Проект Составление творческих рассказов

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБДОУ ЦРР детский сад №23 «Ёлочка»





Проект

Тема: «Составление творческих рассказов по картине путём наглядного моделирования и игр, побуждающих к мыслительным действиям.

Группа: Подготовительная

Воспитатель: Кирьянова О. В.



































2016 г.

Г. Большой Камень



Проблема:

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту появляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательства, речь – планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т.к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одним из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что при списочном составе 18 детей, семь из них имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установления связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Десять – средний уровень (в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий). И лишь два человека владеет теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребенок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет широкий словарный запас).

Я давно работаю в детском саду, и всегда старалась добросовестно готовиться к занятиям, организовывать совместную деятельность воспитателя с детьми по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Но те пособия, которые были рекомендованы к использованию воспитателями, перестали отвечать моим взглядам и требованиям к проведению занятий по данным видам рассказывания: почти всегда однообразные части занятий – начало, основная часть и заключительная. Дети уже с первых минут теряют интерес к предстоящей деятельности. Отчасти поэтому в основной части занятия я наблюдала низкую речевую активность. Не хочу сказать, что хорошо продуманная первая часть занятия – залог того, что дети будут с успехом демонстрировать свои речевые умения в основной части, т.к. это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная по времени работа, требующая от детей навыков и умений. Но хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересная, увлекательная, содержательная концовка занятия также несет в себе определенный смысл, оставляет хорошие впечатления и создает положительные эмоции.

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого.

Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова, одна из авторов программы «Детство», разработчик раздела «Развитие речи детей» пишет, что исследования последних лет (М.В. Крухлет, Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневно общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Поэтому, я считаю необходимым разработать серию авторских конспектов и игровые приемы обучения творческому рассказыванию с помощью наглядного моделирования.

Тема: Составление творческих рассказов по картине путем моделирования и игр, побуждающих к мыслительным действиям.

Сроки: 3 месяца.

Масштаб: в детском саду, с детьми и родителями подготовительной группы.

Цель: развитие связной речи путем обучения составлению творческих рассказов по картине в соответствии с дидактическими требованиями.

Задачи:

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок;

  • Подбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;

  • Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;

  • Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

Этапы работы:

Подготовительный этап:

  1. Работа с родителями: заочное консультирование куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях.

  2. Анкетирование родителей (Приложение №1)

  3. Начальная диагностика (Приложение№2).

  4. Подобрать литературу и материал для осуществления проекта. (Приложение №6)

  5. Технологические карты (Приложение №3).

Основной этап:

  1. Разработка игр позволяющих системно проработать содержание картины (Приложение №4)

  2. Разработка конспектов.

  3. Изготовление пособий (схемы моделирования картины)

  4. Оформление проекта.

Заключительный этап:

  1. Проведение занятий.

  2. Повторная диагностика (Приложение №2).

Виды деятельности (методы и приемы):

  1. Занятия с детьми (Приложение №3)

  2. Беседы с детьми и родителями)

  3. Консультации с логопедом.

  4. Анкетирование родителей (Приложение №1).

  5. Игры, способствующие развитию мыслительных действий.

Социальные связи:

С библиотекой.

Ресурсы:

С библиотекой.

Ресурсы:

  1. Компьютер

  2. КСЕРОКС

  3. Бумага белая (формат А – 3)

  4. Фломастеры, гуашь, маркеры.

Предполагаемый результат:

Повышение показателей форсированности умений и навыков составления рассказов по картине у детей подготовительной группы «А» на 50%.



Объяснительная записка

В основу работы положен инструментарий по развитию творческого воображения и формированию диалектического способа мышления дошкольников. Методика построена с учетом общих принципов, разработанных при обучении дошкольников умению решать творческие задачи и рассчитана на два типа рассказов по картине.

  1. ый тип: «Текст реалистического характера».

Функция: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине в соответствии с дидактическими требованиями.

  1. ой тип: «текст фантастического характера».

Функция: речь как описание изменения действительности.

Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного.

Технологическая карта №1.

Определение состава картины.

Цель: обучить детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка). Обучить детей методике работы по определению состава картины и активизация речевого словаря дошкольников.

