Формирование эстетического вкуса у дошкольников

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Формирование эстетического вкуса у детей дошкольного возраста.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фан­тазии, творчества.», сказал В. А. Сухомлинский. Эти слова В. А. Сухомлинского явились стимулом для начала работы по исследованию организации художе­ственно-эстетического развития средних дошкольников (детей 4-5 лет).

После проведенного констатирующего эксперимента мы выяснили, что для развития у детей эстетического вкуса нам необходимо провести коррекционно-развивающую работу с детьми. Для выяснения эффективности запланированной коррекционной работы мы провели её с детьми экспериментальной группы.

На протяжении 2 месяцев педагоги, активно включившиеся в данную работу читали и рассказывали детям сказки и рассказы, разучивали с ними стихи, учили элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения, придумывать собственные короткие сказки, рассказы, загадки по имеющимся иллюстрациям к ним. Рассматривая иллюстрации педагоги отмечали красоту изображенного, умение художника передать выразительность образов, наличие дополнительных деталей костюма , красоту природы, эстетическую насыщенность красок.

Педагоги вызывали у детей жела­ние использовать усвоенные знания в повседневной жизни.

Педагоги использовали свободное от занятий время во второй половине дня для развития художе­ственно-эстетического вкуса детей. Создали и оформили в групповой комнате спе­циальную зону, в которой дошколь­ники в свободное время могли бы пе­релистывать знакомые им книги, рас­сматривать иллюстрации в них, слу­шать сказки, записанные на грампла­стинки, диски или на магнитофонные ленты, пересказывать прочитанное своим сверстникам с помощью театра игрушек, теней, кукол, фланелеграфа, играть в литературные игры, готовиться к празд­ничным и литературным утренникам, вечерам развлечений.

Воспитателям объеди­нили в зоне художе­ственно-эстетического направления четыре подзоны, назвав их условно уголками.

Уголок книги — книжный шкаф или витрина, книжная полка, портреты дет­ских писателей, круглый журнальный столик, четыре стула, настольная или настенная лампа, иллюстрированные детские книги, предусмотренные про­граммой для соответствующего воз­раста, книги, с которыми дети позна­комились в предыдущих группах, дет­ские журналы «Звездочка», «Веселые картинки», «Мурзилка».

Уголок иллюстраций и картин — дет­ский столик, тематические папки и аль­бомы с картинами и открытками (по темам), книжки-ширмы, иллюстри­рованные детьми, витрина для рисунков детей по литературным произведениям, принадлежности для рисования.

Уголок технических средств — про­игрыватель, грампластинки, диапроек­тор, фильмоскоп ДЭФИ, диапозитивы, слайды, диафильмы, магнитофон и маг­нитофонные кассеты с записями зна­комых литературных произведений, радиоприемник, телевизор.

Уголок театра условно разделяется на две части — «волшебных превраще­ний» и «встреч с героями театра».

В уголке «волшебных превращений» находится «волшебный ларец» (раскра­шенный сундучок) с материалами для инсценировок и игр-драматизаций, в ко­тором хранятся шапочки-маски, эле­менты костюмов, декорации, в уголке «встреч с героями театра» — пособия для показа театра кукол, теней, игру­шек, настольного, фланелеграфа. Здесь находятся детская ширма (1,2х1 м), куклы-перчатки для показа кукольного театра, экран и комплекты силуэтов (объединенные по сюжетам отдельных произведений) в специальных конвертах для теневого театра, «сцена» и игрушки, сделанные из однородного материала (мягкие, пластмассовые, деревянные, резиновые), для театра игрушек, фигуры-силуэты на подстав­ках для настольного театра, а также специальная рама, обтянутая фланелью светлого тона, и раскрашенные фигуры-силуэты на фланелевой подкладке для показа театра картинок на фланелеграфе.

