План-конспект урока внеклассного чтения по дагестанской литературе (8 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


17

План-конспект открытого урока в 8 классе МКОУ «Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Тема урока: «Басни Гамзата Цадасы».

Направление урока: диалог культур (дагестанской, зарубежной и русской).

Предварительные задания учащимся:

- прочитать басни

а) Гамзата Цадасы: «Делёж», «Лисица и лисёнок», «Кто слушается брюха» «Мулла и обманщики», «Осёл Хаджи», «Слон и муравей»,

б) Жамидина Гаджимурадова: «Барсук и мышь», «Новый порядок»;

- повторить басни: (Абдул Раджабов «Лисий совет», Байрам Салимов «О золотой рыбке», Загид Гаджиев «Куница и медведь», Нариман Алиев «Медвежья мораль»);

- повторить теорию литературы (понятие о басне, отличительные признаки басни, смысл слов: тезис, аллегория, мораль, антитеза, метафора, эпитет, сравнение, фразеологизм, инверсия);

- подготовить тезисы по четверостишиям из книги «Душевное слово» Гамзата Цадасы;

а) эзоповцы (стр. 11, 19, 23, 27),

б) крыловцы (стр. 33, 35, 39, 46);

- подготовить выступление по басням Г. Цадасы («Эзоповцы» – по басне «Делёж», «Крыловцы» - по басне «Лисица и лисёнок»);

а) чтение наизусть по ролям;

б) отзыв по басне;

в) иллюстрации к басне.

- подготовить выступление («Крыловцы» - о Крылове, «Эзоповцы» - об Эзопе);

- сделать газеты («Эзоповцы» - об Эзопе и его баснях, «Крыловцы» – о Крылове и его баснях).

Цели урока:

- обобщить полученные знания по жанру басен (в частности Г. Цадасы);

- расширить представления о жанре басни;

- продолжать знакомство с наследием Г. Цадасы;

- совершенствовать известные данные, расширить их;

- совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;

- активизировать и расширить словарный запас учащихся;

- обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, аллегория, мораль, антитеза, метафора, эпитет, сравнение, фразеологизм, инверсия;

- содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;

- воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;

- содействовать воспитанию конкурентно-способной личности;

- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;

- развивать творческие способности, внимание, память, воспитывать любовь к литературе.

Задачи:

- проверить навыки выразительного чтения, умение видеть главное в литературном произведении;

- проверить понимание таких категорий, как «информация», «способы представления информации»;

- способствовать формированию и развитию культуры обмена мнениями, свободной от конфликтности, ориентированной на уважении чужой точки зрения;

- способствовать формированию и развитию «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности учащихся.

Тип урока внеклассное чтение.

Форма урока – конкурс, презентация.

Метод урока – исследовательский.

Оборудование: компьютер, проектор, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, критерии оценок для экспертов, задания для учащихся, презентации.

Запись на экране (слайд)

Древняя Греция (6 в. до н. э.) – Эзоп

Древний Рим: (1в. до н. э.) – Федр

Франция (17 в. до н. э.) – Лафонтен

Германия (18 в. до н. э.) – Лессинг

Россия (19 в.) – И. А. Крылов

Дагестан (20 в.) – Г. Цадаса

Слайд с изображением Г. Цадасы и названием темы (Басни Г. Цадасы).

(По ходу урока используются слайды)

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Вхождение в тему урока

Эпиграф

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

И. А. Крылов

Эти слова баснописца означают, что он всегда готов разоблачать, высмеивать человеческие недостатки.

- Мы с вами знаем, что басни были написаны Г. Цадасой более 60- лет назад, зачем же вам, детям 21 века, в век мобильной связи и компьютеризации изучать его басни?

- Потому что вопросы, поднятые в его баснях, актуальны и сейчас.

III. Представление команд

«Эзоповцы»

Девиз:

Мы, Эзоповцы, умные,

Умные, разумные.

Об Эзопе (Солдатова Диана).

