Тема Праздники, конспект урока авторского курса Культура родного края

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Цель программы КРК в создании условий для становления и развития личности на национальных основах культуры. На уроке запланированы разнообразные виды деятельности: чтение, обсуждение в парах, знакомство с обрядовыми действиями, исследование, оформление в виде плакатног�...


Табитуева Людмила Николаевна

МБОУ Новоленинская СОШ

Культура родного края. Авторская программа. 5 класс.

Тема занятия: «Праздники».

Цель: провести сравнительный анализ традиционных праздников русского и бурятского народа.

Задачи. Развивать совокупность качеств личности, позволяющей ей эффективно выстраивать свои контакты с представителями других культур.


Формировать общую способность жить, работать и отдыхать в условиях межкультурных и кросс – культурных различий, существующих в повседневной жизни.


Воспитывать у детей систему мотивов, знаний, умений и навыков, позволяющих успешно строить позитивные отношения с различными людьми, в том числе и с непохожими по самым разным параметрам: этнокультурным, религиозным, расовым, социальным и мировоззренческим.


Форма занятия. Проект.

Оборудование доска, мел, КИТ (если возникнет необходимость в зрительной информации), таблицы с названиями компонентов, пословицы и поговорки, буклеты.

Цель программы КРК в создании условий для становления и развития личности на национальных основах культуры. На уроке запланированы разнообразные виды деятельности: чтение, обсуждение в парах, знакомство с обрядовыми действиями, исследование, оформление в виде плакатного проекта.

1. Организация учебной деятельности. Начало урока. Приветствие гостей (дети приветствуют хлебом-солью, молоком)

«Пусть будут горы счастья

И радости ручьи

Озёра долголетия

Энергии ключи

Хрустальные потопы

Душевной теплоты

На целые столетия

Доброты вам и любви»


Хлеб – соль на рушнике.


Углоонэй наран шэнги мандалжа

Ундэр уулын сэсэг шэнги дэлгэржэ

Ури хуугэдоо ургэжэ

Ундэр наhатай боложо

Сэсэг ногоон


Молоко, хадак.


Нестандартное начало урока позволяет привлечь внимание учащихся к теме урока, к учителю, заинтересовывает их и включает с первых минут в активную мыслительную деятельность.


2. Актуализация знаний

Мы начали наше занятие с приветствия, которое характерно для наших культур. Культур двух народов, о которых мы говорим.

Что нас объединяет? Что у нас общего? Ответы и рассуждения детей.


Почему наше село получило такое интересное название? Ответы и рассуждения детей.


Вы поднесли хлеб-соль, белую пищу. Вы держали в руках хадак и рушник. Что означают эти символы, почему люди выбрали именно эти предметы?

Ответы и рассуждения детей.

В пословицах и поговорках отражён взгляд народов на самого человека, его назначение в жизни, его место в обществе, в коллективе. Для наших народов самая большая ценность на земле – человек. Идеал всех народов мира включает доброту, человеколюбие, ум, находчивость, верность дружбе.

Как вы думаете какому народу принадлежат эти пословицы?

«Сам себя губит, кто людей не любит» «Гнев человека мучает, гора коня мучает».

Золотое правило звучит у христиан «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь», у буддистов это «Не делай другим того, что сам считаешь злом».

Любовь и уважение к родителям, особенно к матери, неоплатный долг детей перед ними: «Алтан дэлхэй дээрэ аба, эжыhээ пайхан юумэ уты» (б) нет на свете лучше и милей отца и матери, «Нет такого дружка, как родная матушка».


Шаг за шагом. Актуализация знаний достаточных для построения нового знания (проект). Актуализация мыслительных, рассудочных операций и познавательных процессов. (с использованием информации на буклетах). Мотивация к учебному действию (надо-могу-хочу)

3. Проект. Сагаалган. Масленица.

Что общего у этих праздников? Ответы и рассуждения детей.



Дугжууба. Сжигание Зимы.

Чему посвящены эти обряды? (очищение) Ответы и рассуждения детей.


Ёхор. Хоровод.

Что объединяет нас в этих танцах? Ответы и рассуждения детей.

Хоровод, показ нескольких основных элементов. Выход-собирание народа.

Змейка-поле, дорога.

Круг-солнышко катится. В центр и из центра-солнышко лучиками играет.

Воротца-проход под руками очищает человека от негатива.

Вывод. Нас больше объединяет


Д.С.Дугаров, обобщив сведения предшественников и собственные материалы, выделил типы напевов и движений восьми вариантов кругового танца бурят: аларо-унгинского, эхирит-булагатского, идинского, тункинского, закаменского, байкало-кударинского, бургузинского и заимствованного у западных бурят в 1920-х годах восточнобурятского, отметив, что «внутри каждого из указанных локальных местных стилей различаются по нескольку различных танцев или их вариантов.

Он предложил гипотезу, объясняющую появление кругового танца у западных бурят. По его мнению, ехор «как особая форма народной хореографии и важный элемент ритуального комплекса белого шаманства был занесен к нам извне пришлыми индоиранскими индоевропейскими племенами. Он полагает, что «весь обрядовый комплекс культа неба, земли и плодородия, а также и обслуживающий его круговой танец распространялись по всей Евразии, из одного единого культурного центра», который он локализует в Западном Средиземноморье - Ближний Восток, Месопотамия, Малая Азия и Эгейский культурный мир.


Простота и естественность движений

В большинстве своём круговые танцы очень просты, движения естественны, поэтому научиться этим древним основам несложно в любом возрасте. У разных народов шаги танцев часто похожи, и складывается впечатление, что на планете был единый язык круга, некая общность человеческих проявлений, заложенная самой природой, и к которой мы возвращаемся, оказавшись в танцевальном кругу.


Мистерии круговых танцев

Круговые танцы никогда не предназначались для зрителей, в них участвовали все. Не было показательных выступлений, а были сильные переживания. Это переход в другое измерение… Танцуя в кругу, чувствуешь уверенность и защищённость. Появляется ощущение свободы и лёгкости. Невозможно не улыбаться — удивление, радость и восторг. И тогда танец больше не кончается

Круг

Самое важное — мы танцуем в кругу. В самом символе объединения и целостности, в котором мы можем создавать и трансформировать наш собственный космос и реалии. Являясь одним из первых символов архетипической азбуки, круг всегда олицетворял порядок, силу и общность. Затем пришло время городов, и круг танца был сломан, но необходимость в нём осталась глубоко в нашей психике — там, где мы помним нашу целостность.


Трансформация энергии в кругу

Мы изучаем и с удовольствием танцуем танцы разных народов. Многие из них такие древние, что их происхождение теряется во времени, другие созданы позднее в более современных традициях. Танцуя в кругу, мы открываем наши собственные глубокие связи с духом танца и силой круга, проникаемся древними ритуалами и символами трансформации сознания.

О каком танце я подвела итог. Ответы и рассуждения детей

Послушать-сговориться-обсудить-высказать своё мнение. Организация изучения нового материала через учебную деятельность (выборка из буклетов нужной информации). Также на этом этапе в коммуникативной форме обдумываются учебные действия, ставится цель: выяснить что нас объединяет, с помощью подводящего диалога, побуждающего диалога и применяя исследовательский метод.

Подвести итог. Делается вывод, что у народов мира, а в данном случае нашего села больше того, что нас объединяет, чем того, что могло бы нас разъединить

4. Рефлексия. Ёхор Исполнение 3 ёхоров с приглашением учителей.

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка деятельности учеников на уроке.

5. Подарить присутствующим буклеты, которыми пользовались на уроке.