Мастер – класс для педагогов
Тема: «Развитие двигательного воображения у детей старшего дошкольного возраста через игровое экспериментирование».
Цель: развитие двигательного воображения у детей старшего дошкольного возраста через игровое экспериментирование. Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию двигательного воображения дошкольников.
Задачи:
1. Активизировать знания педагогов о значимости развития двигательного воображения у детей через игровое экспериментирование;
2. Обучать игровым приемам развития двигательного воображения детей;
3. Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
4. Расширять умение педагогов в реализации полученных знаний и умений для индивидуальной коррекционной работы с детьми.
Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребёнку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интереснее интеллектуальное развитие. Как и большинство родителей, я хотела бы видеть своего ребёнка здоровым, умным, физически развитым. И всегда стремилась в своей работе эти три фактора соединить, развивая двигательное воображение у детей.
Возможность создавать что — либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. В научно — методической литературе воображение трактуется, как присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. При помощи воображения рождается творчество детей. Есть проявление творчества в рисовании, музыке, есть оно и в движениях.
Свою работу в детском саду по двигательному воображению строю по следующим основным принципам:
Во - первых, на тщательном отборе материала, обусловленным возрастными особенностями детей;
Во - вторых, интеграции физкультурно — оздоровительной работы с различными направлениями воспитательной работы и другими видами деятельности;
В - третьих, активного включения детей в разнообразную двигательную деятельность;
В - четвёртых, на основе принципа индивидуального подхода к детям, учёта их индивидуальных предпочтений и возможностей;
В - пятых, бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Для формирования творческой активности детей, я считаю, что необходимо создать определённые условия:
1. Проявлять интерес к деятельности детей, их творчеству;
2. Выделить время в режиме дня для самостоятельной двигательной деятельности детей;
3. Обеспечить наличие физкультурного инвентаря (в том числе и нетрадиционного), разнопланового музыкального фона;
4.Систематически проводить образно — игровые занятия, развивающие игр, этюды и т.д., что позволило бы показать многогранность движений;
5. Обучать технике движений, значимости разнообразных движений на организм человека;
6. Широко использовать средства художественной литературы, наблюдение за движением животных, людей, птиц и.т.д.;
7. Использовать в работе элементы видов спорта.
Роль педагога в организации игр велика:
- ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО УГОЛКА, ЗАЩИЩЕННОГО ОТ ВЗОРОВ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ (ПОД СТОЛОМ, ЗА ШИРМОЙ)
- РАЗНООБРАЗИЕ ИГРУШЕК
- ВНЕСЕНИЕ НОВОЙ ИГРУШКИ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИГРЫ
-ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОСМОСТРЫ МУЛЬТФИЛЬМОВ, БЕСЕДА ПО ПРОСМОТРЕННОМУ И ПРОЧИТАННОМУ
- РАСМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ С ГЕРОЯМИ
- ПРИЕМ ПРИГЛАШЕНИЯ К СОТРУДНИЧЕСТВУ СО ВЗРОСЛЫМ (ДАВАЙ, СКАЗКУ РАССКАЖЕМ. Я НАЧНУ, А ТЫ ПРОДОЛЖИШЬ)
- ОБЫГРЫВАНИЕ ИГРЫ ВОСПИТАТЕЛЕМ, КАК ОБРАЗЕЦ РАЗВИТИЯ РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ
- ИГРУШКИ – ЗАМЕНИТЕЛИ, МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ
- ПРИЕМ ПРОБЛЕМНОГО ЗАДАНИЯ (КАК НЕЗНАЙКА ПОПАДЕТ НА ЛУНУ?)
- ПРИЕМ НАВОДЯЩЕГО ВОПРОСА (НЕ ПОРА ЛИ КУКЛЕ СПАТЬ?)
Для развития двигательного воображения использую в своей работе следующие средства:
1.Вариативность организованной деятельности с детьми по физическому воспитанию: утренней гимнастики, физкультурных занятий, гимнастики после сна, досугов и праздников.
«Муравьи»
Цель: Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкивая друг друга. Двигаться в разных направлениях.
Ход игры: По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
2. Использование, как нетрадиционного оборудования, так и современных тренажёров. Современные подходы в физкультурно-оздоровительной работе предполагают данную тенденцию, и она вполне оправдана, что позволяет расширить диапазон движений.
«Эстафета».
Цель: Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры: Дети сидят на стульях в полукругу. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и, не вмешиваясь в действия друг друга.
