Конспект урока по предмету Истоки
5 класс.
Тема урока: Крестьянские хоромы («И тесен дом, да просторен он», «Домашний лад и порядок»)
Цель урока: подвести детей к пониманию значимости Крестьянских хором – как родного очага, что семья является полнотой бытия человека, что лад и согласие - основа семьи; дом, хоромы призваны создавать условия для лада и согласия. Закладывается определенная мораль: уважение, преемственность, единение.
Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.
Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого – свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства – лад с людьми и согласие с Богом.
Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.
Изба – освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Традиционные мифологические взгляды на жилище и его невидимых обитателей.
Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство.
Ход урока
Повторение пройденного, присоединение к теме.
- О каком памятнике нашего Отечества мы говорили с вами на прошлом уроке? (о крестьянских хоромах).
- Почему жилище крестьянина в лесной полосе России называлось хоромами? (оно стало наиболее выразительным по размерам, устройству и художественным чертам).
- Вспомните, пожалуйста, наши с вами путешествия в этом учебном году. Где мы могли видеть ярко выраженные элементы крестьянских хором? (в Буйском районе: д. Курилово, по дороге во Владимир, Ярославль)
- Назовите элементы крестьянских хором, расскажите об их назначении. (Сени – нежилая, неотапливаемая часть дома, расположенная перед входом в избу. Поветь – место для хранения хозяйственных принадлежностей. Подполье – холодное помещение для хранения продуктов. Двор – хозяйственные помещения, примыкающие к жилой части дома. Хлев – помещение для скота. Сеновал – место для хранения сена. Зимовка – помещение, в котором жили в холодное зимнее время.)
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжим знакомство с жилищем крестьян, с его внутренним устройством. Поговорим об особенностях жизни крестьянской семьи.
3. Объяснение нового материала.
- В крестьянских хоромах собиралось много народа. Жили не одним поколением, а большими патриархальными семьями из 15 – 20 человек. Народная мудрость гласит: «И тесен дом, да просторен он». А что же было в крестьянском доме? Какой элемент отличает современную благоустроенную квартиру от частного дома? (печь).
- У печки любила собираться вся семья, особенно зимними вечерами, когда на дворе стояла стужа, кружили метели. А почему у печки? (тепло, огонь, родной очаг).
- Наверное, у многих из вас была возможность побывать у настоящей печки. Притронулись к ней горячо. И нам уже жарко стало, щеки порозовели, душа отогрелась. «Догадлив крестьянин на печи избу ставил» - говаривали на Руси. «Печь – домашнее солнышко», душа крестьянского дома. А почему так считали? (печь кормила, согревала, лечила). А спалось на печи сладко – сладко. А попариться, помыться в печи, не хуже, чем в бане. Все косточки разопреют. А что еще в жизни семьи связано с печью?
- За печкой прятали невесту во время сватовства и свадьбы. На печи спали старики, грели свои косточки. Считалось, что за печкой живет домовой – хранитель домашнего очага. (Работа с учебником: с. 35 – 36)
- Молодцы! Много нам поведали о печке-хранительнице домашнего очага. И именно печь определяла и планировку избы.
Самый светлый угол, размещавшийся обычно по диагонали от печи, называли красным, передним. Ярким элементом красного угла является божница (угловая полка, на которой устанавливались иконы)
Практическое задание: выберите из предложенных вещей те, которые, на Ваш взгляд, должны находиться в красном углу. Объясните их назначение.
(Иконы – защита, освященный мир, божественное покровительство. Лампада, свеча - символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Распятие. Веточки вербы и березы. Пасхальное яйцо. Рушник.)
- Всякий гость, входивший в избу, у порога снимал шапку первым делом, трижды осеняя себя крестным знамением, и низко кланялся образам, а потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. В обычный день здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.
Отправляемся в дальнейшее путешествие по крестьянским хоромам. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки и назывался «бабий кут».
Практическое задание: выберите вещи, которые необходимы хозяйке для работы (чугунки, ухват, нитки, иголки, прялка).
Сообщения учащихся о чугунках.
