Виды связной монологической речи
(Выступление Д.С. Ибадовой, воспитателя)
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
Существует 3 типа связной речи: повествование, описание, рассуждение.
Повествование – это сообщение, рассказ об определенном событии в его последовательности.
В структуру текста-повествования входит:
а) начало действия (место, время);
б) его развитие (сообщение о действующем лице, особенности и порядок действий);
в) кульминация;
г) дальнейшее повествование;
в) конец развития события.
Описание – это изображение отдельных предметов, сравнительное изображение двух предметов (или одного предмета в разных условиях – в лесу летом и зимой), описание портрета, описание трудового процесса, игры и т.п.
Структура описания:
а) часть, в которой передается общее впечатление от предмета, указывается его назначение, дается оценка;
б) часть, в которой раскрываются признаки предмета, дается его детальное описание.
Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста. В рассуждении дается объяснение какому-нибудь явлению, предмету, факту, событию и т.д.
В текстах типа рассуждения четко вычленяются три части.
а) тезис – часть, содержащая мысль, которая будет доказываться;
б) доказательная часть, содержащая аргументы;
в) вывод - заключение, обобщение.
Известно, что связная речь бывает диалогическая и монологическая. Сегодня мы будем говорить о монологической речи. Монологическая речь – это речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
Основными видами монологической речи являются пересказ и рассказ.
Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют общая структура непосредственно образовательной деятельности по обучению пересказу:
- подготовка к восприятию текста;
- первичное чтение текста педагогом;
- беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);
- составление плана пересказа;
- повторное чтение текста педагогом;
- пересказ.
Перед педагогом при обучении пересказу ставятся следующие задачи:
- формировать умение воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;
- формировать умение слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту;
- развивать умение воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;
- развивать умение передавать разговор действующих лиц, последовательно пересказывать текст;
- подводить к воспроизведению текста, но не воспроизводить его.
Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события.
Обучение рассказыванию включает:
- рассказы-описания;
- рассказы по картине и серии картин;
- творческие рассказы;
- рассказы из личного опыта.
Основная функция рассказа-описания – запечатлеть какой-то момент действительности. В дошкольном возрасте рассказы-описания подразделяются на: описательные по игрушке, по серии игрушек. В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию, в средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. В старшей и в подготовительной к школе группах дети учатся составлять рассказы-описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов.
Структура непосредственно образовательной деятельности по обучению рассказа-описания:
1. Вводная.
2. Показ предмета.
3. Вопросы к детям.
4. Образец рассказа педагога или план. Если план – повторение плана детьми.
5. Указания детям.
6. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя.
7. Рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя.
8. Оценка детских рассказов воспитателем.
Обучение рассказу по картине и по серии картин. Обучение рассказу по картине становится возможным со среднего возраста, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.
Структура непосредственно образовательной деятельности по обучению рассказу по картине:
1. Подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей и др.).
2. Рассматривание картины в целом.
3. Вопросы к картине воспитателя.
4. Образец рассказа по картине воспитателя.
5. Рассказы детей.
В начале работы по данному направлению воспитатель помогает детям рассказывать по опорным вопросам, подсказывает слова, словосочетания.
Если дети научились рассказу по картине, по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.
Далее задачи усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции.
Обучение по серии картин подразумевает, что ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
Структура непосредственно образовательной деятельности по обучению рассказу по серии картин:
1. Рассматривание картин.
2. Уточнение основных моментов сюжета.
3. Вопросы воспитателя к каждой картине.
4. Обсуждение последовательности повествования.
5. Речевой образец.
6. Рассказы детей.
7. Оценка.
Рассказы из личного опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. Рассказы из опыта рекомендуется начинать со старшего возраста, но обучение рассказыванию из личного опыта можно начинать с 4-5 лет. Рассказы из опыта можно разделить на два вида:
- рассказы, отражающие коллективный опыт (о событиях, в которых принимали участие все дети);
- рассказы, отражающие индивидуальный опыт («Расскажи, как ты провел выходной день».).
У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает. Помощь детям в рассказывании может заключаться в совместном обсуждении плана.
Дошкольники при обучении рассказыванию из личного опыта учатся:
- рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;
- правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью;
- указывать место и время описываемых событий;
- пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.
- четко, ясно излагать свои мысли.
Структура непосредственно образовательной деятельности по обучению рассказу из личного опыта:
1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.
2. Образец рассказа педагога, соответствующий требованиям:
- тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;
- четкость построения, отсутствие лишней детализации;
- динамичность действий, яркие описания;
- язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости).
3. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса.
4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются робким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа.
5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последовательности, по четкости повествования.
6. Рассказ.
7. Оценка.
Творческое рассказывание – это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры. Характерная его особенность – построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта.
Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группах, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения, вида рассказа и включают:
1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.
2. Придумывание детьми продолжение авторского текста.
3. Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом.
4. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.
Развитие связной монологической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.