3.Специальные игровые задания, выполняя которые, преодолевается стереотип действия с данным предметом. При этом дети придумывают новые способы применения предметов.
«День рождение»
Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры: Выбирается желающий ребенок, который приглошает детей на «День рождения». Гости приходят по очереди и приносят вообрапжаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что они решили подарить.
(Воображаемыми предметами могут быть кукла, мяч, машинка, мягкая игрушка, коробка конфет, шарфик, шапка, книжка, и даже живой котенок).
4. Развивающие игры разной подвижности, которые включают в себя развитие многих психических процессов (память, внимание, и т. д.).
Например: предложить детям искать на ковре потерянную бусинку, которая действительно там находится. А затем предложить поискать воображаемую бусинку.
5. Этюды, где ребёнок сам раскрывает задуманное, как бы проигрывает, инсценирует образ. Обычно они носят кратковременный характер, подчёркнуты музыкой, иногда передают обстановку окружающую их в какой – либо игровой деятельности.
«Превращение детей»
Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображения и фантазию.
Ход игры: По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, бабочек, змей, лягушек, котят и т. д. педагог сам может превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.
6. Ритмика, совершенствует координацию, исчезает скованность движений, выявляется индивидуальная пластичность, совершенствуется слух и способность к двигательной импровизации. Опыт моей работы не раз подтверждал этот тезис, дети, даже очень замкнутые и малоподвижные не могут устоять перед хорошей музыкой.
«След в След»
Цель: Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.
Ход игры: Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только на освободившийся «След»впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.
Например: Хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капкан. Охотники идут через болото по кочкам.
7. Подвижные игры - являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания организма, воспитания активности и творчества.
«Превращение предмета»
Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры: Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по своему, оправдывая его новое предназначение. Чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов.
Я считаю, что благодаря включению средств развития двигательного воображения и осмысленной моторики в структуру оздоровительной работы её эффективность возрастает в несколько раз по сравнению с традиционной практикой.
Я предлагаю вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми. Попрошу желающих выйти в круг.
Игра-драматизация «Репка».
Цель игры: формировать представление о средствах двигательной выразительности, побуждать к самостоятельному поиску творческой композиции, стимулировать иммунную систему организма.
Ход занятия.
- Итак, начинаем. В одну шеренгу, становись!
Вы – артисты – и каждый из вас должен придумать движения, чтобы все было по настоящему, как в жизни.
Решил дед посадить репку, вдруг:
Громко муха зажужжала, Вытягивают вперед руку и описывают указательным
И над дедом виться стала. пальцем в воздухе круг, прослеживая движения глазами.
Муха, муха полетела, Дотрагиваются пальцем до кончика носа,
И на носик деду села. сфокусировав взгляд на кончике пальца.
Снова муха полетела, Дотрагиваются до уха, прослеживая движения пальца взглядом в
И на ухо она села. пределах видимости, не поворачивая головы, также и до другого уха.
Муха вверх, и муха вниз. Резко перемещают взгляд вправо, влево, вверх, вниз,
Ну, дедуля, берегись! зафиксировав взгляд на кончике пальца.
Наш дед закрыл глаза... плотно прижимают ладони к открытым глазам так,
чтобы через них не проникал свет.
Но муха-горюха Загибают вперед всеми пальцами ушные раковины,
Села на ухо. прижимают, отпускают, ощущая в ушах хлопок.
Сидела, сидела, Кончиками большого и указательного пальцев
Никуда не летела. тянуть вниз обе мочки ушей 4 раза.
Жужжала, жужжала, Захватывают большим и указательным пальцами
Ухо чесала. козелок, сдавливают, поворачивают во все стороны.
Песню пела: «За-за-за!» - Всеми пальцами массируют ушную раковину.
И по уху поползла.
Посидела, посидела, Массаж противозавитка - хрящевого выступа,
Дальше полетела. находящегося сзади наружного слухового прохода.
Н-н-н... Кладут ладонь на голову и закрывают глаза.
Посадил дед репку. Покажите: дед несет на спине тяжелый мешок с семенами.
(Все идут друг за другом по кругу, я комментирую движения, подчеркивая «двигательные находки».)
А теперь – легкий мешок, но ему нужно пройти по узкой тропинке.
Подул ветер.
(Все выполняют дыхательную, дыхательно-звуковую гимнастику.)
