Материал к уроку по осетинскому языку Коста - художник.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


В горах коттеджам, виллам несть числа,
Но гения – лишь сакля родила

(Ирина Гуржибекова)
Коста - художник. Къоста - нывгæнæг .
Х. Къоста у ирон адæмы духовон культурæйы хур, ныфс æмæ намыс. Кæуылты у йæ ном. Уый уыдис ирон литературæйы бындурæвæрæг, æвзагаразæг, нывгæнæг, публицист. Йæ генион сфæлдыстадæн нæй аргъ æмæ кæрон.
Къостайы сфæлдыстад хъæздыг у, фæлæ мах бæстондæр æрлæууын фæнды йæ нывкæнынадыл. Нывкæнынадæй та йæ курдиат æрттивы арвы роны алы хуызтæй.
Уый ныв кæныны курдиат ардзæй рахаста, бынтон гыццылæй дæр иу дуртыл æвзалыйæ нывтæ кодта.

Случай из школьной жизни.
Перед пасхой моя мачеха послала меня к священнику отнести яйца. И что я видел? Божий помазанник сидел за столом и жадно уплетал баранину. И это в последний день поста перед пасхой. Если бы мне сказали. Я бы не поверил. Потрясенный я быстро повернулся и побежал в школу в ушах у меня звучала, проповедь попа:
- Пост надо соблюдать, строго! Не дай господи, если кто соблазнится и вкусит мясо и молоко.
Бог накажет. Рот скривится. Удивленный и пораженный ложью священника я изобразил лжеца на классной доске, таким каким я его увидел. За что и был наказан.
Но вот это был мой первый рисунок, рисунок – карикатура, который понравился мне и моим сверстникам. Может с того дня и потянуло меня к художеству.


Нывгæнджыты бирæ зонæм. Фæлæ ис ахæмтæ, кæцытæ фæлварынц цардыл, фæлдисынц царды нывтæ. Ахæм уыдис Къоста. Царды цы уыдтæ, ныв дæр уый кодта.
Къоста ахуыр кодта Стъараполы гимназии йæ ахуыргæнæг Василии Иванович Смирнов тынг архайдтæ цæмæй Къоста бацæуæ Бетербургъы академимæ йæхæдæг кæм ахуыр кодта уырдæм. Смирнов афтид ахуыргæнæг нæ уыд, фæлæ мæ уыд йæ хорз амбæл. Къоста тынг хорз бацæттæ кодта йæхи, æмæ дзæбæх бǽрǽггǽнǽнтимǽ бацыд акæдемимæ.
Коста успешно освоил первый год обучения, посещал картинные галереи, Эрмитаж, где проводил целые дни напролет.
«Картинных выставок,открыто здесь видимо - невидимо – сообщает он с радостью в письме родным. Скитаюсь по ним до одурения, пока прислуга, перед тем, как запереть выставку, не берет меня за шиворот и как загипнотизированного, не спускает с лестниц».
Учиться в академии для молодого провинциального художника было не просто. Тем не менее, Коста проявляет необходимые усердия и настойчивость, получает высокие оценки на студенческих просмотрах. Но вскоре учеба осложняется. Он остается без стипендии, которую ему выслали из кубанской области, и Коста вынужден зарабатывать на жизнь. Нанимается на пристанях разгружать баржи, порой и здесь заночует. Вскоре из-за пропусков и неуплаты его исключают из академии. В 1885 году он покидает Петербург и выезжает на родину.
Коста снимает квартиру под мастерскую и активно занимается живописью. Помимо творческой работы он еще занимается общественной. Организовывает выставки картин, художественно оформляет благотворительные вечера, пишет декорации для театра. Денег ему дают мало, но для него они не самое главное. Живопись, работа над большими полотнами – вот что увлекает его больше всего.

К
æд уыцы рæстæг нæ уыд музейтæ, нывтæуǽйгæнæн дуканитæ, уæддæр уыцы зын уæвæрты Къоста архаидта талынг хæххон адæмы ǽхсæн аивады рухс ссуадзыныл, кæд уыцы сæрппонд, бирæзынтǽ æййафтæ уæддæр. Куыд йæ ǽдзæвгæтæй афтæ нывгæнæджы ахорæнты фæрцы тырныдтæ цæмæй равдиса хохæгтæ дæр адæм кæй сты, кæй сын ис сæхи культурæ, аивад разын кæныны бар.
Он создает образ горской мадонны
«За водой» Женщина – мать, женщина труженица. Прекрасна своей естественной природной красотой и скромной – врожденное благородство, которое всегда отличала женщин – горянок. Возможно, он препринял попытку воссоздать образ своей матери: Которую он потерял, ее смутный образ не раз вставал у него перед глазами и себя бегущей за ней.
Молодая горянка спускается за водой по крутым горным тропам с тяжелой бадьёй за плечами. В подол матери крепко вцепился маленький босоногий карапуз, обладатель больших черных выразительных глаз, устремленный прямо на нас и не менее больших оттопыренных ушей.
Быт горского народа запечатлён в другой жанровой картине
«В осетинской сакле».
Ныв
«Ирон хæххон хæдзар» равдыста арахъуадзæны архаид. Рахизырдыгæй бадынц дыууæ сылгоймаджы сæ иу ног уагъд арахъæй иннæмǽй аходын домы, фæлæ йын нæ разы кæны. Сæ фæстæ гом дуар голиуырдыгæй та –арт, йæ сæрмæ –къона. Йæ сǽйраг нысан ирон хǽдзары конд ǽмǽ йǽ цардыуавæрон дзаумæттæ.

