Элективный курс по философии 10 класс (пояснительная записка)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089;

  • приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Положения о рабочей программе по учебному курсу МБОУ «Гимназия №8» (от 27.08.2013);

  • учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 8» на 2015-2016 учебный год;

  • годового календарного учебного графика на 2015 – 2016 учебный год;

  • авторской программы А. Ф. Малышевский «Введение в философию», входящей в сборник программ Минобрнауки;

Цель курса «Основы философии»:
способствовать формированию у учащихся целостной картины мира; подготовить к восприятию многообразия и многовариантности мира, приобщить к культуре философского диалога.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и категориями философии в их взаимосвязи с реальными культурно-историческими процессами развития общества;

  • дать представление о структуре философского знания как о системе способов осмысления окружающей действительности и самопознания личности;

  • познакомить учащихся с наиболее известными философскими концепциями, расширить горизонты их мировосприятия, альтернативности их личностного, жизненного выбора.

Основной акцепт при обучении философии по данной программе делается на 4-х основных подходах к осмыслению мира:

  1. через учение о мире и знании;

  2. через обращение к индивиду, индивидуальности;

  3. через изучение социума (общества);

  4. через познание человечества и его истории.

Первый подход, или способ философствования, основан на учении о мире и знании и представляет собой перевод смысложизненных проблем бытия в сферу «строгого» и «аргументированного» знания, приближенного к естественно-математическим методам анализа. В этом смысле философия выступает как теоретико-аналитическая философия общих проблем бытия (глава 1 «Что такое мир?» и глава 2 «Что такое знание?»).

Второй подход, или способ философствования, — обращение к индивиду, индивидуальности позволяет постичь смысл бытия человечества уже потому, что микрокосм человека, его душа являются уникальными «приборами», благодаря которым только и можно раскрыть этот смысл. «Свое», личностно наполненное, одно-единственное бытие во всех его бесконечных метаморфозах дает человеку ключ к пониманию всемирно-исторического бытия человечества. Философию в данном случае интересует прежде всего культура внутренне обусловленного существования каждой личности, и она предстает перед нами как философия человека, или «философская антропология» (глава 3 «Что такое человек?»).

Третий подход, или способ философствования, — осмысление человечества в его существеннейшем определении, т. е. как социума (общества), как системы многообразных отношений различных типов общностей, объединений и т.д. (глава4 «Что такое общество?»). Личность с точки зрения социальной философии — это в некотором смысле превращенная форма социального, ибо в ее судьбе, как в фокусе, сходятся перипетии судьбы всего общества, важнейшие социальные проблемы и коллизии, но именно поэтому она и не абсолютна. Социальную философию интересуют и самочувствие личности в обществе, ее отношения с ним, и состояние общества как специфической целостности, и смысл его изменений в рамках

земного социального пространства.

Четвертый подход, или способ философствования, позволяет не только понять смысл нынешнего бытия человека и человечества, но в известной мере и прогнозировать их состояние, жизнь, бытие в будущем, что возможно лишь с позиций осмысления всей истории человечества, благодаря выработке духовного, общественного идеала. Однако сами прогноз и идеальный проект могут быть выработаны и объяснены только в рамках всемирно-исторического бытия общества. В данном случае мы имеем дело с философией истории (глава 5 «Что такое история?»).

Эти четыре важнейших раздела курса «Введение в философию» («Философия бытия и знания», «Философия человека», «Философия общества» и «Философия истории») должны дать учащимся общее представление о философии, о ее специфике, об отличии от других наук. Вместе с тем они показывают, что развитие философии невозможно без осмысления огромной суммы знаний, накопленных человечеством в различных областях науки.

Формы и методы контроля, применяемые на занятиях: опрос, устные и письменные ответы в виде таблиц, схем, тестов, эссе. Итоговое оценивание - дифференцированный зачет по пятибалльной системе









































Содержание курса «Введение в философию»

Философское знание в общеобразовательной школе является составной частью образовательной области «Обществознание» («Социальная антропология»).

Содержательной стороной образовательной области «Обществознание» («Социальная антропология») выступают социальные отношения как отражение естественного процесса социализации: усвоение каждым школьником социальных норм поведения, общепринятых установок и ценностей; накопление им жизненного опыта; выработка собет8§ндод жизненной позиции, критическое следование общим мнениям, тенденциям, авторитетам. "Строясь на базе знаний об основных сферах современной жизни, это изучение («Введение в философию», §24—35) предполагает последовательное продвижение от обобщения некоего спонтанного восприятия и осознания ребенком себя и мира, выражающегося в имитации (копировании) определённых х моделей поведения (описание социальных фактов и процессов), через формирование наиболее общих и распространенных, устойчивых черт личности, проявляющееся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества (моделирование социальных процессов), до усвоения учащимися социальных норм поведения, установок и ценностей как своих собственных посредством идентификации личного жизненного опыта, социальных ожиданий и индивидуальных духовных переживаний в политико-правовом и этико-философском постижении смысла социальных отношений (теория социальных отношений и история социальных учений).

