Станица Ереминская Лабинского района Краснодарского края
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 26 станицы Ереминской муниципального образования Лабинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета.
Протокол № 1 от 31.08.2015 г.
Председатель педсовета
_________ Шелест Л.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Основы православной культуры»
(кружок)
Уровень образования (класс) основное общее образование 5 -9 класс
Количество часов 170 за 5 лет обучения; в неделю 1 час
Учитель: Пилюгина Дарья Дмитриевна
Программа разработана на основе:
авторской программы Шевченко Л.Л. «Православная культура». Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ М.С. Дорохова
«__29__»___августа_2016 г.
Станица Ереминская Лабинского района Краснодарского края
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 26 станицы Ереминской муниципального образования Лабинский район
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
«Основы православной культуры»
(кружок)
Класс 5
Учитель Пилюгина Дарья Дмитриевна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» учителя Пилюгиной Д.Д., утвержденной на заседании педагогического совета школы. Протокол № 1 от 31.08.2015 г.
1. Пояснительная записка
Программа «Основы православной культуры » составлена на основе программы Шевченко Л.Л. «Православная культура». Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. Реализуется учителем в основной общей школе в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования, священнослужителей. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю.
Цели программы обучения:
- формирование высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества.
- преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.
- воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
- передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.
Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно - нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет. Именно это культура отличает русскую цивилизацию от иных мировых цивилизаций.
Задачи:
Способствовать воспитанию нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
способствовать освоению первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
способствовать развитию интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Реализация программы предполагает формирование представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания. Принципы определения содержания программы предмета.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
• Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца.
• Развитие нравственного чувства сопереживания.
• Развитие чувства ответственности за другого человека.
• Развитие чувства благодарения.
• Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали. Задачи эстетического воспитания:
• Развитие эстетического восприятия.
• Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.
• Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
• Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.
Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, экскурсий, встреч со священнослужителями.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Программа включает в себя 170 занятий. 1час в неделю по 45 минут и рассчитана на пять лет обучения.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного
действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных и культурных знаний, в социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, священнослужителями как значимыми для него носителями положительного социального и культурно-религиозного знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта сопричастности к тем или иным традициям, обрядам, праздникам и позитивного отношения к базовым культурным и религиозным ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, с носителями и хранителями этих традиций ( пожилыми людьми, духовенством).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально-культурных моделей поведения для сохранения традиций нашей страны. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социально-культурных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
5. Содержание учебного предмета, курса.
5 класс
Раздел 1.Основы православной культуры
1. Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный. Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура и её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы христианства.
2. О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.
3. О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово.
4. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.
5. Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости. Христианской радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.
6. Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы христианской православной культуры. В чём заключается смысл красоты православного искусства?
7. Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.
8. Религиозная живопись. О чём рассказывает икона? Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы. Контрольная работа по теме «Основы православной культуры»
9. Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие – первые книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.
10. Творческая работа по теме «Основы православной культуры».
Раздел 2. История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир
Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан.
Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.
Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.
Святые дети – мученики за веру. Святые Акилина, Вит. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.
Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.
Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана. О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чём проявлялась любовь христиан к врагам?
Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.
Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость.
Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара.
. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость. Варвара.
Святые воины. Святой Георгий Победоносец. Великомученик Георгий Победоносец Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов.
Святые воины. Святые Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.
Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.
Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.
Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей.
Святые Отцы Церкви. 7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.
Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога? Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых».
Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл – спасение души. Разные пути к спасению. Монашество – путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Великий. Монашеские обеты.
Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Пахомий Великий, Павел Фивейский. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников.
Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души – путь к спасению.
Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.
Пути к спасению. Преподобный Досифей. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души.
Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый. О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.
Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.
Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Перевод на славянский язык богослужебных книг. Азбука глаголица и кириллица. Важнейшие тексты православной Церкви на церковнославянском языке. Итоговая контрольная работа «Ценности жизни христиан».
