Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 87»
Развитие речевого и изобразительного творчества детей дошкольного возраста через использование ТРИЗ - технологии
Выполнила:
воспитатель I кв. категории
Еремеева Галина Викторовна
стаж педагогической работы – 29 лет
г. Нижний Новгород
2016г.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
В своей работе я использовала принцип «От простого к сложному». Поэтому детям была предложена простая игра «Хорошо – плохо». Эта игра помогает развивать речь ребенка, фантазию, учит рассуждать. Она ярко иллюстрирует некоторые законы диалектики, такие ее категории, как противоречия, возможность и действительность.
Итак, для игры выбирается объект и предлагается назвать его положительные и отрицательные стороны. Или выбирается объект, вызывающий у ребенка стойкие только положительные или только отрицательные эмоции. Затем находим противоречия: хорошо или плохо. Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или действиях, будет способствовать воспитанию диалектического подхода к анализу окружающего мира.
Можно даже поделить детей на две команды: одна –«хорошо» другая –«плохо». Тут уже идет соревнование, кто больше назовет качеств.
Во время организованной деятельности и вне занятий с помощью игры «Хорошо- плохо» мы рассматривали объекты «Путешествие; объекты природы: деревья, времена года4 транспорт, животные.
Для того, чтобы научить ребенка системно мыслить, прогнозировать, обучать последовательному анализу, я использовала «Волшебный телевизор». Так называемый «Системный оператор», в центре которого находится изучаемый объект. По горизонтали от него отмечается временной аспект объекта (центр- настоящее время, справа-будущее, слева – прошлое).
По вертикали отмечается строение объекта и его местонахождение. Данная система помогает обобщить знания о предметах, показывает, что в мире все взаимосвязано.
«Системный оператор» я использовала во время ознакомления с яйцом- объект «Птица».
Знакомясь со сказкой Аксакова «Аленький цветочек» рассматривали объект
«Цветок». «Путешествуя по сказкам» рассматривали с помощью «волшебного телевизора» героев сказок и загадывали загадки. Использовали девяти-экранную систему при рассматривании времен года, животных, объектов природы, транспорта. Используя такой системный подход, можно многое узнать об объекте, ответить на вопросы детей, рассказать о внутреннем строении предметов, из чего состоит, где можно его встретить.
Хорошо помогает в развитии речи по обучению детей рассказываю такой прием как «Бином фантазии».
Анри Воллон в своей работе «Истоки мышления у детей» пишет, что «мысль возникает из парных понятий»: мелкий- жесткий» два понятия, возникающие одновременно. Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии». Необходимо лишь, чтобы два слова разделяла определенная фантазия, чтобы соседство было сколько –нибудь необычное, только то, где воображение вынуждено будет активизироваться, стремясь установить между словами родство. Ход игры заключается в следующем: на столах у детей лежат карточки изображением вниз, в двух стопках. Вызванные двое детей берут из стопок по одной карточке и показывают детям. Воспитатель предлагает соединить слова: самый простой способ прибегнуть к предлогам и союзам, чтобы наглядно манипулировать карточками.
Пример: «пес и шкаф», «елка и слон» -пес за шкафом, слон – на елке.
Следующая игра «Цепочка слов» хорошо развивает мыслительную деятельность, активизирует словарный запас детей. Суть такой игры в том, что случайно запавшее в голову слово (или намеренно взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь (ее еще называют Камень, брошенный в пруд». Похожая игра «логический поезд», где слова – вагончики.
Вагончики, как и слова могут быть соединены между собой. Каждое слово тянет за собой следующее. Эту игру я использовала как в организованной деятельности, так и вне занятий, а так же на прогулке.
Параллельно со словесными играми шла работа по изо деятельности. Приемы ТРИЗ
побуждают детей импровизировать, развивать творческую активность. Начиналась работа с геометрических фигур. Ребенку предлагалась фигура на выбор, и он должен нарисовать («превратить») в образ или композицию. На следующем занятии предлагались листы с образками ткани уже самой причудливой формы (не конкретной) и ребенок должен был додумывать и дорисовывать образ.
Очень нравится детям рисовать понравившиеся или вымышленный образ с помощью приема «Волшебный рисунок» - это рисунок свечей. С этой целью мы рисовали «Зоопарк животных», «Ночной город». Интрига заключается в том, что поначалу рисунок не видно, и хочется быстрее его закрасить и увидеть, что же получилось.
В своей работе я использовала ряд игр Джанни Родари, например, «Салат из сказок». Принцип такой: предлагалось детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою новую сказку, где приключения героев переплетаются и получается новая сказка. (Прилагается)
Путешествуя в «Маленькую страну» мы вместе с детьми создавали новую машину, используя еще один метод ТРИЗ – метод фокальных объектов.
Пример: дети подбирали трои слова
Шкаф
Цветок
Ковер
Затем дети рассказывали, какая получилась машина: прямоугольной формы, высокая, чтобы было всем удобно, и большая, зеленого цвета. Заправляться будет соком вместо бензина (если попадем в пустыню и захочется пить). Кроме того, она будет пушистая и мягкая, чтобы могла свернуться, если нападут разбойники. И конечно – красивая, чтобы все любовались. Дети составляют при этом об объекте целый рассказ (занятие «Как купить автомобиль»)
МФО я использовала, знакомя детей со сказкой. Мы изобретали «Чудище», затем отображали в рисунке.
