Рабочая программа кружка Литературная гостиная

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Уваровская средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Нижнегорского района Республики Крым


«ПРИНЯТА»

Протокол педсовета № от

« » июня 2016 г.


«РАССМОТРЕНА»

на заседании методического объединения

учителей социально - гуманитарного цикла

Руководитель МО _________Е.М.Синюк

Протокол № от « » июня 2016г



«УТВЕРЖДЕНА»

Приказом МБОУ

«Уваровская СОШДС»

от « » июня 2016 г.

__________А.П. Синюк



«СОГЛАСОВАНА»

Заместитель директора школы по воспитательной работе

от « » июня 2016г.

__________ С.З.Номеровская





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Литературная гостиная»

основного общего образования

на 2016/2017 уч.год

Количество часов : 34 часа, 1 раз в неделю

Уровень: базовый

Программа разработана учителем: Миколенко С.А.


с. Уваровка



Пояснительная записка

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культурно-сберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самореализование» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Кружок «Литературная гостиная» приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителями, учреждениями и организациями для решения целей воспитания и образования, осуществления поддержки одаренных учащихся, развития мотивации и самоопределения.

Цели кружка:

  1. Оказание учащимся помощи в выборе профессии или обучения по гуманитарному профилю.

  2. Овладение типичными для профиля видами деятельности (анализ и творческая переработка текста, заучивание наизусть, овладение элементарными навыками актерского и режиссерского мастерства и др.)

  3. Предоставление возможности ученикам проявить себя и добиться успеха: выступить в спектакле, агитбригаде, литературно-музыкальной композиции, концерте и т.д.

  4. Предоставление школьникам возможности проявить свои творческие способности, самореализоваться и самоутвердиться.

  5. Формирование у учащихся представлений о характере профессиональной деятельности актеров, режиссеров, суфлеров, гримеров, костюмеров и др. театра, клуба, самодеятельности.

Задачи:

  • приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой культуры;

  • развитие у них способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности;

  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся;

  • формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человечества;

  • воспитание речевой культуры обучающихся.



Данная программа разработана для проведения кружка «Литературная гостиная», содержание программы рассчитано на 34. Кружок проводится один раз в неделю. В программе участвуют учащиеся 9, 10 и 11 классов, стремящиеся к развитию творческого потенциала. Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения.


Методы и формы работы:

  • Планирование бесед, конкурсов;

  • Наличие дидактического и лекционного материала;

  • Разработки музыкально-поэтических вечеров, поэтических встреч.


Система работы:

Зарождение замысла и продумывание сюжета внеклассного мероприятия.

  1. Работа по определению темы будущей « гостиной »:

юбилейная дата писателя или поэта,

тема в программе по литературе, требующая углубления и расширения,

участие в литературных конкурсах, требующее более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя.

2. Подбор литературного материала.

3. Создание сценария.

4. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения.

5. Знакомство учащихся с их ролью в будущей « гостиной ».

6. Работа с музыкальным и художественным материалами.

Работа с творческими группами по воплощению замысла.

1. Индивидуальные консультации по работе над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, занятия по технике речи).

2. Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т. д.).

3. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера.

4. Создание выставок.

5. Консультации, репетиционная (тренировочная) работа.

Сценическая реализация замысла.

Она зависит от типа встречи в «Литературной гостиной ».

Закрытые заседания имеют свои особенности в силу меньшего количества гостей, сжатости пространства и времени протекания встречи.

Они проходят в кабинете литературы, оформленном в стиле «гостиной».

За основу работы взято традиционное понимание слова «гостиная», данное многими методистами, «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость» Руководствуемся принципом психологической комфортности для всех присутствующих в гостиной , что создается с помощью атрибутов камин, свечи, стены, расписанные арками средневековых дворцов, нежные пастельные цвета кабинета, музыка, люстры и бра, создающие особый душевный комфорт и романтический настрой.

