Словесные игры для детей дошкольного возраста

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Прилетели птички,
Птички-невелички,
Всё летали, всё летали,
рыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зернышки клевали
"Летать" по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол

Самолёты
Самолёты загудели,
Самолёты полетели.
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.
Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны в стороны, приседания, руки к коленям, руки в стороы с ритмичными наклонами в стороны.

Гриб
Саша шёл-шёл-шёл,
Белый гриб нашёл
Раз- грибок,
Дв- грибок,
Три- грибок,
Положил их в кузовок.
Имитировать движения грибника: идти, нагибаться и класть грибы в козинку.

Петушок
Шёл по берегу петух,
Подскользнулся, в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.
Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной. Дальше делать круговые движения руками, приседать, грозить пальчиком, делать наклоны вперёд.

Поезд
Поезд мчится и свистит
И колёсами стучит.
Я стучу, стучу, стучу,
Всех до дачи докачу.
Чу-чу, чу-чу, всех до дачи докачу.
Руки согнуты в локтях, синхронные вращательные движения обеими руками. Шаг в сторону- притоп, вращать руками, имитируя движения колес.

Дикие животные
Расскажите ребенку, что в лесу живут дикие животные. Увидеть их непросто, но зато можно изобразить с помощью пальчиков.

Заяц
Сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими — это «заячьи ушки».
Комочек пуха
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)

Вот ещё
Зайка шёл,
Зайка шёл,
Капусту нашёл, сел, пел и дальше пошёл,
Зайка шёл, зайка шёл,
Морковку нашёл, сел, поел и опять пошел.
Имитировать движения ходьбы, приседания, показывать: как ест зайчик.

Волк
Соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Это волчьи «уши». Согните указательные пальцы — это волчий «лоб». Остальные пальцы образуют «морду».
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)

Лиса
Упражнение «Лиса» выполняется так же, как упражнение «Волк». Однако лисья мордочка острее, чем волчья, поэтому придется согнуть не только указательные пальцы, но и мизинцы. Большие пальцы, изображающие уши, чуть согните.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее...
(Лиса)

Медведь
Кто в лесу глухом живет —
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед
А зимой сосет он лапу?
(Медведь)
Обопритесь всеми пальцами, кроме среднего, на стол это «ноги» медведя. Средний палец согните — получится медвежья «голова»

Еж
Ладони соедините, округлите, пальцы перс плетите в замок. Начните стихотворение: .«Вся свернулся еж в клубок...»
Поставьте ладони под углом друг к другу» переплетенные пальцы распрямите («еж» выставил свои «иголочки»). Продолжите стихотворение: «Показал колючий бок».
Эта часть совпадает с пальчиковым упражнением « Елка».
Попросите ребенка повторить действия, ещё раз прочитайте стишок.
Вот свернулся еж в клубок.
Показал колючий бок.
Когда малыш выпрямит пальцы (ежик показал свои «иголки»), дотроньтесь ладонью до пальчиков ребенка и скажите: "Какой колючий! Ой, боюсь — уколюсь"

















Групповые игры.

1.
Любые игры по типу "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри".
2. "Ритм по кругу". Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против).
Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: "Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так до команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко".
3. "Слепой скульптор". Водящему завязывают глаза. Одного из участников игры педагог ставит в любую позу. Это - натурщик. Водящий должен ощупать предложенную ему фигуру и "слепить" из другого ребенка точно такую же (не зеркальную). Затем можно увеличивать число натурщиков (составлять скульптурные группы из двух - трех человек). Очень важно, чтобы после окончания своей работы "скульптор" с открытыми глазами мог поправить допущенные ошибки.
4. "Зоопарк". Ребенок изображает различных животных или птиц. Остальные члены группы должны отгадать изображае мое животное.
5. Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе.
6. "Ладушки". Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук "смотрят" на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. Исходное положение. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками.
И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.
7. Этюды по "Согласованным действиям": пилка дров, гребля, перемотка ниток, перетягивание каната, игра в воображаемый мячик и т. д. Детям необходимо постоянно помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения движений. Данные этюды отрабатываются сначала парами, затем всей группой.
8. "Хлопки". Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).
9. "Канон". Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый сигнал (по договоренности), первый ребенок поднимает правую руку. На второй сигнал второй ребенок поднимает левую руку, на третий - третий поднимает правую и т. д. Затем аналогично руки опускаются вниз.
10. "Передай мяч". Игра проводится в форме командного соревнования. Дети в каждой команде стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему - снизу меж ду ногами и т. д. Другой вариант - передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант - комбинированный.
11. "Паровоз". Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача - аккуратно, молча вести "паровоз", огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных - максимально "прислушиваться" к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади.
По команде педагога дети останавливаются, первый встает в конец паровоза и т. д., пока каждый не побывает в роли ведущего.
Усложнение упражнения: дети становятся друг за другом на четвереньки, держа того, кто впереди, за щиколотки. Двигается одновременно правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога. "Головной" сначала дает команды вслух, затем продолжает движение молча. Выигрывает та команда, чьи движения были более согласованными.
12. Показ стихов. Участник группы показывает в пантомиме известное стихотворение или басню, остальные должны отгадать название произведения.