Наблюдение за детьми и их отно­шением к этой оборудованной зоне в на­чале эксперимента (в течение месяца) показало, что, несмотря на то, что имелся необходимый материал, были отведены специальные места для орга­низации игровой деятельности детей, они редко заходили в эту зону, ча­ще — в книжный уголок, в театраль­ный, реже — в уголок технических средств. Предстояло научить детей творчески подходить к содержанию лю­бимых литературных произведений в собственной практической деятельно­сти. Для этого воспитатели на заня­тиях по развитию речи стали уде­лять больше внимания игровым прие­мам, упражнениям, использовать произ­ведения изобразительного искусства и музыки. Провели несколько семинаров-прак­тикумов, бесед, консультаций для вос­питателей. Обсуждались такие вопросы, как необходимость организации зон художе­ственно-эстетического развития, требования к их оснащению; обучение детей пользованию книгами; методика подготовки к играм-драматизациям, концертам, показу театров, к вечерам развлечений и литературным утренникам; использование произведений изо­бразительного искусства, музыки и тех­нических средств в художе­ственно-эстетическом развитии .

Воспитатели на занятиях и в свобод­ное время объясняли детям, как следует пользоваться тем или иным материалом, обучали правилам показа кукольного, настольного, теневого театров; учили, как надо пользоваться проигрывателем, приемником. Воспитатели старались расширить и закрепить знания детей о книге и о труде тех людей, которые участвуют в ее создании. С этой же целью в свободное от занятий время организовали для детей экскурсии, це­левые прогулки в книжный магазин, в детскую библиотеку, в городскую библиотеку для взрослых, в читальный зал, активизировали деятельность ребят в книжном уголке, читали новые книги, рассказывали сказки, организовывали беседы по содержанию прослушанного текста книги; проводили такие лите­ратурные игры, как «Угадай название», «Вспомни и расскажи», «Угадай имя героя этой книги», «Подбери подходя­щее слово», «На концерте», «Скажи наоборот», «Скажи то же, но другими словами» и др. Для обобщения и за­крепления знаний по этой теме провели литературный утренник «Книги — наши друзья».

В уголке картин и иллюстраций, который расположен рядом с книжным уголком, дети под руководством воспи­тателя рассматривали иллюстрации разных художников к одному и тому же тексту, сравнивали их, подбирали открытки и рисунки для тематических папок и альбомов, рисовали на тему любимых произведений, мастерили свои книжки-ширмочки, готовили шапочки-маски для инсценировок. В этом уголке мы поместили не только необходимый материал для рисования (бумагу, ка­рандаши, краски), но и цветную бума­гу, ножницы и клей для аппликации, пластилин для лепки. Тут же ребята в свободное от занятий время, находясь под впечатлением содержания прослу­шанных литературных произведений (сказок, рассказов, стихов), воссозда­вали понравившиеся им образы в ри­сунке, в аппликации или лепке. Чаще всего они занимались индивидуально, но иногда, по предложению воспита­теля, создавали и коллективные работы, объединяясь в группы но 4-5 человек.

Порой над одной темой трудилась большая часть детей группы, а в конце недели под руководством воспитателя создавали коллективно тематическую композицию по содержанию литератур­ного произведения. Интересными были коллективные композиции детей на следующие темы: «В гостях у сказки» «Ребята и зверята»; «Цыплята» по одноимен­ному рассказу Сутеева, «Медвежата » по рассказу Чарушина и др.

Работы детей демонстрировались родителям. Через несколько дней эти работы возвращались детям для исполь­зования в игровой деятельности.

Дошкольники чаще всего играли в следующие литературные игры: «На­рисуем сказку», «Придумай рассказ, сказку по рисунку (или по картине)», «Угадай, к какой книге иллюстрация», «Отгадай, кто нарисован», «Расскажи сказку по картинкам», «На выставке наших картин». Основные цели, кото­рые преследовались при организации литературных игр,— развитие худо­жественного и эстетического вкуса детей, воображения и творческого мышления, формирование связной речи. Для игр использовались различные иллюстрации и картинки, а также книжки, игрушки.

В уголке технических средств дети самостоятельно, под присмотром и с помощью воспитателя слушали сказ­ки, рассказы, стихи в исполнении мастеров художественного слова, де­монстрировали диафильмы, диапозити­вы, открытки, рисунки, репродукции, фотографии. Здесь же они слушали радио, смотрели телепередачи «Свет­лячок», «В гостях у сказки», «Для детей», «Радио — малышам» и др.

В специальном шкафу воспитателя хранятся переносные технические средства, соответствующие возрасту детей диафильмы и грампластинки, «волшебные шкатулки», в которых сохра­няются записи рассказов, придуманных детьми, пересказов любимых литера­турных произведений. Воспитатель включает записи по просьбам детей.

