Игры с блоками Дьенеша.
«Угадай цвет»
Цель: Учить детей выделять и называть отдельные свойства блоков.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Каждый ребёнок выбирает понравившийся ему блок. По сигналу ведущего «красный(синий, жёлтый)» дети поднимают блоки названного цвета. Аналогично проводятся упражнения на выделение других признаков- формы, величины и толщины.
«Давайте познакомимся»
Цель: Упражнять детей в выделении и названии объёма свойств.
Материал: Набор блоков Дьенеша. [pic]
Ход игры:
Дети встают в круг, у каждого свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, нужно назвать «полное имя» блока, т. е. перечислить весь объём его свойств(толщину, цвет, форму, размер).
«Помоги Чебурашке»
Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.
Материал: Набор блоков Дьенеша, игрушка Чебурашка.
Ход игры:
На день рождения Чебурашке подарили интересную игру. Он начал играть и запутался. Воспитатель предлагает рассмотреть игру и помочь ему разобраться как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены.Необходимо заметить ошибку, исправить её и объяснить. Ответ адресовать Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, в группе фигур синего цвета- красная, в группе больших фигур- маленькая и т. п.
«Лабиринт»
Цель: Учить детей «читать» знаки-символы(признаки геометрических фигур- цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически-действенное мышление.
Материал: Лабиринт из белых полосок бумаги, «домик» с игрушками, набор блоков Дьенеша, карточки с кодами геометрических фигур.
Ход игры:
На полу находится лабиринт, в конце которого домик, где лежат любимые игрушки. Чтобы дойти до этого домика, нужно на повороте взять ту фигуру, которая описана знаками. Из нескольких предложенных фигур выбирается одна.
«С двумя обручами»
Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать по двум свойствам.
Материал: Два обруча, набор блоков Дьенеша, кодовые карточки.
Ход игры:
У каждого ребёнка в руках геометрическая фигура. Воспитатель вместе с ребёнком описывает чью-нибудь геометрическую фигуру. Воспитатель описывает словами, а ребёнок под диктовку выкладывает карточки со знаками (признаки фигуры). Затем воспитатель предлагает поиграть в игру с двумя обручами. Перед детьми два обруча(синий и красный), в каждом обруче кодовые карточки. Дети раскладывают свои блоки в нужный обруч.
Усложнение: Дети вспоминают какими карточками обозначают отрицание «НЕ».Воспитатель показывает детям два листа с изображением кругов и карточек с кодом. Необходимо нарисовать в каждом круге нужные фигуры.
«Вырастим цветы»
Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в составлении из частей целого. Закрепить знание цифр от одного до десяти. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.
Материал: Набор блоков Дьенеша, стебли и листья цветов из цветной бумаги, кодовые карточки, шапочка зайца, корзинка.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть на солнечной полянке, цветочной полянке. Дети приходят на полянку, но она оказалась пустой: кто-то сорвал все цветы, и пропала красота полянки. Вместе дети думают, как вернуть ей красоту. Вдруг появляется зайчик и предлагает вырастить цветы, но не обычные, а волшебные. В корзинке у зайца есть волшебные блоки и карточки с помощью которых цветы оживут. Дети «читают» код каждого блока и находят нужные фигуры. Отгаданные фигуры располагают в виде лепестков на краю стебля. После окончания работы полянка ожила цветами. Воспитатель подводит вместе с детьми итоги, спрашивает, что понравилось, какая полянка получилась. Можно предложить детям в свободной деятельности нарисовать такие же цветы на бумаге.
«Волшебное дерево»
Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
Материал: Наглядность с изображением дерева без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур-листьев, набор блоков.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет листочков соответствует цвету веточки. Дети выбирают нужную геометрическую фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращая внимание на символы фигур-листьев.
«Украшаем ёлочку мы в просторном доме»
Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать воображение, фантазию. Развивать мелкую методику.
Материал: набор блоков, кодовые карточки. [pic]
Ход игры:
Готовясь к Новому году, на занятии по аппликации дети сделали каждый для себя ёлочку из зелёных треугольников. Воспитатель предлагает детям украсить ёлочки необычными игрушками. Для этого можно воспользоваться блоками. Каждую игрушку нужно вначале расшифровать с помощью кодов, а затем украсить ёлочку по своему желанию.