Древнегреческий мудрец, легендарная личность. О нем рассказывали, что он был уродливым рабом-фригийцем (из Малой Азии), служившим простоватому философу Ксанфу, много раз посрамлял его книжную ученость своей сметливостью и здравым смыслом, за услуги государству был освобожден, соперничал со знаменитыми семью мудрецами тогдашней Греции, а погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. Эзопу приписывалось «изобретение» почти всех ходивших в народе басенных сюжетов. Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил».

Высказывания Эзопа

  1. Истинный друг познается в несчастье.

  2. Благодарность – признак благородства души.

  3. Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.

  4. Не всегда будет лето.

  5. Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.

  6. Если тебе не спастись от смерти, умри, по крайней мере, со славой.

«Крыловцы»

Девиз: Читаем ночью, читаем днем,

И никогда не устаем.

О Крылове (Расулов Ризван).

И. А. Крылов (1769-1844) родился в Москве в семье дворянина, оставившего после своей смерти в наследство солдатский сундучок с книгами. Он не учился в школе, самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Рано начал служить в казенном учреждении, познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством.

С 1805 года Крылов входит в большую литературу как создатель русской классической басни. Он написал более 200 басен. Басни вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен заимствованы из Эзопа и Лафонтена, хотя большинство его произведений носит оригинальный характер. Многие выражения из басен нашего героя вошли в русский язык как крылатые фразы. Басни Крылова народны. В них отражены русские обычаи, характеры. Благодаря силе таланта Крылова русскими стали и те басни, сюжеты которых он позаимствовал у французского писателя Лафонтена. Гоголь писал о Крылове, что «всюду у него Русь и пахнет Русью» и что басни его – «книга мудрости самого народа».

Высказывания Крылова:

  1. У сильного всегда бессильный виноват.

  2. Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник.

  1. Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя кума, оборотиться!

  1. Услужливый дурак опаснее врага.

  2. Быть сильным хорошо,

Быть умным лучше вдвое.

  1. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

Мнение экспертов

а) из команды «Крыловцы» о выступлении «Эзоповцев»:

«Нам понравился девиз «Эзоповцев». Он прозвучал дружно, выразительно. Диана вкратце и доступно рассказала об Эзопе. Высказывания Эзопа выбраны

умело и проговорены чётко и выразительно».

б) из команды «Эзоповцы» о выступлении «Крыловцев»:

«Девиз команды интересен, напоминает об учёбе. Рассказ о Крылове напомнил нам о народности басен».

  1. Эзоповцы

  1. Тезисы по четверостишиям Г. Цадасы: (стр. 11, 19, 23, 27)

  1. Больше слушай, меньше говори.

  2. Будь бесстрашным и мудрым, не будь трусом и предателем.

  3. Не мечтай впустую, а действуй, несмотря на трудности.

  4. Не будь лживым. Ложь приведет тебя в никуда.

  1. Выступление по басне Г. Цадасы «Дележ»

  1. Инсценировка по басне.

Роли читают: автор – Солдатова Диана; волк- Атлуханов Артур; лиса – Магомедова Карина; лев – Ашурбеков Тофик.

Автор:

Раз охотиться пошёл

Лев с лисой и волком вместе

Лань, зайчишка и осёл

Были сражены на месте.

Серый волк по просьбе льва

Стал делить добычу смело:

Волк:

«Проще, мол, что дважды два,

Для меня такое дело».

Автор:

Льву осла он преподнёс,

Соразмерно с пышной мерой,

Зайца – ткнул лисе под нос,

Лань себе оставил серый.

Но за это по башке

Лев его ударил молча,

И, как мяч, невдалеке,

Голова упала волчья.

Лев сказал:

Лев:

«Покойный волк

Не сумел решить задачи.

Свой, лиса, исполни долг,

Ты реши её иначе!»

Лиса:

«О почтенный царь зверей,

Серый вёл себя постыдно,

Был он мелочным, ей-ей,

Что делать здесь – мне не видно!

Вам на завтрак, спору нет,

Этот зайчик будет нужен.

Закусив ослом в обед,

Лань съедите вы на ужин.

Я в решении своём

К справедливости стремилась…»

Лев:

«Кто тебя таким умом

Одарил, скажи на милость».

Автор:

Поглядев на лапы льва,

Тихо молвила плутовка:

Лиса:

«Ум дала мне голова,

С волка снятая так ловко».