Методические рекомендации:

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. степень подробностей может быть разной: максимально подобранной (с выделением всех объектов и их деталей), подробной (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и неподробной (выделение только главных объектов).

При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому – либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д. моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. модели объектов, выделенных на картине, располагаются на доске или листе бумаги так, чтобы общая композиция картины сохранялась.

Методика работы с детьми.

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Для определения деталей одного объекта используются приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный и др. при обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Моделирование детьми, выявленных объектов, производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором располагаются модели аналогично композиции картины.

Методические рекомендации:

  • Обучающий должен проявлять живой интерес и демонстрировать эмоциональные реакции на ответы детей.

  • Темп работы достаточно быстрый, воспитатель энергично и оперативно производит моделирование, названных детьми объектов.

  • Предварительно должен быть составлен тематический словарь.

  • Последовательность названия объектов может быть любая.

  • Обязательным условием является обозначение «земля – небо», «пол – потолок».

  • Группа или класс выявленных объектов, обозначаются словом, но не схематизируются.

  • По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и считыванию модельных обозначений.

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины.

  1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).

  2. Моделирование объектов.

  3. Группировка по заданному признаку.

  4. Обобщение перечисленных объектов.

Технологическая карта №2 установление взаимосвязей между объектами на картине.

Цель:

  • Обучить детей мыслительным действиям, ведущим к объединению перечисленных объектов на картине.

  • Упражнять в объяснении взаимосвязей объектов на уровне физического, эмоционального, родственного и т.д. объединений.

Базовая информация.

Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняются, почему их можно соединить. Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат – сестра, мама – дети…),

Методика работы с детьми.

Для обучения детей, установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаются следующие творческие задания:

  • Пришел волшебник» Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал.

  • «Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связанны по взаимному расположению.

  • «Ищу недругов» - найти объекты которые между собой не дружат.

  • «Кто – то теряет, кто – то находит и что из этого выходит» - объяснить причинно – следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами.

Методические рекомендации.

  • Вести детей от предложений со сложно – подчиненной связью, к кратким рассказам – рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце подтверждение – вывод.

  • Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей.

  • При затруднениях ребенка объяснение взаимосвязей между объектами с помощью «Мозгового штурма».

  • Особое значение имеет толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком).

  • По окончанию установлению взаимосвязей, подвести итог в виде рассказов рассуждений.

Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине.

  1. Выделение двух объектов на картине.

  2. Обоснование связей между ними.

  3. Объединение названных объектов стрелками.

  4. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.

Результат обучения детей.

  1. Знают алгоритм мыслительных действий по установлению разных уровней взаимосвязей объектов на картине.

  2. Умеют устанавливать взаимосвязи разного уровня и обосновывают их.

Технологическая карта №3 тексты, созданные на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств.

Цель:

  1. Обобщить знания детей о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств.

  2. Учить детей составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Методические рекомендации:

Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть «считаны2 разными органами чувств. Нос воспринимает запах, ухо – звук. То и другое может быть приятным и не приятным, опасным – не опасным, резким – слабым, смешанным – однородным. Язык ощущает вкус, рука – дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представление о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки – о пространственном расположении объекта, размере и цвете. При составлении рассказа – описание с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящих от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемые за ее пределами. Представить и описать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью слухового анализатора определить на картине съедобное – несъедобное. Оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине: температура, влажность, материал, форма объектов и т.д.

Методика работы с детьми.

Для обучения детей дошкольного возраста характеристике объектов через органы чувств используется прием «вхождение в картину». Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться повнимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. даются творческие задания:

  • Пришел волшебник «Я нюхаю (и другое).

  • Назови объекты, которые могут издавать звук.

  • Я ощущаю лицом и руками…

Методические рекомендации

  • Предварительно уточнить знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора.

  • Работая с картиной начинать речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Здесь пахнет…», «Когда я трогаю руками…». Добиваться описания отношения ребенка к воспринимаемому.

  • Побуждать детей описывать не единичные ощущения, а комплекс с перечислениями признаков.

  • Описание ощущений может идти с точки зрения, как постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

  • Активизировать в речи слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.

  • Рекомендуется разыгрывать диалоги (устраивать мини – театр).

Алгоритм мыслительных действий.

  1. Предложить «войти в квартиру»

  2. Выбрать орган чувств, который помогает «путешествовать» по картине.