«Пирамида».
Цель: закрепить представления детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовое слово. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.
Материал: набор блоков, кодовые карточки.
Ход игры:
Однажды Ваня сидел за столом и играл в очень интересную игру, которую ему купил папа. Он строил пирамиды из блоков. Это было непросто. Ведь каждый блок в пирамиде нужно было расшифровать с помощью кодовых значков. Ему уже оставалось совсем немного достроить, когда кот Василий вскочил на стол и решил помочь Ване. Он лапкой всё смахнул на пол. Воспитатель предлагает построить несколько видов пирамид и тем самым помочь Ване, используя кодовые обозначения, дети строят пирамиды.
«Улитка»
Цель: упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением спирали, набор блоков.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям построить домики для улитки из волшебных фигур. Домик получается нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Аналогично проигрывается игра «Хоровод». Меняются условия игры: блоки выкладываются по кругу. Последний блок должен совпасть с первым блоком по одному какому-либо признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.
«Рассели жильцов».
Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: набор блоков, изображённый на ватмане многоэтажный дом.
Ход игры.
В группе детского сада жили-были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было тесно и темно. И дети вместе с воспитателем решили поселить их уютном многоэтажном доме. Для каждой фигуры определён этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж.
«Помоги муравьишкам».
Цель: развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.
Материал: набор блоков, коробочки с прорезью.
Ход игры.
Перед детьми выложены блоки (муравьишки). Воспитатель рассказывает детям историю о том, что у мамы муравьихи много детей – весёлых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые, даже теряются в большом лесу. Решила мама научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей. Ребёнок получает домик. Ведущий называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках(красные), а дети прячут в свои домики соответствующие блоки. В конце домики открывают и проверяют, не попал ли туда муравьишка другого цвета.
При усложнении игры ведущий называет сразу два свойства, три свойства. Каждый раз перед детьми ставятся привлекательные игровые задачи. Роль ведущих исполняют сами дети.
«Необычные фигуры».
Цель: развитие способности к анализу, абстрагированию. Учить строго следовать правилам при выполнении цепочки действий. Развивать логическое мышление, воображение.
Материал: набор блоков, таблицы с правилами построения фигур.
Ход игры.
В городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигуркам превратится в необычные, сложные. Правила таких превращений записаны на таблицах. Воспитатель показывает таблицу, помогает выяснить на какое свойство фигур надо смотреть, с какой фигуры начинать строить необычную. По окончании работы дети сравнивают фигуры, находят неточности, устанавливают, на что или на кого они похожи.
«Домино».
Цель: развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал: набор блоков.
Ход игры:
В игре участвуют четыре человека. Фигуры делятся поровну между игроками. Правила игры: прикладывать к выложенным фигурам только фигуры другого цвета. Тот кто первым выложит все фигуры, становится победителем.
Усложнение: в правилах игры указываются два свойства(три свойства).
«Найди пару».
Цель: развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
Материал: набор блоков.
Ход игры:
В игре участвуют пять, семь человек. Один набор у ведущего в мешочке, второй у игроков. Фигуры – зайчата: у игроков- зайчата – девочки, у ведущего – зайчата-мальчики. Игровая задача заключается в том, чтобы помочь каждому зайчику-мальчику найти свою сестру. Ведущий называет, чем похожи братья и сёстры(цветом, формой, размером). Тот, кто быстрее составит пару, забираете себе.
Усложнение: пары составляются на основе сходства или различия по двум, трём свойствам. Дети сами придумывают правила игры.
«Поймай тройку».
Цель: развивать умение сравнивать.
Материал: набор блоков.
Ход игры:
Ведущий перемешивает фигуры и ставит их стопкой, затем снимает две верхние и кладёт их на стол. Первый участник берёт верхнюю фигуру, прикладывает её к паре на столе и ищет, чем похожи все три фигуры. Если он находит общее свойство, то забирает их себе, если общего свойства нет, то последнюю фигуру он кладет вниз стопки. Выигрывает тот, кто соберёт больше фигур.
