Доклад Аланы и Алания

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ТЕМА:





АЛАНЫ И АЛАНИЯ.



ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ



ВЛАДИКАВКАЗА .





































АЛАНЫ



I.Введение.

Аланы и алания

Язык осетин

Взаимоотношения с Россией

Аланы. Борьба с гунами



II.Обшие сведения.

История основания Владикавказа

Природа

Население

Национальная символика





















Введение.

" Спасибо тебе, мой Ирыстон,за то,что,

несмотря на все трудности и невзгоды,

ты донёс через тысячелетия язык и

фолькльор неповторимо своеобразного

мира моих предков - скифов и сармат!

Благодарю тебя за честь называться

твоим сыном, и прими мою глубокую

признательность за то, что благодаря

тебе я познал самое прекрасное чувство

- Чувство Родины, Любовь к Отечеству.

Счастлив служить тебе в благословенные

дни мира и в горькие дни несчастья"

В самом центре Кавказского хребта живут ираноязычные осетины -прямые потомки некогда могущественных и легендарных скифов, сармат и алан. По мнению ученых, предки осетин создали , после греческой и римской , самую богатую духовную и материальную культуру в мире. Именно богатая история и неповторимая своеобразная культура осетин и их предков привлекают и привлекали внимание учёных всего мира. Этот народ, который дал человечеству:

-великого античного философа - мудреца Анахарсиса и крупнейшего историка VI века н.э. Иордана:

- непобедимого витязя - полководца средневековья Царазан Сослан - Давида и гениального поэта К. Хетагурова;

- выдающего ся ученого современности В. Абаева и легендарного героя Гражданской войны Хаджи - Мурата Дзарахохова, прославленного полководца И. Плиева и легендарного Хаджи -Умара Мамсурова;

- непровзойденного Отелло -В. Тхапсаева и первую в мире женщину дирижёра -В Дударову;

- арктического джигита Ю. Кучиева и неповторимую балерину Большого театра С. Адырхаеву;

- известного во всём мире джигита - наездника А.Гудцова создателя первого конного цирка Али - Бека Кантимирова;

- легендарного борца Канукова и двухкратного Олимпийского чемпиона С. Андиева;

-ээто народ , который является создателем Нартовского эпоса и божественного танца "СИМД".



I. Осетия из прошлого в будущее.

1.АЛАНЫ И АЛАНИЯ.

Хотя горные хребты разделяют осетин на северных и южных, культура и язык у них общие . Корни осетинского народа уходят в седую древность. В настоящее время научной литературе общепризнанной стала точка зрения ,согласно которой основу народа составили смешавшиеся с кавказскими племенами аланы. Имя "алан" появляется в сочетании авторов I в. н.э. Плиния, Секунда, Иосифа Флавия, Дионисия.

"Племя аланов есть часть скифов, живущих вокруг Танаиса (р.Дон) и Меотийского(Азовского) озера". Иосиф Флавий. I в.н.э.

Причем аланы локализируют и на Северном Кавказе. Вскоре они установили связи с местным населением и стали продвигаться в горные районы. На территории Западной Осетии аланские памятники V и последующих веков отмечены в Кора - Урсдоне, на р. Урсдон , у слияния рек Скуммидон и Суардон , междуречье Малки и Урух. Примерно в то же время аланы установили контроль и над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь в Закавказье. Дарьяльский проход неизменно называется "Аланским" (Врата Дар - - алан)

Естественный ход событий нарушило Великое переселение народов, вызванное передвижением гуннских племен с Востока на Запад. Вместе с гуннами на Запад ушло огромное количество алан. Великое переселение народов оказало влияние и на алан, оставшихся на Кавказе. В V-VI веках , после гуннского нашествия , начинается важный этап в формировании аланской народности. С этого времени аланы находились в других историко - географических и культурно - хозяйственных условиях по сравнению с античным временем. Если в источниках до V века аланы представляют как кочевники, то в VI-VII веках у них появляются черты, связывавшие их с оседлым кавказским этнокультурным миром. Примерно в это же время у алан оформляются два протогосударственных образования: западное -с центром в верховьях Кубани , и восточное, тяготевшее к Дарьялу. В начале X века произошло объединение аланских протогосударств.

Алания X-XI веков предстаёт мощным государством , проводившим активную внешнюю политику. Своего расцвета она достигла в период правления царя Дургулеля Великого, крупной политической фигуры, сыгравшей большую роль в истории Кавказа и Ближнего Востока.

