Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребёнка» – детский сад №1 «Ромашка» села Спасское Спасского района Приморского края
Формирование речевой культуры ребёнка посредством театрализованной деятельности.
Воспитатель: Богданова Ольга Игоревна
2016 год
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей. (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. В. Менджерицкая, Л. В. Артемова, Е. Л. Трусова, Р.И. Жуковская, Н. С. Карпинская и др.)
«Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!»
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:
сформировать правильную модель поведения в современном мире;
повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Речевая культура
через театрализованные игры
I. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Как же разбудить их души? В этом, я думаю, должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас актуально. Я решила поработать над темой “художественно-речевая деятельность через театрализованные игры”. Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованные игры. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованные игры так же помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, стеснительность. То есть игры развивают ребенка всесторонне.1
II. Начала я работу со средней группы. Проанализировав игры, диагностику по формированию художественно-речевой деятельности детей в этой группе, начала работу с составления плана работы. Для себя наметила два направления для деятельности: эстетическое развитие детей через театрализованные игры и художественно-речевая деятельность через театрализованные игры. Поставила перед собой такие задачи:
Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желания выступать вместе с коллективом сверстников.
Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств.
Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).
Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки.
Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам.
Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.
III. Я изучила много литературы, использовала разнообразные приемы, применила много интересных форм проведения театрализованных игр и определила для себя систему дальнейшей работы над темой «Формирование речевой культуры ребёнка по средством театрализованной деятельности» в соответствии с поставленными задачами:2
1) Согласно возрастным особенностям детей составила ежегодное перспективное планирование, которое включало в себя разучивание стихов, работу над этюдами, игры-драматизации, инсценировки, изготовление кукол-самоделок вместе с родителями, ознакомление с различными видами кукольного театра, основанные на импровизации.
2) Создание систематически-меняющейся предметно-развивающей среды в театрализованном уголке.
3) Систематическое включение театрализованных игр во все виды деятельности педагогического процесса.
4) Привлечение родителей к участию в наших праздниках, досугах.
5) Совместное изготовление родителями и детьми атрибутов, различных видов театров.
6) Проведение выставок и конкурсов среди родителей поделок из нетрадиционных материалов: коробок, веревок, ниток, пробок, пластиковых бутылок, рукавичек, носков.
7) Использование музыки, танцев, песен в театрализованных играх
8) Ежегодное обследование знаний, умений, навыков театрально-игровой деятельности.
9) В начале и конце года проведение педагогической оценки по всем видам деятельности, которое отражалось в таблице показателей уровня и качества знаний по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.
IV. Мне необходимо было создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. На родительском собрании я рассказала родителям о нашей театрализованной деятельности, дети показали инсценировку сказки “Теремок”. Объяснила, для чего это нужно, просили 3родителей помочь. И они включились в работу, помогли в изготовлении реквизита, атрибутов и костюмов. Родители тоже стали поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности. На каждом празднике родители принимали активное участие в роли артистов. Сказку “Теремок” мы показали всем детям нашего детского сада. Начало было положено. Затем я с детьми стала проводит различные упражнения на внимание, на развитие воображения: представь себя холодильником, чайником и так далее. Интерес у детей появился. Заметила, что они стали активнее в общении, разговорчивее. Для большего интереса стала использовать персонажи кукольного театра, беседы по произведениям, упражнения по формированию выразительности исполнения – мимики, жестам, позе, интонации, настольный театр, театр игрушек. Использовала некоторые приемы театрализации на занятиях, неизменно вызывающий интерес.
Я применяла в этой группе много фольклорного материала, который помог наладить эмоциональный контакт с детками, этот материал помогал в режимных моментах: умывании, одевании, приеме пищи. Много подбирала иллюстративного материала. Речь детей была ещё слабо развитой, словарный запас небольшой, поэтому все тексты я знала наизусть и произносила с определенной интонацией. Подготовила настольные театры по сказкам “Репка”, “Колобок”, “Курочка Ряба”, “Теремок”. Часто показывала и изображала звукоподражанием сказочных животных. Много игр было проведено с выполнением движений, например: “Коза рогатая”, “Ладушки”, “Киска”, “Водичка-водичка”. В группе подготовила уголок ряженья, в котором были юбочки, косынки, фартуки. Сама постоянно рядилась в различные костюмы и проводила занятия в них, что неизменно вызывало у детей восторг. Дети с удовольствием приходили в детский сад, они радовались любому занятию с театрализацией и не скучали.
Каждый понедельник у нас “День радостных встреч”, на котором всегда в гостях различные виды театров: театр петрушки, настольный, плоскостной, театр игрушек, пальчиковый, фланелеграф, теневой, театр картинок, настольные игры, кукольный, кукла би-ба-бо. Всё это вызывает неизменный интерес и дети стали отражать свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили. У детей появилось желание самим активно действовать. В группе создан театрализованный уголок, где регулярно меняется оформление. Для родителей оформила стенд с фотографиями, где изображены дети в тои или иной роли. Родители наших детей активно мне помогают: они принимали участие в заседании кружка “Театральная гостиная”, где мы занимались изготовлением атрибутов к играм. Дети при этом присутствовали и предлагали посильную помощь мамам. Родители также изготовили ширму для настольного театра, некоторые предметы для оформление наших драматизаций, мамы приняли участие в выставке игрушек, сделанных своими руками из бросового материала. Большую помощь в организации театрализованных игр мне оказывает второй педагог с группы. Без взаимопонимания не было бы той интересной работы, которая ведется с детьми.
V. Развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует мое участие, участие детей, родителей и второго педагога. Оно требует использования разнообразных приемов, различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга, где все являются равноправными участниками, создания определенных условий, использования различных видов театров, художественной литературы, загадок, стихов, телепередач, видеофильмов, картин, аудиокассет. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно – ролевые.
Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей.