[link] , свободный. - Загл. с экрана.
Приложения
Приложение 1.
Анализ живописного произведения.
Для того, чтобы абстрагироваться от сюжетно-бытового восприятия, вспомните, что картина – не окно в мир, а плоскость, на которой живописными средствами может быть создана иллюзия пространства. Поэтому сначала проанализируйте базовые параметры произведения:
1) Каков размер картины (монументальный, станковый, миниатюрный?
2) Каков формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник (возможно, со скруглённым завершением), квадрат, круг (рондо), овал?
3) В какой технике (темпера, масло, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина?
4) С какого расстояния она лучше всего воспринимается?
I. Анализ изображения.
4. Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы?
5. На основании анализа изображения Вы можете сделать вывод о жанре. К какому жанру принадлежит картина (портрет, пейзаж, натюрморт, обнажённая натура, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический)?
6. Как Вам кажется, какую задачу решает художник – изобразительную? Выразительную? Какова степень условности или натурализма изображения? Тяготеет ли условность к идеализации или к экспрессивному искажению?
Как правило, с жанром связана композиция картины.
7) Из каких составляющих складывается композиция? Каково соотношение объекта изображения и фона/ пространства на полотне картины?
8) Насколько близко в картинной плоскости размещены объекты изображения?
9) Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами?
10) Как определена позиция зрителя – вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине, или ему отводится роль отстраненного созерцателя?
11) Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено?
12) Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, выгорожен пространственный слой, создано глубокое пространство)? За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины (различие в размере изображенных фигур, показ объёма предметов или архитектуры, с помощью градаций цвета)?
Композиция разрабатывается средствами рисунка.
13) Насколько выражено в картине линейное начало?
14) Подчеркнуты или скрадены контуры, отграничивающие отдельные предметы? Какими средствами достигается этот эффект?
15) До какой степени выражен объём объектов? Какими приёмами создаётся иллюзия объёма?
16) Какую роль в картине играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объём; мистический). Прочитывается ли источник/направление света?
17) Читаются ли силуэты изображенных фигур/объектов? Насколько они выразительны и ценны сами по себе?
18) Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение?
19) Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.)?
Колорит.
20) Какую роль играет в картине колорит (подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию).
21) Является ли цвет просто окраской объёма или чем-то большим? Является ли он оптически достоверным или экспрессивным?
22) В картине преобладают локальные цвета или тональный колорит?
23) Различимы ли границы цветовых пятен? Совпадают ли они с границами объёмов и предметов?
24) Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками?
25) Как написаны теплые и холодные цвета, пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов? Для чего он это делает? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места?
26) Есть ли блики, рефлексы? Как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они)?
27) Можно ли выделить ритмические повторы в использовании какого-либо цвета или сочетания оттенков, можно ли проследить развитие какого-либо цвета ? Есть ли доминирующий цвет/ сочетание цветов?
28) Какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная? Различимы ли отдельные мазки? Если да, то какие они – мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены?
Приложение 2
План анализа живописного произведения.
1.Автор, название произведения, время и место создания, история замысла и его воплощение. Выбор модели.
2.Стиль, направление.
3.Вид живописи: станковая, монументальная (фреска, темпера, мозаика).
4.Выбор материала (для станковой живописи): масляные краски, акварель, гуашь, пастель. Характерность использования данного материала для художника.
5.Жанр живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, панорама, диорама, иконопись, марина, мифологический жанр, бытовой жанр). Характерность жанра для работ художника.
6.Живописный сюжет. Символическое содержание (если есть).
7.Живописные характеристики произведения:
• цвет;
• свет;
• объем;
• плоскостность;
• колорит;
• художественное пространство (пространство, преображенное художником);
• линия.
8.Детали.
9.Личное впечатление, полученное при просмотре произведения.
Приложение 3
Репродукции картин к фрагменту урока по изобразительному искусству
[pic]
[pic]
Рис. 1. А. Андреев «Белая берёза»
Рис. 2. И. Грабарь «Февральская лазурь»
Приложение 4
Репродукция картины к фрагменту урока по литературному чтению
[pic]
Л. Вилли «Лиса с лисятами»
Приложение 5
Фотографии к уроку по окружающему миру
[pic]
Рис. 1. Храм Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве
[pic]
Рис. 2. Казанская церковь в Иркутске