«Загадки без слов».
Цель: развитие умений расшифровывать(декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениями.
Материал: набор блоков, карточки с обозначением свойств.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки; «это загадки без слов. Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры». Для поддержания интереса у детей взрослый ставит перед детьми разные игровые задачи (собрать белочке съедобные грибы, найти любимое печенье Вини-пуха, помочь спрятаться мышатам от проказника кота).
Усложнение: загадывающий предъявляет сразу две карточки с совместимыми свойствами(три карточки).
«Где спрятался Джерри».
Цель: развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать её.
Материал: логические блоки, карточки с изображением свойств, плоскостное изображение мышонка.
Ход игры:
Перед детьми выкладывают 10-12 блоков. Дети отворачиваются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети поворачиваются обратно. Ведущий показывает карточку, на которой обозначено свойство того блока. Дети по очереди ищут. Тот, кто находит мышонка, становится ведущим. Игра продолжается.
«Сократи слово»
Цель: развитие логического мышления, внимания, умения строго выполнять правила при выполнении действий.
Материал: логические блоки, таблицы.
Ход игры: [pic]
Перед детьми 7-8 блоков, выложенных в произвольном порядке. Это слово, которое нужно сократить по правилам. Дети с воспитателем выясняют, что означает каждое правило.
Правило 1. если в слове кружок стоит слева от квадрата, то их нужно поменять местами, применить это правило, столько раз, сколько это возможно. Затем перейти к правилу 2.
Правило 2. если в слове рядом два кружочка, то их надо убрать. Применять правило столько раз, сколько это возможно, затем перейти к правилу 3.
Правило 3. если в слове рядом два квадрата, то их надо убрать. Применять это правило столько раз, сколько это возможно.
Затем дети сокращают слово из квадратов и кругов по этим правилам в направлении слева на право. Начинают всегда сокращать с правила 1. в конце выясняют, что же осталось от длинного слова. Для повышения интереса , детям рассказывают увлекательные сюжетные ситуации, игровые задачи.
Усложнение: увеличивают количество блоков в словах, предлагают новые варианты правил, предлагают детям самим придумать новые правила сокращения слов.
«Построй дом».
Цель: развитие логического мышления, внимания.
Материал: набор блоков, 4 карточки-домика, мешочек, прямоугольники по размеру клеток на карточке.
Ход игры:
В игре принимают участие пять человек: ведущий и строители. У ведущего мешочек с фигурами. У каждого строителя карточка-домик и прямоугольники-кирпичи. Задача строителей – построить свой дом.
Ведущий по очереди вынимает из мешочка фигуры, называют их форму. Тот, кто находит соответствующее значение на карточке, закрывает его прямоугольником-«кирпичиком». Тот, кто первым правильно закроет все знаки на своей карточке (построит свой дом), становится ведущим.
Можно предложить детям варианты карточек, которые потребуют ориентировки на другие свойства (цвет, размер).
Усложнение: используются карточки, которые требуют выделение двух свойств, которые требуют на три свойства.
[pic]
Вся методика профессора основана на различных играх и подходит для детей разного возраста. К примеру, ребёнку которому исполнилось три года подойдут различные упражнения с использованием предметов (ему предлагается найти фигуры по одинаковым параметрам: размеру, цвету, толщине). С такими детьми можно поиграть в игру под названием: «Найди и покажи». Суть игры заключается в следующем: ребёнку предлагается выбрать из пяти фигур ту фигуру, которая отличается от всех (это могут быть 4-ре квадратика и один кружок). Или предлагают найти одинаковые фигуры (малышу показывают квадратик и просят найти точно такие же квадратики среди 10-ти различных фигур).
Следующая игра называется «Домино». Можно играть одновременно с несколькими малышами. Для этого нужно взять равное количество геометрических фигур и поделить между участниками (у каждого участника должен быть набор из нескольких треугольников, квадратиков и кружочков), затем нужно определить поочерёдность ходов, согласно которой игроки будут ходить, и начинается игра. Первый игрок кладёт, например, треугольник, а следующий игрок должен подставить тоже треугольник, но если у него его нет, то он пропускает ход. Так продолжается, пока треугольники не закончатся у всех игроков, далее пойдут в ход другие фигуры. Выигрывает тот ребёнок, у которого одного из первых заканчиваются все геометрические фигуры.