Средит важных политических событий, имевших большое значение для судеб алан, следует назвать нашествие монголов в XII веке. Монголо Татарское нашествие нанесло сильный удар по народам Кавказа . Но особенно тяжёлыми его последствия оказались для алан. Значительная часть этноса переселилась в Европу, Византию, на Дальний Восток. Аланы потеряли равнинные земли - мощную производственную базу. Надолго приостановился процесс развития некоторых сфер жизни общества. Довершил же разгром алан Тимур, после походов, которого равнинная Алания стала "пустыней без владельцев" . Вместе с тем следует отметить, что монголам так и не удалось завоеватьгорных алан. Гильом Рубрук совершивший в 1253 - 1255 г. путешествие в столицу Монгольской империи Каракорум и неоднократно встречавшийся с аланами а Предкавказье, сообщил ,что аланы " всё ещё борются против татар". "Аланы на этих горах всё ещё не покорены ," - Рубрук. Прославленный

аланский город Дедяков был взят штурмом Тимуром 8 февраля 1278г.



2. Язык осетин.



Уже первые исследователи, посетившие Осетию в конце XVIII в начале XIX столетий, обратили внимание на то, что осетины, имея много общего с соседними кавказскими народами по внешнему типу, одежде, образу жизни, нравам и обычаям, резко отличаются от них по языку. Более основательное знакомство с осетинским языком вскрыло интересный и несколько неожиданный факт : осетины по своему языку оказались родственным не кавказским (теоретическим) народам, как чеченцы, кабардинцы, абхазы, грузины, дагестанцы, карачаевцы, азербайджанцы, а народам Европы, Ирана и Индии, народам так называемой индоевропейской системы. Объединены эти народы в одну группу по признакам языка. Ничто не указывает на то, чтобы между ними была расовая близость. Индоевропейский мир - это культурно-историческое, а не расовое образование. Осетинский язык относится к одной определённой ветви индоевропейских языков - к иранской. К иранской ветви относятся, кроме осетинского языка, языки: персидский, курдский, татский, латышский, аорганский, белужский, ряд иранских языков Припамирья, таджикский, ягнобский.

Осетинский язык, территориально давно уже оторванный от остального иранского мира. занимает в нем обособленное и , по многим своим признакам , противостоит всем остальным новоиранским языкам . Всё же по ряду признаков, осетинский язык можно отнести к одной определенной группе иранских языков, которую можно назвать северо - восточной. Сюда относятся, во-первых , предполагаемые языки скифов и сарматов , которые , как можно думать, были в ближайшем родстве с осетинским.

В процессе многовекового соседства и общения с языками кавказских народов осетинский язык в определенной, мере сблизился с ними в некоторых чертах. претерпел изменения, особенно в фонетике и лексике. Осетинский язык подразделяется на два основных диалекта: иранский и дигорский. В советский период осетинский язык получил новые сферы функцианирования, -прежде всего это сфера школьного обучения на осетинском стало вестись деловая переписка.

3.Взаимоотношения с Россией

Скифы, сарматы , аланы -прородители осетин. Полуторатысячелетняя история славян - русичей , русской нации , тесно переплетена с историей аланов - осетин.

25 сентября 1749 г. пять осетинских послов и архимандрит Пахомий в сопровождении казачьего отряда выехати из Зарамага в Петербург, куда прибыл 9 февраля 1750 года. С начала 1750 года и до конца 1751 года и происходили переговоры , в которых осетинское посольство обратилось к российскому правительству с просьбой о присоединении Северной Осетии к России. В результате переговоров предгорная равнина Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон и Фиагдон были признаны российским правительством. Была достигнута договорённость о торговле: торговым людям из Осетии разрешалось вести в Кизляре и Астрахани беспошлинную торговлю.

В истории русско - осетинских отношений начался период ,ведущий к присоединению Северной Осетии к России.

Среди фактов, говорящих о связях между русскими князьями и аланами ,интерес представляют смешанные русско - аланские княжеские браки.

"Горцы вообще честные и разумные люди , и у них много условий стать вполне мирными и дружелюбными к русским. Осетины особенно крепко держатся русских и своею храбростью в последнюю турецкую войну блестяще доказали это"

Е. Марков 1825г

В результате развития в XVIII веке русско - кавказских отношениях Осетия оказалась в составе Российского государства. Весной 1784 года у входа в Дарьяльское ущелье была заложена крепость Владикавказ , преобразованная затем в город , ставший затем центром всей Терской области .

