Семинар на тему: «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема:  «Интеллектуальные игры как средство развития творческих

способностей у детей».

                  

Цель: систематизация знаний педагогов об интеллектуальных играх, их влиянии на развитие творческих способностей дошкольника.

Задачи:

расширить представление воспитателей об основных типах интеллектуальных игр;

выявить предназначение воспитателя в проведении интеллектуальных игр, викторин;

План работы семинара:

1. Доклад  «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».

2. «Разминка»

3. Интеллектуальная викторина «Колесо знаний»


  1. Доклад  «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».

Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально- творческого потенциала ребенка.

Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего — в игре. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны.

Каждый согласится с тем, что неиграющий ребенок — это нонсенс, скорее аномалия, чем норма, то, что вызывает тревогу родителей, педагогов и врачей. Детство — это не только и не столько подготовка к взрослой жизни, сколько самобытное и самоценное явление, подлинное бытие, настоящая жизнь, которая быть может, гораздо более значима, чем вся последующая. Детская игра чрезвычайно содержательна, многогранна, она составляет основное содержание жизни ребенка. А что составляет содержание игры? — Жизнь, во всем ее многообразии и проявлениях.

Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.

Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различного вида состязаниях позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.

Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД), или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, его проще всего выработать.

Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе — игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.

2. «Разминка»

     Ведущий:

 — Перед началом торгов проведем разминку, где за каждый правильный ответ вы можете заработать дополнительные деньги.

1.Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? 2.Назовите их       (5-количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени).

3. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?            (систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход).

4. Методы и приемы – это одно и то же? (Нет). Назовите методы, используемые на занятиях по ФЭМП (словесные, наглядные, игровые, практические).

5. Назовите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП (рассказ, беседа, вопросы, описание, показ предметов и действий, игры, упражнения и т.д.)

6. Назовите структуру занятия по ФЭМП   (количество частей занятия зависит от возраста и содержания, при изучении нового в младшей группе – 3части, средняя группа – 3-4 части, старшая – до 5, подготовительная группа – до 7).

7. Обобщенный образ существенных свойств предмета или объекта, точная копия предмета  (модель).

8. С какой целью можно применять палочки Х. Кюзенера? (модель числа)

9. Свойство предмета, характеризующее его размер (величина). 

10. Инструкция:  — Внимательно прослушайте и найдите ошибку в высказываниях:


Нацепив на ноги ласты, под водой плывут гимнасты. (Аквалангисты).


Воют волками метели, в  зимнем месяце апреле. (Апрель – не зимний месяц)


Хорошо в футбол играем, Шайбы часто забиваем.  (Не шайбы, а мячи).


А, для тех, кто здоров, вызываем докторов.


У сосны иголки — короче, чем у ёлки. (Иголки у сосны длиннее)


Рыбкам маленький сачок, сплёл умелец-паучок. (Не рыбкам, а мухам).


3. Интеллектуальная викторина «Колесо знаний»

Цель: Закрепить знания в области математики, экологии, безопасности жизнедеятельности, развития речи.

Задачи:

· Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности

· Развивать память, мышление, внимание, быстроту реакции.

· Воспитывать морально-волевые качества: настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, взаимопомощь.

· Формировать умения работать в команде.

· Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности


Ведущий: Отлично! А сейчас я Вам расскажу некоторые правила нашей викторины. За каждый правильный ответ команда будет получать очки. Та команда, которая по итогам всех заданий получит большее количество очков — объявляется победителем. Когда отвечает одна команда — вторая не подсказывает, иначе очко засчитывается в пользу соперников. Команды должны отвечать дружно, не ругаться и не ссориться. Вы готовы? Тогда мы начинаем! Запускаем наше колесо знаний!

I тур. Разминка.

Ведущий: Друзья, вы узнали нашего первого гостя? ( Да!). Это веселый попугай Кеша. Давайте послушаем, какое задание он приготовил для нас.

Кеша: Здравствуйте — здравствуйте! Я приготовил для вас веселую разминку. Внимание! Внимание! Вопросы очень сложные! Все задания вы найдете в Цветике-семицветике! За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.