Следующая игра, называется «Цепочка». Малышам нужно собрать цепочку из геометрических фигур одного цвета или одной формы. Ещё одной из вариаций этой игры является игра с названием «Второй ряд». Маме малыша нужно будет выстроить ряд из различных геометрических фигур. После того, как она это сделает, нужно будет объяснить малышу, что от него требуется ниже этой линии из фигур построить свою линию так, чтобы под каждой маминой фигурой (например, жёлтым треугольником) ребёнок поставил противоположную фигуру такого же цвета (жёлтый круг, квадрат или овал).
С малышами можно так же поиграть в игру «Разделение фигур». Для игры нужно взять разные предметы, например, куклу, мишку, машинку и разные геометрические фигуры. Теперь перед [link] заслуживает самого пристального внимания родителей.
Пособие состоит из 48 элементов, которые различаются четырьмя свойствами:
[pic]
Толщиной – тонкие и толстые.
Цветом – желтые, красные, синие.
Формой – круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные.
Размером – маленькие и большие.
Карточки с символами свойств.
[pic]
На карточках условно изображены свойства блоков – цвет, форма, размер, толщина. 11 карточек подтверждают наличие у фигуры того или иного свойства (например: синяя), и 11 карточек, которые указывают на отрицание какого либо свойства (например: не квадратный). Знакомство с этими символами очень важная ступень в освоении знаковой культуры.
Логические кубики. [pic]
5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков. Кубики помогут ребенку придумать разные игры, также они в свою очередь будут полезны для овладения навыками кодирования и декодирования.
Схемы алгоритмы.
[pic]
Карточки с изображением предметов для игры в магазин и поезд. [pic]
В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр.
С логическими блоками ребенок выполняет много действий: меняет местами, убирает, выкладывает, ищет, делит, сравнивает.
Пособие впервые познакомит ребенка с понятиями кодировка информации, алгоритмы, логическая операция.
Игры разовьют комбинаторику, аналитические способности, умение выделять различные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие. Обобщать по нескольким свойствам, разовьют память, воображение, творческие способности, научат сравнивать, анализировать, классифицировать.
С совсем маленькими детьми занятия эффективны при ознакомлении с геометрическими фигурами, формой и размером предметов.
Примерные варианты игр с блоками.
Поиск одинаковых фигур.
Играть можно даже с малышами. Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.
Угости игрушку.
Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.
Домик.
Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться какого цвета фигура должна быть в этой комнате.
Найди такой же.
Покажите ребенку любой выбранный блок и попросите его найти такой же. Можно усложнить задание и искать фигуры по двум одинаковым признакам ( толщине и цвету).
Что лишнее.
Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.
Игра с кругом.
Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.
Дорожки.
Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).
Покажи не.
Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
Цепочка.
[pic] Научите выкладывать блоки с определенной последовательностью: синий, красны, синий, красный. Или круг, треугольник, круг, треугольник. Добавьте третью фигуру. Вы можете усложнить задание – выложить цепочку, но пропустить середину. Предложите собрать дорожку, чтобы каждая следующая фигура отличалась от предыдущей одним признаком.
Когда ребенок освоит простейшие логические операции – переходите к более сложным задачам.
Угадай- ка.
Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.
Группы.
Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и к второму кругу. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.
Разгадывание фигуры по знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.
Магазин.
Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка «синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.
Архитектор.
Ребенок должен разработать проект детской игровой площадки. Материал для постройки выбирается в строгом соответствии с правилами. Например: ре6енок берет любой блок. Допустим синий большой толстый блок. «Начало» подскажет, откуда мы начинаем строить. В ромбе вопрос: красный ваш блок? –нет, двигаемся направо. Вопрос второго ромба – круглый ваш блок? – нет, попадаем на конец схемы . Этот блок может использоваться при постройке.
По аналогии Вы можете придумать свои, новые варианты игр, есть также специальные альбомы, с которыми ваши занятия станут намного легче, так как там уже есть специально подобранные по возрасту варианты игр.