6 класс
Раздел 1. Первые христиане на Руси
1. Крещение Руси. Первые христиане на Руси. Россия - наша Родина. Почему Русь - Россию «святой именовали» Христианская вера завещана как святыня. Славяне - наши предки.. Верования славян. Первые КНЯЗЬЯ Руси Рюрик, Синеус, Трувор. Первая христианская проповедь на Руси святого апостола Андрея Первозванного. Первые христиане на Руси - святая равноапостольная княгиня Ольга, святые Феодор и его сын Иоанн. Крещение Руси. Как святой равноапостольный князь Владимир выбирал веру. Преподобный Нестор Летописец рассказывает о причинах обращения князя Владимира ко Христу. Первый русский митрополит Михаил. Первые школы на Руси.. Таинство Крещения в Русской Православной Церкви.
2. Литературные памятники Древней Руси. Митрополит Илларион и его сочинение «Слово о законе и благодати ». Рассказ о Крещении Руси в русской духовной поэзии. Отражение этого исторического события в произведениях иконописи и живописи на религиозные темы. О почитании святого князя Владимира - храмы, названные в его честь.
Раздел 2.Первые святые Руси - князья Борис и Глеб.
3. Сыновья князя Владимира - святые братья-княжичи Борис и Глеб. Евангельская притча о хозяине виноградника и работниках, пришедших в разный час. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба.
4. Подвиг святых в житиях, иконописи, поэзии Архитектурные памятники в честь святых. Мученики -страстотерпцы. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах. Борисоглебский монастырь.
Раздел 3.Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры.
5.Роль монастырей в утверждении христианской веры на Руси. Святой Антоний - основатель монашества на Руси. Святой Феодосии Печерский.
6.Храмы и святыни Киево-Печерской лавры. История создания церкви Успения Божией Матери. Чудотворная икона «Успение Божией Матери» (Печерская). Величайшая святыня лавры - мощи Печерских святых. Ближние и Дальние пещеры лавры. Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач Агапит, святой Кукша.
Раздел 4. Русские святые времен татарского нашествия.
7. Христиане-мученики времен татарского нашествия. Святой благоверный князь Александр Невский. Междоусобная вражда русских князей. Нашествие татар. Христиане-мученики: черниговский князь Михаил, боярин его Феодор, тверской князь Михаил, святой благоверный князь Олег Брянский, преподобная Ефросиния Суздальская. Святой благоверный князь Александр Невский.
8. Почитание памяти святых в объектах православной культуры. Отражение их подвига в духовной поэзии, житийной литературе, иконописи. Христианская добродетель смирения, проявленная князем-воином. В чем заключался подвиг князя?Русский фольклор - о понимании христианами действия Промысла Божиего в событиях жизни, истории. Почитание памяти святых в объектах православной культуры.
Раздел 5. Святители Московские митрополиты Петр и Алексий.
9. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. Как укреплялось Русское государство. Великий князь Иоанн Данилович Калита. Как был построен Успенский собор Кремля. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. 10. Слава митрополита Алексия как молитвенника и чудотворца. Детские годы святителя Алексия (в детстве - Елевферия). Слава митрополита как молитвенника и чудотворца. Как митрополит ездил в Орду.. Заслуги святителя в объединении князей вокруг Москвы.
11. Князь Иоанн Калита. История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Чудова, Богоявленского, Спасо - Андроникова монастырей. Общее и отличное соборов. Икона Божией Матери « Петровская ». История ее написания митрополитом Петром.
Раздел 6. Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской.
12. Годы татарского ига на Руси. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Годы татарского ига на Руси. Гибель русского князя Василька Ростовского. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси. Чему учил преподобный Сергий русских князей.Защитники Отечества.
13. Святой благоверный князь Димитрий Донской. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Святые сторожа Руси: Троице-Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь. История чудотворных образов «Явление иконы святителя Николая князю Димитрию Донскому» и Божией Матери «Донская».
14.Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?
Раздел 7. Проведение Рождественского праздника
15. Проведение Рождественского праздника
Раздел 8. Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие - Зосима, Савватий и Герман
16. Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России. Соловки - остров славной истории. Ученики преподобного Сергия основывают монастыри на северных землях. Послушник Кирилло-Белозерского монастыря - Савватий.
17. Земля Соловецкая - живой источник духовной силы России. Преемственность служения святых и события русской истории. Святой Зосима. Икона Божией Матери «Боголюбская» с житием преподобных Зосимы и Савватия. Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России.
18. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман. Начало жизни святых Савватия и Германа на пустынном острове.
Раздел 9. Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии
19. Два пути монашеского служения. Внешнее устроение Нило - Сорской Пустыни и Иосифо - Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей. О чем размышляли святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Почему землю русскую называли Святой Русью?
20.Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души. Два пути монашеского служения. Внешнее устроение Нило - Сорской Пустыни и Иосифо - Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей.
Раздел 10.Свирский чудотворец.
21. Жизненный путь преподобного Александра Свирского. Какими подвигами прославился святой Александр Свирский? Явление Святой Троицы преподобному Александру. Добродетели, которыми прославился святой. Чудотворная икона преподобного Александра из Успенского собора Кремля.
22. Святые обители, связанные с именем преподобного: Введено - Оятский и Александро - Свирский монастыри. Москва и святой Александр Свирский. Песнопения в честь святого. Почитание святого. Памятники зодчества.
Раздел 11. Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный.
23. О счастье жизни христиан. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. Заповеди Блаженства - законы счастливой жизни. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. Пророк Давид воспевает достоинства счастливого человека. 24. Юродство - один из путей к спасению. Жизнь в Боге святого блаженного Василия. Почему Христа ради юродивых на Руси называли счастливыми? Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери ». История московского храма Василия Блаженного и иконы « Церковь воинствующая ».
25.Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская.
Раздел 12.Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский.
26. Святой Филипп, митрополит Московский. Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке. Укрепление царской власти. Ее вмешательство в дела церковные. Борьба бояр за власть.
27. Песнопение о духовном мужестве, смелости святителя, о небесных венцах, его украсивших. Вера как источник духовного мужества христианина. Святыни Соловецкого монастыря. Иконы, посвященные святителю.
Раздел 13. Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет.
28. Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Падение Византийской империи и самостоятельность Русской Церкви. Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Начало Смутного времени на Руси после смерти царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол. Деятельность первых русских Патриархов. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген.
29. Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени. Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках.
Раздел 14. Исправление церковных книг. Патриарх Никон.
30. Деятельность Патриарха Никона. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы Царская власть и церковная власть. Царь Алексей Михайлович Романов и Патриарх Никон. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. Разрыв между царем и Патриархом.
31. Образ Небесного Иерусалима в русской культуре. Русский Иерусалим Патриарха Никона - Новоиерусалимский монастырь - зримое напоминание христианам о святых ценностях.
Раздел 15. Путешествие по святым местам родной земли
32. Виртуальная экскурсия по храмам Кубани.
33. Виртуальная экскурсия по храмам Лабинского района.
34. Урок итогового обобщения.
7 класс
Святая Русь- 34 часа
Церковная реформа Петра1. Святые Митрофан Воронежский и Дмитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский. Русские поэты размышляют о вере, верности, преданности традициям жизни предков. Причины церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни, христианской добродетели, кротости, смирения и послушания в жизни святителя Митрофана Воронежского, святителя Димитрия Ростовского, святого праведного Иоанна Русского. Сохранение христианской веры и традиции благочестия во времена реформ Петра 1.
«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования Екатерины II. «Великий милостивец» Тихон Задонский. Церковное искусство как отражение состояния внутреннего мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества18 века. Изменение стиля церковного пения как следствие изменений духовных ценностей человека 18 века.
Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский. Положение Православной Церкви в государстве 19 века. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами веры святых того времени. Основание Серафимо-Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли: мощи преподобного Серафима, Свято-Троицкий собор, канавка Божией матери, святые источники, Святые дивеевские жены.
Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский. Духовный и нравственный облик святителя. Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества.
Великие старцы Оптиной пустыни. Оптина пустынь – центр духовного возрождения Росси в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Новомученики и исповедники Оптинские.
На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Священническое служение в Кронштадте. Пророчества святого Иоанна Кронштадтского.
Царственные мученики. Разрушение христианской культуры в 20 веке. Изменение государственного устройства, свержение трёхсотлетней царской династии. Семья царя Николая II – Царственных мучеников страстотерпцев.
