АНТИВОЕННАЯ И АНТИКОЛОНИАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА В РОМАНЕ ГРЭМА ГРИНА «ТИХИЙ АМЕРИКАНЕЦ»
Высочина Д.А.,
Стахановский факультет
Луганского национального университета им.Т.Шевченко
Грэм Грин – английский писатель, очеркист, романист. Его романы реалистичны, отмечены психологизмом, политической актуальностью, сложной этической проблематикой. Его многие работы близки жанру детективного романа. Г.Грин приобрел всемирную славу, репутацию великого мастера прозы, в частности и политического романа. Он вызывает интерес у многих читателей благодаря своему таланту – рассматривать философские обобщения в самых разных конфликтах современности. Свое творчество Грин начал довольно рано, когда еще числился студентом Оксфордского университета. Как и многие начинающие писатели, он создавал поэзию, в это же время занимался работой журналиста. В дальнейшем творчестве Грина мы встречаем рассказы и пьесы, путевые очерки и эссе, а также критические рецензии и автобиографическую прозу. И в то же время он не забывал про журналистику. Несмотря на огромное разнообразие жанров в своем творчестве, настоящую славу ему принесли романы.
Какими бы сложными не были структуры его книг, какими бы великими не были противоречия, необходимо во всем этом разобраться, потому что все это отображает своеобразие его мировоззрения. Если мы сможем разобраться в них, то мы сможем лучше понять диалектику развития современного искусства Запада.
Целью моей статьи является рассмотрение антивоенной и антиколониальной тематики в одном из романов Г.Грина «Тихий американец».
Задачи:
- проанализировать творчество Г.Грина
- выявить основные черты антиколониального романа
- проанализировать роман Грина «Тихий американец»
- обобщить результаты и сделать выводы
Предметом исследования данной статьи является изображение Грином антивоенной и антиколониальной тематики в романе «Тихий американец».
Что же характерно для творчества Грина? По преимуществу его герои – англичане, не реже всего живут на Родине. Куда только не забрасывала их судьба: во Вьетнам, Швейцарию, на Кубу. Творчеству Грина характерно то, что он создает такие критические ситуации, которые помогают во всей мере раскрыть характер героев. Его герои попадают в такие ситуации, которые заставляют их сделать выбор – остаться порядочным или стать предателем, за верность своим принципам героям приходится жертвовать своей свободой и даже жизнью.
Ключевая черта для большинства романов писателя – это постоянная проблема, которая ставит человека перед выбором жизненной позиции, независимо от того, будет ли она активная или пассивная. По началу в своих первых книгах он осуждает активные действия людей, он считает их бессмысленными, а иногда даже и губительными. В последующих произведениях точка зрения Грина резко меняется.
«Кроме постоянного мотива одиночества и отчаяния в романах Грина
1
всегда присутствует другой – «гриновский» мотив – преследования и поиска. В подавляющем большинстве его романов – в ранних и послевоенных – проходит этот мотив, и это нечто большее, чем черта сюжета. Герой одержим мыслью о преследующей его силе (которая, заметим, никогда не бывает мистической), но перед нею человек всегда беззащитен благодаря своему одиночеству и духовному отчаянию» [1, стр. 53].
Как бы Грин не называл свои детективные романы, а он их настойчиво называл «романами развлечения» - пустым развлечением они никогда не являлись: в них всегда содержится глубокий смысл и значительный подтекст. Психологический и политический. Они всегда были «серьезны»[1, стр. 46].
Грин был гуманистом. Главной чертой его творчества было найти человеческое в людях. Грин чувствительный к жестокости и фальши. Он находит ложь и грубость губительными качествами в отношениях между людьми. Иногда герои его романов теряют веру в возможность победы добра над злом, он Грин не устает призывать своих читателей к таким качествам, как добро, благородство и человечность [2].
Грин становится одним из писателей, авторов антиколониальных и антивоенных романов. Он осуждает войну, считая ее проявлением агрессии, ему не по душе колониализм и захватническая сущность империализма. Все это Грин считает «медленным сползанием западного мира к варварству».
Рассмотрим основные черты антиколониального романа.
