Василенко Ольга Михайловна,
Учитель-ритмики,
МАОУ «Гимназия №8», г Ангарск
Музыкально-ритмические игры для школьников
Данные музыкально-ритмические игры будут полезны учителям ритмики, музыки, хореографам, работающим с детским коллективом начального образования.
Эмиль Жак-Далькроз (основоположник ритмики) доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики – подвести её последователей к тому, что они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».
Музыкальную грамоту нужно объяснять доступно, так чтобы и одарённым детям было интересно и тем, кто не занимается музыкой понятно. Музыкальный размер дети познают, прыгая через канат, который двигается согласно заданному музыкальному размеру. Длительность пауз я предлагаю усвоить через музыкальную игру «морозко», после чего, применить и закрепить полученные знания в танцевальном этюде. Такую тему как: «Вступительные и заключительные аккорды» мы изучаем в играх: «вокзал», и «снежки». Очень доходчиво воспринимается «музыкальная фраза» через такие игры как: «передай мяч» или «магазин игрушек», облегчённый вариант этих игр помогает усвоить сильные и слабые доли такта. Очень любят дети играть в музыкальную игру «пауки-бабочки», «паровоз», а учитель, тем временем, объясняет динамические оттенки в музыке и музыкальный темп.
Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА
Цель: через игру, дать почувствовать обучающимся «музыкальную фразу», её начало и конец.
«Мяч» 1класс
Дети стоят по кругу, один по середине с мячом.
На «раз» - мяч бросает любому из детей
На «два»- мяч возвращается ведущему
На «три»- мяч бросает по часовой стрелки следующему
На «четыре»- ребёнок передаёт мяч своему соседу слева
На «пять»- ребёнок с мячом вытягивает руки с мячом (дразнит того кто в центре)
На «шесть»- прижимает мяч к себе
На «семь, восемь»- они меняются местами. Конец фразы.
Игра продолжается сначала. Если в центр выходят одни и те же дети, нужно добавить одного человека, тогда в центре побывают все. Игру можно усложнять, включая два, три мяча. Главное познакомить детей с синхронностью.
«Магазин игрушек» 1-2класс.
Детям предлагается придумать любые фигуры (игрушки, животные). Позы должны быть устойчивые, не лежачие, так-как на начало фразы (на «раз») нужно сделать первый шаг. Педагог назначает «покупателя» (если в классе много детей, то несколько). Задача для «покупателя»: по «магазину игрушек» можно сделать только шесть шагов, на счёт «семь»- задевает выбранную им фигуру, на счёт «восемь»- встаёт рядом с выбранной фигурой, точно повторяя её. Ребёнок которого задели (купили) становится «покупателем» и на счёт «раз» начинает свои шаги по «магазину игрушек».
Музыкальный темп может быть умеренный, для шагов, либо быстрый для подскоков. Учитель может усложнить задачу, предложив двигаться по разному (пингвины, лисички, медведи, старички и.т.д)
«Дирижёр» 3класс
Для начала игры нужно разучить ритмический рисунок на четыре четверти.
«раз два три пауза» -четыре раза. - Хлопки или по три прыжка на месте.
«раз два три четыре» - четыре шага вперёд
«раз»-«два»- (половинные) - два длинных хлопка
«раз два три четыре» - четыре шага назад
«раз» - (целая) - один длинный хлопок.
После того как дети запомнят ритм, делим их на четыре команды. В роли дирижёра выступает педагог, затем любой желающий. Суть упражнения в том, чтобы команды внимательно следили за руками дирижёра и выполняли разученный ритм только та команда, на которую, показывает ведущий. Вариантов у «дирижёра» очень много, можно каждую фразу менять исполнителей, либо по несколько фраз на команду.
Тема: Импровизация на заданную тему.
Цель: сочинить отрывок «польки», и станцевать его в уже готовом танцевальном этюде.
«Тройки» 3 класс
Дети строятся тройками по кругу. Педагог объясняет, как нужно двигаться по кругу сохраняя «тройки» (те, кто по внутреннему кругу- шаг короче, по внешнему - длиннее). Хорошо для этого упражнения полька умеренного темпа.
Вступление: руки на поясе, ноги 6 позиции.
(1-2 восьмёрки) Выполняем шесть подскоков по кругу и три притопа на месте- 2 раза. На конец 2 «восьмёрки», крайние из тройки поворачиваются лицом к своему центральному.
(3-4 восьмёрки) крайние дети выполняют шесть хлопков и три притопа – 2 раза, а центральный ребёнок выполняет любые движения «польки» согласно музыкальной фразе и темпу. На конец 4 «восьмёрки», центральный меняется по своему желанию либо с тем, кто справа, либо с тем, кто слева от него. После того как смена произошла центральным становится другой ребёнок и игра повторяется.
«Повтори за мной»
Делим детей на две равные команды. Выстраиваем в линии по краям зала.
Вступление – дети стоят руки на поясе, ноги по 6 позиции.
1 «восьмёрка» - с двух сторон выходят первые дети на середину зала (подскоки, шаг польки)
2 «восьмёрка» – тот, кто справа показывает движения на одну музыкальную фразу
3 «восьмёрка» – тот, кто слева повторяет эти же движения
4 «восьмёрка» – они поворачиваются к своим командам, которые должны повторить эти же движения по взмаху их руки.
Дальше упражнение повторяется, на 1 «восьмёрку» на центр выходят те, кто стояли вторыми, а первые уходят к своей команде и встают последними. Когда вся правая колонна побывала на месте того, кто придумывает движения, пришла очередь сочинять движения тем, кто слева. Можно разделить на девочек и мальчиков и придать упражнению соревновательный момент, учитывать качество выполняемых движений и на синхронность выполнения.
Тема: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. 4 класс.
Цель: Дать обучающимся понятия о музыкальных размерах, и прочувствовать их различие.
На подготовительном этапе, педагог предлагает продирижировать, а затем прохлопать две четверти, три четверти, четыре четверти. Обсуждаем их схожесть и различие. В ходе обсуждение выясняем, что начало «раз», всегда сильная доля, а затем дольки соответственно прибавляются. Предлагаем самостоятельно придумать свой ритмический рисунок. Если ритмический рисунок придуман правильно, класс повторяет его несколько раз.
После этого переходим к практической части. С использованием двух скакалок. Скакалки натянуты на полу параллельно друг другу, на расстоянии плеч. Всегда на первую долю(раз), скакалки будут соединяться, а остальные дольки оставаться открытыми. Таким образом, обучающиеся должен рассчитать прыжки, чтобы не наступить на скакалки.
Пример «две четверти»: начинает внутри скакалок, ноги вместе.
«раз»- прыжок ноги врозь, «два»- прыжок на одну ногу, либо две вместе.
Пример «три четверти»: начинает внутри скакалок, ноги вместе.
«раз»- прыжок ноги врозь, «два»-прыжок на одну ногу, «три» на другую.
Пример «четыре четверти»: начинает внутри скакалок, ноги вместе.
«раз»- прыжок ноги врозь, «два»-прыжок на одну ногу, «три» на другую, «четыре» прыжок ноги вместе, можно добавить пол оборота или полный оборот внутри скакалок.
На заданный ритм, можно придумать очень много комбинаций, даже с включение элементом гимнастики.