрятались.
Игра «Найди предмет», «Найди лишний предмет».
Кроме мышей, дети находят кота, слона.
- Вот такие балованные эти мыши, но вы их, дети, простите, мы их научим правильно себя вести в нашей игротеке, играть, а после игр наводить порядок в группе, в игрушках, не ломать их, сохранять. Психолог : Мне очень понравилось, дети, как вы сегодня играли, выполня задания, приобрели новых друзей. Подойдите ко мне, вижу, что вы очень любите игрушки, возьмите каждый свою любимую игрушку
Психогимнастика, психологическая разгрузка: «Моя любимая игрушка».