"Минули те времена , когда у нас под музыку Вано Мурадели распевали хором , прославляя "вечную дружбу " : "С народом русским идут грузины , и украинцы , и осетины."

"грузины , украинцы , равно как и многие другие , сегодня уже не с нами . И только осетины ещё продолжают идти с русским народом".



ГАЗЕТА " РУССКИЙ ВЕСТНИК" 1992

За годы Советской власти Северная Осетия несколько раз меняет свой статус. В ноябре 1920 года она вошла в состав Горской республики , в июле 1924 года стала автономной областью, в декабре 196 года - автономной республикой , а декабре 1990 года переименована в Северо - Осетинскую ССР. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Северная Осетия входит в состав Российской Федерации.

Северная Осетия - небольшая республика , имеющая площадь 8000кв. км. -занимает часть Центрального Кавказа и Восточного Предкавказья. наибольшая протяжённость с севера на юг равна 125 км., с запада на восток - 1120 км. Территория Южной Осетии(3900 кв. км.) охватывает южный склон Главного Кавказского Хребта.

Северная Осетия стала самой густонаселенной . На её территории проживает свыше 633,6 тысяч человек. Плотность населения на 1 кв.км . более 140 человек. Сейчас плотность населения ещё больше возросла , если учесть , что число беженцев шагнуло далеко за 1000тысяч . В республике проживают представители более 100 национальностей: осетины, русские, армяне, грузины, украинцы, кумыки, греки, немцы, корейцы, кабардинцы, чеченцы, татары ,азербайджанцы, евреи, ингуши и др.



4.национальная символика

Флаг. Трехцветный бело -красно - жёлтый . Эти цвета являются символами моральной чистоты (белый) , воинской доблести(красный) , и изобилия и благодати , осет. "фарн" (жёлтый). Эти цвета и понятия , которые они символизируют , связаны с социальной структурой древне осетинского (скифского и аланского ) общества и являются отражениями этой структуры. Её суть заключается в делении общества на три социальные группы , составляющие органическое целое. Этими группами были: аристократия из среды которой выдвигались вожди племён и военачальники; служители культа или жречества и рядовые общинники , состоящие из скотоводов и землепашцев.

Обязательная принадлежность скифского жреческого костюма особо белый головной убор, трижды обвивающий голову ,со спускающимися с головы двумя лентами или повязками , считающимися священными. Именно белый , как символ моральной чистоты. По данным историков, родоначальник жреческой касты скифов Авх, согласно легенде имеет белые волосы.

Цвет военной касты _ красный , точнее золотисто - красный , цвет пламени. В мифологии ряда индоиранских народов говорится , что основатели и боги военной касты с волосами и бородой золотисто - красного цвета.

Античные источники не содержат прямых указаний на цветовую символику третьего слоя скифского общества. третья социальная группа олицетворяет собой изобилие и благодать нартов. Родоначальник назывался Барафарнуг или Бурафарнуг, первая часть этого слова, связана повсему с осетинским словом (жёлтый).

Герб древней Осетии устанавливался в центре флага . Один из главных компонентов герба - силуэт горных цепей - символ ландшафта местопроживания осетин. Второй компонент - символ барса. Отважный и опасный зверь на фоне горных цепей выбрали предки осетин для символа национального герба. Символически это означало , что осетинский народ , как барс, храбр и самоотвержен в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.













II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ



1. ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ ВЛАДИКАВКАЗА.

Владикавказ столица Северной Осетии. В 1784 году у начала Военно - Грузинской догори русскими войсками была заложена крепость Владикавказ , быстро превратившаяся в город. Именно здесь стали зарождаться первые отряды национальной интеллигенции.



Указ

Правительствующего сената о преобразовании крепости Владикавказ в город



В видах развития на Северном Кавказе торговли и промышленности и водворения начала мирной гражданской жизни покорными горскими племенами , признав полезным , согласно представлению нашего наместника Кавказского , обратить находящуюся на Военно- Грузинской дороге из России в Закавказье , впереди главного хребта Кавказских гор, крепость Владикавказ с прилегающим к ней крепостным форштадтом в город и даровав разные льготы и преимущества лицам , желающим водвориться в сем городе

Александр



2. ПРИРОДА

Осетины населяют Центральный Кавказ по обеим сторонам Главного Кавказского хребта. Ответвление последнего , текущее от горы Сангутихох к юго - востоку , делит Осетию на северную и Южную.

Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы , покрытые вечными снегами , бурные реки , неугомонные водопады, тёмные глукое ущелья, светлые зелёные долины , ледники , неповторимые альпийские луга, кристально чистые родники - всё это создаёт удивительную по красоте картину. А Терек?

Невозможно представить себе этот край без реки

Горные потоки собирая,

Набирает Терек новых сил -

От истоков снежных и до края

Бурен , непокорен и красив.



Через Северную Осетию проходят десятки туристических троп и экскурсионных маршрутов. Особый интерес у всех вызывает жемчужина Кавказа - Цейское ущелье.





3. НАСЕЛЕНИЕ

В республике имеется 6 городов: Владикавказ, Беслан, Моздок, Алагир, Ардон и Дигора.

Столица Северной Осетии город Владикавказ поделён на административных района. помимо этого в республике насчитывается ещё 8 сельских районов.

Индустриальный облик республики определяют металлургия , машиностроение, энергетика, легкая пищевая промышленность, приборостроение, химическая, деревообрабатывающая промышленность. Ведущие заводы - " Электроцинк", "Победит", "ОЗАТЭ " , стекольный, электроламповый, "Электрокантактор", "БМК" , мебельное объединение "Казбек". В Северной Осетии открыта валютная биржа, международный коммерческий банк.

В республике 4 высших заведения: университет, горно - металлургический институт, медицинский институт, аграрный университет; 13 средних специальных учебных заведений. В республике хорошая база здравоохранения -33 больниц.

























