Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Мокрое, Шовский филиал
Внеклассное мероприятие для 6-9 классов
«ПАЛИТРА ЖИЗНИ И ЛЮБВИ»
(к 215-й годовщине со дня рождения К. П. Брюллова)
[pic]
Подготовила и провела:
учитель русского языка
и литературы
Манузина А. И.
С. Шовское, 20. 12. 2014
ПАЛИТРА ЖИЗНИ И ЛЮБВИ
Цель: познакомить с жизнью и творчеством выдающегося художника 19 века К.
П. Брюллова;
продемонстрировать наиболее известные картины художника;
показать развитие литературы и живописи первой половины 19 в. в их в
взаимосвязи (от классицизма к романтизму и реализму);
развивать речь, совершенствовать навыки актерского мастерства;
воспитывать любовь к искусству.
Оборудование: ноутбук, экран, презентация, костюм Светланы (сарафан,
кокошник), стол, свечи, скатерть,
ХОД ЗАНЯТИЯ
Кадр 1. 1. Копылова Т.
Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Его имя ставилось рядом с именами [link] ".
Всадница» зрелищна и эффектна. Большое — без малого Зх2м — полотно изображает молодую женщину верхом на лошади. Широко и свободно лежит вдоль конского туловища белый шлейф ее амазонки, ветер увлек легкую вуаль с лица. Вот-вот взовьется на дыбы горячий вороной конь. А у решетки балкона смотрит на всадницу еще совсем маленькая девочка — с явным восхищением и невольной завистью. Передает художник и реакцию собак: одна, опасливо отскочив от копыт, готовится с шумным лаем сопровождать свою хозяйку на прогулке. Другая — степенная и мудрая левретка — как бы предостерегает девочку от опасного соседства с рвущимся вперед конем.
В этой картине, как и в других произведениях Брюллова, сказалось важное завоевание романтизма — обращение к внутреннему миру ребенка.
Эта картина действительно является выдающимся произведением не только европейского, но и мирового искусства.
Кадр 14. 8. Алешина Надя, 6 класс
Идея слияния человека и природы, их сопоставления была характерна для романтического направления. Брюллов стремится развить образное сопоставление бытия природы и человека. Эта идея выразилась в картинах «Утро» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Но Брюллову хочется большего — он стремится связать представление о времени дня с этапами человеческой жизни. Так появляется картина
Кадр 15 «Итальянский полдень», где расцвет жизни человека сопоставляется с временем дня, когда стоящее в зените солнце, кажется, никогда не зайдет за горизонт.
Картина "Полдень" стала итогом многолетних исканий художника. Моделью послужила невысокая плотная женщина, далеко не классических пропорций, уже пережившая свою юность. Но она покорила художника ярким блеском широко расставленных глаз, а главное - брызжущей через край жизненной силой. Зрелая красота героини под стать налитой солнцем и соками земли грозди винограда, которой она любуется. Зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов - зенит человеческой жизни.
Картина «Итальянский полдень» завершила многолетние искания художника. Именно в это время в его душе зреет замысел грандиозного исторического полотна.
____________УШЛИ_______________________
Вышли Наташа, Лера, Таня
Кадр 16. 9. Алешина Наташа, 9 класс
Летом 1827 года Брюллов впервые посетил раскопки Помпеи. История трагической катастрофы, постигшей древний город, целиком захватила все помыслы живописца. Он вспоминает свои первые впечатления от посещения Помпеев: «... Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом".
Описание катастрофического извержения Везувия художник нашел в письмах очевидца, Плиния Младшего римскому историку Тациту: "Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Дома вокруг трясет; на открытой узкой площадке очень страшно; вот-вот они рухнут. Решено, наконец, уходить из города; за нами идет толпа людей, потерявших голову [. . .] С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзлась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими [...] Тогда мать просит, уговаривает, приказывает, чтобы я убежал: для юноши это возможно; она, отягощенная годами и болезнями, спокойно умрет, зная, что не была причиной моей смерти".__________________________________________
10. Ивлева Валерия, 8 класс
Сочинения историков с рассказом о гибели Помпей были достаточно хорошо известны во все времена. Но лишь в 1748 году начались систематические раскопки погибшего города. Катастрофа практически мгновенно погубила его население, вместе с тем на века как бы законсервировав всю в целом картину повседневной жизни древнеримского города. А в пустотах окаменевшего пепла сама природа запечатлела в исполненных ужаса и трагизма позах находившихся здесь людей. Неудивительно, что на каждого, кому доводилось быть в Помпеях, всё увиденное там производило и продолжает производить глубочайшее впечатление.
В работе над картиной можно выделить несколько этапов: набросок композиции, сделанный по первому впечатлению; целых три года заняла напряженная работа над историческими источниками и документами; кропотливое изучение извлеченных археологами из руин погибшего города предметов.
Над «Последним днем Помпеи» Брюллов работал самозабвенно, не щадя сил. По свидетельству очевидцев, из мастерской его порой приходилось в буквальном смысле слова выносить на руках.