  1. Отзыв по басне «Делёж» - «Уроки жизни» (Солдатова Диана)

В баснях мы видим людей с разными характерами. Эти характеры противопоставляются друг другу. Такой прием в литературе называется антитезой. Прочитав басни Г. Цадасы, мы убедились в этом в очередной раз. Работая над этой басней, мы выписали глаголы, которые помогли нам определить характеры героев. Следом мы заполнили таблицу, в которой отметили название басни, каких людей учит автор и чему он нас учит. Основное содержание басни таково: Лев, Лиса и Волк пошли на охоту, результатом которой было сражение лани, зайчишки и осла. Лев, царь зверей, предлагает волку делить добычу на всех. Глагол «преподнес» помогает нам понять, что волк хочет льстить льву, а глагол «ткнуть» означает, что волк относится к лисе пренебрежительно, ставя себя выше. Но жестокий и несправедливый лев одним ударом лишает волка головы. Умная и хитрая лиса извлекает урок из увиденного. По приказу льва, она решает трудную задачу, с которой, по словам льва, не справился волк. Лиса отдает всю добычу льву: зайца на завтрак, осла на обед и лань на ужин. При этом льстивая лиса превозносит льва и хает волка, называя его мелочным. В конце басни есть слова: «Ум дала мне голова, с волка снятая так ловко». В этих словах заключена мораль: будь умным, извлекая уроки из жизни. Подо львом автор подозревает жестокого, несправедливого, жадного и властного человека. Под волком имеет в виду наивного, глупого, льстивого, пренебрежительного человека. А в лисе мы видим человека мудрого, хитрого, льстивого.

Вывод: Думаем, что надо быть умными, уметь выходить из ситуаций, как учит басня, но, по нашему мнению, нельзя осуждать неудачника. Его можно просто пожалеть.

  1. Художественный язык басни «Делёж» (Абдулгамидова Фатима)

В басне «Делёж» мы нашли метафоры (серый, почтенный царь зверей, плутовка), эпитет (львиная мера), фразеологизм (серый волк), просторечное слово (ей-ей), сравнения (голова как мяч, осла соразмерно с львиной мерой), инверсия (в решении своем).

Использование метафор в басне показывает характер образного мышления поэта, передает индивидуальность персонажей (серый – это волк, почтенный царь зверей – лев, плутовка – лиса).

  1. Иллюстрации к басне (показ слайдов капитаном команды).

  1. Вопросы команде:

  1. Что такое басня?

Басня – это небольшое повествовательное произведение иносказательного характера, преследующее нравоучительные цели).

  1. Что такое аллегория? (Аллегория - это иносказание)

  2. Что такое метафора? (Метафора – это скрытое сравнение, когда слово или группа слов передаются в переносном значении. Например, царь зверей, утро года, плутовка).

  3. Что такое фразеологизм? (Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Например, золотые руки, ушки на макушке, серый волк).

  4. Что такое инверсия? (Инверсия – это нарушение порядка слов. Например, тишь лесная, солнце могучее).

Крыловцы

  1. Тезисы по четверостишиям Г. Цадасы: (стр. 33, 35, 39, 46).

  1. Будь умным, и ты сможешь отличить ложь от правды.

  2. Не мешай другому делать то, что он может.

  3. Нельзя ходить часто на обеды к чужим людям. Знай меру.

  4. Лучшие уроки нам дает жизнь.

  1. Выступление по басне Г. Цадасы «Лисица и лисенок».

  1. Чтение басни наизусть по ролям.

Роли читают: автор – Нагорный Александр, лиса – Абакарова Зарема, лисёнок – Нажаев Рамазан.

Автор:

Жила-была лисица –

Беззуба, стара, больна

На промысел водила

Учила лисёнка она.

Однажды от злой простуды

Занемогла вконец;

Ушёл на охоту лисёнок

Один в дремучий лес.

Бродя, он увидел зайца;

Беспомощен, сиротлив,

Лежал пластом несчастный,

От голода чуть жив.

Лисёнку жалко зайца.

Вблизи, в тиши лесной,

Задумался он, горюя,

Над заячьей судьбой.