- Как вы думаете, легко ли хозяйке управляться с ухватом? Какие навыки необходимы? Кто желает попробовать себя в качестве хозяйки? (практическое задание: перенести ухватом чугунок)
- А чем занимался глава семьи дома, когда возвращался с поля или холодными, зимними вечерами? Если у хозяйки было свое место в доме, могло ли такое же быть у хозяина? Угол напротив печи был рабочим местом хозяина дома и назывался хозяйский кут. Здесь мужчины занимались ремонтом обуви, мастерили, чинили конскую упряжь.
- В доме могла быть и горница – светлая, парадная комната, в которой принимали гостей. Сейчас ребята расскажут о двух предметах из горницы. Послушав их сообщения, скажите, что интересного и нового вы узнали о знакомых вещах? (сообщения о столе и самоваре)
- Все устройство крестьянского дома говорило о том, что для каждого дела было свое место: и для труду земного – держать дом в порядке и заботиться о семье, и для труда души. Родной дом, а в доме очаг и красный угол были средоточением хозяйственной жизни, центром крестьянского мира. Мужчина-хозяин нес ответственность за достаток и защиту интересов семьи. А женщина-хозяйка отвечала за чистоту и порядок, уют в доме. Заботились о старших и детях.
Выполнение задания 1 и 2 на рабочей карте урока. Обсуждение.
4. Подведение итогов урока, выводы.
- Мы живем с вами в городе, и наши семьи отличаются от тех крестьянских патриархальных семей. Мы увидели, что обязанности в доме были строго распределены. Но можно ли говорить, что каждый был сам по себе: дед на печи, мать у печи, отец за работой, ребята на полатях? Все выполняли свое дело, а дело было общее для всей семьи, каждый вносил свой вклад, старался для общего дела.
- Что бы вы увидели, услышали, почувствовали, если бы жили в такой семье?
- А без чего не может жить такая семья, что в ней должно обязательно быть, присутствовать? (мир, дружба, взаимопомощь, согласие, доброта, взаимное прощение обид, взаимная любовь).
- В крестьянском доме, в семье всегда царил дух взаимопомощи, старшие учили младших, передавали традиции, навыки, нравственные устои.
Ресурсный круг дети берут солонку (символ полного достатка в доме) и передают друг другу: «Что бы я взял в свой современный дом, в свою семью с сегодняшнего урока?»
- Я хочу поблагодарить вас за урок и желаю надолго сохранить полученные знания.
5. Домашнее задание: № 3 и 4 рабочей карты.
Дополнительные материалы к уроку:
САМОВАР
Русский самовар давно стал символом спокойной и неторопливой жизни. Самовар был самой необходимой в каждом русском доме вещью независимо от сословия и от уровня обеспеченности. Самовар – непременная черта русского быта. Он успокаивал, умиротворял, лечил душевные травмы, собирал семью вокруг себя. Вот как об этом писал Александр Блок:
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
Как только разожжешь самовар, он отзывается тоненько своей нехитрой песенкой: то вдруг задребезжит, то начнет пыхтеть и сопеть, то зальется звонкой песней, то затянет заунывную. И, кажется, что самовар – живое существо, не случайно его называли «дедушкой», или «Иван Иванович». Пожалуй, именно в России сложилась традиция вечернего чаепития. Но особенно полюбился обряд чаепития в Москве белокаменной, издавна славившейся гостеприимством и хлебосольством.
Самовары начали изготовлять в XVIII веке в Москве и на Урале, но подлинной столицей самоваров стала Тула. Первую самоварную фабрику основал Назар Лисицын в 1778 году. Были целые династии самоварных фабрикантов: Баташовы и Балашовы, Маликовы и Воронцовы, Леонтьевы и Сомовы. Самовары клеймились медалями, на них бывали и надписи: «Там, где чай, там и под елью рай», «Самовар кипит – уходить не велит», «Попей чайку – разгони тоску». У каждого мастера было свое клеймо.
Стоили самовары дорого, так как изготавливать их было непросто.
Разжигали самовар при помощи лучины, сосновых и еловых шишек, а чтобы поддать воздуха, на трубу надевали сапог и им нагнетали воздух. В деревнях в русских печах были специальные отверстия для самоварной трубы. В самоваре довольно долго вода оставалась горячей. Самовар был необходимой вещью в пути, ведь путешествовали на лошадях и находились в дороге подолгу.
Самовар в русской жизни занимал огромное место и был явлением чисто русским.
СТОЛ
Стол являлся предметом особого почитания. В далекой древности, когда люди для житья строили землянки, стол был земляным. Позже столы стали делать из дерева. Стол никогда не выносили из избы, даже переставляли его очень редко, только при значительных событиях: свадьбе или похоронах. При продаже дома стол передавался вместе с домом.
В народной традиции символическое осмысление стола определялось его уподоблением церковному престолу. «Стол – это престол», «Стол – ладонь Божия, протянутая человеку», поэтому и поведение за столом должно быть скромным и почтительным. Стол стоял обычно в красном углу, обязательно покрывался скатертью. На него не разрешалось помещать посторонние предметы, на столе мог находиться только хлеб и соль. «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска». Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома.
Не разрешалось стучать по столу, нельзя было громко разговаривать и смеяться, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол.
У каждого из домочадцев было свое место за столом, которое зависело от семейного положения. Самое почетное – во главе стола – занимал хозяин.
ГОРШКИ, ЧУГУНЫ
Для приготовления пищи очень долго служили людям глиняные горшки, кувшины. Им приписывалось рождение и смерть, а в названиях их частей просматривалась связь с человеком: горло, ручка, носик, тулово. Особенно ярко сравнение с человеком проявляется в загадке-притче XVIII века.
Взят от земли, яко Адам,
Ввержен в пещь, яко три отрока,
Посажен на колесницу, яко фараон,
Повезен на торжище, яко раб,
Продан за две лепты, яко хворост,
Пострадал от братий, яко Иосиф,
Вывезен на дорогу, яко зелие страдное
И повержен в ров на посмеяние, яко Даниил.
Шла некая вдовица, зело убогая,
Подняла его и принесла в дом,
Облекла в пеструю одежду,
Дала пить, и стал он жить.
В горшках варили супы и каши, кипятили воду, тушили мясо и рыбу, запекали разнообразные продукты. До сих пор в деревнях пекут куличи в высоких горшках.
Горшки изготавливались самых разных размеров – от огромной многоведерной корчаги до маленького горшочка на 200-300г.
В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Если треснул горшок, его оплетали берестяными лентами и хранили в нем крупы. О таком горшке в народе сложена загадка: «Был ребенок, не знал пеленок, стар стал – пеленаться стал». Форма горшка подсказана русской печью, нагрев в ней идет с боков, поэтому его бока выпуклы и округлы.
Позже на смену горшку пришли чугуны – луженые металлические сосуды, они сохранили форму горшка.
Чтобы посадить в печь горшок или чугун, нужен специальный инструмент – ухват. Ухватом захватывали нижнюю часть горшка или чугуна, ставили в печь и вынимали. Без сноровки сделать это было непросто.
Ухваты, как и горшки, были разных размеров, поэтому их много стояло у печи, их берегли, и они долго служили людям.
Лампада
В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.
В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.
Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях - это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает...» Лампадное масло (изначально - оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки. Лампадки бывают разных цветов - красная, синяя, зеленая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю, зеленую), а в праздники - красную.
Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон. Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.
Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки. Детей нужно приучать зажигать лампаду.
Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».
Устройство славянского дома: красный угол
Наверняка, хоть раз, да любая из нас слышала это устойчивое словосочетание «красный угол», но мало кто понимает достоверно, о чём идет речь. Даже у меня до сих пор это словосочетание изначально вызывает ассоциации с какими-то кумачовыми простынями и портретом дедушки Ленина, хотя я в этой «теме», красный углов, домовых и кикимор, уже довольно давно. Итак, что это такое, откуда он брался, кто за него отвечал и зачем он был нужен в доме – этот особый красный угол – разбираемся.