Цели: •учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами;

воспитывать коммуникативные навыки общения:

учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Ход занятия

Воспитатель читает:

Солнце ласково смеется, светит ярче, горячей! И с пригорка звонко льется разговорчивый ручей!

О каком времени года идет речь? (Весна.)

Воспитатель предлагает сказать фразу «Пришла весна!» громко и радостно, подкрепляя фразу жестами.

Все вокруг радуются весне: люди, звери, птицы.

Особенно радуются гуси, которые живут в деревне у бабуси.

Давайте споем и поиграем!

Воспитатель ноет, дети подпевают и выполняют движения.

Жили у бабуси                         Один серый, другой белый —

Два веселых гуся.                   Два веселых гуся.

Дети важно ходят, вытягивая шеи, выставляя вперед ножки, заложив за спину руки.

Мыли гуси лапки                     Один серый, другой белый

В луже у канавки.                    Спрятались в канавке.

Дети топают ногами и прячутся.

«Ой! — кричит бабуся, —     Один серый, другой белый,

Ой, пропали гуси!                   Гуси мои, гуси».

Выходили гуси,                        Один серый, другой белый —

Кланялись бабусе.                  Два веселых гуся.

Дети ступают, вытягивая шеи, заложив за спину руки, кланяются бабусе.

Воспитатель обращается к детям:

Если осенью дождик не в радость, то весной дождику радуются все!

Подвижная игра «Дождик»

Дождик, дождик, пуще!
Травка будет гуще!                                 
Дождик, дождик, посильней! 
Огород ты наш полей.
А кто под дождик попадет,
Тот сейчас домой пойдет.

Роль дождика предложить любому ребенку. В руках у него ленточки. До кого он дотронется, тjn садится.

Как капает дождь? Сначала капли падают редко. Как они капают? Потопайте ногами (похлопайте руками или постучите пальцами по крышке стола). Дети медленно с интервалами топают.

Затем дождик усиливается. (Дети топают чаще.)

—  Наконец полил ливень! Что такое ливень? (Очень сильный дождь.)

(Дети топают быстро.)

Дождик утихает, и вот упала последняя капля. Можно игру сопровождать игрой на пианино или использовать запись дождя.























Цели: • развивать память физических ощущений;

учить интонационно выразительно проговаривать фразы;

воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

развивать пантомимические навыки.

Ход занятия


Ребята, мы сегодня с вами совершим прогулку к реке:

Маленькие ножки                        * Дети идут мелкими шажками. Шагают по дорожке.

Большие ноги                                * Дети широко шагают, высоко

Идут по дороге                             поднимая ноги.

Шли мы с вами по широкой дороге, а теперь пойдем по узенькой тропинке (дети идут гуськом), осторожно, не ступите в лужу. На пути у нас канавка, осторожно, не упадите, перепрыгивайте по одному. Мы дошли до речки и нужно перебраться по мостику (воспитатель кладет на пол дощечку) на другой берег.

Течет, течет — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит.

ЧТО ЭТО? (Река.)

Дети поднимают руки в стороны и выполняют волнообразные движения, проговаривая слова загадки несколько раз.

Подойдем к речке, опустим руки в воду… Какая вода?

(Ответы детей.) Умоемся (дети набирают воображаемую воду в ладошки и проводят по лицу), стряхнем воду с рук. Кто плещет в речке чистой Спинкой серебристой? (Рыбка.)

—  Представьте, что ваши ладошки — это маленькие рыбки. Пусть они поплавают (включается музыкальный фон, дети двигаются по залу и делают волнообразные движения кистями рук).

Ой, сколько рыбешек в речке! И плотвичка, и карасики. и пескари-ки, и красноперки… И вдруг из камышей выплывает большая голодная щука (на одного ребенка надевается шапочка-маска «Щука»). Рыбешки, прячьтесь скорее за камушки! (стульчики).