Вдруг, волоча добычу,

Пришёл могучий лев.

Насытился лев. Остатки

Дал зайцу, его пожалев.

К остаткам львиным заяц

Дополз едва-едва;

Хоть не по нутру, грызёт их,

Восславив щедрость льва.

В раздумье малыш немедля

Вернулся к себе в нору

И всё рассказал лисице,

Что видел поутру:

Лисёнок:

«К чему же наша охота,

Заботы наши теперь,

Ведь есть аллах милосердный

И лев – добродетельный зверь?!»

Автор:

Тогда озлилась лисица:

Лиса:

«Не смей и помыслить так! ¬»

Автор:

И за уши несмышлёнка

Отодрала в сердцах. –

Лиса:

«Не будь подобен зайцу.

Надеясь на милость льва,

Будь львом на зависть зайцам,

Дурная ты голова!»

  1. Отзыв по басне «Лисица и лисёнок».

Надейся на себя (Зубаирова Абидат)

В ходе работы над басней «Лисица и лисёнок» мы вначале прочитали басню, затем выписали глаголы, которые относятся к каждому из персонажей басни. Это способствовало правильному пониманию басни, поступков действующих лиц. Заполнили таблицу, определив, каких людей автор осуждает и чему учит. В басне «Лисица и лисёнок» автор осуждает людей глупых, надеющихся на других, мнимых, несмышлёных. В начале басни автор знакомит нас с заботливой матерью – лисицей, которая учила своего детёныша охоте, чтобы он смог прокормить себя в случае необходимости. Ведь не всегда мать может оказаться рядом. Когда лисица заболела, лисёнку пришлось одному отправиться в лес на охоту. Жалостливый лисёнок сочувствует голодному, беспомощному зайцу, задумывается над его судьбой. Далее перед читателем встает могущественный и трудолюбивый лев, который повел себя снисходительно к жалкому зайцу. Вернувшись домой, наивный лисёнок рассказал матери об увиденном. Лисёнок решил, что незачем охотиться, когда есть милосердный аллах и добродетельный лев. Лиса рассердилась, услышав глупость своего дитя, и строго посоветовала быть львом, то есть добывать себе еду самому, а не ждать от кого-либо милостыни. Лисица дает нам образ заботливой, трудолюбивой, мудрой и строгой матери. В лице льва мы видим образ сильного, трудолюбивого, добродетельного человека, прежде всего думающего о себе, потом о других. В образе лисёнка перед нами встает человек жалостливый, глупый, неопытный, полагающийся на случай и волю всевышнего. Эта басня учит нас уму, трудолюбию, умению полагаться на себя. Мораль басни заключается в словах: «Не будь подобен зайцу, будь львом на зависть зайцам». Итак, нужно полагаться на себя, не вызывать жалость других. Надо быть и мужественными.

  1. Художественный язык басни «Лисица и лисёнок» (Абакарова Зарема).

В басне «Лисица и лисёнок» наша группа нашла эпитеты (злой простуды, заячьей судьбой, могучий лев, к остаткам львиным, аллах милосердный, добродетельный лев), сравнения (пластом, подобен зайцу, будь львом), фразеологизм (дремучий лес), инверсии (в тиши лесной, к остаткам львиным, заботы наши). Итак, в тексте найдено: эпитетов – 6, сравнений – 3, инверсий – 3, фразеологизм - 1. В тексте нет метафор, но наличие эпитетов придаёт басне взволнованный характер, а сравнения передают психологический характер лисицы и физическое состояние зайца. А использование инверсии характерно стихотворной речи.

  1. Иллюстрации к басне (капитан команды демонстрирует на экране рисунки к басне).

  1. Вопросы команде:

  1. Что такое мораль?

Абакарова Зарема: «Мораль – это то, чему нас учат. Мораль может быть или в начале, или в конце басни».

  1. Что такое антитеза?

Зубаирова Абидат: «Антитеза – это резкое противопоставление».

  1. Что такое эпитет? (Эпитет – это образное или яркое выражение признака предмета или явления. Например, золотая осень, белый запах, седое море, пламенная речь).

