Развитие общих творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайне посуды.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Суворова Ирина Вячеславовна

Развитие общих творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайне посуды.


В российском дошкольном образовании развитию творческих способностей детей придается первостепенное значение. Это обстоятельство отражено в Концепции дошкольного воспитания, принятой еще в 1989 г. И до сих пор сохраняющей статус официального программно-методического документа Министерства образования и науки РФ. Там развитие творческих способностей определяется и как одна из основных задач системы дошкольного образования, и как условие полноценного развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), и как его результат. Эти установки конкретизированы в другом нормативном документе Министерства – «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении». В министерских Рекомендациях по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений РФ в числе общих требований к программам отмечается то, что они «должны быть нацелены на: развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения». По заказу Министерства группой специалистов-психологов подготовлена Рабочая концепция одаренности, в частности, затрагивающая проблемы обучения и воспитания творчески развитых детей дошкольного возраста.

Понятие «творческие способности» можно определить исходя из положений таких исследователей, как В. Н. Мясищев, А. Г. Ковалев, Н. С. Лейтес, К. К. Шатонов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Крутецкий, А. н. Лук, Т. И. Артемьев, В. И. Андреев и др.

В зарубежной науке проблему творчества рассматривают в основном Дж. Гилфорд, П. Торренс, С. А. Медник и др. В отечественной психологии и педагогике проблемой творческих способностей занимаются В. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин, Б. П. Теплов, Ю. З. Гильбух, Д. Б. Богоявленская и др. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории творческих способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых. Они исследуют феномен творчества с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения по данному вопросу. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р. Стернберг, А. Н. лук, Л. . Столяренко, В. И. Андреев, В. Т. Кудрявцев, и В. Синельников.

В отечественной дошкольной педагогике проведены исследования по обучению детей основам дизайн-конструирования и художественному моделированию в предметной среде Н. Н. Поддьяковым, Л. А. Парамоновой, Г. Н. Пантелеевым.

Что касается современных образовательных программ, то только в одной – программе «Истоки» - обращается внимание на новое направление – детский дизайн в старшем дошкольном возрасте. В программе «Радуга» существует раздел «Художественный труд», основу которого составляет народное творчество; в программе «Детство» в разделе «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки» раскрываются задачи приобщения ребенка к искусству, эмоционально-эстетическому отношению к окружающему; в программе «ТРИЗ» ставятся задачи развить фантазию детей, научить их мыслить системно, воспитание творческих качеств личности.

В исследовании учувствовало 30 детей 5-6 лет, из низ 20 детей в экспериментальной и 20 детей в экспериментальной и 20 детей в контрольных группах.

Целью исследования было изучение исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, а также выявить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели были применены экспресс методики В. Кудрявцева и В. Синельникова. С помощью этих методик мы составили оперативный констатирующий микросрез творческого развития каждого ребенка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований – вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно - преобразовательный характер творческих решений.

Диагностическая методика «Солнце в комнате» выявила наличие как в контрольной, так и в экспериментальной группах детей преимущественно с высоким и средним уровнем сформированности способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Дети, обладающие высоким уровнем развития, были активными, легко шли на контакт, находили нестандартные решения данной проблемы. Для них были характерны следующие ответы: к солнышку надо пририсовать окно, «в стене дырка», «это обои», были оригинальными и такие ответы «сделать лампу», нарисовать картину (портрет).

Испытуемые, которые оказались на среднем уровне отличались формальным устранением несоответствия (закрасить, убрать, стереть, перерисовать картину).

Методика «Складная картинка» позволила выявить преобладание детей с низким и средним уровнем умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. Их ответы были описательного типа. Они перечисляли детали рисунка. Находящихся в поле зрения или вне его, т.е. теряли контекст изображения.

Методика «Как спасти зайку» была направлена на определения уровня развития надситуативно-преобразовательного характера творческих решений. Здесь выявились дети с высоким и средним уровнем.

У детей находящихся на высоком уровне, имела место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор, самостоятельно превращалась ими в задачу на преобразование. Они предлагали использовать для спасения сдутый шар или лист бумаги.

Дети среднего уровня развития строили свой ответ с элементов простейшего символизма. Они спасали зайчика с помощью бревна.

Таким образом, обобщение данных трех методик свидетельствует, что большинство испытуемых находится на среднем уровне развития творческих способностей.

Это позволяет утверждать, что необходимо создать специальные условия для развития творческих способностей у детей исследуемого возраста. С учетом этого нами была организована экспериментальная работа, направленная на развитие творческих способностей в дизайне посуды в дошкольном образовательном учреждении. При организации и проведении формирующего этапа мы опирались на принципы доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, последовательности и систематичности.

Формирующая часть нашей работы включала 3 блока.

1 блок: Подбор литературы в уголке для родителей на тему : «Мы маленькие дизайнеры».

Цель: познакомить родителей со значением дизайна в жизни ребенка.

2 блок: проведение занятий с детьми в первой и во второй половине дня. Этот блок мы разделили на 3 этапа:

На 1 этапе дети работали с бумажными тарелками. Раскрашивали их с помощью красок и цветной бумаги. Детям было трудно составить композицию

На 2 этапе дети также декорировали с помощью аппликации и рисования бумажные стаканчики.

На 3 этапе дети с помощью лепки лепили разнообразную посуду и также декорировали её.

3 блок: Самостоятельная деятельность детей. Для этого провели занятие «Удивительный подарок», целью которого явилось развитие творческих способностей.

Подобная система работы с включением специальных развивающих заданий обеспечит развитие творческих способностей детей.