[link] .

Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения у них еще нет. Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого.

Формирование у детей третьего года жизни условных предметно-игровых действий прежде всего должно быть совмещено с организацией предметного игрового взаимодействия, что облегчает детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. С этой целью воспитатель должен использовать любые катающиеся предметы (мячик, тележку и т. п.) — ковровую дорожку или скамеечку, направляющие движение игрушки. Очень важно, чтобы первоначально взаимодействие двух партнеров осуществлялось с одним большим предметом (один мяч, одна машина и т. п.).

Дальнейшая игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т. п. Например, воспитатель предлагает двоим малышам: «Давайте вместе построим башню. Я первый кубик положила. Саша, теперь ты клади кубик сверху. А теперь — Света. Теперь — опять Саша. Получилась высокая башня». Параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может одушевлять кукол и другие игрушечные персонажи.

По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом, например, варит суп на игрушечной плите, а затем кормит им кукол; стирает кукольное платье в игрушечном тазике, а затем гладит его утюгом и т. п. Все эти сюжеты должны непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они неоднократно наблюдали в реальной жизни. Сначала воспитатель сам разыгрывает такой «двухфазный» сюжет на глазах у детей. При последующем повторении игры он подключает к игре одного двух малышей: «____, я зайку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?» и т. п.

На этом этапе работы воспитатель должен наряду с сюжетными игрушками вводить в совместную игру с детьми предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка и т. п.). Постепенно в разных играх педагогу необходимо расширять круг действий с предметами-заместителями: использовать один и тот же предмет для выполнения разных игровых действий (например, в одной игре палочка — это ложка, в другой — карандаш, в третьей — расческа); использовать разные предметы для выполнения одного и того же игрового действия (например, в одной игре вместо мыла предлагается кубик, в следующий раз — брусочек и т. п.). Очень важно, чтобы предмет-заместитель в играх с детьми данного возраста сочетался с реалистической сюжетной игрушкой, например, если булочка замешается кубиком, то тарелка, на которой она лежит, должна быть «как настоящая». Для того чтобы дети в своей самостоятельной деятельности после игры со взрослыми могли развертывать игровые действия, воспитателю следует сохранять предметно-игровую среду или специально ее организовывать.

Педагогами и психологами было замечено, что во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, доктор, строитель), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. Через некоторое время уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, то есть на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.

Чтобы переход к ролевой игре произошел, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок умел выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Педагог должен отчетливо представлять, какие роли целесообразно вводить в детскую игру на данном этапе. Самое главное, это должны быть роли взрослых, знакомые ребенку по его жизненной практике, реализующиеся через понятные для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут. Например роль «доктора» (доктор измеряет температуру, делает уколы, дает лекарство; внешним атрибутом роли «доктора» может быть белая шапочка или халат), роль «шофера» (шофер водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы; специфическим предметом, обозначающим эту роль, может быть руль).

Воспитатель должен предварительно подготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Например, воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль «доктора»: «Я доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Зайка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. (Ставит зайке градусник.) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина».

Игра воспитателя, естественно, привлекает внимание детей. Теперь детей можно вовлечь в нее: «Лена, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее». Процедура «лечения» может повторяться с двумя-тремя куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу. Также наравне с куклами воспитатель может «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Рома, давай как будто ты заболел и тоже пришел в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры воспитатель спрашивает детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Вася? Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей».

Во время игры педагог должен неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями.

Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.

По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга. В такой игре отсутствует подготовительный период: ребята начинают игру как бы с ходу. Чаще всего толчок к возникновению игры дает игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир едет в ней; врач лечит больного, парикмахер стрижет маму и т. д. Такие объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.

Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада являются:

1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.

2.  Развитие и обогащение сюжетов игры.

3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.

Одним из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей. Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя ту или иную роль: мамы, врача, учительницы, шофера и др. Это дает возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направлено также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками.

По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры.

Я считаю, что развитие сюжетной игры может идти по следующей схеме:

1.  Воспитатель — игрушка.

2.  Воспитатель (основная роль) – ребенок (1) (дополнительная роль).

3.  Ребенок (1) — игрушка.

4.  Ребенок (1) (основная роль) — ребенок (2) (дополнительная роль).

