Программа "Ритмопластика для детей 2-4 лет".
Пояснительная записка.
Программа имеет художественную направленность.
По целевой установке - модифицированная, автор-составитель педагог дополнительного образования Ивлева Анна Вадимовна
Данная программа имеет физкультурно-оздоровительную и музыкально-эстетическую направленность. Она входит в комплексную программу школы раннего развития “Цыпленок”. Предназначена для детей 2-4 лет вне зависимости от их начального уровня развития и музыкально - двигательных навыков.
Актуальность. Малыши до 3 лет очень воспримчивы к музыке, любят и хотят двигаться. Это сензитивный период для развития музыкальных и физических способностей и важно не упустить его. Но, по моим наблюдениям, до 2-х лет движения спонтанны и трудно управляемы, дети еще очень привязаны к маме и именно родители имеют большое влияние на развитие ребенка в этот период (движение под музыку уже с рождения, пение колыбельных и не только). Начиная с 2-х лет, они уже начинают воспринимать педагога, пока еще через маму, но уже отдельно от неё.
Ритмопластика вбирает в себя множество средств для всестороннего развития малышей 2-3 лет: это и пластика, и развитие музыкальных способностей, чувство ритма, и физическое развитие (крупная и мелкая моторика), и эстетическое представление через движение,и расширение кругозора, и приобщение к отечественной и зарубежной музыкально-игровой культуре. При этом легко можно использовать игру, что особенно важно для данного возраста. В яркой образной форме обучение по программе должно способствовать разрешению проблем физического (владение своим телом), эмоционального (сопереживание музыке, выразительность движений и мимики), социального (развитие навыков общения и работы в коллективе) развития, а также всеобщему оздоровлению организма.
Цель- Осуществление общего развития через приобщение к культуре движения средствами ритмопластики и формирование у детей интереса к музыке и ритмике, потребности в движении под музыку.
Задачи
Образовательные:
- Формировать основы простейших движений (из области хореографии, ритмики, стретчинга, гимнастики, обще-физической подготовки).
Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
Выявить и развить музыкальные, творческие и физические способности ребенка в соответствии с его индивидуальностью;
Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, правильную осанку;совершенствовать работу органов дыхания и кровообращения; развивать скоростно-силовые и координационные способности.
Воспитательные:
- Приобщить ребенка и его семью к культуре движения;
- Формировать чувства взаимодействия с другими;
- Формировать нравственно - волевые качества: трудолюбие, настойчивость в достижении целей, выдержку, уверенность в себе, в своих силах.
Условия реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на 2 года по 62 учебных часа, занятия начинаются с 1 октября и заканчиваются 15 мая. Занятия с детьми проводятся два раза в неделю по 20-25 минут. В группы принимаются все желающие дети 2-3 лет, не имеющие медицинских противопоказаний ( необходимо предоставить справки от педиатра или ортопеда о здоровье ребенка).Малыши могут вливаться в группы и на втором году программы, если они справляются с требованиями программы. Родители могут присутствовать на занятии и даже участвовать в некоторых упражнениях .Постепенно, если ребенок уже согласен заниматься без них, родители могут оставаться за пределами учебного зала.
Помещении должно быть достаточно просторным с зеркалами. В каждой группе занимается не более 9 детей.
Техника безопасности.Перед началом занятий необходимо объяснить детям и родителям правила поведения поведения в доме творчества и в зале для занятий.
-В кабинет заходить только приглашению педагога;
-не бегать по коридорам и по кабинету;
-не трогать магнитофон и наглядные материалы;
-не толкаться во время движения по залу;
-соблюдать очередность в некоторых заданиях
родители должны это контролировать и помогать педагогу во время занятия, особенно первое время, т. к. дети еще слишком непосредственны .
Принципы построения занятий
Контрастность смены заданий (чередовать различные по характеру этюды и игры).
Наглядность – использование атрибутов, ярких и интересных пособий и игрушек, картинок. На протяжении всего урока педагог должен участвовать во всех играх и этюдах, потому что исполнительская деятельность малышей основана на подражании взрослым.
Образность объяснений и замечаний (прием подтекстовки движений, голос педагога должен создавать образы персонажей урока, т. к. дети этого возраста очень чувствительны к интонации и различают малейшие ее оттенки).
Быстрый темп урока, чтобы не потерять внимание детей. Стараться избегать пауз между движениями и играми, дети отдыхают не в промежутке между движениями, а в процессе смены деятельности и игр.
Осваивая новые движения, повторять их не долго, а часто, небольшими порциями в течении всего урока как элемент игры.
Учебно-тематический план.
Первый год обучения.
- № п/п
Разделы и темы (этапы образовательного процесса).