  2. Что такое сравнение?

Гусейнова Хабизат; «Сравнение – это когда один предмет сопоставляется с другим при помощи союзов: как, будто, как будто, словно, точно, также; с помощью предлогов: подобно, наподобие; выражается формой творительного падежа существительных, формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Например, плечи как столбы, носится ветром, дороже золота».

  1. Что такое олицетворение?

Нагорный Александр: «Олицетворение – это когда неживые существа приобретают свойства живых существ. Например, мороз отдохнул, небо плачет, зима пришла».

Мнение экспертов команд (Эксперты: Евлоев Шихабдин и Мамаев Азамат)

а) «Крыловцы»

- Команда «Эзоповцы» справилась с заданиями, верно ответила на вопросы. Тезисы кратки, правильны, выступление по басне артистично, слова все знали наизусть, басня звучала слаженно, как будто читал один человек.

б) «Эзоповцы»

- Команды «Крыловцы» не уступила нам в подготовке. Ответственно отнеслись к заданиям. Тезисы верные, выступление по басне очень понравилось. Ребята поддерживали интонацию друг друга, хорошо разыгрывали диалоги между собой. В инсценировке правильно определили роль автора.



  1. Беседа с учащимися

  1. Назвать другие басни Г. Цадасы (назвать минимум две басни).

«Эзоповцы»

  1. «Осел Хаджи» (Магомедов Рамазан)

В басне «Осел Хаджи» автор осуждает глупость и ротозейство Хаджи. Учит уму и внимательности.

2). «Ослица и вол Магомы» (Гаджиев Гаджимурад)

Г. Цадаса осуждает ленивых в лице волка и чересчур умных, дающих дельные советы, от которых сами же страдают, в лице ослицы. Как говорится «Язык мой, враг мой». Но ослица исправляет свою ошибку, дав волу другой совет. Басня учит трудолюбию и быть разборчивым в умении давать советы.

«Крыловцы»

  1. «Мулла и обманщики» (Хиромагомедов Арслан)

В этой басне автор осуждает глупость муллы. Учит нас уму, умению отличить ложь от правды. Уместна пословица: «Хитрый не богатеет, если нет дураков».

  1. «Кто слушается брюха» (Нажаев Рамазан)

В басне осуждается чрезмерная жадность одних в лице собаки и жестокость других в лице людей. Басня учит знать меру в еде, учит быть добрыми и снисходительными к слабостям других.

  1. Найти общее в баснях Г. Цадасы

(вопрос «Эзоповцам»): «Осел Хаджи и «Мулла и обманщики»?

- В обеих баснях осуждается глупость и ограниченность. Это Хаджи и мулла.

(«Крыловцам»): в баснях «Делёж» и «Кто слушается брюха»?

В обеих баснях автор осуждает жадность и жестокость. В басне «Делёж» жаден и жесток лев, а в басне «Кто слушается брюха» жадна собака, а жестоки – люди).

  1. Назвать басню, в которой заключена мораль:

а) вопрос «Эзоповцам» - «Нельзя быть надменным, самоуверенным, надо уважать людей»?

(Ответ: Из басни Г. Цадасы «Слон и муравей»)

б) вопрос «Крыловцам» - «Каждому дано свое дело. Браться за чужое – бесполезно и вредно».

(Ответ: Из басни Г. Цадасы «Обезьяна и плотник»)

  1. Какие басни других дагестанских авторов вы знаете?

Ответ «Эзоповцев»:

  1. Загид Гаджиев «Куница и медведь» (Атлуханов Артур)

Охотник ставит капканы на медведя и куницу, надеясь, что только маленькая куница попадется, но попались оба. Только куница прогрызла себе лапу и ушла, оставив кровавый след. А медведь, попав в капкан, ревел. Человек с виду может казаться сильным, но на самом деле оказаться слабым. Мораль басни в словах:

«Иной – по виду – одолеет двух,

Да слабоват-то у иного дух».