Структура встречи в « гостиной » на закрытом заседании:

1. Сбор гостей (10—15 минут).

2. Представление и знакомство с участниками « гостиной » и гостями.

3. Зажжение свечи — символа « гостиной ».

4. Знакомство с темой разговора.

5. Чаепитие и начало поэтического сценария.

6. Воплощение замысла (сценария).

7. Отклик гостей на происходящее (они свободны, инициативны, готовы высказать свое мнение, сами могут что-то почитать и т.д.)

8. «Стоя в прихожей, я хочу сказать » (момент прощания, последние слова перед уходом).

9. Музыка завершает момент прощания.

Открытые заседания в силу масштабности их воплощения, привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности по времени имеют свою структуру:

1. Сбор гостей в зале (10 минут).

2. Зажжение свечи и поэтическое вступление в тему.

3. Сценическая реализация.

Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися.

Литературно-музыкальная композиция (монтаж отдельных выступлений — художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст — комментарий ведущего) является одной из форм встречи в « Литературной гостиной » Эффективность этой формы работы заключается в ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки, деталей оформления, различных голосовых звучаний.

Воспитательное воздействие такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Она дает возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей зрелищностью.

Поэтому основная форма работы по реализации программы «Литературной гостиной» — это синтез литературно-музыкальной и драматической композиции. Драматическая постановка продолжает собой литературную композицию (ее содержание продолжает общую тему). Вместе они создают целостное самостоятельное художественное произведение, результат которого намного выше.

Работа над ролью требует внимательного чтения слова писателя необходимости жить атмосферой этого произведения, а это и создает возможность личностного восприятия художественного произведения.

4. Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления, т е обратная связь с гостями).

Творческие проекты.

Сочинения стихотворений: «Проба пера. Лирический дневник»; «Посвящается родному краю».

Написание учащимися сочинений различных жанров — это результат глубокого осмысления художественного произведения, критического подхода к нему. Это форма проявления авторской индивидуальности, так как она требует личностного отношения к произведению, выражения собственных мыслей и чувств.

Поэтому наряду с сочинениями критического, публицистического характера, учащиеся активно создают художественные сочинения. Такие формы работ (рассказ, очерк, памфлет, письмо, дневник и т. д.) привлекают своей оригинальностью и позволяют учащимся, глубоко вникая в содержание произведения, высказать собственное мнение, поставив себя на место героя.

Использование реферативной формы работы (исследовательской работы) — это самостоятельный подход ученика к анализу литературной проблемы. Использование дополнительной литературы, предлагающей различные подходы к рассмотрению проблемы, развивает самостоятельность, инициативность и способность к глубине анализа художественного произведения и целой темы.

Условия успешности:

__ яркость новой идеи и высокий художественный уровень литературного материала;

освоенность активных методов обучения (групповые дискуссии, драматизация и др.);

востребованность этих форм внеклассной деятельности и общественное признание;

увлеченность руководителя, его профессионализм.


Трудоемкость данного педагогического опыта состоит в следующем:

в создании определенной атмосферы, соответствующей теме (создание кабинета-гостиной, музыкального сопровождения и др.);

в определении темы и в отборе материала (как текстуального, так и художественного);

в создании сценария на основе отобранного материала;

в работе с учащимися над воплощением идеи на сцене.

Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями.

Результативность.

1. Педагогический опыт помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т. е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.

2. Развитие коммуникативной активности, творческих способностей через создание собственных произведений, даже целых сборников стихов.

3. Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.


4. Возникновение интереса к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.).



Содержание программы

Введение. Знакомство с целями, задачами и планированием деятельности литературной гостиной. Знакомство с основами сценического искусства. Знакомство с теорией стиха.

Поэты и писатели Крыма. Углубленное знакомство с творчеством

Поэты серебряного века. Углубленное знакомство с творчеством поэтов серебряного века через представление образов.