Как показывают исследования, такое естественное развитие игры характерно не для всех детей. Нередко оно остается на уровне предметных игр. В этом случае возникает необходимость специального обучения детей игровым действиям, элементам игрового поведения, умению строить сюжет. Основной прием решения этих задач — совместная деятельность воспитателя с детьми. Педагог использует в своей работе предложение готового сюжета разной степени сложности, показ образца игрового действия, включение в игры наряду с игрушками предметов-заместителей. Время от времени воспитатель должен устраивать игры-развлечения со всеми детьми, организуя сюжетно-ролевую игру по собственному замыслу (празднование дня рождения куклы Сауле, веселое путешествие по городу и т. д.).









Упражнения для развития мелкой моторики.

Разминка:
Выбрасывание пальчиков
а) "В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали".
б) "1,2, 3,4,5.
Мы грибы идем искать.
Вот мизинчик в лес пошел,
Безымянный – гриб нашел.
Средний пальчик чистить стал,
Указательный – скакал,
Большой палец все съел,
От того и потолстел."

Выполнение по зрительному образцу:
«В нашем дворе живут разные животные»
Психолог показывает фигуру и называет животное. Дети повторяют. Затем, психолог называет животное, а дети должны самостоятельно воспроизвести кинестетический образ.
1. "Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок.
2. "Курочка" – веер опущен.
3. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются.
4. "Кот" – указательный палец и мизинец сильно сгибаются.
5. "Солнышко" = расставлены пальцы от себя.
6. "Флажок" – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить.

7. "Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед.

 









Гимнастика для пальцев:
1. «Крестики». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, образуя крестик большого пальца последовательно с указательным, средним и т.д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу) , так и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу) порядке.
2. «Лошадки». Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт (последовательно от мизинца к большому).
3. «Ухо –нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
4. «Змейки». Представляем, что наши пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться - извиваться навстречу друг другу. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки мизинец левой руки).
5. «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать поочередно пальцами, на которые укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
7. «Слоники». Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх и не касается стола – это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что не опуская средний палец.
8. «Котята». Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах наподобие кошачьих лап.
9. «Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с выпрямленными пальцами. Средние пальцы сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают ладонь. Остальные пальцы остаются выпрямленными.

Кулак – ребро – ладонь - на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

 

 

Развитие реципрокной координации.

Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

Упражнения только на развитие динамического праксиса:
1. Пальчики поздоровались с большим по очереди – "привет!" (плавно и резко, ведущая рука – дополнительная рука – 2 руки вместе)
2. "Клубы дыма". Рука в кулак, один палец отставлен (все но очереди), имитация клубов – круговые движения вверх в воздухе.
3. "Рисуем чушую у рыбы". Разными пальцами рисуем чешую вверх, вниз. 5. "Альпинисты идут по горам". Палец – крюк, который цепляется за горы.

Расслабление пальцев кистей рук. (Вводится после сильного напряжения) Можно проводить после каждого упражнения.
1. "Погладим котенка". Головка – спинка – хвостик – сбрасывающие движения, 3-5 раз каждой рукой.
2. "Курочка пьет воду" – сбрасываем руки назад. "Курочка клюет зерно" – сбрасываем руки вперед.
3. "Веселые маляры" – широкие размахи одной рукой, затем другой, потом 2-мя руками.
4. "Качаем лодочку" – соединить ладони и качать вправо-влево.

Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

«Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")
Психолог, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Лепим из пластилина (или теста)
- кружок;
- цифру;
- букву;
- животное;
- ощупать предмет с закрытыми глазами и слепить его из пластилина.

Игры с рисованием.
Графические пробы
– зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу.
– заборчик
– дом – башня (зубчик-заборчик)

- Опознание предмета. Ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
- Прохождение по дорожкам;
- Лабиринт;
- Срисуй с образца;
- Что нарисовано у тебя на ладошке? Нарисуй на листочке.

Заминка
Игра «Быстро, без ошибок». Психолог показывает и заучивает с детьми несколько кинестетических поз, затем быстро называет их и показывает то верные, то неверные знаки. Дети должны быть внимательны и показывать нужные позы.
«Цветок». 1 ч.Пальцы обеих рук образуют бутон цветка. Затем он начинает раскрываться по лепесткам (сначала размыкаются мизинцы, затем безымянные, после этого средние, указательные и большие). Запястья на размыкаются. Кисти рук образуют цветок, напоминающий тюльпан. 2 ч. Все в обратной последовательности.
Массаж пальцев. После работы каждый пальчик необходимо помассировать, кисти рук сжимать и разжимать.













