Рабочая программа элективного курса Основы православной культуры 9 классы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Гулькевичский район, пос. Красносельский .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 пос. Красносельского

муниципального образования Гулькевичский район



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31.08.2016 года протокол №1

председатель педагогического совета

___________________Рогоза Е.Н.



Рабочая программа



по элективному курсу «Основы православной культуры»

Уровень образования (класс) основное общее образование ( 9 –е классы)

Количество часов 17 часов

Учитель Тясина Наталья Александровна

Программа разработана в соответствии с ФКГОС -2004 и на основе

авторской программы «История религиозной культуры» 1-11 классы / А.Я. Бородина. М., «Основы православной культуры», 2013.







СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (17 часов)

9 класс

РАЗДЕЛ 9. «ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.» — 17 часов

Тема 1. «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
В XV–XVI вв.»
— 1 час

Католическая церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов.

Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола.

Идеи гуманизма в западной культуре.

Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 2 часа.

Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической церкви и подрыв христианской идеи спасения.

«95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483–1543). Отлучение от церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера.

Официальная протестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в г. Шпейере.

Другие лидеры ранней реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс.

Консервативное крыло реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере».

Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.

Тема 3. «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 2часа

Значение термина «северная традиция»; распространение среди народов Северной Европы и Северной Америки, сегодня — по всему миру.

Термины «протестант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских церквей по деноминациям.

Высочайшая степень адаптации протестантских деноминаций к местным условиям за счет высокой степени рассеяния. Своеобразие протестантизма в существовании множества различных независимых христианских движений, церквей, общин и сект, автономных в своей религиозной жизни; объединение их на нацио­нальном или международном уровне по принципу общей цели.

Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных культур и национальных языков.

Перенос религиозной протестантской множественности в Новый Свет в результате европейской иммиграции в Америку. Новые американские церкви, секты, объединения.

Формирование протестантских церквей на основе общих религиозных принципов северной традиции:

1) единственный источник вероучения — Священное Писание, отрицание авторитета Священного Предания;

2) достижение спасения не делами, а только верой в Бога;

3) признание только двух таинств: Крещения и Причащения;

4) удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви; удаление икон, статуй, мощей, алтаря;

5) отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным;

6) отрицание единой иерархической структуры церкви и верховной власти римского папы.

Тема 4. «РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ: ЦЕРКВИ, ТЕЧЕНИЯ, СЕКТЫ, ОБЩИНЫ» — 2 ч

Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консервативные лютеран­ские церкви.

Кальвинистские и реформаторские церкви. Методические церкви XVIII века.

Англиканская церковь.

«Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационалисты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы.

Церковь учеников Христа. Церковь Святости.

Сближение и смешивание консервативного и радикального течений начиная с XVII века. Возникновение новых протестантских церквей, общин и сект. Мормоны и пятидесятники.

Религиозно-нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной жизни верующих, святость и спасение через активную профессиональную деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация.

Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее — на философию либерализма, в ХХ веке — на развитие экзистенциализма и диалектической теологии.

Активное участие протестантских церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм.

Современное обновленчество — протестантизм восточного обряда. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие современного обновленчества.

Тоталитарные секты.

Тема 5. «ПРОТЕСТАНТСКИЕ ХРАМЫ И ИСКУССТВО» — 1 час

Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослужения. Кладбища.

Искусство протестантского Запада.

Тема 6. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ» — 3 часа

Распространение Церкви латинской традиции на юге Западной Европы. Крестовые походы под парусами Португалии и Испании в Центральную и Южную Америку, на Африканское побережье и в отдельные регионы Азии в XVI в. Результат миссионерской деятельности и колониальной экспансии XIX–ХХ вв. — широкое географическое распространение Римско-католической церкви в Америке, Австралии и др. регионах.

Глубочайший кризис в истории Римско-католической церкви в результате реформации.

Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже.

Возникновение ордена иезуитов.

Тридентский собор 1545–1563 гг. Контрреформация.

Деление Европы на католические и протестантские государства. Вестфальский мирный договор 1648 г., принцип «чье правление, того и религия».

