Комментарии к презентации Вологодские кружева

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Белоснежка» города Мирного Архангельской области (МКДОУ №3)






Ознакомление дошкольников с Вологодским кружевом.

Комментарии к презентации «Вологодское кружево»






Шатолина Татьяна Юрьевна

воспитатель высшей кв. категории

















г. Мирный

2016 год




Комментарии к презентации «Вологодские кружева»

2 слайд.

Искусство моды быстротечно. Но есть вещи, которые существуют вне времени и моды. Изящество плетеной нити не подвержено их капризам. Соединяясь с талантом и умением, оно дарит нам шедевры, которые называют кружевом

3 слайд.

Кружевоплетение – вид декоративно-прикладного искусства, ставший русским народным промыслом, который основан на создании изделий из нитей, путем их переплетения между собой. Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII века. Мода на кружево, которое дополняло европейского типа одежду, привела к созданию мастерских, а затем и фабрик по производству кружева.

4 слайд.

Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

5 слайд.

Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.

6 – 7 слайды.

В 1860-е годы этим ремеслом была охвачена вся Вологодская губерния.
Выработался определенный стиль, для которого были характерны монументальность орнамента, лаконизм и графичность рисунка, на фоне разнообразных ажурных решеток, которые создавали  впечатление

воздушной среды.

8 слайд.

Мастера в совершенстве овладели тремя приемами плетения кружев на коклюшках: численным, парным и сцепным.

Численное плетут по памяти, по числу переплетений это узкое с несложным узором кружево.

9 слайд.

Парное – до 300 пар коклюшек. Кружева выплетались сразу по всей ширине. Орнамент растительный и геометрический.

10 слайд.

Сцепная техника (5-25 пар коклюшек) – это плетение по частям, которые потом сцепляются крючком. Такая техника позволяет выполнять не только мерное кружево, но и штучные изделия.

11 – 12 слайд.

Основной элемент сцепного кружева - плотная лента «велюшка», ведущая основной орнамент, выступающий на легкой решетке из плетешков и насновок.

13 слайд.

Элементы кружев

Тесьма-полотнянка (велюшка). В верху слайда.

Насновки – небольшие фигурки очень плотного плетения. В низу слайда.

14 – 16 слайд.

Для вологодских узоров характерны крупные цветы, украшающие раскидистые кусты и деревья, среди цветов помещены птицы – павы, сказочные петухи.

17 слайд.

Вологодское кружево состоит из крупного, выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине плавной полотнянкой, чётко вырисовывающейся на фоне узорных решёток. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.

18 слайд.

Кружевницы предпочитали белые льняные нитки, лишь изредка прибегая к цветным. Сейчас используют серые, белые, бежевые и чёрные нитки.

19 слайд.

Материалы и инструменты для плетения кружев

Для выполнения кружевных изделий прежде всего требуются коклюшки — деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки.
Коклю́шка, также кока, коко, коклюха — деревянная палочка, на которую наматываются нитки, для плетения кружева. Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом». Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие. Дерево может быть разным. Береза, ёлка, клён, — самые популярные материалы для легких коклюшек.

20 слайд.

Чтобы удобно было работать, подушку надо класть на подставку. Подставка может быть небольшой сборной для установки валика на столе. Для закрепления переплетённых ниток в кружеве используют булавки. Сколок — рабочий рисунок кружева. Его наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек.

21 – 22 слайд.

Образцы кружев.

23 – 25 слайд.

Знакомство с искусством вологодских кружевниц начинается в старшем дошкольном возрасте. Дети рассматривают образцы кружев, знакомятся с техникой кружевоплетения по иллюстрациям. Примерная тематика занятий: «Кружевная салфетка», «Узор на полосе», «Кружевная сказка», «Морозные узоры».



Нетающая снежинка.

Вологодская избушка,

В небе ясная луна,

Одинокая старушка

Засиделась у окна.

Это бабке Пелагее

Не лежится на печи,

Принялась за рукоделье –

Стала кружево плести.

Время за полночь, не спится

Беспокойной мастерице.

Застучали друг о дружку

Деревянные коклюшки.

И уменье, и терпенье

Важно в кружевоплетенье.

Да и как же тут спешить –

Перепутается нить!

Чтоб узор был ровный, гладкий,

У старушки есть булавки.

Их в подушечку воткнёт,

Белой нитью оплетёт,

И узорная снежинка,

Как нетающая льдинка,

Всё растёт, растёт, растёт.

Пелагеина забота –

Чтоб порадовался кто-то,

Глядя на её уменье,

На искусных рук творенье.

В деревянное оконце

Светит ласковое солнце,

Новый день в избу стучится.

Ай, да бабка мастерица!

Кружевной, изящный, нежный,

Весь воздушный, белоснежный

Как смогла сплести узор –

Не нарадуется взор!

Вологодская картинка,

Нитяные кружева…

Пелагеины снежинки

Не растают никогда! (Автор неизвестен)