Красный угол в славянском доме – место особое и, пожалуй, самое важное. Именно здесь стояли иконы, обереги, стоит стол, сюда хозяйка и хозяин «относят» свои молитвы и пожелания, здесь, по многочисленным легендам и поверьям, обитает и дух дома и сюда сходит, иногда, Господь. И поскольку это место особое, сверхзначимое для любого дома, весь дом начинался с ориентации по сторонам света с тем, что бы запланировать правильное размещение красного угла. Чаще всего красный угол обращен на юг или на восток – места, где «видно» проходящее Солнце, тем самым это место связывается, несмотря на христианство, с культом дневного пути Солнца, которому предки уделяли огромное значение (кстати, партия и Ленин тоже были очень долго «солнышком» для людей, поэтому им, автоматически, красные углы организовывали точно также). Основные элементы красного угла – божница и стол. А минимальный набор в божнице – иконы, сосуд с Богоявленской водой, обереги, выполненные руками хозяйки и элементы последних церковных праздников, соответствующие сезону (например, освященная веточка вербы после Пасхи, Троицкая зелень). Вообще во время обрядов и праздничных дней в красный угол помещали разнообразные обрядовые и ритуальные предметы: например, после праздника жатвы в красный угол помещали сноп, который мог там находиться до следующей посевной, или же горшок с кашей на Святки, разнообразные предметы, охраняющие быт и членов семьи (обычно это обрядовые куколки).
Красный угол находился в той же комнате, что и печь, наискось от неё и являлся как бы обобщающим элементом бабьего духа (печь) и мужицкого (стол), при этом роль красного угла в этом объединении была главенствующая, как бы божественная. Как я уже писала выше – в красном углу обязательно находился стол, как образ божьего и, одновременно, церковного, престола в доме, и именно поэтому главное место за столом получал самый уважаемый участник трапезы. В обычные дни это был глава семьи, в дни праздничные – самый уважаемый гость, но только в том случае, если его авторитет был выше, чем авторитет главы семейства. Остальные места за столом распределялись в соответствии с рангом и значимостью для семьи, и «почётность» убывала по мере отдаления от красного угла. Это неслучайно и связано с религиозностью семей и тем, что за общее духовное состояние в семье отвечал самый главный в ней, и, соответственно, он и находился ближе всего к Богу, точнее, к месту, куда Бог потенциально мог спускаться или там всё время находиться (в зависимости от регионов верили в разное количество времени, которое Бог проводит в отдельно взятом красном углу).
Велика значимость красного угла и в культе жизни-смерти-жизни, в культе предков, культе рождения, культе смерти. Например, при начале родов повитуха обходила стол трижды с тем, что бы дом принял рождающегося младенца, а для того, что бы получить благословение Бога на происходящее повитуха использовала огромное количество дополнительных ритуалов. Покойника же клали головой к красному углу (на стол или на лавку) с тем, что бы его душе было проще найти путь к Богу, через знакомые «ворота» и, по поверьям предков, душа умершего находилась после смерти именно в красном углу – то есть месте, которое вроде как физически принадлежит дому, а духовно и энергетически – миру потустороннему.
Рабочая карта урока
Раскрой смысл пословиц: «Всякий дом хозяином держится», «Не хозяин, кто своего дома не знает».
В крестьянском хозяйстве обязанности распределялись между мужчинами и женщинами. Подчеркните виды работ, которые выполняли женщины: пахота, заготовка воды, огородничество, уход за лошадью, сбор грибов и ягод, жатва, прядение, заготовка дров, приготовление пищи, строительство, ткачество, рыболовство, шитье, охота, уход за коровой, растопка печки.
Подпиши названия частей крестьянского дома. В чем их назначение?
-
[pic]
[pic]
[pic]
Прочитай текст из произведения В.Белова «Лад».
Детство в деревне и до сих пор пронизано и расцвечено разнообразными, чисто детскими забавами. Забавы совмещаются с полезным делом. Рыбалка, например, или работа на лошадях – классические примеры этой общности. Существовали десятки других примеров, когда детская игра переходила в труд или когда труд незаметно, без лишнего тщеславия проникал в детскую игру. Пропускать ручейки и потоки ранней весной было детской привилегией, занятием, ничем несравнимым по своей прелести. Но ведь при этом ребенок закалялся не только физически, не только приобретал смелость в игре с водой, но и еще приносил пользу, о которой, может быть, не подозревал.
Точно также мальчишка не пас, а сторожил скот от волков и медведей, это уже кое-что по сравнению со скучной пастьбой. Катание на лошади верхом и на телеге было для него вначале именно катанием, а не возкой сена, снопов, навоза или дров.
Такие забавы всячески, незатейливо поощрялись взрослыми…
А в какие игры любишь играть ты? Объясни: «В игре да в дороге узнают людей».
13