О духовной жизни Воронежа ,на уроках краеведения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


О трёх основаниях духовной жизни

Опубликовано  [link]

 Священник Павел Семёнов

Проповедь в день памяти преп. Иоанникия Великого. 

 В житии преподобного Иоанникия Великого хотелось бы отметить один поучительный момент. Преподобный Иоанникий родился в благочестивой христианской семье. С самого раннего возраста он проявлял усердие к молитве и был добродетелен. В юности, когда он пас овец, мог целый день проводить в молитве, перекрестив стадо, чтобы оно не разбредалось. Повзрослев, Иоанникий стал воином. Он жил во времена Византийской империи, когда в ней бушевала иконоборческая ересь. Поступив в армию, Иоанникий увлёкся в эту ересь, сохраняя при этом свой строгий аскетический настрой. И вот однажды он поднявшись высоко в горы для молитвы встретил некоего старца-инока, который сказал ему: «»Чадо Иоанникий! Если ты называешься христианином, то почему презираешь икону Христа? Все твои подвиги в добродетельной жизни напрасны, если ты не имеешь правильной веры!». Иоанникий пал на колени и испросил прощения. Он покаялся, оставил иконоборчество, в дальнейшем, отказавшись от императорских наград, удалился в монастырь, а затем и в пустыню. Преподобный Иоанникий прославился многими чудотворениями, непрестанной молитвой его были слова: «Упование мое – Отец, Прибежище мое – Сын, Покров мой – Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе!». Святая Церковь называет его «Великим».

   В этом житии есть очень важный урок: невозможно спасение без правильной веры, без точного следования учению святой Церкви, даже при наличии подвижнической жизни. Святой мученик Михаил Новосёлов, православный мыслитель начала 20 века писал: «Христианство и  догматично, и  этично, и  мистично. Эти три элемента так крепко, так, можно сказать, органически связаны между собой, что нельзя тронуть одного, чтобы не задеть двух других. Пренебречь или исказить, сознательно или бессознательно, один  из этих элементов христианского учения — это значит неизбежно исказить два других». Очень хорошо об этом сказал архим. Софроний (Сахаров): «Трех вещей я не понимаю: адогматической веры, бесцерковного христианства, безаскетического христианства. И сии три: Церковь, догмат и аскетика (то есть христианский подвиг) — для меня единая жизнь». Если мы будем внимательно изучать Священное Писание, святоотеческое наследие, то заметим, что там везде говорится об этих трёх составляющих: догматике (православном вероучении), мистике (жизни в таинствах в широком понимании) и этике (исполнении заповедей).

   «Без веры невозможно угодить Богу» (Евр. 11:6). Бог познаётся Духом Святым, действием благодати, которая подаётся нам таинственно. Усвоение благодати осуществляется через подвиг, движение к Богу, исполнение заповедей. «Господь сокровен в заповедях Своих, — и обретается ищущими Его по мере исполнения ими заповедей Его» (преп. Марк Подвижник). «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15), — говорит Господь.

   Конечно, это деление условно, поскольку догмат, мистика и этика находятся в неразрывной связи друг с другом, не могут существовать друг без друга. Если мы веруем, то стремимся жить по вере, стремимся к мистическому соединению с Богом, это цель христианской жизни. Церковные Таинства лишь тогда будут действенны для нас, когда наше участие в них соединено с верой и аскезой. Недаром мы готовимся к Таинствам молитвой и постом. Христианский подвиг так же совершается в имя веры силою Духа Святого и ради Духа Святого.

   Вероучение, Таинства и подвиг – это три столпа, на которых должна строиться наша духовная жизнь. Убери хотя бы один, и духовная жизнь испариться, выродиться, останется лишь её жалкое подобие. Иллюстраций можно привести очень много.

   Примеры искажения догматов мы видим в различных христианских конфессиях, деноминациях, сектах. Эти искажения порождали  и продолжают порождать как уродливые явления  в нравственной жизни, так и ложную мистику на грани безумия и одержимости. Так повреждённое католическое учение о спасении привело к появлению индульгенции, а отрицающие истинное понимание Церкви протестанты-харизматы бьются в конвульсиях, входя в транс, и принимают это беснование за действие Духа Святого.

   Отрицание таинственной жизни в христианстве, мистики превращает его всего лишь в очередную сухую религиозно-философскую систему, этическое учение без силы и жизни. Между тем, христианство – это «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1), это закваска не от мира, которая способна преобразить мир действием Духа Святого.

   Без подвига христианство становится, по меткому выражению иеромонаха Серафима (Роуза), «богословием с сигаретой в зубах». Однако говорить о Боге и переживать Бога, соединяться с Ним – не тождественные вещи. «Иное дело веровать, что есть Бог, и иное — знать Бога», — говорит преп. Силуан Афонский. Авторитетно говорить о Боге может лишь человек, имеющий духовный опыт. «Кто истинно молиться, тот богослов» (преп. Нил Синайский).

   Чем же утверждаются эти три столпа нашей духовной жизни?

   Православное догматическое сознание, правильная вера укрепляется через внимательное и благоговейное изучение духовных истин, изложенных в Священном Писании и растолкованных святыми отцами. За литургией общенародно поётся Символ Веры. Каждый христианин обязан знать и уметь объяснить его. В Символе Веры – квинтэссенция нашего догматического учения. Может быть, далеко не всем полезно углубление в догматические тонкости, однако главные истины Символа веры, разобранные в катехизисе, обязательны для всех.

   Таинственная жизнь, прежде всего, созидается в церковных Таинствах при надлежащей подготовке. Требуется регулярная исповедь и приобщение Святых Тайн, без этого мы не можем называть себя христианами. Не лишне очередной раз вспомнить одно из канонических правил, которое отлучает от Церкви христиан, без уважительных причин пропустивших три воскресных литургии и не причащавшихся.

   Этическая составляющая заключается в тщательном исполнении евангельских заповедей, борьбе со страстями, усердной молитве и прочих подвигах, направленных на стяжание божественной благодати. Для этого, в свою очередь, требуется деятельное чтение с рассуждением Священного Писания и духовной литературы.

   Только оперившись на эти три столпа догматики, мистики и этики, мы сможем действительно, а не мечтательно, вступить на узкий путь духовной жизни во Христе, стать истинными, а не формальными христианами, и достигнуть блаженной