«Любви все возрасты покорны». Необычные стихи о любви известных мастеров слова. Создание собственных стихотворений о любви.

«Афганистан – незаживающая рана». Литературно-музыкальная композиция.

Современная русская поэзия. Представление своего любимого поэта-современника. Аргументация своего выбора.

Литература военных лет. Работа с стихотворениями и прозаическими произведениями, ставшими символами любви, верности, стойкости, жизни и др. В.Быков, В.Астафьев, А.Твардовский, В.Некрасов, К.Симонов, О.Бергольц. Краткий очерк жизни и творчества. Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, лиризм). Война как трагедия народа.

День Победы. Краткая история Великой Отечественной войны. Обзор музыкальных произведений, посвященных войне и Победе. Представление литературно-музыкальной композиции.

Подведение итогов работы кружка «Литературная гостиная».


Требования к учащимся:

Учащиеся должны:

  1. Воспринимать художественную литературу;

  2. Изучать культурное наследие;

  3. Овладевать научным представлением о характере и особенностях развития литературы и искусства;

  4. Формировать творческий потенциал, коммуникативные качества.

  5. Расширять интеллектуального кругозора.




Учебно-тематический план

Введение.

2

Поэты и писатели Крыма

4

Поэты серебряного века.

6

«Любви все возрасты покорны»

5

«Афганистан – незаживающая рана»

3

Современная русская поэзия

4

Литература военных лет

5

День Победы

4

Подведение итогов

1


Календарно-тематическое планирование

Введение. Знакомство с целями, задачами и планированием деятельности литературной гостиной.


06.09


2

Знакомство с основами сценического искусства. Знакомство с теорией стиха.


13.09


3

Творческие биографии поэтов и писателей Крыма


20.09


4

Подбор стихотворений для литературно-музыкальной композиции. Репетиция


27.09


5

Репетиция лит.муз. композиции по творчеству поэтов и писателей Крыма


04.10


6

Литературно-музыкальная композиция

Создание соб.стих. о природе, о малой родине (дом.зад)

11.10


7

Подбор поэтов для их представления на литературной композиции


18.10


8

Работа с образом поэта


25.10


9

Репетиция литературной композиции


08.11


10

Репетиция литературной композиции на сцене. Оборудование сцены


15.11


11

Литературная композиция «Краски осени»

Сцена

22.11


12

Стихотворения о любви


29.11


13

Подбор интересных стихотворений о любви знаменитых поэтов


06.12


14

Составление сценария литературного вечера


13.12


15

Репетиция литературного вечера


20.12


16

Репетиция литературного вечера. Оформление выставки


27.12


17

Литературный вечер «Любви все возрасты покорны»

Создание соб.стих. о любви (дом.зад)

10.01


18

Подбор материалов для отражения смысла Афганистана в судьбе страны (песни, стихи, монологи, отрывки из кинофильмов и др.). Составление сценария


17.01


19

Репетиция литературно-музыкальной композиции


24.01


20

Литературно-музыкальная композиция «Афганистан – незаживающая рана»


31.01


21

Подбор материалов для презентации своего любимого поэта-современника


07.02


22

Составление литературной композиции


14.02


23

Оформление выставки, сцены для литературной композиции


21.02


24

Литературная композиция «Современная поэзия»


28.02


25

Выбор произведения для художественного анализа


07.03


26

Просмотр отрывков кинофильма


14.03


27

Сопоставление кинофильма и книги. Анализ данных произведений


21.03


28

Современная трактовка произведения


04.04


29

Собственное мнение в создании сочинения-отзыва на прочитанное произведение


11.04


30

Подбор стихотворений и песен для литературно-музыкальной композиции


18.04


31

Репетиция литературно-музыкальной композиции


25.04


32

Оформление сцены для литературно-музыкальной композиции


02.05


33

Литературно-музыкальная композиция «Муза в солдатской шинели»


16.05


34

Подведение итогов



23.05