Почти сразу же создает еще одно крупное произведение:
«Дети каменщики» или «На школьной жизни» где с особой любовью и теплотой нарисованы образы двух маленьких горцев. «Дети каменщики» была любимым детищем Коста. Он был написан сочно и ярко – говорил Махарбек Туганов. Картина излучает не мрачный пессимизм, а здоровую энергетику, в которой сокрыто много человеческой любви и доброты. Детство у детей безоблачное и лучезарное смотря на их изорванные лохмотья одежды. Но зато, какие живые, лукавые искорки сверкают в их глазах!

«Дурсæджытæ» Ацы нывы равдыста Санаты Ибрагимы сывǽллǽты. Хистæр зæрдиагæй разы кодтæ. Фæлæ кæстæр цæмæй ма алидзæ уый тыххæй йын- иу Къоста дзырдта худæджы ныхæстæ, кæнæ йу æмдзæвгæтæ «Уасæг» «Гино» æмæ ǽрдǽртæ.
Йæ сфæлдыстæды куыд уынæм афтæмæй Къоста тынг уарзта удæгæс адæймæгты ныв кæнын ( портретон жанр). Йæ нывты ахсджиагдар бынат ахсы
«Хъыггæнæг зæд». Ацы ныв у дины темæйыл, газет Терские ведомостийы уыдис ахæм уац.

«Посреди полотна изображен ангел в белом, почти прозрачном одеянии перепоясанным в талии, голова его откинута назад и на левой щеке застыла слеза. Кисть правой руки, как бы заслоняет свет, покоится на челе, образуя над глазами глубокую тень. Левая рука опирается на перекладину деревянного креста, на самом верху которого прибит терновый венец, а посреди его помещен лист бумаги с четырьмя буквами. Выражение скорби на лице так естественно, что заглавие излишни». Он запечатлел образ Анны Поповой.

В 1888 в оформлении живописи интерьера Храма Вознесения Господни который находится в г. Алагире, участвовал Коста. Кисти Коста выполненные маслом тематических композиций в верхних частях собора, а также художественный орнамент на арках и столбах Иконы
«Моление о чаше» «Вознесение господни», «Несение креста» это все работы Коста.
В октябре 1959 года его художественная роспись была восстановлена. Посетители имеют возможность даже сейчас познакомиться с художественными произведениями Коста в храме города Алагир.

Йæ нывтæм кæсгæйæ адæймаг аххæстæй банкъары, уыдон хуымæтæг адæмы цард æмæ кæй æвдисы уый.

Портрет Анны Цаликовой нарисован также как все остальные с натуры. Она изображена в нарядном национальном платье с золотыми крючками – нагрудниками и в белой прозрачной шале, раскинутой на плечи. Облокотившись с одной рукой на каменный выступ скалы. Подчеркивая осетинку – аристократку.

Къоста кæд портретон жанр уарзта, уæддæар кæм райгуырд уыцы диссаджы æрдз йæ аив æмæ урс урсид хæхтæ кæй зæгъын æй хъǽуы æмбал нæй. Иттаг разæнгардæй куыста пейзажон жанрыл дæр. Æрдзы хуызты цы уацмыстæ æвдыст æрцыдысты уыдонæй уæлдæй цымыдиссаг дæр сты
«æрдзон хид» «Зихъарайы æфцаг», «Тибердайы ком» «Чызджыты хох». Ацы нывты æвдисы Кавказы алæмæты æрдз.
«Зихъарайы æфцæг»-ы Къоста равдыста йæ мады райгуырæн хъæу Джинат.
Хъæрæсейы цæргæйæ сныв кодта
«Тибердайы ком» уыдоны æвзагыл уый нысан кæны «Хуыцауы лæвæр» Йæ нывтæ йын иу хатт чи фены, уый сæ, æнæмæнг йæ зǽрдыл бадары.

И конечно нельзя не сказать о автопортрете он воплощает свое сокровенное «я» и отношение к миру. Этот
«Автопортрет» единственный который в круге. Это не случайно. Он пытается показать в нем ничего лишнего, отвлекающего мирского, только голова запечатлённая строго в фас где превалируют глаза художника прямо на зрителя. 2 начала.
Мудрость и печаль.
Къоста у Ирыстоны ном æмæ кад,
йæ зонд æмæ йæ уд,
йæ ǽхсар æмæ йæ уæздан.

К какому виду творчество ни обращался, будь та станковая картинка, портрет, пейзаж, графический рисунок он вступает в них как подлинный художник – реалист, новатор и первопроходец.
Почти все картины находятся в музее им. М. Туганова.
Къоста фæрæдыд æрмæстæр иу ран.

Зонын, æфсæрмæй кæудзыстут,
Бавæрдзыстут мын мæ мард.
«Рухсаг у рухсаг, - зæгъдзыстут,-
Ницæмæнуал уыд дæ цард».

Иу бон æгъгъæд у мысынæн,
Иу бон кæндзыстут мæ дзырд,
Уый фǽстæ ферох уыдзынæн, -
Ничиуал зондзæн мæ цырт.

Йæ райгуыры бонæй рацыд 155 азы æмæ зонǽм зондзыстæй чи дæ уый!!!