Аланы. борьба Аланов с Гуннами

III-IV вв. н.э. - время крупнейших сдвигов в кочевом мире, о которых, однако, известно лишь постольку, поскольку они затрагивали судьбу соседних рабовладельческих империй. Более или менее ясны события, имевшие место на берегах Дуная и Хуанхэ , но то, что происходило посередине, в самом сердце азиатских степей и плоскогорий, остаётся недостаточно выясненным. А между тем именно здесь подготовлялись грандиозные события, совершенно изменившие облик Европы, события , которые приняты называть "великим переселением народов". Однако, прежде чем говорить о движении гуннов в Европу, которые послужило важнейшим импульсом переселением народов , необходимо дать характеристику тех племён, с которыми гунны столкнулись на рубеже Европы и Азии. Возникновение аланского племенного союза - обширные степи от Дона до Аральского моря , от Кавказа до предгорий Урала в III- IV вв. н.э. занимали аланы . Как уже говорилось , упоминая о аланах в античной литературе относятся к середине I в .н.э . Более обстоятельно пишет об аланах в 70-х годах Iв. историк Иосиф Флавий, помещающий их на берегах Танаиса и Яньцай (расположенное по Сыма Цяпго, вокруг большого озеро с пологими берегами, -подразумевается Каспийское море) было переименована в Аланья. Таким образом, наименование "аланы" возникает внезапно в Iв . н.э и с самого начала охватывает население значительной территории. Античные источники связывают их с более древними племенами, жившими с тех самых землях , по которым расселились впоследствии аланы, - с савроматами и массагетами(историки Кассий Дион, Аммиан Марцеллин); у знаменитого географа Пталомея сохранилось наименование аланоскифы. Очевидно, аланы представляли содой союз ряда племён, преимущественно кочевых, которые причислялись ранее к сарматам и массагетам.Уже Аммиан Марцеллин отмечал, аланы состаят из множество племен и что эти племена лишь постепенно приняли имя аланов. Поэтому этнический состав аланского племенного союза был довольно разнородным. Лукиан (или другой автор II в. , сочинение которого приписано Лукиану) наряду с аланами упоминает о долине Кубани синдов)сарматов, махлиев и скифов. Возможно, что эти этнические наименования обозначают, во всяком случае частично, племена аланского саюза. Большинство этих племен говорило на диалектах иранской группы, но с составе аланского союза могли быть и племена , говорившие на кавказских языках(например, синды). Что касается племени, которое стало называться аланами и объединило вокруг себя окрестных кочевников , то это были, возможно, упоминания о которых прекращаются со второй половины I в.н.э. Аммиан Марцеллин описывает аланов как высоких, белокурых воителей , суровых и подвижных , по образу жизни напоминающих гуннов, однако более цивилизованных. Ввиду разнородности племен аланского союза трудно сказать. относится ли это описание ко всем аланам или к кокой - либо их части. О хозяйственном быте аланов в источниках имеются различные известия. Аммиан Мерциллин характеризует их как типичных кочевников и сопоставляет с гуннами, тогда как китайские источники , напротив, утверждают , что аланы живут оседло. Объясняется это, по видимому, отчасти тем, что составе аланского союза имелись и оседлые и кочевые племена. С другой стороны, многие племена Северного Кавказа вели полукочевой образ жизни, сочетая скотоводство с примитивным земледелием. Это подтверждается данными археологии. Богатые керамикой городища, расположенные по берегам Кубани, Терека и Сунжи, встречающиеся в них жернова и зерновые ямы , иногда с остатками проса, определённо указывают на наличие оседлой жизни и земледелия. Весьма характерно наличие архаической культуры проса, типичной, с одной стороны , для горских народов Кавказа. Общественный строй аланов определяется разложением первобытно - общинных отношений, хотя традиции их были ещё очень сильны. По славам Аммиана Марцеллина, аланы не знали рабства в своей среде. Однако первобытно - общинный строй уже начал клониться к упадку. Это прежде всего нашло отражение в окончательной победе патриархата. Если когда то для сарматских племён Юго - Восточной Европы и Северного Кавказа были характерны сильные пережитки матриархата, то у потомков сармато - аланов женщины были уже совершенно бесправны. Жену убивали на могиле мужа и хоронили вместе с ним. Вместе с тем начинается расслоение в среде свободных. Из общей массы погребений выделяются более богатые, в которых встречаются золотые украшения со вставками полудрагоценных камней и другие предметы роскоши. Подобные погребения ранеаланской знати , сплошь разграбленные ещё в древности , встречаются в большом количестве на Северном Кавказе. Набнги аланов на Закавказье и Переднюю Азию , переселение их на запад . Военные набеги и грабёж занимали довольно большое место в жизни аланов. Аланы сражались и в конном и в пешем строю. Для вооружения аланов характерны длинные железные мечи , сходные с сарматскими. Конные дружины аланов упоминаются в античных источниках , а так же армянских и грузинских летописях. Основной целью аланских набегов были Закавказье и прилегающие области Ирана и Передней Азии. Особенно усиливаются их набеги в Закавказье с III в. В это время начинается наступление сасанидского Ирана и Закавказье, и аланы часто нанимаются на службу к армянским и ибергским царям. Узкий проход между долинами Терека и Арагвы, именовавшийся ранее то Кавказскими , то Каспийскими, то Сарматским воротами, получает теперь название Аланских ворот. Аланы совершали также далёкие походы на запад. Уже один из авторов I В. их с Истром Дунаем). При Антонине Пии Римской империи, с пришлось вести войну с аланами. При Марке Аврелии аланы участвовали в великом союзе племён Средней и Восточной Европы. против Римской империи, с которым римлянам пришлось выдержать многолетнюю борьбу(Германская и Сарматская, иначе первая Маркоманская война 167 -175 гг., и потом возобновление борьбы в 178 - 180 гг.) В 242 г. аланы под Филлиппополем во Фракии нанесли поражение Гордиану III. Первоначально на запад проникли отдельные военные дружины, которые захватили добычу, уходили назад. Позднее стали приходить целые племена, надолго оставшиеся в придунайских степях . К IV в. европейские аланы , т. е . жившие к западу от Причерноморья. Тем не мене основной территории аланов продалжали оставаться степи к востоку от Танаиса. Образование аланского племенного соза способствовала о относительной безопасности торговых путей и облегчило торговые связи между Восточной Европой , с одной стороны, Центральной Азией и Китаем - другой стороны. таково было аланское общество к середине IVв. н.э., когда на восточной границе области аланов появился новый страшний враг - гунны. Вторжение гуннов в Европу и перемещение на запад началось ещё с I в. до н.э. В середине I в. до н.э. часть гуннов признала себя зависимой от Китая, а часть откочевала на запад, в Южный Казахстан. На рубеже нашей эры гуннские элементы появляются на побережье Аральского моря, где они смешиваются с местными кочевым населением. Таким образом , уже в I в. н.э. гунны были восточными соседями аланов. Новый напор кочевников на запад начался с III в., когда тунгуса - маньчжурские кочевники сянь - би стали теснить гуннов к укрепленным границам Китая и на запад , в степи Казахстана. Вторжение кочевников в Китай и делёж ими богатых провинций Китайской империи несколько ослабили напор с востока , но затем он усиливается снова. гунны разгромили закаспийских аланов , перешли Урал, Волгу и вторглись на территорию западных аланов, именовавшихся танаитами (поскольку они жили на берегах Танаиса - Дона) . На своём пути гунны предавали всё огню и мечу, безжалостно истребляли всех противившихся им. Многочисленные городища по Тереку, Кубани и особенно Нижнему Дону прекратили своё существование именно в это время. Оседлое аланское население было в значительной части перебито, а кочевые племена вынуждены были влиться в состав гуннского племенного союза. Только в степях за Тереком и в горных областях Кавказа сохранилось независимое аланское население. победив аланов и увлёкши часть их за собой , гунны напали на грейтунгов(остготов). Борьба гуннов и аланов с готами неразрывно связана уже с историей Римской империи и "варварских" вторжений в её пределы.