Свой рассказ я начну издалека. Человек, находясь в утробе матери, в возрасте шести месяцев имеет мозг, который по весу составляет 50% веса мозга взрослого человека. Появляясь на свет, к семи месяцам мозг увеличивается вдвое. И к трем годам достигает ? мозга взрослого человека. Из сказанного можно сделать вывод о том, что на остальную человеческую жизнь приходится развитие всего одной трети головного мозга. Поэтому мы можем судить о важности пребывания детей раннего возраста в ясельной группе. Человек мыслит словами а, следовательно, речь является мышлением.

Как же связаны речь, мышление и мелкая моторика у ребенка?

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат.

В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Как же лучше развивать мелкую моторику?

Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью.

Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине    второго  года  происходит   "речевой  взрыв", который проявляется в резком нарастании словаря  и  повышенном интересе ребёнка   к  речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка.  Дети  уже   могут  слушать  и  понимать не только обращённую к ним речь,  но и прислушиваются к словам,  которые к ним не  обращены. Они  уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Это  значит, что речь становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.

Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  • хватание: ребенок учится захватывать предмет

  • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета

  • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий

  • движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Начать можно с самомассажа.

Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.



1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4. "КАТОК". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5. "БУРАВЧИК". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.

6. "КРАБ". И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.

8. "СПИРАЛЬКИ". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.









Программное содержание:
- упражнять в прямом и обратном счёте до 20 (единицами, двойками) по числовой ленте, счёте десятками;
- упражнять в выкладывании числовой ленты до 20;
- закреплять умение различать и называть геометрические фигуры;
- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
- развивать мелкую моторику руки;
- вызывать интерес к математике;
- воспитывать у детей отзывчивость и желание приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается;
- развивать внимание, память, мышление.
Материал к занятию:
Числовая лента (2 набора: на стене и разрезная), дом-стосчёт, указки, листы бумаги с точками и числами до 20 (изображение мышонка), геометрические фигуры, рисунки с изображением Кота в сапогах (цветной и чёрно-белый), сапоги, шляпа, замок, фонограмма ветра.
Ход занятия:
Воспитатель: Жил художник – весёлый, добрый. И чтобы он ни нарисовал – всё было яркое, цветное, красивое, весёлое. Особенно любил художник рисовать сказки. Он дарил свои картины всем вокруг, и все улыбались и были счастливы.
Узнал про этого художника злой волшебник. Не хотел он, чтобы все люди радовались, и решил навредить. Пробрался волшебник в мастерскую к художнику, открыл свой чёрный мешок и вырвался оттуда злой ветер. Вот такой (звучит фонограмма).
Страшные дела натворил злой ветер. Разрушил, разорвал все картины на кусочки, сдул с них всю красоту, все краски. Разлетелись добрые сказки по свету.
А после страшного урагана вместо ярких, весёлых картин остались вот такие, как эта (показ рисунка)
- Можно ли про эту картину сказать, что она весёлая цветная? (нет)
Почему? (ответы детей)
- Какие краски остались на ней? (ответы детей)
- Нравится вам такая картина? (ответы детей) Чёрный, серый цвет не может вызвать хорошее настроение и радость.
Но мы можем всё исправить. Нужно просто отыскать все цветные части
рисунка, которые сорвал ветер по велению злого волшебника. Давайте поищем.
А поможет нам наша весёлая математика. Отправляемся в путь по нашей волшебной дорожке.
Прямой, обратный счёт, счёт десятками, двойками.
- Ничего не нашли всё обувь на дорожке стоптали. Надо новые сапожки. А вот и они. Кто наденет?
(В сапоге обнаруживаем часть картины, где нарисованы сапоги)
- Это же часть нашей картины?! (возвращаемся к картине)
- Где расположена эта часть картины? (ответы детей)
(часть картины ставим на место)
- А теперь поищем другие части картины. Попросим помощи у чисел.
(подходим к столу, где разбросаны числа от 0 до 20)
И здесь ветер нашалил, разбросал все числа. Давайте наведём порядок, соберём числа по порядку.
Собираем числа от 0 до 20.
- Порядок навели, ищите часть картины. Посмотрите вокруг.
(находим шляпу, а в ней часть картины, эту часть картины ставим на место, уточняя её местонахождение)
- Смотрите: часть картины мы нашли в сапогах; другую часть картины – в шляпе, значит, следующую часть картины мы найдём в замке. Пойдём к нему. Как войти? (ответы детей) Подберём ключик.
Игра «Подбери ключик»
- Вот, мы и подобрали ключи, открыли замок, а в замке, смотрите, ещё одна часть картины. Ставьте и её на место.
(часть картины ставим на место, уточняя её местонахождение)
- Что же нам осталось найти? (мышку)
- Как отыскать мышку? (ответы детей)
- Пойдём искать мышку. Но мышки нигде ни видно, зато на столе какие-то загадочные рисунки. Давайте разгадаем их.
«Соединение точек»
(пока дети рисуют, воспитатель приносит оставшуюся часть картины,
прикрепляют её)
- Вот какая картина получилась! Нравится?
Чем? (ответы детей) Полюбуйтесь!
- А эта картина из какой сказки? (Кот в сапогах)
- Что носил Кот? (ответы детей)
- А что делала в сказке мышка? (ответы детей)
- Вот и сделали мы сегодня доброе дело – отыскали и вернули все краски и цвета, помогли художнику. Он очень обрадовался. Теперь он может дарить людям свои весёлые картины. И нам он тоже прислал подарок – вот эту книгу. Мы будем все вместе её читать.