Описание социальных фактов и процессов — расширение выразительных возможностей устной и письменной речи в описании событий социальной практики через их называние.

Социальные отношения: к себе {безопасность, питание, здоровье и т. п.), к близким, к дальним; социальные ожидания: ценности, правила (нормы), санкции.

Социальные взаимодействия. Индивидуальные взаимодействия: обмен, диалог, поддержание впечатлений, воспроизведение жизненного опыта. Групповые взаимодействия: первичная группа непосредственное, личное взаимодействие (семья, влюбленные, друзья и т. д.); вторичная группа отсутствие эмоциональных отношений, стремление к достижению определенных целей (образовательное учреждение, производственное предприятие и т. д.). Межгрупповое взаимодействие образование, производство, управление, бедствие (ураган, наводнение, взрыв и т. п.). Организация: добровольная ассоциация — защита общих интересов, добровольность членства, отсутствие свят с правительственными органами; «тотальная» организация — больница, тюрьма, военная казарма, монастырь и т. д.; бюрократия — разделение труда, определенный порядок подчиненности, наличие публичной канцелярии, использование формальных .методов подготовки специалистов, штатные сотрудники, определенный режим работы, лояльность каждого работника по отношению к организации, специализация труда, доступ к информации и контроль за ее распространением и т. д. Коллективные взаимодействия страх толпы, враждебность толпы, радость толпы; массовый страх, массовая враждебность, массовая радость; слух, коллективное возбуждение.

Социальные компромиссы. Физические качества личности — возраст, пол, вес и т. д.; интеллектуальный уровень, происхождение — семья, место рождения и т. д.; социальная среда, индивидуальный жизненный опыт, сложившаяся в обществе культура.

Социальная девиация: создание норм, сущность норм, совершение девиантного поступка, признание поступка девиантным, признание человека девиантом, социальное «клеймение» (стигматизация), следствие социального «клеймения» (стигматизации). Индивидуальная девиация, коллективные формы девиации. Социальный контроль: изоляция, обособление, реабилитация. Неформальный контроль: социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценка норм и т. д. Формальный контроль: милиция, суд, тюрьма и т. д.

Социальное неравенство: неравный доступ к социальным благам (деньги, власть, престиж, привилегии), стратификация (передача неравенства от одного поколения к другому, сословия и социальные слои, классы); этническая группа (язык, религиозное верование, расовые признаки, страна происхождения; осознание самого себя и других носителями определенной культуры; отношения (ассимиляция, плюрализм, правовая защита этнических меньшинств, перемещение населения, длительное порабощение, расизм)); половая идентичность (физические различия, осознание своего пола, стереотипы мужского и женского поведения; семейная жизнь, образование, работа); возраст (возрастной статус, возрастные нормы (формальные возрастные нормы, неформальные возрастные нормы), жизненные циклы).

Социальная мобильность: «предписанный» статус (семейное происхождение, возраст, пол, раса, место рождения), достигнутый статус; индивидуальная мобильность; вертикальная мобильность (восходящая социальная мобильность, нисходящая со социальная мобильность), горизонтальная мобильность; реорганизация социальной структуры; новая система стратификации; коллективная мобильность (недовольство существующим социальным, устройством (объективные события и ситуации критерии, эталоны); осознание несправедливости существующего положения вещей (нормы и ценности общества), создание организаций; лидер (лидер-агитатор, лидер — идейный вдохновитель, лидер- администратор, лидер — политический деятель), идеология.

Моделирование социальных процессов —- создание целостного смыслового «социального текста».

Политическая система: власть, сила, авторитет (преданность лидеру, традиции, вера в правильность и необходимость формальных правил); исполнительная власть, законодательная власть, судебная власть; средства массовой информации. Государство. Тоталитарное государство (широкое использование идеологии, однопартийная система, применение террора, контроль за средствами массовой информации, распоряжение оружием, управление экономикой); авторитарное государство; демократическое государство: представительная демократия (вера в высокую значимость каждой личности; конституционная форма правления; согласие тех, кем управляют; лояльная оппозиция). Государственное устройство: централизованное государственное устройство (унитарное), децентрализованное государственное устройство (федеративное, конфедеративное); форма правления (парламентская форма правления, президентская форма правления); выборы (пропорциональная система, мажоритарная система, система абсолютного большинства).