Во-первых, действие в таких романах отображает жизнь людей в колониальных, порабощенных и зависимых странах. Следующим пунктом является то, что в антиколониальных романах конфликт показан остро и драматично; события в нем часто носят иерархический характер. Писатель изображает нарастание протеста народа и зависимых стран, неудовлетворенность людей своей жизнью, ну и как результат, образуется переход к борьбе. Третьим пунктом является то, что во всех антиколонистских романах присутствуют фигуры представителей империалистических кругов (Пайл «Тихий американец»). Этим героям Грин противопоставляет еще одного из героев, который показан в состоянии кризиса, нравственной и идейной неудовлетворенности, что еще больше обостряется назреванием борьбы за независимость. Перед героями стоит выбор своего пути. Этот выбор индивидуален, каждый герой должен сделать его сам. Несмотря на все различия, у героев есть нечто общее – все они «герои перепутья», они пытаются разобраться в сложившихся проблемах современности, найти выход из сложившихся ситуаций, и конечно же дать определение своего отношения к происходящим политическим событиям.
Для реализма таких книг подобрано сочетание сатирического и трагического, событийности и психологизма.
Один из самых известных послевоенных романов Грина является «Тихий американец» (1955), в котором писатель протестует против колониализма, описывая ужасы войны во Вьетнаме. Этот роман посвящен борьбе вьетнамского народа за свою независимость, они устали подчиняться, и хотят образовать свою ни от кого независимую нацию. Перед нами предстает психологическая драма английского журналиста Фаулера, он не спешит занимать чью-то позицию, он всего лишь находится в роли наблюдателя, а также драма «тихого американца» Пайла, он обманут правительством США и не понимает всей опасности
2
сложившейся ситуации. Роман «Тихий американец» основан на реальных событиях, но Грин не излагает их в точности: «Я допускаю … отклонения без всяких угрызений совести, потому что я написал роман, а не исторический очерк…» [3].
У романа политический характер, он затрагивает одну из важнейших проблем современной литературы – проблему выбора. Книга является детективным романом, мастером которого и является Грин.
Действие романа происходит во Вьетнаме, время романа – пятидесятые годы, именно то время, когда страна была французской колонией. Художественное своеобразие книги, прежде всего, основывается на методе характеристики контрастов двух главных героев романа, на их постоянном сопоставлении и противопоставлении.
Главные герои произведения – совершенно не идеальные личности: некоторые из них разочарованы происходящим, некоторые превратились в циников, у них достаточно много пороков, большая часть этих героев – всего лишь пассивные наблюдатели за происходящим, запутавшиеся герои, которые не видят выхода из жизненного лабиринта. Но у них у всех есть одно замечательное свойство – они ни за что не хотят приспосабливаться и привыкать к тому злу и грязи, которые их окружают. В те моменты, когда случаются важные, поворотные события в жизни героев, все лучшее и честное, что осталось в их душе, придает им мужество, толкает на благородные поступки во имя справедливости. Эти герои выступают за защиту других, тех, кто нуждается в помощи, поддержке, заступничестве.
Повествование романа идет от имени одного из главных героев – английского журналиста Фаулера. Вторым главным героем является молодой американский дипломат Пайл. Естественно в романе наблюдается не только одна антивоенная тема, в нем пересекаются две основные линии: первая – это любовный треугольник, в котором принимают участие пожилой английский журналист Томас Фаулер, молодой американец Олдэн Пайл и вьетнамская подруга Фаулера Фуонг; но она нас особо не интересует, для нашей статьи больше интересна тема военно-политических конфликтов, и настырное вмешательство [link] , which had a profound effect on his writing. The article mentioned that the topics, in which we are interested, in the novel revealed quite clearly, it traces throughout the whole novel. The novel shows Green’s mood and his attitude to the war. We also mentioned that “The Quiet American” proved to be a great book that was both praised and criticized. For the most part, it had good critiques, however some American critics felt that it put down Americans. After its publication in the U.S. The Quiet American" was widely condemned as anti-American. There were 2 film adaptations of “The Quiet American” – after the publication and in 2002. The sense of the first film was not according to the book. It was partially changed. In the end of the article we summarize the results and do the conclusions on the subject.
Keywords: anti-war, anti-colonial, "Green's" motive, the loneliness, the problem of selection, a sabotage, a provocation, the aggressor.
8