Уровень развития мелкой моторики детей как показатель интеллектуальной готовности к обучению.

Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед педагогами встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Ускорение научно-технического прогресса напрямую зависит от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, оттого, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народы.

Пред нашим государством, школой, воспитателями и родителями стоят задачи чрезвычайной важности, которые связаны с нашими маленькими гражданами:

  1. Мы обязаны растить их здоровыми физически и нравственно, растить их свободными и здоровыми.

  2. Добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, воспитать не только сознательным членом общества, но и – обязательно! – инициативными, думающими работниками.

Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться, и каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты любой деятельности.

Генетики Ю. Г. Шевченко, Н. П. Дубинин утверждают, что духовное развитие фиксируется в социальной программе, которая передается путем воспитания, усложняется с каждым новым поколением.

Решение данной задачи чрезвычайно значимо в дошкольные годы, т. к. данный возраст составляет в жизни каждого человека крошечный по времени период и одновременно, по существу, является наиважнейшим для всей последующей жизни. От подрастающего поколения в конечном итоге будет зависеть наша жизнь, осуществление надежд, помыслов, дел, судьба наших завоеваний. Мысль о развитии интеллектуальных способностей становиться все более популярной.

Наш современник академик А. Н. Амосов сказал: «Убежден, что правильно поставленная работа с дошкольниками поможет существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа».

Рука изучает мир вещей. Табличку «Руками не трогать» часто можно встретить на выставках, в музеях, в магазинах. Почему же посетители, особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы? Их толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется пробовать не только зрением, но и на ощупь. Ведь рука дает очень много информации: о весе, мягкости- твердости, гладкости - шероховатости, теплоте - прохладе, сухости- влажности и много другом. Познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движении руки - органов чувственного познания.

Тонкая моторика- это разновидность движений, в которой участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требует специального развития.

Работая с детьми дошкольного возраста, мы часто сталкиваемся, с проблемой слабого развития пальцев рук и поэтому практические действия быстро приводят к утомлению, часто дети отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталости руки.

Проблема развития мелкой моторики детей привлекает к себе не ослабевающий интерес отечественных и зарубежных физиологов, психологов, педагогов- практиков. В XX веке такие исследователи, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. М. Аксарина, А. Валлон, Ж. Пиаже, М. М. Кольцова, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и многие другие доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Они отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому детям необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой, т.к. они предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти, в различных видах деятельности. Конечно, катая мячи, набрасывая колечки, преодолевая полосу препятствий, ребенок не научиться писать. Письмо - особая графическая деятельность и овладеть ею можно только в процессе графических упражнений, но специально подобранные физические упражнения будут способствовать, развитию мелкой моторики детей и потянут за собой развитие интеллекта. По мнению Марцинковой Т. Д. интеллектуальная готовность к школе это не наличие у ребенка, каких то определенных сформированных знаний или умений, а наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития. Все психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, должны уметь сосредоточить внимание, например на написание элементов букв. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета развития мелкой моторики.

Свою работу я начала с самыми маленькими детьми, поэтому для меня проблема развитие мелкой моторики была актуальна. Для достижения этой цели были поставлены задачи:

  1. Обогащение развивающей среды материалами для развития мелкой моторики.

  2. Систематизировать работу по развитию мелкой моторики через использование:

  • Пальчиковые игры.

  • Пальчиковая гимнастика.

  • Расширение развивающей среды.

  • Театрализованная деятельность.

  • Включение детей в позицию субъективной деятельности.