Набежала тучка, и пошел дождик.
И выросла репка большая-пребольшая.Станьте врассыпную, покажите, как репка листики расправляет, как она тянется к солнышку.
Прилетели птички посмотреть, какая большая репка выросла.
(Бег врассыпную с характерными движениями рук.)
Стал дед репку из земли тянуть. Покажите, как он это делал.
(Можно опереться ногой в пол, а можно придумать, кто-то репка, а кто-то дед.)
Тянет-потянет, а вытянуть не может.
Позвал дед бабку.Покажите, как бежала в огород бабка.
(Кто-то бежит вперевалочку, кто-то хромает – совсем старенькая бабушка. Бегают врассыпную, а на слова тянут... – останавливаются.)
Тянут-потянут... кто хочет, можете встать друг за другом, а можно только одну бабку показать.
Вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.
А внучка с подружками гуляет,
Весело играет, хороводы начинает...
Внучка бегает не так, как бабка. Она же не старенькая. Покажите внучку.
Тянут-потянут....
Позвала внучка Жучку.А Жучка вылезает из конуры. Подумайте, что в зале может быть конурой и как оттуда вылезает Жучка.
Собачка бежит на четырех лапах, а может идти на двух – как в цирке.
Тянут-потянут...
Позвала Жучка кошку.А кошка, конечно, на русской печке лежала. Что может быть русской печкой? На что можно влезать, а потом слезать? Поищите такие предметы в зале. Кто уже придумал печку, пусть скажет «мяу». Кошка потянулась, лапками потрясла. Побежали кошки в огород, кто на четвереньках, а кто на двух лапах, как у клоуна Юрия Куклачева.
Тянут-потянут...
Позвала кошка мышку.У мышки маленькие лапки и бегает она совсем неслышно. Она быстро-быстро переставляет лапки и бежит не прямо, а как будто по извилистой дорожке. Не зря же говорят «мышка юркнула». Мышка вылезает из норки. Найдите себе норки.
Побежала мышка. На повороте мышка юркнула. Покажите.
Мышка за кошку.Мышки найдите себе кошек.
Кошка за Жучку. Кто будет Жучкой.
Жучка за внучку. Внучки, где вы?
Внучка за бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут...вытянули репку.
- И пустились на радостях в пляс.
2. Упражнение «Пчела»
А теперь представьте, что вы вдруг исчезли. Художник вам нарисовал одни глаза Похлопайте глазами. Прилетела пчела. Смотрите на неё она перед вами. Вот пчела полетела вверх – глазки подняли вверх, влево, вправо…
У вас появилась шея. Вы теперь можете следить за пчелой – поворачивать голову. Пчела вверху, внизу, слева, справа.
Появилось туловище: пчела находится сзади вас, полетела вверх, вправо, влево.
Вдруг ваши пальчики заработали и стали двигаться как крылышки у пчелки. Наша пчелка улетела, а мы помашем ей до свиданья.
Но пчёлка нам оставила волшебное масло, которое мы сейчас капнем на ладошки и наше волшебство станет сильнее. (капаю)
Потрите ладошки и глубоко вдохните приятный аромат (каким фруктом пахнет).
3. Ромашка
Из бумаги заранее делается ромашка. На оборотной стороне каждого лепестка написаны смешные задания, которые им зачитывает взрослый.
Дети отрывают лепестки и начинают выполнять задания: ходить гуськом, прокукарекать, прыгать на одной ножке, спеть песенку, произнести скороговорку и т. д.
Можно усложнить задания, попросив детей показать, как слон обливается водой из хобота, как кошечка умывается, как мама готовит обед, как выжимают белье...
Итог:
Таким образом, не снимая задач оздоровления и формирования основных двигательных умений и навыков, результатом может быть: - увлеченность детей двигательной деятельностью, стремление действовать самостоятельно, готовностью искать новые варианты двигательных действий, сочетать, комбинировать известные движения; -способность удачно подбирать движения, воплощающие игровой образ, -проявление оригинальности при принятии двигательных решений, - развитие воображения и фантазии детей младшего школьного возраста. –совершенствование тех или иных двигательных качеств.
Рефлексия:
- Что дают игры, развивающие двигательное воображение у детей дошкольного возраста….
- Для чего нужно развивать двигательное воображение детей…
- Что можно предложить лучше….
- Для меня сегодня, было (не было) новым….
- Для себя я взяла (не взяла)….
8