На занятии по ознакомлению с животными жарких стран с помощью МФО мы
рисовали фантастического зверя. Изобретали фантастическую посуду по произведению «Федорино горе».
В своей работе я использовала метод «От живых клякс». Дети изобретали с помощью этого метода различные образы, дорисовывали их. Затем мы из полученных картинок сочиняли истории.
Придумывая историю, сказку, дети учатся отправлять героев в новые обстоятельства и находить выход из этих непредвиденных обстоятельств. Например, по сказке С. Маршака «О глупом мышонке», дети придумывали варианты спасения мышонка, чтобы его не съела кошка. Знакомя с историей по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», дети отправляют героев в более современные обстоятельства – век компьютерных технологий (прилагается).
Метод «Спасательной ситуации» в разных историях побуждает детей находить выход из проблемных ситуаций. (Пример: «Если бы мышка не прибежала, кто бы помог дедушке помочь вытянуть репку»). В другой ситуации дети сочинили эту же сказку на «Новый лад», где лиса лишает крова дедушку с бабушкой. Но в конце они обрели новый дом «Терем-Репка», где жили –поживали со своими лесными зверями и горя не знали (прилагается).
Такой метод как «Эксперименты» в сказках не только помогают творчески мыслить, но учат быть толерантными, совершать добрые поступки. Данный метод я использовала при ознакомлении детей с английской сказкой Оскара Уайльда «Мальчик Звезда», которая показывает сложный мир добра и зла. Здесь я провела эксперимент: сделала портрет нищенки и мальчика Звезды, из картона сделала сердечки, после прочтения произведения дети отдавали свое сердце полюбившемуся герою и объясняли, почему. Начиталась сказка до того места. Когда мальчик Звезда прогнал свою мать – нищенку. Конечно же, дети подарили свою любовь и свои сердечки – нищенке, и ни одного сердечка – мальчику. Но за портретами я положила две тарелки: у нищенки были серые треугольники, а у мальчика – печенье. При этом я говорила, что герои тоже хотят вас угостить. Половина детей, решительно взяли
серые треугольники в подарок, но поглядывали на печенье. А основная часть – взяли
печенье и с удовольствием съели. Ети, забывая о различии добра и зла, поддались искушению. Такой метод способствует сообразительности, решению проблемных вопросов и принятию быстрого решения: правильно ли я поступаю. Сделать выбор: как отделить добро и зло, а не поддаться искушению.
Хорошо помогает переносить свойства с одного предмета на другой игра «Чудесные вещи».
А с помощью упражнения «Да- нет» дети задают проблемные вопросы.
Игра «Что сначала, что потом» помогает детям при обучении рассказыванию, т.е. составлять рассказ с последующим развивающимся действием. Дети любят продолжение историй и неохотно расстаются с героями. Эта игра помогает продолжить эту историю. В обучении детей связной речи хорошо использовать мнемодорожки, с помощью которых можно не только отгадывать объекты, но и придумывать разные истории, сказки.
В обучение рассказыванию я использовала схему – модель «Птица», «Животное», «Профессия», «Транспорт», «Посуда».
Способствуя красивой речи, я использовала в содержании произведений, в составлении рассказов, сказок с детьми элементы речевой зарядки:
Это пословицы, фразеологизмы, загадки, сравнения, этимология слов, образных выражений. Использовалась речевая зарядка для того, чтобы понять смысловую сторону выражений, например «наряжу в злато – серебро», пословиц «Будет и на нашей улице праздник», «Не солоно хлебавши», «Нашла коса на камень», «Попался на удочку». «Речь как мед, а дела как полынь», «Что посеешь, то и пожнешь», «Слезами горю не поможешь».
Осознание ребенком этимологии слов: умница, наперегонки, не обессудь, затейница, ветхая, озябла
Выражений «Потужила», «Погоревала».
Образовывать от слов новые, ласковые слова для улавливания ребенком оттенков слов. Для поддержания интереса детей, внесения новизны использовать частицу -16-
«не» в рассказе для отрицания
Исключение из произведений всех существительных для внесения элементов неожиданности и сосредоточения внимания на трактате нового произведения
Придумывание нового названия к произведению
Соединение слов из двух частей «Полсловечка за вами» (мама, коза, ветер).
Нахождение детьми красивых слов в произведениях
Подбор глаголов и определений к словам.
Придумывание рассказа от стишка (прилагается)
Превращение некрасивых слов в красивые
Придумывание рифм со словами.
Используя элементы речевой зарядки, у детей формируется фонематический слух, увеличивается словарный запас за счет выражений, этимологии слов, фразеологизмов. Дети учатся согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, используют в речи красивые выражения.
Так для активизации словаря дети подбирали к слову «сень» не только более точные определения, но и использовали речевые конструкции. Так, например: осень – листопадница, спящая, златовласка, краса- оранжевая коса, грибная, огурбузная, жар-птица, ветродуйка, царевна – несмеяна, птицелетка, лужебежка, гербальная.
Формируя навыки сравнения, имеющие внешние сходства, мы придумывали фантастических животных. По голове и туловищу одного животного дорисовывалось голова и туловище другого. А затем дети давали этим животным вымышленные названия. Выставка детских работ называлась «Придумай фантастическое животное» (прилагается).
Проводила занятие из цикла бесед о человеческих качествах «Что такое радость?» затем дети отражали свои мысли в рисунках.
Используя «тризовский» подход, у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес. Детские ответы становятся нестандартными, у детей появляется стремление
к новизне, а речь становится более образной и логичной.