Работу я начала с изучения методической литературы и подборки из периодических изданий по этой теме. Оформлена картотека пальчиковых игр, упражнений и пальчиковой гимнастики, которые использовала в свободное время деятельности между занятиями перед прогулкой в утреннее и вечернее время. Занималась как с группой, так и индивидуально.

Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития ребенка в специально подготовленной культурно - развивающей среде, в которой есть все необходимые материалы. В каждой Монтессори - группе есть центры:

1.Практический.

2. Сенсорный.

3.Математический.

4. Развитие речи, обучение чтению, письму.

5. Космический.

Практически каждый из этих центров прослеживают прямую и косвенную цель развития мелкой моторики детей, подготовка руки к письму (тренировка трех пальцев). Большая часть детей осознанно подходят к работе с материалом. Все дети знают, что, поработав с материалом нужно показать результат работы учителю. Дети этой группы любили выступать в «роли учителя», учили друг друга и меня. Весь год работу группы направляли на подготовку к школе, приобретали навыки учебной деятельности; умение сосредоточено работать, доводить начатое дело до конца, наблюдать за действием педагога во время показа образца работы с материалом.

В течение года постоянно дополнялась развивающая среда по данной проблеме. На основе «обследовательских» движений рук дополнили среду играми- упражнениями: «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Что звучало?», «Что в черном ящике?», «Чудесный мешочек».

В самостоятельной деятельности дети часто использовали пальчиковый театр, обыгрывая, персонажи из сказки «Теремок».

В сравнении с прошлым опытом работы по типовой программе хочу подвести итог своей работы по системе Монтессори. Используя в обучении Монтессори – материал пришла к выводу, что в результате применения дидактических материалов дети лучше усваивают различные понятия, чем с использованием традиционных.

Проработав методическую литературу и обобщив опыт, продолжила работу над проблемой по развитию мелкой моторики в первой младшей группе. Стремилась создать максимально благоприятную для детей воспитывающую среду, обеспечивающую комфортное самочувствие детей: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, личностные способности.

Детей привлекали к работе постепенно т. к. некоторые из них еще адаптировались к детскому саду (был период адаптации). Использовала индивидуальную форму обучения. Перед собой ставила задачи:

  1. Развивать органы чувств.

  2. Развивать у детей мелкую моторику пальцев и мускулов руки.

  3. Совершенствовать координацию движений.

В нашей группе насыщенная развивающая среда, в которой есть все необходимые Монтессори – материалы, они распределены по центрам, а центры идут строго друг за другом. Для обучения и развития мелкой моторики использовала Монтессори – материал: Розовая башня, коричневая лестница, блоки цилиндров.

Учили строить башню и лестницу из пяти предметов (кубов, брусков). При этом учили детей правильно брать предметы (кубы, бруски), нести к месту работы: на стол, коврик. Детям нравилось работать с блоками цилиндров, использовали только два Блока цилиндров – С-В. С – (большой – маленький), В – (толстый – тонкий), понятий не вводили. Важно научить брать цилиндры тремя пальцами и выставлять не стол по очереди с лева – направо (начальный этап подготовки руки к письму) и также по очереди вставлять в отверстия блока.

Для развития мелкой моторики использовала материал, сделанный своими руками по принципу Монтессори. Работа заключалась в раскладывании предметов в аналогичные по цвету емкости (например: шарики – в плошки, тарелочки, бусины в ячеечки, трубочки от фломастеров в коробку с ячейками). При работе детей обращали внимание на то, как дети берут предметы (правой рукой, тремя пальчиками), как раскладывают (слева – направо). Использовали материал для упражнений из практической зоны «Золушка» (раскладывание кисточек от фруктов по тарелочкам), спускание спичек, бусин в бутылочку, нанизывание крупных бусин на веревочку (при этом работаем тремя пальчиками).

Хочется отметить то, что дети в первой младшей группе (от двух – трех лет) накапливают потенциал, как губка все впитывают, насыщают свою потребность. Ребенок может: «Потрогать мир руками, глазами, носом».

О результатах в этом возрасте говорить еще рано, так как у детей нет еще конкретных знаний, идет только накопление их. А собирание знаний, фактов – это интеллектуальная работа, начало интеллектуальных построений. Мы научили детей простым действиям с предметами. Не боялись использовать мелкие предметы, так как знали, что данный возраст является сензитивным периодом восприятия мелких предметов. Дети любят мелкие предметы (бусины, пуговицы и т. д.), получают удовольствие от работы с ними. Правильный показ работы с мелкими предметами исключает случаи травматизма.