Новомученики и Исповедники Российские. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники – обновленцы. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах новомученников.
Христианские мученики ГУЛАГа. Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Собор Новомучеников и Исповедников. Иконография «Собор Новомучеников и Исповедников». Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.
Православная культура России свидетельствует. Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели русской культуры – о России. Поэты 19-20 веков размышляют о людях своего века.
Православная культура в жизни христиан. Священная история – о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Проявление Божественной любви к людям.
Золотая цепь святых. Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Святые дети в Церкви небесной. Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности. Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии. Христианские песнопения Пасхи, песнопения святым. Бессмертие.
Заочные экскурсии по храмам.
8 класс
Христианская семья - 12 часов
Для чего человеку семья. Любовь, милосердие. Братская любовь.
Иконы, рассказывающие о милосердном служении. Отчий дом. Бескорыстная любовь. Жертвенная любовь. Семья Христова.
Дом на камне. Таинство крещения. Православный храм. Христианские молитвы в духовной поэзии
Таинство брака. Божие благословение брака. Гражданский брак. Обязанности мужа и жены в семье. О традициях семейной жизни на Руси.
Псалом 50. О целомудрии, чистоте души, украшениях и одеяниях христиан. Чему христиане учили своих детей. Поучение Владимира Мономаха.
О традиции освящения дома. О добродетелях и страстях души человеческой. Молитвенное обращение христиан к Божией Матери.
Как может человек стать счастливым. Десять заповедей Божиих. Благочестие.
Церковно-славянский язык. О богатом наследстве
Путь святых праздников – 23 часа
Жизнь семьи в кругу церковного календаря. Ритм жизни христианской семьи. Богослужения.
Православные праздники – школа жизни христиан. Праздники Святых Семейств.
Духовное завещание великого князя Димитрия Донского. Радость всему миру.
Рождество Пресвятой Богородицы. Праздник Искупления. Воздвижение Креста Господня.
Святая Заступница. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Праздник Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных.
Праздник Обручения. Введение в храм Пресвятой Богородицы.
Праздник Рождества Христова. Праздник Крещения Господня. Спасение миру – Сретенье Господне. Великий пост.
Благовещенье Пресвятой Богородицы.
Кроткий Царь. Вход Господень в Иерусалим. Страдания и смерть Христовы. Страстная неделя.
Торжество торжеств. Воскресение Христово. Преславное восхождение. Вознесение Господне. Радость Божией благодати. Праздник Святой Троицы. Царственный праздник Преображения Господня.
Богородицын день. Успение Божией Матери.
Выдающиеся люди земли Белгородской. Святитель Иоасаф Белгородский.
Заочные экскурсии по храмам.
9 класс
Часть 1. Творец. Раздел 1. Божественное творчество (9 часов)
О дарах и творчестве. Для чего они даются человеку. О таланте и смысле жизни, о тайне одаренности. О Божественной красоте и творчестве. О таланте, душе, ответственности и духовных дарах. О свободе, вдохновении и православной творчестве.
Творчество в жизни человека. Священное Писание о призвании человека к творчеству. Предназначение человека к сотворчеству (соработничеству). Духовная основа творчества. Духовный компонент личности человека: совесть – возможность понимания воли Божией. Духовность как естественное состояние человека: способность к творчеству присуща каждому человеку как творению Божию. Евангельская притча о талантах. Повреждение духовно-душевно-телесной сущности человека после грехопадения и искажения духовной основы содержания творческого процесса – стремление к самовыражению в творчестве, а не к отражению Божественного мира. Призвание художника. Индивидуальность творческой личности и всеобщая объективность – духовность человека. Божественное и человеческое в творчестве. Искусство для искусства. Законы творчества. Психология творчества (Л.С Выготский – светское понимание; церковное понимание – А. А. Ухтомский, о. Павел Флоренский и др.), Музыкальное творчество – способности к творчеству, поэтическое творчество.
Особенности православного творчества: «Язык мой – трость книжника скорописца» (т.е. Святого Духа)(Псалом 94). Нравственные качества: смирение мастера – понимание им того, что не он сам пишет, но владеющая им «рука книжника-скорописца». Молитвенное состояние души – обращенность души мастера к Богу.