Ведущий достает Цветик — семицветик и приглашает участников из команд отвечать на вопросы.

Вопросы:

1. Сколько месяцев в году?

2. Сколько углов у круга?

3. Сколько звезд на небе днем?

4. Сколько ушей у трех мышей?

5. Сколько рогов у двух коров?

6. Сколько огней у светофора?

7. Какие буквы не обозначают звуков?

8. Назовите соседей вторника.

9. Сколько хвостов у четырех котов?

10. Сколько углов у квадрата?

Ведущий подводит итоги первого тура.

Ведущий: Молодцы! Ну, а мы продолжаем!

II тур. Математика — Царица наук!

Ведущий приветствует нового гостя и предлагает частникам послушать задание.

Леопольд: Добрый день, ребята. Как известно, математика — Царица наук. И я очень люблю считать, складывать, вычитать. Но я хочу проверить, как Вы научились решать различные математические задачки. Задания будут трудные, но каждый правильный ответ принесет 1 балл вашей команде!

Задание 1. « Веселые задачки»

1. На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?(3)

2. Шесть ребят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он глядит в окно — считает

Сколько их теперь играет?(5)

3. На поляне у реки

Жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать,

Кто успел их сосчитать?(4)

4. В кружку собрала Марина

10 ягодок малины

6 дала своей подружке

Сколько ягод стало в кружке?(4)

5.Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?(2)

6. Сестры-белочки сидели

Вшестером в дупле на ели.

К ним еще одна примчалась-

От дождя она спасалась.

Все теперь сидят в тепле.

Сколько белочек в дупле?(7)

Задание 2 . «Домик чисел».

Участникам раздаются домики, на крыше которых написаны цифры. Задача команд за определенное время вписать в домики как можно больше примеров, что бы в ответе получалось число, указанное на крыше.

В конце тура, ведущий подводит итог и хвалит участников.

Ведущий: Не устали?! Тогда продолжаем!

III ТУР. Развитие речи

Вращается колесо знаний. Появляется новый персонаж — Сова.

Сова: Ааа. Ребята, здравствуйте! Какие вы большие! Вы уже знаете буквы? А читать умеете? Молодцы! Я приготовила для Вас задания. За правильный ответ — получайте 1 балл.

Задание 1. «Антонимы»

1 команда

Скажу я слово высоко, а ты ответишь …

Скажу я слово далеко, а ты ответишь..

Скажу я слово потолок, а ты ответишь…

2 команда

Скажу я слово потерял, и скажешь ты …

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты…

Теперь начало я скажу —ну, отвечай…

1 команда

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада.

А зовут меня…прохлада

2 команда

Я антоним к слову смех

Не от радости, утех

Я бываю по неволе

От несчастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это …плач.

Ведущий: Пришло время подводить итоги нашей викторины.( подсчет набранных баллов и награждение). Спасибо за веслую и честную игру! До новых встреч!










































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг- Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»










Семинар-практикум

«Интеллектуальные игры

как средство развития творческих

способностей у детей»







Воспитатель: Кара –Хуна Е.Б.


Март 2016г.



Задание 1. « Веселые задачки»


1. На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?



2. Шесть ребят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он глядит в окно — считает

Сколько их теперь играет?



3. На поляне у реки

Жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать,

Кто успел их сосчитать?



4. В кружку собрала Марина

10 ягодок малины

6 дала своей подружке

Сколько ягод стало в кружке?



5.Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?



6. Сестры-белочки сидели

Вшестером в дупле на ели.

К ним еще одна примчалась-

От дождя она спасалась.

Все теперь сидят в тепле.

Сколько белочек в дупле?











Вопросы:


1. Сколько месяцев в году?


2. Сколько углов у круга?


3. Сколько звезд на небе днем?


4. Сколько ушей у трех мышей?


5. Сколько рогов у двух коров?


6. Сколько огней у светофора?


7. Какие буквы не обозначают звуков?


8. Назовите соседей вторника.


9. Сколько хвостов у четырех котов?


10. Сколько углов у квадрата?