Укрепление светского начала в жизни западноевропейского общества. Антиклерикальные выступления. Великая французская революция. Политизирование деятельности Римско-католической церкви в ХIХ веке. I Ватиканский собор 1869–1870 гг. Выход из церкви части католиков и формирование ими самостоятельной старокатолической церкви.

Последствия Франко-прусской войны 1870–1871 гг. Прекращение самостоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини Папской области в 1929 г., создание государства Ватикан.

Тема 7. «РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»- 1час

Католицизм как самая многочисленная ветвь в христианстве.

Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период качественных перемен в латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь церкви элементов местных культур и обычаев.

Напряжение между латинским центром и многоязычной неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962–1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римско-католической церкви папой Павлом VI (1963–1978).

Римский Папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма.

Римско-католическая церковь как уникальная иерархическая структура с переплетением религиозных, экономических, политических и социальных элементов. Влияние на образование, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу.

Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства.

Униатские церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского.

Тема 8. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» — 2 часа

Географическое положение и культурно-политические условия России Х века. Получение в Корсуни от папы римского святых мощей в год крещения Владимира. Доступ на Русскую землю западного и восточного христианства. Предложение антипапы Климента III о соединении церквей в 1091 г. Получение русским митрополитом мощей святых.

Возможность заключать браки с латинянами с предварительным их крещением в Православной Церкви. Латинские церкви XII–XIII вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге.

Католическая пропаганда на юго-западе Руси. Временное завоевание Галича венгерским королем Андреем (1214–1219).

Переговоры с римским Папой во время монголо-татарского ига. Назначение католического епископа в Киеве в 1320 г.

Борьба северной Руси за верность православию.

Отношения Русской Церкви с Латинской после Флорентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном.

Попытки ввести католичество в России в Смутное время.

В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство храмов.

Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей.

Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России.

Тема 9. «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVI–XXI вв.» — 3ч

Установление патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г. Поставление патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым патриархом Московским и всея Руси.

Реформы патриарха Никона.

Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971 г.

Синодальный период Русской Православной Церкви.

Восстановление патриаршества на Поместном соборе в августе 1917 — сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Волна «показательных процессов» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси.

Обновленческое движение. «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского).

Православная Церковь в эмиграции.

Возрождение церковной жизни в России к концу XX века.

Укорененность православия в культурной жизни России.













Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

Содержание

Кол-во часов

Раздел 9.

«ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.»

17 часов

Тема 1 «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
В XV–XVI вв.»


1 час




Урок 1 Идеи гуманизма в западной культуре.





1час




Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА»

2часа


Урок 2 Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме.

1 час

Урок 3 «95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483–1543).

1 час

Тема 3. «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА»

2часа


Урок 4 Значение термина «северная традиция»

1 час

Урок 5 Своеобразие протестантизма в существовании множества различных независимых христианских движений

1 час

Тема 4. «РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ: ЦЕРКВИ, ТЕЧЕНИЯ, СЕКТЫ, ОБЩИНЫ»

2часа


Урок 6 Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации.

1 час

Урок 7 Тоталитарные секты.


1 час

Тема 5. «ПРОТЕСТАНТСКИЕ ХРАМЫ И ИСКУССТВО»

1час

Урок 8 Искусство протестантского Запада.


1 час



Тема 6. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ»

3часа


Урок 9 Распространение Церкви латинской традиции на юге Западной Европы.

1 час

Урок 10 Возникновение ордена иезуитов.


1 час

Урок 11 Последствия Франко-прусской войны 1870–1871 гг

1 час



Тема 7. «РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

1час

Урок 12 Католицизм как самая многочисленная ветвь в христианстве.


1 час



Тема 8. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ»

2часа


Урок 13 Географическое положение и культурно-политические условия России Х века.

1 час

Урок 14 Борьба северной Руси за верность православию.


1 час



Тема 9. «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVI–XXI вв.»

3часа

Урок 15 Установление патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г.

1 час

Урок 16 Волна «показательных процессов» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси.


1 час

Урок 17 Возрождение церковной жизни в России к концу XX века.




1 час

Итого :

17 часов



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР

объединения учителей истории ____________ Давыдюк Е.В.

от 29.08.2016 №1 « 30 »августа 2016 г

Руководитель______

Н.Н.Николаенко