В начале 1833 года картина была завершена. Ее размер достигал 30 кв. м. Едва ли стоит пересказывать словами ее содержание. В сложнейшей многофигурной композиции (в ней насчитывается 40 фигур) сочетаются традиции, идущие от условного академизма с его однозначностью внешнего выявления человеческих страстей , к достижениям романтической школы. Здесь вор, крадущий упавшие наземь драгоценности, воплощает корыстолюбие; семья под плащом — смятение и страх. Почти все изображенные на картине люди движутся, а суть их человеческой души отражается в их лицах. Каждая группа в картине - это своего рода «портрет» чувств, именно поэтому почти все герои, независимо от позы, повернуты к зрителю лицом. Подавляющее число образов в картине воплощает возвышенные чувства: мужество, самоотверженность, любовь. Сыновья несут на плечах отца, забыв о себе, движимые лишь стремлением спасти его; сын уговаривает престарелую мать собрать остатки сил и попытаться спастись; юный жених отрешен от смятенной толпы, неотрывно глядит он в омертвевшее лицо невесты: горе сильнее страха собственной гибели. Спокойна лишь фигура художника. Брюллов хочет показать причастность художника всех времен к событиям современности.
Камни рушащихся построек увидены в то самое мгновение, когда они только-только переходят грань между неподвижностью и началом падения. Артистична ритмика телодвижений и жестов рук. Ритму линий не уступает и ритмическая организация цвета.
Гигантский холст первыми увидели посетители Миланской выставки 1833 года. Затем он предстал перед жителями Рима. И без того уже достаточно известный, Брюллов в единый миг сделался знаменитостью. Его встречали рукоплесканиями, подносили цветы, сочиняли в его честь стихи и музыку.______________________________________________
11. Копылова Татьяна, 8 класс
«Последний день Помпеи» не сразу оказался в Петербурге: по дороге туда картину показывали парижанам в одном из залов Лувра. В России творение Брюллова ждал воистину восторженный прием — в этом в один голос уверяли Карла Павловича все его друзья, успевшие познакомиться с его величественным творением в Италии или во Франции.
И не ошиблись почитатели его таланта: тотчас, как только начали развешивать огромный холст для первого показа в Эрмитаже, всякий, кто имел хотя бы малейшую возможность попасть во дворец, стремился это сделать. Пушкин одним из первых увидел картину и откликнулся на нее стихами:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон...
В скором времени «Последний день Помпеи» установили в специально отведенном для этого зале Академии художеств. И тогда, быть может, впервые за всю историю русской живописи, одного из ее мастеров увенчал шумный, доселе невиданный триумф. Лучшие умы России восхищены картиной Брюллова. Баратынский, Кюхельбекер, Жуковский, Глинка, Лермонтов, Белинский, Герцен — все чрезвычайно высоко оценивают ее. Академия художеств в работе своего выпускника усмотрела «неоспоримо величайшие достоинства, ставящие ее в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений».
Поток восторга, любви и признательности обрушился на счастливого художника. Это была полная мера народного признания за творческий подвиг.
В честь него были сложены ставшие хрестоматийными стихи:
Большим событием в жизни художника была его встреча и завязавшаяся дружба с Пушкиным. Они сразу сошлись и полюбились друг другу. В письме к жене от 4 мая 1836 года поэт пишет: "Мне очень хочется привести Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый, и готов на все". Дружба продолжалась до трагической гибели поэта. ______УШЛИ, ВЫШЛИ 6 кл и Гриднева К. _______________
12. Кремнева Елена, 6 класс
Портретное наследие Брюллова последнего петербургского и итальянского периодов имеет не меньше ценности, нежели принесшая художнику мировую славу "Помпея".
Кадр 17. Кисти К.Брюллова принадлежит, вероятно, наиболее значительный портрет Жуковского Василия Андреевича. Образ поэта-романтика проникнут тихой сосредоточенностью и умиротворением. Наклонив слегка голову к плечу и сложив на коленях руки, Жуковский присел к столу с книгами, спокойно и сердечно внимая собеседнику. Гармоничны и плавны линии, очерчивающие голову и фигуру. Глубок и мягок красновато-коричневый колорит, соответствующий общему облику поэта.
Современники считали этот портрет Жуковского одним из лучших "как по сходству, так и по выражению характера целого". Облик поэта полон тихого лиризма, серьезности и доброты. Сдержанность исполнительской манеры, отсутствие какой-либо внешней аффектации характеризуют это замечательное произведение.
_______ 13. Яковлева Мария, 6 класс ____________________________
Судьба портрета необычна. Весной 1838 года Жуковский совместно с Брюлловым и Венециановым добивается освобождения из крепостной неволи Тараса Шевченко.