Рядом с уголком технических средств был расположен и театральный уголок, в котором дети, надевая соответствую­щие костюмы, шапочки-маски, стано­вились актерами, героями сказок, рас­сказов или показывали различные спек­такли, отрывки из знакомых произве­дений с помощью театров кукол, тенево­го, настольного и др.

К концу формирующего эксперимента при подведе­нии итогов экспериментальной работы мы заметили, что деятельность до­школьников в зоне художе­ственно-эстетического развития носила как ин­дивидуальный, так и коллективный характер. Например, в книжном уголке дети могли индивидуально рассматри­вать иллюстрированные книги, в то вре­мя как группа ребят играла в «книж­ную больницу», подклеивали книги, альбомы. Рядом, в уголке картин и иллюстраций, 1—2 ребенка рисовали по мотивам любимых произведений, другая группа под руководством вос­питателя готовила новый тематический альбом.

В уголке технических средств один ребенок, пользуясь наушниками, мог слушать сказку, а другие дети играли в игру «Телевизор» — с помощью игру­шечного телевизора рассматривали свои новые рисунки.

В театральном уголке в это время небольшая группа детей выбирала, примеряла костюмы, декорации для предстоящего «театрализованного представления» или показывала театр игрушек.

Некоторые дети любят уединение, играют индивидуально, другие, наобо­рот, не умеют играть самостоятельно, их надо учить выбирать тему для игры. Поэтому при организации деятельности детей в этой зоне мы советовали воспи­тателям применять индивидуально-диф­ференцированный подход.

Чтобы дети могли сконцентрировать свое внимание и играть в каком-либо уголке, не мешая друг другу, им раз­решалось отделяться от сверстников занимающихся в соседнем уголке, шир­мой. Эта ширма в процессе детской игровой деятельности служила симво­лической стеной, и подгруппа детей, занятая одной игрой, оказывалась как бы в «своем домике», где они чувство­вали себя независимо, самостоятельно распределяли роли и пособия, действо­вали с ними более уверенно.

В свободное от занятий время в зоне художественно-эстетического развития дети совместно с воспитательницей организовывали обмен мнениями о кни­ге, грампластинке, радиопередаче, диа­фильме, телепередаче, о дидактических и сюжетно-ролевых играх «Почтальон принес посылку с книгами», «В библио­теке», «На концерте», «В театре», «На книжной выставке». В этой зоне детям также было удобно готовиться к празд­ничным и литературным утренникам, к вечерам развлечений, здесь они на­ходили все необходимые им материалы. Порой даже, играя в соседних зонах (музыкальной, изобразительного ис­кусства, конструирования), ребята пользовались материалами из зоны художественно-эстетического развития .

Таким образом, эксперимент показал, что при наличии хорошо оборудован­ных уголков, а также соответствую­щих знаний, умений и навыков у детей можно добиться, чтобы вся группа включалась в художественно-эстетическое развитие, чтобы дошкольники зани­мались как индивидуально, так и кол­лективно.

Было установлено также, что в не­которых случаях, когда ребята не могут сами найти себе занятие, воспитатель должен предложить, чем заняться, учи­тывая при этом индивидуальные черты характера каждого, их интересы, склон­ности, а также уровень знаний, уме­ний, навыков.

Предварительные результаты экспе­риментальной работы по организации художественно-эстетического развития детей (4-5 лет) вне занятий позво­ляют сделать следующие выводы:

1. Для качественной организации этой деятельности детей необходимо создание специальной зоны, в которую входили бы уголки книги, иллюстраций и картин, технических средств, театра, учитывая, конечно, есть ли место в по­мещении для них.

  1. Все уголки зоны художественно-эстетического развития должны быть хорошо оснащены пособиями, необ­ходимыми для данной деятельности ,т. е. соответствующими назначению зоны.

  2. Решающую роль при организации детской деятельности в этой зоне играет наличие у детей хороших зна­ний по литературе и элементарных на­выков и умений использования имеющихся знаний в новых условиях, в само­стоятельной деятельности.

4. В правильной организации этой деятельности вне занятий на первоначальном этапе направляющая и руко­водящая роль принадлежит воспита­телю. Постепенно, по мере формирова­ния у ребенка необходимых умений и навыков, приобретения нужных зна­ний, роль воспитателя становится вто­ростепенной, детям предоставляется большая свобода, и воспитатель только помогает им в тех случаях, когда они в чем-то затрудняются.