Всего
количество часов
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Игроритмика.
7
5
2
3.
Строевые упражнения
5
4
1
4.
Танцевально-ритмическая гимнастика.
7
5
2
5.
Образные танцы.
7
5
2
6.
Игровые танцы.
7
5
2
7.
Пальчиковая гимнастика.
4
3
1
8.
Элементы актерского мастерства (маски «радость», «хитрость», «обида»).
3
2
1
9.
Упражнения на укрепление позвоночника и опорно-двигательной системы, стретчинг .
7
5
2
10.
Игровой самомассаж, дыхательная гимнастика,
7
5
2
11.
Музыкально- подвижные игры
6
5
1
12.
Итоговое занятие
1
1
Всего
46
16
Всего 62 часа
Второй год обучения
№ п/п Разделы и темы (этапы образовательного процесса).
Всего
количество часов
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Игроритмика.
6
5
1
3.
Строевые упражнения
6
5
1
4.
Танцевально-ритмическая гимнастика.
7
6
1
5.
Образные танцы.
8
7
1
6.
Игровые танцы.
8
6
2
7.
Пальчиковая гимнастика.
4
3
1
8.
Упражнения на развитие ролевого и эмоционального поведения (маски «радость», «хитрость», «обида»).
4
3
1
9.
Упражнения на укрепление позвоночника и опорно-двигательной системы, стретчинг .
6
5
1
10.
Игровой самомассаж, дыхательная гимнастика,
4
3
1
11.
Музыкально- подвижные игры
6
5
1
12.
Итоговое занятие
1
1
Всего
50
12
всего 62 часа
Содержание программы.
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми ( песенки и стихи для налаживания контакта («Ладошка»)) Рассказ о том, чем мы будем заниматься, объяснение правил поведения на занятиях.
2. Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Хлопки в такт музыке, ходьба, сидя на стуле. Акцентированная ходьба. Движения руками в различном темпе. Различие динамики звука “громко – тихо”. Выполнение упражнений под музыку.
3. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и в колонну по команде, передвижение в сцеплении, построение в круг и передвижения по кругу в различных направлениях за педагогом, перестроение из одной шеренги в круг.
4. Танцевально-ритмическая гимнастика. Специальные композиции и комплексы упражнений: «Да-да-да!», «Поезд», «На крутом берегу», «Большой олень», «Хоровод».
5. Образные танцы. Танцы с использованием положений рук, характерных для образов животных, изображение различных игрушек: “Плюшевый медвежонок”, “Лошадки”, “Белочка” и т. п.
6. Игровые танцы.
Хореографические упражнения. Полуприседы, подъемы на носки. Свободные, плавные движения руками, стойка руки на поясе и за спину. Комбинации хореографических упражнений.
Танцевальные шаги. Шаг сноска, на носках, на пятках, пятясь назад, топающий шаг, с высоким подниманием колена, легкий ритмичный бег (в различных образах).
Ритмические танцы. “Мы пойдем сначала вправо”, “Танец сидя”, “Если весело живется”, Чебурашка”, “Лавота”.
7. Упражнения с предметами: с погремушками, с мячами, с игрушками, с ложками, с цветами и т. д.
8.. Пальчиковая гимнастика. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: сгибание и разгибание, приведение и отведение, противопоставление пальцев рук при работе двумя руками и одной рукой. Игры – потешки со стихами. Выполнение фигурок из пальцев.
9. Упражнения на укрепление опорно-двигательной системы, стретчинг.
упражнения без предмета: основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами, полуприсед, упор, присев, упор, лежа на согнутых руках, положение лежа;
игровая пластика : специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях, акробатика и стретчинг;
физические упражнения на развитие меткости, ловкости, равновесия, скорости и прыгучести с использованием спортивных снарядов и инвентаря (мячи, обручи, гимнастические скамейки, кубы, гимнастическая стенка, веревки), игры на скорость.
10. Игровой самомассаж, дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление мышц. Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме, дыхательные упражнения, игры на расслабление и напряжение: “бревно – змея”, “ледяные скульптуры”.
11. Музыкально-подвижные игры. Подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений: “Отгадай, чей голосок”, “Найди своё место”, “Попрыгунчики – воробышки”, “Цапля и лягушки”, “Мы – веселые ребята”.
12. Упражнения на развитие ролевого и эмоционального поведения. Упражнения на развитие умений выражать эмоции в мимике и пантомимике (радость, грусть, страх и т. п.), изображение животных, пластики людей (бабушка, солдат, кукла и т.п.)
13.Итоговое занятие .Заключительное, на котором делаются выводы о проделанной за год работе.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения (2-3 года).