А происходило это так. Шевченко был маляром в петербургской мастерской Ширяева. В 1837 году он познакомился с Венециановым, который помог многим талантливым молодым людям из крепостных добиться освобождения. Брюллов по просьбе Венецианова поехал к помещику Энгельгардту, надеясь убедить его отпустить талантливого юношу, но вернулся раздраженный: "Это самая крупная свинья в торжковских туфлях!" – сказал он о помещике. Шевченко пришел в отчаяние... Надо было добывать деньги. Брюллов решил написать портрет Жуковского и разыграть его в лотерею. Этот портрет и был разыгран в частной лотерее за две тысячи пятьсот рублей ассигнациями. "Этою ценою, – вспоминал Т.Г.Шевченко, – куплена была моя свобода в 1838 году, апреля 22»____________________________________________________________
14. Гриднева К, 7 кл
В 1835 г.под обаянием популярной в России баллады В. А. Жуковского «Светлана» Брюллов написал «Гадающую Светлану». Это тоже портрет дворовой девушки, которая в крещенскую ночь гадает у зеркала на своего суженого.
СЦЕНКА: автор –Ивлева В.
Светлана – Суворова Е.
Кадр 18. Критика присвоила В. А. Жуковскому титул певца Светланы. Вторым певцом стал Карл Брюллов, создав удивительное по своей романтичности полотно. Ночь, тусклая свеча, юная девушка в кокошнике и сарафане сидит у зеркала, с надеждой вглядываясь в его таинственную глубину…
Брюллов продолжил традицию русских художников с их обостренным вниманием к духовной жизни человека. Бытовую сцену гадания он оживил поэтическим чувством. Эту психологическую тенденцию можно проследить у всех больших мастеров: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля.
Кадр 19. 15. Репина Анастасия, 6 класс
Крылов, обычно неторопливый, даже медлительный, в мастерской художника был очень нетерпелив. Брюллов то и дело уговаривал его посидеть еще, развлекал рассказами. Кадр 20. 16. Алешина Надя, 6 класс
К. П. Брюллов был лично знаком с М. Ю. Лермонтовым, восхищался его творчеством. Художник не выполнил портрет поэта, который мог бы занять достойное место во всей его галерее. Но двух мастеров сближали общие идейно-художественные взгляды.
Около 1839 года Карл Павлович создает портрет - картину "Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини". Портрет имеет второе название - "Маскарад". Содержание этого портрета - торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности. Кажется, там, в глубине огромного полотна, не просто веселятся маски на обычном маскараде, а там творится маскарад жизни - каждый пытается выдать себя не за того, кто он есть на самом деле. В этом мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства, пренебрежительно скинувшая маску, гордо демонстрирует свою непричастность к лицедейству света. Как созвучна идея этого полотна лермонтовскому восприятию фальши жизни!
Кадр 21. 17. Кремнева Елена, 6 класс
Вершиной в интимном портрете Брюллова стал автопортрет, написанный в 1848 году. Портрет создан в тот первый весенний день, когда врачи позволили Брюллову встать с постели после изнурительной, долгой болезни. Семь месяцев художник пробыл наедине с самим собой, почти все визиты были запрещены докторами. Болезнь вынуждала к уединению. Уединение вело к сосредоточенному размышлению. Художник подводит итог без малого полувековой жизни. Итог творческих исканий. Итог раздумий.
18. Яковлева Мария, 6 класс После болезни для поправки здоровья Брюллов 27 апреля 1849 года отправляется за границу. Он уезжает, надеясь на возвращение, не зная, что три года спустя смерть настигнет его на чужбине. Всюду его встречают как европейскую знаменитость, местные художники, узнав о его прибытии, идут к нему на поклон. Ректор и профессора Брюссельской академии являются к нему в отель в парадном платье, при орденах, как на торжественный прием.
Кадр 22 19. Алешина Надя, 6 класс
В творчестве Брюллова последних лет появляются новые тенденции - обращение к драматической ситуации, взятой из повседневной жизни. Картина "Процессия слепых в Барселоне" находится в Милане. Но и по репродукции видно: целый ряд новых свойств делает ее совершенно непохожей на прежние жанровые сцены художника. Картина написана в 1850г
Художник рисует шествие, которое регулярно проводилось в Барселоне. По тенистой улице движется процессия слепых музыкантов.
Процессия небольшая, среди них и взрослые, и дети. Впереди едут конники, завершает процессию большое распятие с фигурой Христа. Здесь нет праздника, который дарило художнику Средиземноморье. Тут страдания, боль и горечь, и эта картина очень отличается от других работ художника именно осознанностью чужой боли. Картина выполнена в темных, коричнево-красных тонах, которые напоминают о том, что в жизни бывают не только праздники.
В первый итальянский период Брюллов воспринимал и изображал жизнь как вечный праздник, он не видел и не хотел видеть ни гримас нищеты, ни убогости, ни трагических происшествий. Драматические ситуации пугали его, нарушали гармонию его внутреннего мира. Теперь, на склоне лет, он создает впервые в жизни сцену, исполненную обнаженного драматизма. Иными словами, на исходе жизни Брюллов делает первые шаги по дороге развития подлинно реалистического искусства.
Последние работы Карла Павловича Брюллова - портреты, композиции на политические и драматические современные темы, а также произошедшие изменения в самой манере живописи с полной очевидностью свидетельствуют о том, что художник вступил в новую фазу творчества, что он поднялся на новую ступень познания и мастерства. На этой ступени он и простился с нами 23 июня 1852 года.
Кадры 23, 24