Экономическая система: производство, распределение и потребление наличных ресурсов (капитализм, демократический социализм, коммунизм; рыночная система, частное предпринимательство (правительственные налоги, правительственные субсидии, правительственная закупка продукции); государственное предпринимательство (регулирование спросом, регулирование планом). Индустриальное общество: переход от сельскохозяйственного к несельскохозяйственному труду, расширение сферы услуг, объединение мелких предприятий в крупные организации. Постиндустриальное общество: технический прогресс, отчуждение человека (чувство беспомощности, ощущение бессмысленности труда, отрыв от результатов труда), профессионализм деятельности (противоречивость требований, сжатые -сроки принятия решения, информированность, беспристрастность отношений). Интернационализация экономики: упадок местных ремесел, противоречия между требованиями иностранных фирм и особенностями местной культуры, наводнение местного рынка дешевыми импортными товарами и сокращение рабочих мест на местных предприятиях, усиление экономического неравенства и т. д.; многонациональная фирма, транснациональная корпорация и т. д. Общество: общение между членами общества, производство товаров и услуг, общественные ресурсы (земля, труд, капитал, организация), распределение и потребление товаров и услуг, защиты членов общества, «замена» выбывших членов общества. Народонаселение, «демографический переход» (высокие уровни рождаемости и смертности населения, поддержание его стабильности; снижение смертности благодаря повышению экономического благосостояния людей, улучшение медицинского обслуживания населения и санитарных условий жизни; низкие уровни рождаемости и смертности), миграция населения (иммиграция, эмиграция). Контроль за поведением членов общества, постоянная территория, развитая культура, «политическая» независимость. Допромыш-ленное и традиционное общество: жизнь в соответствии с общественными обязанностями, обычаи, ограниченная специализация, религ иозные ценности, семья и община. Индустриально-городское общество: стремление к личной выгоде, формальные законы, специализированные профессиональные роли, светские ценности, крупные корпоративные и ассоциативные объединения людей.

Мировое сообщество: перспективы (конкуренция, модернизация, конвергенция, зависимость, глобальный кризис). Мировая система: безопасность (войны, вооруженные конфликты, терроризм, насилие и т. д.), окружающая среда, средства массовой информации и связи, экономика и финансы, здравоохранение, образование и культурное наследие, молодежь и т. д.

Уровни моделирования: микроуровень, макроуровень.

Язык моделирования: политико-правовой (Конституция Российской Федерации, Всеобщая декларация прав человека, Международное гуманитарное право, законодательство Российской Федерации, международное право), этико-философский.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения курса «Введение в философию» ученик должен

Знать/понимать

  1. .понимать взаимосвязи общественной жизни, противоречивый характер взаимодействия природы и общества, показатели культуры личности, основные принципы и нормы морали, понятия гуманизма, законы философии;

  2. тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, адекватного представления о современном мире, о новейших открытиях в области философии человека (философской антропологии), о ценностных ориентациях, о теоретическом обосновании жизненного мира человека и природы, общества;

  3. особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  1. владеть способами познавательной деятельности  анализировать исторический  опыт, находить причинно-следственную связь в социальных явлениях и процессах, осмыслять жизненные ситуации, решать практические и познавательные задачи.

  2. характеризовать основные философские  законы и социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  

  3. анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, используя  философские термины и понятия;

  4. объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  5. раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия философских и  социально-гуманитарных наук;

  6. осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  7. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, философской рациональности;

  8. формулировать на основе приобретенных философских знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

  9. подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  10. применять философские и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1.  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  2. совершенствования собственной познавательной деятельности;

  3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  4. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  5. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  6. предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;

  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                              

  8. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

Литература для учителя:

1. А.Ф. Малышевский  Мир человека. Учебник 10-11 класс. М., изд. Просвещение, 2003 г.

2. П.С. Гуревич Методическое пособие по  изучению курса « Введение в философию» 10-11 класс  М., изд., Олимп АСТ., 1997 г.

3. А.Ф. Малышевский  Введение в философию М., изд. Просвещение, 1998 г.

4. Н.Козлов  «Философские сказки», М., изд. Феникс, 1994 г.

5. Д.Стивенсон Философия, М. изд. АСТ Астрель. 2006 г.

6. Д.Стивенсон  Восточная философия, М, АСТ Астрель, 2006 г.

7.Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии М., Изд. Феникс.,2010 г.

Литература для учащихся.

1. П.С. Гуревич Человек  учебник 9 класс М, изд., Просвещение, 2000 г.

2. Дополнительная литература: А.Ф. Малышевский,  Мир человека, М., изд. Просвещение, 2003 г.

3. Журнал: Введение в философию.

4. Справочно-энциклопедическая литература.