Творец. Божественное начало. Бог Творец. Божественная любовь. Божественное мироздание. О двух видах просвещения. Процесс Божественного творчества. Святоотеческие пояснения, комментарии на псалом 150. Законы творчества – законы Творца. Основной закон творчества – любовь. Бытие. Дни творения. Премудрость и красота мироустроения: «Небеса поведают славу Божию» - псалом 18. Законы мира материального – проявление Божественной воли. Красота. Гармония. Имена Божии – Красота, Доброта, Любовь (священномученик Дионисий Ареопагит) и Его свойства (Всеблагой, Всеведущий и др.) отражены в Его творениях. Мир – храм Божий. Шестоднев. Человек – венец творения Божия. Креационная и эволюционная теория происхождения мира.
Библия и наука – о чудесах творений. Вера и знание в понимании Мироздания. Существуют ли противоречия между наукой и религией в вопросе о сотворении мира? О теориях происхождения мира. Чудо, как событие, нарушающее известные научные законы. Великие ученые – о премудрости устроения мира.
Божественное творчество. Сотворение человека. Сотворение человека по образу и подобию Божию.Качества сотворенного человека: любящий, обладающий свободной волей, творческим даром. Устроение человека: дух, душа, тело.
Творчество Божественное и человеческое. Божественное домостроительство спасения человека – продолжение Божественного творчества. Что означают слова «Построить храм души»? Главные страсти и добродетели души. Соработничество. Христианское понимание природы человека. Науки антропология и теология дают знания о человеке. Советы святых отцов христианской Церкви о созидании храма души. Как созидается чистота ума, воли, чувств. Качества Божественной творческой воли: премудрая, преблагая, промыслительная. Промысел Божий.
Красота души человека. Добрые качества души: милосердие, прощение, покаяние, смирение. Созидание нерукотворной красоты– храма души. Смысл жизни – стяжание любви (Духа Святого). Цель жизни – путь к Божественной любви. Устроение храма души человеческой – путь к святости. Жизнь по Евангелию – путь к преображению.
Смысл и назначение церковного искусства. Соработничество. О нормах, правилах и назначении церковного искусства. Молитвенность, гармоничность. Обращенность к святыне. Благодарение. Красота. Виды и жанры церковного искусства: зодчество, иконопись, церковное пение и др. Темы произведений церковного искусства. Смысл творчества православного мастера – рассказ о святости, Царствии Небесном. Канон церковного творчества. Зодчество, иконопись, церковнославянский язык, богослужение. Смысл творчества – прославление Творца. Творчество без Бога. Приближение к Богу. Богообщение. Красота эстетическая. Искусство без образа Божьего.
Православное понимание смысла творчества – Бог дал человеку дары – целомудрия и страха Божия, кротости и любви, чистоты, смиренномудрия и силы, дар творчества. Молитва – разговор с Богом для славословия, прошения, благодарения. Характер творчества – соработничество.
Церковное искусство. Возможность изображать духовный мир средствами искусства.
Особенности церковного искусства – связь с богослужением, связь с жизнью Церкви, темы сюжетов. Святость. Православные мастера (художник – иконописец, зодчий, создатель церковных песнопений). Виды православного искусства: иконопись, зодчество, духовная поэзия, церковная музыка. Отличие православного творчества от светского – жизнь по Евангелию.
Часть 2. Соработничество. Православные мастера и их творения
Раздел 2. Православный храм (8 часов)
Духовный смысл и устройство православного храма. Богослужение. Храм – дом Божий. Библия о повелении Божием – построить храм для прославления Бога. Значение храма в жизни человека – Небо на земле. Богослужение – общение земли с Небом. Сослужение ангелов. Божественная Литургия. Херувимская. Церковные службы и таинства. История о построении скинии. Евангелие о доме Божием. Примеры влияния храма на душу из житий святых: Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, о крещении племянника Ордынского хана Берклая, о крещении царевича Петра.
Великие христианские храмы мира, имена святых и событий, в честь которых они освящены. Изменение архитектурных стилей, как проявление изменения духовного мира, мировоззрения человека. Храмы как центры просветительства (после IV века). Памятники церковного храмостроительства. Вершина – собор Святой Софии. Правила Вселенских Соборов о посещении храма и поведении в нем. Архитектура православного храма. Литургическое пространство храма.