Тесттыта ирон литературǽ(4 къл.)

1. Аргъау "ǽртǽ хǽнайǽ алдары фырттǽ ǽртǽ дзаумайы балхǽдтой:

1)ГАУЫЗ 4)АГУЫВЗ

2)РОН 5) ЦЫКУРАЙЫ ФǼРДЫГ

3)АЙДǼН

2. НАРТǼН СǼ ХИНǼЙДЗАГДǼР ЛǼГ:

1)СОСЛАН 4) СЫРДОН

2)БАТРАДЗ 5) АЦǼМǼ

3)УЫРЫЗМǼГ



3. СКЪОЛАДЗАУ ФЕРВǼЗЫН КОДТА ǼХСǼНАДЫǼН

МУЛК:

1) АЙЛАРТЫ ЧЕРМЕН "ХǼХХОН БǼЛЛЦОН"

2)ДЗЕСТЫ КУЫДЗǼГ "МǼКЪУЫЛТǼ ФЕРВǼЗЫН КОДТА"

3)АЙЛАРТЫ ЧЕРМЕН "БǼРКАДХОН"

4.КЪОСТА РАЙГЫРДИ:

1) Джǽуджыхъǽуы

2)ЛАБǼ

3)НАР

5.Нарты ǽртǽ мыггаджы:

1)Алǽггата 4)Ǽхсǽртǽггатǽ

2)Донбеттыртǽ 5)Борǽтǽ

3)Цǽразонтǽ



6.АРГЪАУ "АМОНДДЖЫН ХǼРǼГ. Калмы лǽвар хǽрǽгǽн:

1) Диссаджы 3) ЦЫКУРАЙЫ ФǼРДЫГ

2)АРВЫ АЙДǼН 4)СǼРВАСǼН

7.ДЫУУǼ ЛǼППУЙЫ ХЪǼДДАГ МИ:

1) ХЪАНТЕМЫРАТЫ КЛАРǼ " ЗǼРВАТЫЧЧЫ АХСТОН"

2)МАМСЫРАТЫ ДАБЕ "ХЪРИХЪУПП БИПП-БИПП"

3)ДЗАСОХТЫ М ."ХЪǼДДАГ БАБЫЗЫ ЛǼППЫН"



8.НАРТЫ СОЗЫРЫХЪО ǼРТǼ СЫЗГЪǼРИНЫ РАТТА:

1)УЫРЫЗМǼГ 4) УǼЛХǼДЖЫ ФЫРТ

2) СОСЛАН 5)СЫРДОН

3)БАТРАДЗ



9. "АРВЫ АЙДǼНЫ АРГЪАУ" ЛǼППУ ФЕМБǼЛД ЦǼРǼГОЙТЫЛ:

1)БИРǼГЪ 4)КǼФ

2) ЦǼРГǼС 5)АРС

3) РУВАС 6)ХАЛОН



10)АРГЪАУ "ǼРТǼ ХǼЗНАЙЫ". УСГУР - ЛǼППУТǼ БАЛХǼДТОЙ:

1)ГАУЫЗ 4)АГУЫВЗ

2) АЙДǼН 5)РОН

3) ФЫНГ



11)ФǼНЫКГУЫЗǼН ЙǼ ЧЫНДЖЫТǼ РАДТОЙ:

1) ФǼНЫК 4)ТУАС

2)НОГАХСТ ЦЫГЪД 5)КАРД

3)ГАУЫЗ



12)АЙЛАРТЫ ЧЕРМЕНЫ РАДЗЫРД"ХǼХХОН БǼЛЦЦОН"

СУАДОНЙǼ ФǼНДАГЫ ФЕМБǼЛД:

1)ДУР 4)УЫГǼРДǼН

2)БǼРЗБǼЛАС 5)АДǼЙМАГ

3) ДЕНДЖЫЗ





13."ХЪУДЫ КОМЫ,, АРАГУЫЙЫ ДОНЫ ФАРС, ИУ РǼСУГЪД УǼЛХОХ ФǼЗЫ ЦАРДЫСТЫ ДЫУУǽ ǼФСЫМАРЫ- ТОДЖЫ ǼМǼ ДЗАМА"-РǼНХЪЫТǼ ИСТ СТЫ РАДЗЫРДǼЙ:

1)ЦОМАХЪ ГǼДИАТЫ "ЦАРДЫ УǼЗ"

2)ГǼДИАТЫ СЕКЪА "УǼЙЙАГ СЫВǼЛЛǼТТǼ"



ТЕСТЫТǼ ИРОН ǼВЗАГǼЙ

1. РАФЫССУТ ДЗЫРДТЫ НЫМǼЦТǼ ДАМГЪǼ "З" КǼМ ХЪǼУЫ:

1)...АРǼГ 4)...АБЫР

2)фари...ǽт 5)бауар...та

3)...ывылдар 6)...ынг

2."У"КǼМ УЫДЗǼНИ ХЪǼЛǼСОН:

1)ХУЫЗ 4)УǼНГ

2) УЗЫН 5)КǼУЫН

3) УРС 6)ХУР

3.ДǼРГЪВǼТИН ǼМХЪǼЛǼСОНТǼ, ЦЫ ДЗЫРДТЫ ИС,УЫДОНЫНЫМǼЦТǼ.

1)ФǼ...ǼН 4)ФǼ...АСТА

2)БǼ...ǼН 5)РǼ...ТǼГ

3)ФЫ...ЫН 6)РǼ...УǼГЪД

4.КǼЦЫ ДЗЫРДБǼСТЫТǼЙ САРАЗǼН ИСВАЗЫГДЖЫН ДЗЫРДТǼ.

1) ЗАРǼГ ЦЪИУ 4)ФǼТǼН РИУ

2)САУ НǼМЫГ 5)ГǼДЫ ЛǼГ

3)ХǼЦАГ КУЫДЗ 6)КǼСАГ АХСǼГ

5.ФǼБǼРǼГ КǼНУТ ДЗЫРДТǼ , КǼЦЫТǼ ǼВДИСЫНЦ ФОРМǼ.

1)ДАРГЪ 4)ФОНДЗТЫГЪОН

2)ǼФСǼН 5)ТЫМБЫЛ

3)ЧЫСЫЛ 6) ФǼТǼН

6.СǼЙРАГ УǼНГТǼ ФǼБǼРǼГ КǼНЫН

1)ДИДИНǼДЖЫ СЫФТЫЛ СǼУУОН ǼРТǼХТǼ ǼРТЫВТОЙ

2)ТЕРЧЫ БЫЛГǼРǼТТЫЛ РǼЗЫНЦ ХЪǼДТЫ КЪОХТА

7.НОМДАРТЫ ǼМХЪǼЛǼСОНТЫ ЦУХГОНД КǼМ ǼРЦЫДЫСТЫ?

1)РǼС...ДЗИНАД 4)ИВ...ДЗИНАД

2)ǼВЗОН...ДЗИНАД 5) РǼСУГЪ...ДЗИНАД

3)ЗЫН...ДЗИНАД 6) БАС...ДЗИНАД

8.ФǼБǼРǼГ КǼНЫН ЗЫЛАНГОН ǼМХЪǼЛǼСОНТǼ

МЫЗТИ, ХЪУЫСТА, НИЗТА, БАВЗǼРСТА,УАРЗТА

9.СǼ ХЪУЫДЫМǼ ГǼСГǼ ХǼСТǼГ КǼЦЫ ДЗЫРДТǼ ЛǼУУЫНЦ(СИНОНИМТǼ).