  1. Жамидин «Барсук и мышь». (Расулов Идрис)

В этой басне обыгрывается крыловская басня «Стрекоза и муравей». В середине зимы у мыши заканчиваются продукты. Она готова отдать жизнь за того, кто ее спасет. Барсук ее пожалел. И мышь поклялась барсуку в вечной дружбе. Весной, летом ждал барсук мышь, но она не появилась. Мораль такова: Есть люди, которые готовы всех назвать друзьями, когда им нужна помощь, но потом их забывают.

  1. Байрам Салимов «О золотой рыбке» (Магомедова Карина читает наизусть).

Невод завел в сине море Али

(Нынче привычная горцу работа)

А из пузатой трубы невдали

В воду хлестало вонючее что-то.

Вдруг меж ячеек – подобное сну!

Рыбку Али углядел золотую.

Молвит:

- В родную стихию верну

За три желания, не на пустую.

- Милый спаситель! Исполню и пять! –

Всхлипнула рыбка с печалью во взоре,

- Только не вздумай назад отпускать,

Нечем дышать в замазученном море…

В басне осуждается плохое отношение к природе. Автор призывает к охране окружающей среды, к ее чистоте. Вопрос охраны окружающей среды встаёт и в стихотворениях Рашида Рашидова.

«Крыловцы»

  1. Абдул Раджабов «Лисий совет» (Нагорный Александр)

Отмечали день рождения льва. Все несли подарки льву. Медведь тоже хочет последовать их примеру, но опасается, что за подхалимство Лев может снять его с должности. На что лиса замечает: «Ты отнеси подарки льву и скажи, что от меня. Я отвечу за тебя. Медведь последовал совету лисы и лишился своей доходной должности. На его место Лев назначил Лису. Мораль басни ясна: «Знай, кто даёт тебе совет».

  1. Жамидин «Новый порядок» (Гусейнова Хабизат)

В этой басне обыгрывается сюжет басни «Ворона и лисица», идущий от Эзопа.

Но здесь вместо Вороны действует Петух. Лиса говорит петуху, что введен новый закон, по которому нельзя кормиться слабым. Лиса предлагает петуху спуститься вниз, чтобы продолжить беседу. Петух дает лисе более хитрый и рассчитанный ответ: Не спеши, ты не доверяй ничуть вон оттуда идущему охотнику, который называет себя господином всех… Лиса поверила петуху и бросилась наутек.

Петух вслед ей крикнул:

«Куда же ты, не принят разве новый закон?»

Мораль такова: Может найтись более хитрый человек, который тебя же и проведет. Автор утверждает, что времена изменились, что в глупом положении может оказаться тот, кто пытается одурачить другого.

  1. Нариман Алиев «Медвежья мораль» (Багомедов Багомед читает наизусть)

Трусишка заяц был вызван к Медведю.

Ни жив, ни мертв, предстал он у берлоги.

- Все пьёшь, шельмец?!

Покоя нет соседям! –

А мишку самого не держат ноги.

Из пасти хмель, отрыжка и икота.

(Он был в гостях у бегемота).

Но, совладев с собой,

И не скрывая чванства,

Прочел косому лекцию

О вреде пьянства.

Подчас и в жизни, как не жаль,

Медведь читает нам мораль!

Мораль басни такова: Посмотри на себя, потом учи других. (Иной раз люди учат других, не замечая такие же недостатки у себя).

Мнение учителя: Команды подготовились к данному заданию не менее ответственно. Ответы чёткие, правильные. Багомедов Багомед прочитал стихотворение выразительнее, чем Магомедова Карина.

Соревнование между капитанами.

Учитель - капитану «Эзоповцев» - Расулову Идрису:

  1. На стихи какого баснописца написал музыку Мурад Кажлаев?

(На стихи Наримана Алиева).

  1. Кто из баснописцев был тринадцатым ребенком?

(Байрам Салимов)

  1. Кто из баснописцев является одним из основоположников дагестанской советской литературы?

(Гамзат Цадаса)

  1. Замени словосочетание «едва-едва» дословной фразой.

(с трудом)

  1. Что такое отзыв?

(Отзыв – это выражение собственного отношения по прочитанному).

  1. Найди на экране признаки басен

  1. Героями часто бывают птицы, звери, вещи, рыбы.

  2. Нарушена хронологическая последовательность событий.