Занимающиеся понимают назначение спортивного или гимнастического зала и правила поведения в нем.
Умеют ориентироваться в зале, строится в шеренгу и двигаться в различных направлениях.
Умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку,а также хлопать и топать в такт музыки.
Дети этого возраста различают яркий контаст в музыке (Веселая – грустная, быстрая – медленная).
Не боятся активно, но упорядоченно двигаться, прыгать, лазать по лестнице, кидать мяч, управляют своми мышцами на уровне “напряжение – расслабление”.
Лучше развита мелкая моторика, владеют разнообразными движениями рук, характерными для образов животных.
Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений,фигуры и т. д.).
Воспризводят несложный сюжет под музыку, согласуя движения с её характером (“Игра в снежки”. “Напечем пирожки” т. п.).
Второй год обучения (3-4 года).
Дети имеют представление о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики.
Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года обучения под музыку.
Могут воспроизвести в движениях характер более сложной и менее контрастной двух- и трехчастной музыки.
Самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают соответствующие движения.
Владеют прыжками разных видов (умеют отталкиваться от опоры, помогая себе взмахами рук, а также мягко приземляться, сохраняя равновесие).
При метании предметов в результате укрепления пальцев рук и кисти, развития координации движений, глазомера приобретают способность регулировать направление полета и силу броска. Однако ловля предмета еще затруднительна.
Формы подведения итогов.
Итоги подводятся два раза в год – в конце декабря и в середине мая в дни декад открытых дверей в форме открытого занятия, где ребята кроме знания и умения в показе могут продемонстрировать уверенность (или неуверенность) в своих силах. А само открытое занятие и его атмосфера несут радость и творческое удовлетворение для них.
Методическое обеспечение.
Наглядные методы обучения.
Словесные методы обучения.
объяснение;
анализ структуры музыкального произведения;
прием подтекстовки, то есть, танцуя, проговаривать движение вслух;
Практические методы обучения.
Репродуктивные методы.
Поскольку повышенное внимание детей связано с эмоциональным отношением к окружающей среде, то уроки должны быть тематическими, проводиться в форме путешествий, сказок как формы коллективной работы. Все части урока должны быть связаны единым сюжетом (например, урок –путешествие «Колобок»). Яркость и непосредственность впечатлений вызовет интерес к занятию и сконцентрирует внимание детей. Воображение в этом возрасте неотделимо от игровых действий и является непроизвольной, непосредственной реакцией на ситуацию, поэтому, чем больше фантазии применять, «обыгрывая» такие простые движения как шаги и бег, тем старательнее и правильнее малыши исполнят их.
Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня, динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. Результаты не разглашаются, а заносятся в личные карточки детей (Приложение 1.), которые хранятся у педагога и используются для анализа динамики и выстраивания индивидуальной работы.
Критерии оценки уровня музыкального и психомоторного развития.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений – музыке (в процессе самостоятельного исполнения, без показа педагога).
5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения в ответ на звучание каждой части музыкального произведения;
4-2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения не всегда совпадают с движениями;
0-1балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность и т. д.). Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям по пятибалльной системе (от Э-1 до Э-5).
Творческие проявления –умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные па. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности малыша самим процессом движения под музыку.
Степень выразительности, оригинальности оценивается педагогом в процессе наблюдения по пятибалльной системе.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно – это свидетельствует о высоком уровне внимания, оценка – 5 баллов. Если малыш выполняет композицию с некоторыми подсказками – оценка от 2 до 4 баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания оценка составляет 0-1 балл.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти – музыкальная, двигательная, зрительная.
Как правило, детям необходимо шесть – восемь повторений композиции вместе с педагогом, чтобы запомнить последовательность упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с трех – пяти исполнений по показу – это показатель высокого уровня развития памяти, оценка - 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 0-2 баллов.
Подвижность (лабильность) нервных процессов – проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т. д.
Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечается как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечается как повышенная возбудимость.
Оценки: N – норма (5 баллов), В (возбудимость), З (заторможенность) –от 1 до 4 баллов (В-1, В-2, З-1, З-2 и т. д. – в зависимости от степени выраженности данного качества).
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «мостик» и др.), от 1 до 5 баллов.
Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге, в гимнастике, в танце. Оценивается по пятибалльной системе с учетом подбора доступных по сложности композиций.
Скорость – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок.
Прыгучесть – это способ координировать свои движения, владеть своимтелом и сознанием в полете, начиная с разбега или толчка до полного приземления.
Меткость – это способность посылать предмет в намеченную цель или даль.
Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями (быстро обучаться), быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ребенок должен проявлять сообразительность, увертливость, умение ловко передвигаться между предметами и игроками, быстро и безошибочно переключаться с одного вида движения на другое по звуковому сигналу или по правилам игры. Преодолевая на пути все препятствия. В качестве средствопределения ловкости могут выступать различные подвижные и спортивные игры.
Чувство равновесия – это способность сохранять устойчивое положение тела при любых движениях и позах.
Умение владеть своим телом – своевременная группировка и расслабление мышечной и нервной систем, координация собственных движений. Включает в себя все предыдущие физические качества, а также психологические: внимание, быстроту мышления и реакции, наглядно-образное и логическое мышление, силу воли, смекалку и находчивость.
Учебно-материальная база
Для занятий небходимо просторное помещение с зеркальной стеной. Пол нескользкий.
1.Магнитофон. диски.
Игрушки в виде зверей.
Мячи разного размера, обручи, гимнастические палки, скакалки.
Ковер для занятий на полу.
Атрибуты для танцев: платочки, ленты, цветы, ложки, погремушки, бубны , колокольчики.
Детские стулья.
Карточки с изображением различных предметов.
Гимнастические скамейки, кубы,конусы, шведская стенка.
Каждый учащийся должен приходить на занятие в удобной для движений форме (футболка, шорты, носки), волосы у девочек необходимо аккуратно убирать, чтобы они не падали на глаза.
Список литературы, рекомендуемый родителям в помощь для освоения программы.
Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной: Пер. с чешск./ Предисловие З. Кузнецовой. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 104с., ил. – (Физкультура и здоровье.)
Красикова И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трех до семи лет. – 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с., ил.
Крупенчук О. И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 32с. ил. – (серия «Готовимся к школе»).
Масару Ибука. После трех уже поздно. – М.: Знание, 1992.- 96с.
Никитина Л.А. Мама и детский сад: книга для воспитателей д/с и родителей.- М.: Просвещение, 1990. –98с.
Никитин Б. П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 221с.
Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: КРИСТАЛЛ. – 336 с., ил.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л. П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 44с.: ил.
Шварценегер А. Арнольд детям от рождения до 10 лет / Пер. с англ. СПб: 1993, 191с., ил.
Список литературы, рекомендуемый для педагога.
Буренина А. Диагностика уровня музыкального и психологического развития ребенка// Обруч. – 1999. – N 4. – С.40-41. – ( Школа здоровья.)
Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста). – 2-е изд., испр. и .доп. – СПб.:ЛОИРО.2000. – 220с.
Бурмистрова И., Силаева К. Школа танцев для юных. – М.: Издательство Эксмо, 2003. – 240с., илл. – (Серия « Энциклопедия для юных»).
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001. – 96 с., ил.
Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века/ Авторы – составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. – М.: АРКТИ, 2000. – 88с. – (Развитие и воспитание дошкольника).
Зубкова Л.Ю. Танцуй, кроха: Образовательная программа “Обучение хореографии с 2х до 7лет.” – 2002. – 90с.
Карлова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М.: Издательство Московского университета, 1986. –142с.
Красикова И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трех до семи лет. – 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с., ил.
Крупенчук О. И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 32с. ил. – (серия «Готовимся к школе»).
10.Монина Г.Б., Ларечина Е.В. Игры для детей от года до трех лет. - Спб.: Речь, 2008. - 256с.
Овчинникова Т. Музыка для здоровья: Музыкально-ритмические минутки, логоритмическая гимнастика. – СПб.: Союз художников, 2003. – 40с.
Оздоровительная физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. Л. П. Трофимовой: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001. – 149с.
Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т.В. Галанова.Худож.: Г.В. Соколов, В.Н. Куров. - Ярославль: Академи я развития ,2005. - 240с.: ил. - (Игра, обучение, развитие, развлечение).
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л. П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 44с.: ил.
Сауко Т. Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб.,2001. –120с.
Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами:Пособие для педагогов дошкольных учреждений.Для работы с детьми 2-4 лет.- М.:Мозаика -Синтез, 2006. - 144 с.
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство – пресс», 352 с., ил.
Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. – М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1: Программа “Старт”.Методические рекомендации. – 320с.
Методическое обеспечение.
Личная карточка ребенка , динамика музыкального и физического развития.
Ф. И. Ребенка
Год рождения
Время поступления
В карте фиксируется уровень проявления параметров (высокий (в), средний (с), низкий(н)) по наблюдению педагога.
У [pic] пражнения , к которым ребенок проявляет интерес: [pic]
О [pic] собенности творческого проявления ребенка:
Особенности ритмопластического развития :
1.что удается легко
2.что удается с усилием 3.что трудно выполнимо