  3. Сделать речевую зарисовку.

Приложение №4

Игровые приемы обучения по творческому

Рассказыванию

На примере картины «Собака со щенками»



  1. Определение состава картины

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.

Игра с «подзорной трубой»

Цель: упражнять в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия,

Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например6 мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава…


Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.



Игра «Кто в кружочке живет?»

Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами.


Материалы: картина, чисты лист бумаги (50 х 30 см), фломастер одного цвета (например, синий)

Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет.

Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект, например,

Собака- щенок 1 – щенок 3 – дом – будка – миска – ель

Игра «Ищу родственников»

Цель: учит детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.

Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:

  1. Природный мир – рукотворный мир;

  2. Живая – неживая природа;

  3. Целое _ частное;

  4. По месту нахождения;

  5. По выполняемой функции.

Например,

  1. Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко – природный мир.

Будка, миска, дом, веревка – рукотворный мир.

  1. Собака, щенки, трава – живая природа.

Небо, земля – неживая природа.

  1. Крыша, труба, окна, стены, - дом.

Голова, туловище, ноги, хвост – собака.

  1. Береза, ель, куты, трава – опушка леса.

Собака, щенята, будка, пища – лужайка перед домом.

  1. Дом, будка – здание, сооружение.

Миски глубокая и мелкая посуда



  1. Установление взаимосвязей между объектами



Цель: установление взаимозависимости между объектами по разнообразным параметрам.



Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цели: установление эмоционально – духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо – плохо»; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.

Игровое действие: поиск «друзей» (недругов)» применительно к конкретному объекту.

Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.



Примеры:

Собака – дом.

«Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает ее у дома, который должна сторожить собака».

Игра «Кто – то теряет, кто – то находит, и что из этого выходит»

Цели:

- учить детей объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей;

- подвести их к выводу, что все на картине взаимосвязано;

- упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая ее структуру.

Материалы: картина, лист со схематически обозначенными объектами (из игры «Кто в кружочке»), фломастеры контрастных цветов.

Игровое действие: нахождение физических связей между объектами. Нужно соединить кружочки с выбранными объектами линиями и обосновать их связь, не повторяя друг друга. При установлении взаимосвязей педагог должен обращать внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что – то приобретает и что – то отдает.

Например,

Щенок – ель.

«Щенок и ель находятся на земле. Ель берет соки у земли, для того чтобы расти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок стоит четырьмя лапами на земле, и его тень тоже укрывает землю».

Другие примеры:

Собака – дом; щенок 1 – будка; щенок2 – миска; щенок3 – ель.



Игра «Живые картинки»

Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре). Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5 – 7 секунд после построения всех детей – объектов на ковре.



  1. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств.

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать, и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цели:

- учить представлять различные звуки и передавать свои представления в з-законченном рассказе;

- побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Примерные варианты рассказов:

  1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где – то кричат и играют деревенские мальчишки».

  2. «Я слышу, как собака – мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что играть».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи».

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

Ход игры:

Нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Например,

«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке.

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей».

Цель: учить детей передавать возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Пример рассказа:

«Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки – жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке у собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле – жестко и больно».

Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус»

Цели:

- учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;

- уточнить представления о способах и продуктах питания;

- побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.

Игровые действия:

Объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит – не любит, вкусно – невкусно, сытый – голодный и т. п. (, и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).

Примеры рассказов:

  1. «Я – рыжий щенок и грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых – жесткая, и я не могу ее разгрызть. Самое вкусное для меня – это мамино молочко, но я уже умею лакать из миски. Я все время голодный».

  2. «Я – ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни пить молоко. Мне это и не вкусно».



4. Составление образных характеристик объектов

Игра «Подбери такое же по цвету».

Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.

Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.

Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.

Например,

Белый цвет. Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т.п. (Под эту характеристику подходят: частичный окрас собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.)

Игра «Сравни по форме»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.

Игровое действие: назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира.

Составление открытых загадок.

Игра «Сравни по материалу».

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира.

Игровое действие: назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине, и найти предметы, сделанные из такого же материала, в окружающей среде.

Составление загадок.