  3. По ходу повествования меняется рассказчик.

  4. Может быть написана в прозе или стихах.

  5. В начале или конце может быть сформулирован вывод-мораль.

  6. Типичность описываемого случая.

  7. Использование диалогов.

  8. Есть исторический факт и вымысел.

  9. Единство времени, единство места, единство действия, единство персонажа.

  10. Литературные приемы: олицетворение и «эзопов язык»

(иносказание).

11) Высмеиваются человеческие пороки.

12) Основание на фактах, документах, личных впечатлениях автора.

Ответ капитана;

  1. Героями часто бывают птицы, звери, вещи, рыбы.

  2. Может быть написана в прозе или стихах.

  3. В начале или в конце может быть сформулирован вывод-мораль.

  4. Использование диалогов.

  5. Литературные приемы: олицетворение и «эзопов язык»

(иносказание)

  1. Высмеиваются человеческие пороки.

Вопросы капитану «Крыловцев» - Расулову Ризвану:

  1. Кто из баснописцев поднял проблему отношения человека к природе?

(Байрам Салимов)

  1. Кого из дагестанских баснописцев назвали Марком Твеном?

(Жамидина Гаджимурадова)

  1. Кто является лауреатом премии «Золотой теленок»?

(Байрам Салимов)

  1. Замени словосочетание «дважды два» дословной фразой.

(Легко)

  1. Что такое тезис?

(Тезис – это краткое суждение)

  1. Найди на экране названия басен:

  1. «Волк, лиса и мул»

  2. «Слон и муравей»

  3. «Лисица и волк»

  4. «Песня Чаганы»

  5. «Делёж»

  6. «Медвежья мораль»

  7. «О золотой рыбке»

  8. «Морской конь»

  9. «Мечтатель пастух»

  10. «Куница и медведь»

  11. «Обезьяна и плотник»

  12. «Если даже бой далек»

Ответ капитана:

  1. «Волк, лиса и мул»

  2. «Слон и муравей»

  3. «Лисица и волк»

  4. «Делёж»

  5. «Медвежья мораль»

  6. «О золотой рыбке»

  7. «Мечтатель пастух»

  8. «Куница и медведь»

  9. «Обезьяна и плотник»

  10. «Морской конь»

Мнение экспертов из команды

а) «Крыловцы»: «Капитан команды «Эзоповцы» правильно ответил на вопросы, верно выделил признаки басен на экране.

б) «Эзоповцы»: «Капитан «Крыловцев» ошибся в одном ответе. «Морской конь» - это сказка, а не басня. Остальные ответы верные».

  1. Просмотр мультфильма «Лев и заяц»?

Беседа по мультфильму со всем классом

  1. Каких людей автор осуждает в этом мультфильме? (Вопрос «Эзоповцам»)

- Автор осуждает жестоких, ленивых, наглых и глупых людей в лице льва.

  1. К чему призывает автор? (Вопрос «Крыловцам»)

- Призывает быть умными, находчивыми, как заяц.

(Вопросы всему классу)

  1. Какого персонажа мультфильма можно назвать благородным? Почему?

- Страуса. Потому что он хотел пожертвовать собой ради зебрёнка: отправиться вместо него на обед ко льву.

  1. Какими можно назвать:

  1. льва (лев жестокий, кровожадный, ленивый, наглый);

  2. змею (змея хитрая, льстивая);

  3. зебрёнка (несчастный, невезучий);

  4. страуса (страус благородный);

  5. зайца (заяц умный, находчивый, думающий обо всех);

  1. Итоги урока: Спасибо всем учащимся за урок, за подготовку, за дружбу, справедливость и понимание. Была всего одна ошибка, скорее всего, необдуманная. Будьте внимательны при ответах. Обе команды молодцы. Победила дружба.

  2. Поурочные баллы.

  3. Задание на дом.

Составить сценарий мультфильма «Лиса и волк» по плану:

  1. Придумать название или оставить прежнее, аргументировать.

  2. Выделить героев, описать их внешний вид, дать характеристику.

  3. Определить, как выразить мораль в мультфильме.

  4. Составить кадроплан мультфильма (7-9 кадров).