Устройство храма. Формы храма. Иконостас. Престол и его принадлежности. Сосуды и церковная утварь. Символическое значение различных частей храма.
История храмостроения. Происхождение храма. Первые христианские храмы. Кубикулы, крипты, капеллы. Базилика. История Иерусалимского храма. Типология христианских храмов. История развития храмостроения.
Храмостроение Византии. Восточно-византийский стиль. История и архитектурные особенности. Структура храма крестово-купольного. Храм Святой Софии.
Храмовое искусство Запада. Храмостроительство и христианская культура Запада. Путь западных мастеров. Архитектурные особенности храмов романского, готического стилей, стиля Возрождение. Знаменитые храмы средневековья. Обмирщенность сознания мастеров периода Возрождения. Изменений стилей : барокко, классицизм. Романтизм. Причины изменения стилей зодчества.
Древнерусское зодчество и его мастера. Русская церковная архитектура. Деревянное и каменное зодчество разных веков. Особенности русского, национального стиля. Русско-греческий стиль. Стили: «русское узорочье», «русское барокко», классицизм, шатровая архитектура. Древнерусские храмы XI-XIII веков. Каменное зодчество XV-XIVвеков,XVII-XVIII веков,XVIII-XIX,XXвеков. Строительство христианских храмов. Почитаемые святыни.
Раздел 3. Иконопись и иконописцы (10 часов)
Смысл и содержание иконы. Православная икона – священный образ. Происхождение христианского образа. Смысл и содержание православной иконы. Исторические этапы развития иконописи до XVII века. Изменение стиля иконописания – свидетельство изменения внутреннего состояния мастера. Отход от церковного образа в до XVII веке. Иконостас. Лицо. Лик. Иконный канон. Отличие иконописи от западной живописи. Иконописные школы. Богословие иконы. Слово и образ. Икона в литургическом пространстве храма. Художественный и символический язык иконы. Виды священных изображений.
Первохристианское искусство. Символичность первохристианских изображений. Символы первохристианского искусства. Происхождение христианского образа. Первые иконы Спасителя и Божией Матери.. Изображения в катакомбах. Сюжеты и символы.
Церковное искусство Византии. Ранние иконы – синайские. Техника создания иконы. Церковное искусство в эпоху Константина Великого. Учение Вселенских Соборов о церковном образе. Богословие православной иконы. Иконография и Фаворский свет. Иконопочитание. Иконоборчество. Торжество православия. Способы иконописных изображений и особенности иконописи разных периодов. Ранний период VI-VIII вв. Македонский периодIX-XI вв. Комниновский периодXI-XIII вв. Палеологовский ренессансXIV-XV вв.
Древнерусское искусство. Молитвенное делание и русское искусство. Русь иконная. Типы икон: путные, обетные, мерные. Чудотворные иконы. Родительское благословение иконой. Икона в русской художественной литературе. Содержание древнерусской иконы. Иконописные школы древней Руси: новгородская, киевская, местные школы. Комниновский стиль. Русские иконописцы: преп. Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек и их творения. Русская иконописьXVII века. Протопоп Аввакум «Об иконописании». Симон Ушаков. Московская иконописная школаXVII века. Стилевые особенности русской иконописиXVIII-XIX вв. Православная икона в современном мире.
Сюжеты и образы древнерусской иконы. Иконография т иконографический тип. Изводы. Иконография Спасителя, Богородицы, Святой Троицы. Сюжеты и образы древнерусской живописи. Праздники. Ангельский мир. Особенности иконографии.
Раздел 4. Церковное музыкальное искусство (7 часов)
Музыка в православном богослужении. О составных частях богослужения.; о главных церковных песнопениях; о святых песнотворцах. 150 псалом – о музыкальных инструментах.. Родословие детей Адама. Иувал. Святоотеческое понимание духовности. Цель церковных песнопений – прославление Бога. Изменение духовности в разные века и изменение стиля церковного пения. Стихира, кондак, тропарь. Жанр канона и его место в православном богослужении. Песнопения Всенощной и Литургия.
