Урок на тему Музыка

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока « Музыка».


Цели урока:

Дидактическая: Обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках по теме: «Эстетика»; содействовать формированию знаний о музыке, о её жанрах, о классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов.

Развивающая: способствовать развитию умений слушать музыку, различать жанры музыки, понимать её характер и сравнивать различные жанры музыки.

Воспитательная: содействовать формированию эстетического вкуса; способствовать развитию коммуникативной культуры (умению общаться, развитию монологической речи); развивать творческую активность, эмоционально – ценностное отношение к музыке, устойчивый интерес к музыкальному искусству.


Методы урока: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.


Формы урока: фронтальная, индивидуальная.


Средства обучения и оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.



План урока:


I. Организация начала занятия ( 2мин).

II. Основная часть( 38мин.).

1.Обобщение и систематизация знаний, (терминологическая разминка).5 м.

2.Изучение нового материала:

а) раскрытие содержание понятия «музыка», основных элементов и средств музыки.(3 мин.)

б) жанры музыки.(20 мин.)

3.Закрепление нового материала: музыкальная викторина.(10 мин.)

III.Заключительная часть. (5 мин.)

1.Подведение итогов.

2.Рефлексия.

3.Домашнее задание.





Ход урока:


I.Организация начала занятия.

1. Приветствие, сообщение темы урока, целей и задач.(2 мин.)

II.Основная часть.

1.Терминологическая разминка (5 мин).

На доске расположены основные понятия курса. Преподаватель читает определения – обучающиеся отвечают.

1.Одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин происходит от греческого слова «ethos» - обычай, нрав.

2.Совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках); универсальная форма отношений людей в обществе.

3.Своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе.

4.Сложная форма психического состояния, социально обусловленная, исторически сформированная, например любовь к Родине, к труду, к искусству, ненависть к врагу, чувство долга.

5.Наука о прекрасном, о закономерностях возникновения, функционирования и оценки выразительных форм в природе, обществе, искусстве.

6.Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

7.Простейшие формы психического состояния, например что то нравится – не нравится, приятно – не приятно, радостно – грустно.

8. В переводе с греч. строитель. Искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы) создающие материальную организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.

1.Этика, 2.мораль, 3.этикет, 4.чувства,5.эстетика, 6.скульптура, 7.эмоции, 8.архитектура.

2. Новый материал.

а) Преподаватель раскрывает содержание понятия «музыка» (обучающиеся записывают под диктовку). Знакомит с основными и выразительными средствами музыки. ( 3 мин.)

Музыка – в переводе с греческого « искусство муз». Вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определённым образом организованные музыкальные звуки.

Лад – система звуковысотных связей, объединённых центральным звуком (созвучием). Элементы лада (звуки, созвучия) находятся в определённых отношениях между собой. Используется в основном европейская гармоническая тональность мажор и минор.

Ритм - чередование каких – либо звуковых элементов, происходящие с определённой последовательностью. С VII века в музыкальном искусстве утвердился тактовый ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений.

Темп – движение музыкальных звуков. Grawe, Largo, Adagio, Lente, - медленные темпы. Andante, Moderato- умеренные. Animato, Allegro, Vivo, Presto – быстрые.

Динамика – различная степень силы звучания громкости и их изменения. Обозначается итальянскими терминами «p»(пиано) – тихо, «f»(форте) – громко, «крещендо» постепенно усиливая звук, «диминуэндо» - постепенно затихая.

б) Знакомство обучающихся с жанрами музыки, преподаватель приводит музыкальный пример.(20 мин.)

Симфония – это самый главный жанр симфонической и инструментальной музыки. С греческого языка переводится как «созвучие». Симфонические произведения пишутся для оркестра (симфонического, духового или оркестра народных инструментов), где огромное количество инструментов звучат одновременно.

Симфония обязательно состоит из четырех частей. Первая часть звучит энергично, четко, возможно торжественно или наоборот трагически. Вторая честь всегда медленная, лирическая, напевная. Третья часть может походить на танец (строгий, неторопливый, размеренный). Последняя часть называется «финалом». В нем композиторы часто используют песенные или танцевальные мелодии. Завершается финал всегда торжественной музыкой, обязательно идет развитие динамики (то есть, звук нарастает, становится громче). Создателями классической симфонии считаются Гайдн, Моцарт и Бетховен. (2 мин.)

Опера - жанр театрально-музыкального представления, в котором речь, соединённая с музыкой и сценическое действие имеют преобладающее значение.