Таким образом, в результате работы с Монтессори – материалом у детей развивается мелкая моторика. В начале года дети неуверенно держали различные мелкие предметы, роняли их, неправильно держали ложку для пересыпания крупы, сыпали мимо чашки. К концу года дети научились уверенно держать предметы, работать тремя пальчиками и соблюдать последовательность в работе.

Изучив необходимую методическую литературу и работая по проблеме: «Развития мелкой моторики как показателя интеллектуальной готовности к обучению», исходя, из результатов диагностики можно сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики – одна из важнейших проблем детской интеллектуальной готовности к обучению дошкольников.

Если готовность интеллектуального развития рассматривать как инструмент для овладения новыми знаниями, умениями, навыками, то базой для успешного усвоения учебных знаний можно назвать умственное развитие ребенка, т. е. определенный запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, различных сторонах общественной жизни.

Для определения степени подготовленности к обучению целесообразно планировать и внедрять в систему работу по подготовке детей к обучению в школе, а также проводить итоговую диагностику, которая позволяет подвести итог и увидеть результат работы.



БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. М. Сорокова. Система М. Монтессори. Теория и практика. Обучение письму.- стр. 141

  2. Нижегородцева Н. В. Психологическая готовность ребенка к школе. - М.: ВЛАДОС – 2001.

  3. Тихомирова Л. В. Равитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль: «Академия развития» 1996.

  4. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. - М.: Просвещение, 1986г.

  5. Т. С. Голубина. Чему научит клеточка.- Москва.- Мозаика – Синтез, 2003г.

  6. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. 350 упражнений для подготовки детей к школе.- Москва.- Премьера АСТ.- 2001г.

  7. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Наши пальчики играют.

  8. Е. С. Анищенкова. Пальчиковая гимнастика.

9. Программа воспитания и обучения в российском Монтессори – детском саду и начальной школе. Учебно – воспитательный комплекс №1641/ Под. рук. Е. Хилтунен, - М.: 1996г.

10. Е. Карельская .Готовим руку к письму //Дошкольное воспитание//- 2000г.- №2 – стр. 17-24; №8 стр. 28 № 4 – 61-68.

11. Е. Щеповских. Развитие мелкой моторики // Дошкольное воспитание // - 2000г. №5 – стр. 61-63.

12. В. Киселева. Развитие тонкой моторики//Дошкольное воспитание // - 2006г. №1-стр. 65

13. Г. Любина, О. Жилонкин. Рука – развивает мозг //Ребенок в детском саду// 2003г. №4 стр. 33-38.









Подарки для черепашки – Агашки» Конспект занятия в младшей группе.

[pic]


Цель: Знакомство со свойствами песка: сыплется, тёплый - холодный. Развивать мелкую моторику рук. Развивать произвольное внимание и память;развитие речи.

Методы и приёмы: Практический, словесный, наглядный, игровой.

Материал: Большая ёмкость с сухим песком, игрушка – черепашка, разноцветные камни, разных размеров, баночки.

Ход занятия:

В большом ящике с песком сидит игрушечная черепашка. Воспитатель (в дальнейшем В.)обращает внимание детей на черепашку, которая зарылась в песочке. В. спрашивает черепашку, что она делает в песочке, и почему так глубоко зарылась. Черепаха отвечает, что очень любит зарываться в песочек, потому что он холодный (тёплый).

В. предлагает детям положить ладошки рук на песочек по очереди: внутренней и внешней стороной. Руку задержать в песке, слегка вдавив её. В. начинает разговор.

- Мне приятно. Как и Агашке, держать ручки в песке. Я чувствую, что песочек тёплый. А вам тепло?

-Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки, вот они потрогайте их.

- А давайте устроим песочный дождик. В. пропускает песочек между пальцами. (дети повторяют).

- Я перевернула ручки ладошками вверх, и почему-то песок стал холодным. А у вас тоже холодный? Мне неудобно держать так ручки. А вам? (проговаривать).

-Посмотрите, как ползёт Агашка по поверхности песка, давайте так же по скользим ладошкам по песку (зигзагом, круговыми движениями, поставив ладонь на ребро, кулачками).

В. предлагает повеселить Агашку и нарисовать ей пальчиком солнышко, травку, дождик (пройтись каждым пальчиком по песку)

-«сыграть» для черепашки на поверхности песка песню, как на клавиатуре пианино. В.предлагает детям подарить черепашке подарок, только он спрятан глубоко в песке. (дети отыскивают разноцветные камешки в песке и дарят их Агашке)