Церковнославянский язык и музыка в православном богослужении. Духовный смысл церковнославянского языка. Канон церковного пения. Истоки церковной музыки. Осмогласие.
История церковной музыки. Греческое церковное пение. О предметах и материале пения. О способах и манере церковного пения. О характере и церковном строе песнопений. Музыкальный строй греческого церковного пения. Система осмогласия. Октоих. Святые создатели церковных песнопений: Роман Сладкопевец, Иосиф Песнопевец. Иоанн Дамаскин. Советские композиторы.
История русской церковной музыки. О периодах развития русского церковного пения и его особенностях. Древнейшее церковное пение на Руси. Кондакарное пение. Знаменное пение. Церковное пение в XIV-XVII веках. Демественный распев. Путевой распев. Книжная справа. Киевское и итальянское влияние. Монастырские распевы. Характерные отличия знаменного и партесного пения. Придворная певческая капелла. Церковные и светские композиторы – создатели церковных песнопений. Смысл и содержание служб и песнопений Всенощной и Литургии.
Виртуальная экскурсия по святым местам родного края. Храмы Кубани
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Наименование разделов и блоков
Всего часов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Аудиторные
Внеаудиторные
1 год обучения
Общая тема: «Христианская вера» 1-3 год обучения
1.
Основы православной культуры.
10
5
5
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации с точки зрения православной культуры.
Оценивать свое поведение и поведение религиозных людей в различных жизненных ситуациях.
Самостоятельно формулировать правила и традиции принятые в православном мире.
2.
История Христианской Церкви в житиях ее святых. Христианская церковь входит в мир.
24
12
12
Использовать в речи и понимать религиозные слова и понятия.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Оценивать адекватно влияние православной религии на культуру нашей страны.
Самостоятельно формулировать проблемные вопросы в истории Христианской Церкви.
Итого
34
17
17
2 год обучения
3.
Святая Русь 10-17 века.
34
17
17
Вслушиваться, всматриваться в изучаемый материал, открывать в нём новое для себя.
Оценивать свои поступки и поступки других людей используя примеры жизни святых.
Использовать в речи и понимать религиозные слова и понятия.
Обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках.
Итого
34
17
17
3 год обучения
11.
Святая Русь в 18-20 веках
34
17
17
Объяснять, раскрывать и характеризовать сущность явлений и понятий, используя примеры
Обосновывать свою позицию по отношению к событиям истории, житиям святых.
Высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания
Итого
34
17
17
4 год обучения
Тема: «Семья в календаре православных праздников»
15.
Христианская семья.
8
4
4
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации с точки зрения православной культуры и милосердия
Самостоятельно формулировать:
православные семейные ценности.
Участвовать в диалоге: формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
16.
Путь святых праздников.
26
13
13
Воспроизводить. Заповеди¸ притчи некоторые библейские сюжеты. Самостоятельно формулировать:
обязанности человека – христианина.
Итого
34
17
17
5 год обучения
Православные творцы и их творения.
34
17
17
Видеть и ценить красоту окружающего мира как божье творение.
Участвовать в диалоге: отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.
Всего за 5 лет
170
85
85
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
1. Технические средства обучения:
1.Библиотечный фонд
2. Печатные пособия
3.Технические средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер.
2. Учебные пособия:
1. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978-5-98475-034-9.
2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 127 с.
3.Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с
4. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 1 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006.- 127 с.
5. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 2 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006.- 176 с.
6. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 3(4) годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006.- 127 с.
7. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 175 с.
8. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 127 с.
9. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие: 2 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006.- 119 с.
10. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие: 3(4) год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006.- 80 с.
3. Информационные средства:
[link]
http://www.radostmoya.ru
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате прохождения программного материала, обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «культура» и «христианская православная культура».
2. Историю христианской Церкви.
3. Заповеди¸ притчи некоторые библейские сюжеты.
Уметь:
Вести себя в храме.
Быть милосердным и сострадательным.
Поддерживать культурные традиции.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заседание МС Зам. директора по УВР
Протокол от «31» августа 2015г. № 1 _______________________
__________ Дорохова М.С. «__» ________ 2016 год