Представления, в которых объединялись музыка и пение, были созданы еще в Древней Греции. В средние века огромной популярностью пользовались мистерии. Первые оперы, где текст был подчинен музыке, были созданы во Флоренции в конце XVI века композиторами Я. Пери и Дж. Каччини. Уже в начале XVII века родился итальянский оперный театр, где музыка и пение существовали в нерасторжимом единстве. В России опера появилась в середине XVIII века. Первоначально, как и в европейских странах, в ней преобладали мифологические и сказочные сюжеты.

Родоначальником русской национальной оперы стал М. И. Глинка, который в начале XIX века создал оперы "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила". В его творчестве определились основные черты оперной классики: высокая идейность, художественная правдивость, близость к народной песености. Эти традиции в XIX веке развивали А. Даргомыжский, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский. В XIX веке оперный жанр достиг наивысшего расцвета. (2 мин.)

Полька - является быстрым, живым среднеевропейским танцем, а также жанром танцевальной музыки. Музыкальный размер польки – 2/4, то есть половина. Танцуют его тоже полушагами, исполняется танец парами по кругу.Танец возник в середине 19 века в Богемии, в 40-х гг. 19 в. стал популярен по всей Европе как бальный танец. Музыкальный жанр был использован композиторами Б. Сметаной, А. Г. Рубинштейном, М. А. Балакиревым, С. В. Рахманиновым и др. По своему названию народный танец полька кажется польским. Тем не менее, он принадлежит другому славянскому народу — чехам, и является чешским народным танцем. Польки сочиняли Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II, а также чешские композиторы, такие как Бедржих Сметана, Антонин Дворжак и другие.(2 мин.)

Романс – это жанр вокально-инструментальной музыки. Романсом называют произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента.

Главное отличие романса от песни заключается в том, что в первом мелодия очень тесно связана с литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, тогда как в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия. Существует несколько разновидностей романса: баллада, элегия и романс в танцевальных ритмах.

В 18 веке началось широкое увлечение романсом. Это произошло благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи И. В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета было написано очень много романсов. Романсы сочиняли многие русские композиторы: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев. Современными исполнителями романса являются Олег Погудин и Леонид Сребрянников. Прекрасным исполнителем романсов в эстрадной манере их подачи считается популярный певец Александр Малинин. (2 мин.)

Прелюдия - непродолжительная игра на каком-нибудь инструменте перед началом пьесы, не имеет определенной формы. В лютеранской церкви она исполняется органистом для приготовления прихожан к пению хорала.

Главная тональность прелюдии в таком случае та же, что и в хорале, и в прелюдию входят отрывки хорала, в виде мотива. У Баха хоральная прелюдия иногда строилась полифонически, например в имитативной форме, в виде фугетты на тему, взятую из хоральной мелодии. Более определенную форму прелюдия получила у Баха в его собрании "Прелюдий и фуг", где прелюдия приближается иногда к двух или трехколенному складу. Такие прелюдии в тематическом отношении не имели ничего общего с фугой, но писались с ней в одной и той же тональности. В новейшее время принято называть прелюдии краткие пьески в сжатой коленной форме, которые, именно вследствие своей сжатости, могли бы предшествовать пьесе в одной тональности с прелюдией. Знаменитые фортепианные прелюдии Шопена отличаются такой силой вдохновения, такой самобытностью и законченностью, что их исполняют в концертах самостоятельно, как пьесы. Инструментальное вступление к опере, не имеющее установленной формы увертюры или рондо, называют в настоящее время тоже прелюдией. 2 мин.

Марш – род музыки, сопровождающий или рисующий стройные размеренные движения людей, преимущественно войска. Ритм ясный, простой и энергичного характера.

Марш – один из главных элементов военной музыки. Одной из важных функций военных маршей вплоть до конца 19 века являлась синхронизация шага наступающих колонн. Марш пишется в 4/4 или 2/4 в двухколенном или коленном складе, с трио. (2 мин.)

Хорал - монодическое литургическое пение Католической Церкви европейского региона, в основном исполняется на латинском языке, без участия музыкальных инструментов.

Текстовую основу хорала составляют литургические тексты, книги Священного Писания, прежде всего Псалтирь, жития святых, труды ранних Отцов Церкви. Значение хорала не ограничивается лишь ролью в Литургии: хорал стал основой всей позднейшей профессиональной европейской музыки, его по праву называют "музыкальным учителем Европы".( 2 мин.)

Джаз — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Основные инструменты джаза: фортепиано и саксофон.