Далее воспитатель может самостоятельно провести серию игр по выделению специфических признаков объектов, их действий, назначений, размеру и т.д. Итогом является составление описательных загадок через речевые связки: «Как…» или «Но не…».

Например,

Загадка про веревку: «Длинная, но не река; извилистая, но не змея; крепкая, но не сталь; удерживает, но не замок».

Загадка про ель: «Зеленая, как зеленка; как башня; сама растет, как человек; даёт тень, но не зонтик».

5.Создание рассказов – фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени.

Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как…; после того, как…; утром…; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной…).

Ход занятия:

  1. Объекты на картине разделяются на три категории:

а) рукотворный мир;

б) живая природа;

в) неживая природа.

2. прием преобразования

2. Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориями и в следующей последовательности:

- объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему «Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром», или «Я представляю, что было с ней поздно вечером».

- Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года, например, что было с березой зимой или что с ней будет ранней осенью.

- Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта (это зависит от разумной или неразумной деятельности человека), например, как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет.

- Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования. Например, кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.

Примерная последовательность вопросов к детям:

  1. Какое время года изображено на картине? (старшие дети должны различать три состояния каждого времени года, например, раннее лето, позднее лето и лето в зените).

  2. В какой части суток происходит действие на картине? (старшие дети должны различать раннюю и позднюю часть суток, раннее и позднее утро).

  3. Изображенное на картине отображает сегодняшний день жизни человека, далекое прошлое или будущее.

Пример пересказа, «Миска с молоком».

«Хозяйка знает, что собачка Жучка и ее маленькие щенята очень любят молоко. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает налить в мисочку свежего молока. Миску она перед этим тщательно моет, чтобы молоко не скисло. Если молоко долго стоит под солнцем, то к нему могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить».

6.Составление рассказов от лица разных героев.

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Ход занятия:

  1. Предложить детям «превратиться» в кого – нибудь или во что – нибудь (целый объект или его часть, например, береза или ее ветка).

  2. Выбрать специфическую характеристику объекта, например, старая береза или больная ветка.

  3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

Пример рассказа. «Мудрая береза».

«Я – береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю. Что эта семья живет счастливо и благополучно».

Модели описания объекта.

С целью более полного понимания дошкольниками изображенного на картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проводится в игровой форме.

Использовать такие игры можно начинать со средней группы. Игры включаются параллельно работе с картиной в целом. Время их проведения и количество зависят от возможностей детей и обучающих целей педагога.

Игра «Да – нет».

(на загаданный объект, его часть или однородное множество).

Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам.

Игровое действие: ведущий загадывает на картине объект, дети задают вопросы, сужающие поле поиска объекта, отгадывают его и описывают.

Правила игры.

Дети знают, что ведущий отвечает на вопросы в основном только «Да или «Нет», хотя возможны такие ответы «Не имеет значения» (в случае незначительности выясняемости выясняемого признака) и «Да и нет одновременно» (указывающий на наличие противоречивых признаков объекта). Ведущий не позволяет просто перечислять изображенные на картине объекты. Все играющие должны знать примерный алгоритм, по которому задаются вопросы.

Алгоритм сужения поля поиска загаданного объекта.

Загаданный объект относится к рукотворному миру или к нерукотворному?

  1. Рукотворный мир:

1.1. Функция объекта.

1.2. Материал.

1.3. Форма.

1.4. Размер.

1.5. Цвет.

1.6. Наличие частей.

1.7. Местонахождение.

2. Природный мир:

2.1.1. Живая природа.

2. 1. 2. Растения (ядовитые или съедобные).

2. 1.3. Животные (домашние или дикие)

2. 1. 4. Человек.

2.2. Неживая природа.

2.2.1. Твердая.

2.2.2. Жидкая.

2.2.3. Газообразная.


Необходимо также задавать вопросы о частях объекта и количестве загаданного, о времени создания объекта или о его возрасте. Вопросы могут задаваться детьми не строго в указанной последовательности.

Пример 1.

Ведущий загадал окно дома.

Примерная последовательность детских вопросов, на которые ведущий должен ответить «Да»:

- это относится к рукотворному миру?

- в нем живут люди?

- это част дома?

- его форма плоская?

- размер этого примерно в рост человека?

- это одного цвета?

- эта часть сооружения служит для освещения жилища?