1)ЗГЪОРЫН 4) КǼСЫН

2)УЫНЫН 5) УАЙЫН

3)ЛАСЫН 6)БАДЫН

10.ГУЫРЫНОН ХАУǼН ЦАВǼР ФǼРСТЫТǼН ДЗУАПП ДǼТТЫ?

1) КǼЙ? 4)КǼМǼ?

2) КǼМ? 5)ЦǼМǼН?

3)ЦǼЙ? 6)ЦǼМ?

11.БИРǼОН НЫМǼЦОН ФǼСǼФТУАН Т РАЗǼЙ ХЪǼЛǼСОН Ы КǼМ ХЪǼУЫ,УЫЦЫ ДЗЫРДТЫ НЫМǼЦТǼ ФǼБǼРǼГ КǼН.

1)ЗЫНГ 4) МАД

2)ЦǼСТ 5)КУЫСТ

3)МАРГЪ 6)ЦЪУПП

12.ВАЗЫГДЖЫН ДЗЫРДТǼ ФǼБǼРǼГ КǼНЫН

1)КЪАХВǼНДАГ 6)НОМИВǼГ

2)РǼСТДЗИНАД 7)СЫВǼЛЛОН

3)ДЗЫРДБАСТ 8)КУЫСТУАРЗАГ

ТЕСТ

1.ЗǼРВАТЫККǼН ЦЪǼЛ УЫДИ:

а)ЙǼ КЪАХ

б)ЙǼ БАЗЫР

в)ЙǼ ДЫУУǼ БАЗЫРЫ

2.ЗЫДГǼНǼДЖЫ ФǼХОНЫНЦ КУЫД:

а)АРС

б)БИРǼГЪ

в)РУВАС

3.ЧЕРМЕН РАЦЫД:

а) СЫХǼГТǼМ

б) ГОРǼТМǼ

в)ХЪǼУМǼ

4.ГИГО СФǼНД КОДТА АЦЫ АЗ САРАЗЫН:

а)СТЫР ГУЫРǼНБОН

б)СТЫР БǼРǼГБОН

в) ХЪǼЗДЫГ КУАДЗǼН

5. ГИГО ǼМǼ ПЕЛО КУАДЗǼНМǼ ЦǼТТǼ КОДТОЙ:

а)КǼРЧЫТǼ

б) ГОГЫЗТǼ

в) ХЪЫБЫЛ

6. ХЪǼНДИЛ УЫД:

а)куыдз

б) ЛǼГ

в) ГǼДЫ

7.ХЪǼНДИЛЫ ǼЦǼГ НОМ УЫД:

а)БОЛА

б)ЧЕРМЕН

в)КЪОСТА

8.ГЕТǼ УЫД:

а)ХЪАЛ ЛǼППУ

б) ФЫДУАГ ЛǼППУ

в)САБЫР ЛǼППУ

9.МИЛǼ ССАРДТА:

а) ГǼДЫЙЫ

б)САБИЙЫ

в)ЦЪИУЫ ЛǼППЫН

10.МУРАТ ЙǼХИ ХУЫДТА:

а)ХУДǼГ

б)ДЗǼБǼХ

в)ХЪǼБАТЫР

11.БАБА ǼМǼ ЛǼППУ ХЪǼДМǼ ЦЫДЫСТЫ:

а)ГАГАДЫРГЪТǼМ

б)ЗОКЪОТǼМ

в)ДИДИНДЖЫТǼМ



ЛИТЕРАТУРǼ:

1. НИГЕР."ДЫУУǼ ЗǽРВАТТЫЧЫ ǼМǼ ДЫУУǼ СЫХАДЖЫ АРГЪАУ".

2.ХЕТǼГКАТЫ КЪОСТА."БИРǼГЪ ǼМǼ ХЪРИХЪУПП"

3.ЧЕРМЕН ǼМǼ СОМИХАГ.

4.КОЦОЙТЫ АРСЕН."ГИГОЙЫ КУАДЗǼН"

5.МАМСЫРАТЫ ДǼБЕ. "ХЪǼНДИЛ "

6.БЕСАТЫ ТАЗЕ. "ГЕТǼ"

7.ПЛИТЫ ГРИС. "МИЛА"

8.ГУЫЦМǼЗТЫ АЛЕШ. "БǼХЫ УАРГЪ ǼМǼ ЧЫСЫЛ

ЛǼППУ".

9.ХУЫГАТЫ СЕРГЕЙ. "ЗОКЪОТǼ".