Джаз – это не просто музыка, а особое состояние души. Исполнитель джаза через мелодию налаживает диалог со слушателем, вовлекая его в удивительное музыкальное путешествие. Джаз, прежде всего - искусство импровизации, то есть музыка, которая рождается прямо на сцене, сию минуту. Игра джазового музыканта зависит и от профессиональной подготовки, и от настроения, и от партнеров, и, конечно, от аудитории. И это вызывает необыкновенный эмоциональный накал.(2 мин.)

Вальс — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

В 70-х гг. 18 в. вальс — южно германский крестьянский танец. С нач. 19 в. завоевал популярность во всех слоях европейского общества (венский вальс, связан с именами Штраусов, отца и сына). Жанр и жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и вокальной музыки различных композиторских школ. Вальс писали: Моцарт, Бетховен, Франц Шуберт и многие другие. У некоторых композиторов вальс получил такую отделку, что перешел из области танцевальной музыки в область концертную, как, например, у Вебера, Шопена, Глинки, Рубинштейна, Брамса. Вальс уже давно вошел в балетную музыку. В этой области лучшими композиторами вальсов считаются Делиб, Гуно, Чайковский. Н. Соловьев. (2 мин.)

Мазурка – польский народный танец; Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка.

В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину. В русской музыке известны мазурки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова. (2 мин.)

3.Музыкальная викторина. Обучающиеся воспроизводят на слух отрывки из музыкальных произведений, основываясь на краткую характеристику жанров музыки расположенную на доске и записывают ответы. (На каждой парте будет лежать раздаточный материал с характеристикой жанров).(10 мин.)

Симфония – это самый главный жанр симфонической и инструментальной музыки. С греческого языка переводится как «созвучие». Симфонические произведения пишутся для оркестра (симфонического, духового или оркестра народных инструментов), где огромное количество инструментов звучат одновременно.

Опера - жанр театрально-музыкального представления, в котором речь, соединённая с музыкой и сценическое действие имеют преобладающее значение.

Полька - является быстрым, живым среднеевропейским танцем, а также жанром танцевальной музыки. Музыкальный размер польки – 2/4, то есть половина. Танцуют его тоже полушагами, исполняется танец парами по кругу.

Романс – это жанр вокально-инструментальной музыки. Романсом называют произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. ( инструменты – гитара, фортепиано).

Прелюдия - непродолжительная игра на каком-нибудь инструменте перед началом пьесы, не имеет определенной формы. В лютеранской церкви она исполняется органистом для приготовления прихожан к пению хорала.( инструмент – орган).

Марш - род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска. Ритм ясный, простой и энергичного характера.

Хорал - монодическое литургическое пение Католической Церкви европейского региона, в основном исполняется на латинском языке, без участия музыкальных инструментов.



Джаз — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Основные инструменты джаза: фортепиано и саксофон.

Вальс — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Мазурка – польский народный танец; Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка. (инструменты – скрипка, духовые).

3.Закрепление нового материала: музыкальная викторина.(10 мин.) Преподаватель включает музыкальные отрывки, обучающиеся угадывают, записывают.

Проверка: Обучающиеся обмениваются работами и проверяют их. На доске расположены ответы и критерии оценок.

1.Марш « О бедном гусаре замолвите слово».

2.Романс « Я вас любил», Олег Погудин.

3.Мазурка,4.Джаз – данс.

5.Вальс. Хачатурян ( Маскарад).

6.Хоральная прелюдия. И.С. Бах.

7.Опера « Риголетто», Джузеппе Верди.

8.Хорал из Страстей по Матфею, И.С.Бах.

9.Симфония № 5 C moll Л.В. Бетховен.

10.Полька « Трик- трак», Штраус.

Критерии оценок:

Оценка «5» - 9,10 правильных ответов.

Оценка «4» -7, 8 правильных ответов.

Оценка «3» -6 правильных ответов.

Оценка «2» - 5 и менее правильных ответов.

III.Заключительная часть.

1.Подведение итогов урока.(2 мин.)

2.Рефлексия. Обучающие высказывают своё мнение о уроке.

Преподаватель благодарит обучающихся за хорошую работу на уроке сообщает чему будет посвящена вторая часть урока, выставляет оценки.(1мин.) 3. Домашнее задание: написать какие жанры музыки можно использовать в местах общественного питания? (Разные категории: в ресторане в дневное, вечернее время; в кафе, в столовой); выбрать два понравившихся жанра, написать, где их исполняют чаще всего.