Пример 2.

Загаданы облака на небе.

Вопросы, на которые ведущий отвечает утвердительно:

- это относится к природному миру?

- это относится к неживой природе?

- это газообразное или жидкое?

- это приносит пользу человеку?

- это находится в верхней части картины?

- это множество одних и тех же облаков?

Пример 3.

Загадана ветка березы с листьями.

Вопросы, на которые дети получают утвердительный ответ:

- это природный мир? Живая природа?

- мир растений? Дикорастущее?

- это дерево?

- ствол у этого дерева белый?

- загадана часть березы? Та, которая находится над землей?

- ветка эта имеет больше десяти листочков? (Ответ: «Не имеет значения»).


Обязательным условием окончания игры является описание отгадавшим объекта по выясненным признакам.

Например, в первом случае ребенок говорит: «Была загадана часть дома «окно», которое сделано, как и дом, руками человека. Окно состоит из дерева и стекла. Оно плоское и прямоугольное по форме. Стекло прозрачное, а дерево покрашено в голубой цвет. По размеру окно примерно равно росту человека. Окна люди делают в доме для того, чтобы было светло в комнате и видно происходящее на улице».


Игра «Аукцион».

Цели: учить как можно более полному перечислению составляющих объекта; формировать понятие об отношениях «целое – часть – под часть».

Игровое действие: ведущий выбирает какой – либо объект и предлагает детям перечислить его элементы по принципу: главные части, в них – под части, в под частях – составляющие и т.д.

Сначала ребенок должен назвать некое основное составляющее объекта, а затем найти в нем его часть по принципу «матрешки». Ведущий награждает того, кто последний назовет цепочку составляющих, не повторяя предыдущих. Например, конура собаки состоит из крыши, пола, двух боковых стенок, одной задней и одной передней. У пола две части: та, что находится на земле, и та, что является подстилкой для собаки. Пол для собаки – это фанерка, прибитая гвоздями. Фанера состоит из слоев дерева.


Игра «Что с чем связано».

Цель: учить описывать объект с точки зрения его разнообразных связей с окружающим.

Игровое действие: выбранный объект представляется как ищущий у встречных дружбы или разгадывающий их не очень добрые замыслы (то есть связи данного объекта с другими раскрываются с точки зрения «хорошо – плохо»).

Пример описаний.

Выбранный объект – щенок с коричневыми пятнами (ему можно дать имя, например, Забияка).

  1. Описание отношений Забияки с другим щенком (он с костью, поэтому его можно назвать Обжоркой): «Забияка» совсем не обращает внимания на Обжорку, потому что ему не нужна кость – он сыт. Но потом, когда он проголодается, Забияка обязательно начнет отбирать кость у Обжорки!».

  2. Описание отношений Забияки со щенком по имени Игрун: «Забияке» всегда хочется подраться, но Игрун только делает вид, что злиться, а на самом деле он играет с Забиякой. Да и Забияка не по – настоящему лает на братика, только так, чтобы потренировать свой голос и показать остренькие зубки».

  3. Описание связей Забияки и дома: «Когда Забияка дерется, он все время поглядывает на дом: а вдруг выйдет хозяйка и будет сердится на то, что он такой задира. Хорошо, если из дома выйдет сын хозяйки – с ним и подраться можно!».

Педагог может объявить конкурс среди детей по поиску связей заданного объекта с изображенным на картине. обязательное условие для детей – объяснение связи заданного объекта с изображенным на картине.


Игра «Путешествие на машине времени».

Цель: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования.

Игровое действие: ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатится с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.

Правила игры:

- нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было;

- не обязательно подробно рассказывать о моменте существования объекта на картине.

Пример рассказа.

«Травинка».

«Жило – было маленькое семечко. Его носило ветром по миру. И вот однажды ветер опустил его на полянку, где только что построили будку для собаки. Всю зиму семечко лежало в земле. Ему там не очень нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что наконец наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, когда на нее наступали. Самые тяжелые существа – люди. Мама – собачка полегче, но все равно ее лапы сильно приминали травинку. А легкие и мягкие лапки щенят травка даже любила. Травинке было грустно, что скоро наступит осень, а потом зима. Снег хоть и укроет ее от мороза, но все же опять будет так холодно!».















































































































Г. Большой камень