Сценарий литературной композиции по мотивам рассказа К.Чапека Как ставится пьеса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Сценарий литературной композиции по мотивам рассказа Карела Чапека "Как ставится пьеса"для обучающихся 6-7 классов. Композиция о том, что современные дети не хотят ходить в театр и считают, что театр не нужен, его заменяют фильмы 3D и гаджеты. Композиция называется "Витамин "Т...


6

СЦЕНАРИЙ КОМПОЗИЦИИ «ВИТАМИН «Т»

(по мотивам рассказа К. Чапека «Как ставится пьеса»).

Звонок.

Классный руководитель: У меня для вас две новости, дорогие мои: плохая и очень...

Курносов (выкрикивает): Плохая!

Классный руководитель: А вот и не угадал, Курносов! Вторая новость – очень хорошая. С которой начать?

Рита: С плохой, Вера Петровна!

Классный руководитель: Помните, на прошлой неделе в нашем классе проводилось анкетирование? Так вот, выяснилось, что каждому из вас не хватает витамина «Т».

Алёна: Какого витамина?

Еся: «Ц»?

Классный руководитель: Нет, именно, витамина «Т».

Даша: Я такого не знаю!

Слава: А что это за витамин?

Классный руководитель: Витамин «Т» означает «Театр». В других классах у ребят этого витамина достаточно.

Слава: Ерунда!

Классный руководитель: Не ерунда! Вот, если какого-то витамина человеку, подчёркиваю, особенно растущему человеку, не хватает, то он сначала даже не замечает этого, а потом спохватится, но уже поздно – цинга или анемия…

Курносов: Или хвост отвалился.

Классный руководитель: Курносов, прекрати свои шуточки!

Курносов: Вы первая начали, Вера Петровна!

Даша: Тихо ты! Вера Петровна, а какая хорошая новость?

Классный руководитель: Очень хорошая новость, ребята! Нашему классу выделили бесплатный абонемент в театр на полгода! Будем ходить в театр классом каждую неделю на спектакли и в музей, и даже на репетиции!

Гул разочарования.

Курносов: А мне это надо как зайцу стоп-сигнал!

Марк: Ага, как рыбе зонтик!

Ростик: Как собаке пятая нога!

Классный руководитель: Не ожидала, что всё так запущено… Д-а-а. Вам надо срочно восполнять нехватку витамина «Т»…

Курносов: Хватит с нами шутить: придумали витамин! Мы не маленькие!

Слава: Да, мы – взрослые!

Классный руководитель: Вот если бы вас водили в театр, когда вы были маленькие, вы бы сейчас так не говорили, а обрадовались, что вам такой ценный подарок сделали. Вы бы знали, что театр нужен людям, ведь его жанры (комедия, трагедия, драма) – это сама жизнь. Даже в нашем городе, тогда он назывался Молотовск, первостроители возвели театр всего за 28 дней, так он был необходим. Театр работал всю войну, и актёры, эвакуированные из Ленинграда, там замечательно играли. Они несли людям радость и надежду. Вот воспоминания известного в городе краеведа Александра Бурлова о нашем театре: «Я, девятилетний мальчишка, впервые став его зрителем, попал в изумительный сказочный мир. Побывав в нём, сюда хотелось прийти ещё. И приходили.»

Курносов: Конечно, приходили. У них ведь не было телевизоров, блокбастеров, боевиков, фильмов 3Д и 5 Д, не было планшетов и других гаджетов…

Классный руководитель: Ты не прав, Алексей. И в наше время дети с удовольствием ходят в театр и с восторгом делятся впечатлениями.

Музыка. Участники композиции изображают детей.

Кристина (объявляет): Говорят дети!

Рита и Алёна.

Сашенька: Мама, в театре красиво!

Мама: Тихо, Сашенька. Видишь открывается занавес. Сейчас начнётся представление.

Сашенька (с восторгом): Мама! А тут оказывается 3Д!

Даша и Еся.

Мама: Людочка, сейчас будет перерыв. Называется антракт.

Людочка: А вторая серия будет?

Мама: Будет второе действие.

Людочка: А трейлеры других спектаклей покажут?

Кристина и Ростик.

Сестра: Моему брату Пете 3 года, и он без ума от Гарри Поттера. Мы повели его в кукольный театр на «Тараканище». Всё шло по тексту: «зайчики в трамвайчике... жаба на метле». И вот вылетает метла, на которой мотыляется жаба.

Петя: Опаньки! Это же Гарри Поттер!!!

Марк и Рита.

Папа: Ну, дочка, что тебе понравилось в театре? О чём спектакль?

Машенька (подумав): Папа, это надо видеть.


Алёна: А мне понравилась, что когда началась сказка, я будто сама стала принцессой!

Еся: Театр нужен, чтобы смотреть на сцену из жизни...

Даша: Я люблю театр потому, что там выступают живые люди и меняются декорации.

Кристина: А мне стало грустно, когда опустили занавес, потому что нужно возвращаться домой из волшебства.

Классный руководитель: Видите, даже в наш компьютерный век дети понимают, что театр – это чудо.

Курносов: Да что они понимают, малявки! А мы уже взрослые, Вера Петровна. Я лично лучше на ужастик 3Д схожу или в каэсочку сорéву скатаю.

Классный руководитель: Что за жаргон, Алексей?!

Курносов: Это игра такая Контр Страйк. Стрелялки. Вам не понять, Вера Петровна! А театр нам не нужен.

Слава: Кому-то нужен, Лёха! Чтобы туда школьников сгонять!

Классный руководитель: И что вы за люди такие? Невежи и невежды неблагодарные!

Рита: Вера Петровна, не слушайте их!

Алёна: Пойдём мы в театр, не расстраивайтесь!

Еся: Хватит выделываться, Курносов!

Курносов: Я не пойду, Сорокина! Я в театре сплю.

Кристина: Ничего, пойдёшь, как миленький.

Даша: Мы тебя растолкаем!

Музыка. Перестройка и трансформация участников в артистов и работников сцены.

Кристина: Добро пожаловать в Закулисье. В мир напряжённых эмоций!

Рита: Генеральная репетиция в настоящем театре!!!

Алёна: Теоретически на генеральной репетиции «все должно быть, как во время спектакля» –декорации, освещение, костюмы, грим, звуки за сценой, реквизит и статисты.

Режиссёр (Марк М.): Начинаем! Начинаем!

Актриса (Даша): Наконец-то!

Актёр (Ростик): «Клара, со мной приключилось нечто необыкновенное…»

Режиссер вскакивает.

Режиссёр: Плохо, плохо, потушите наполовину третий софит!

Актриса: «Что с тобой стряслось, дорогой?»

Режиссёр: Еще! Уменьшите еще! Ну, что вы там копаетесь? (Актёрам) А почему вы не репетируете?

Актёр: «Клара, со мной приключилось нечто необыкновенное…»

Режиссёр: Третий софит потушите совсем!

Актриса: «Что с тобой стряслось, дорогой?»

Осветитель: Да ведь третий софит совсем не светит.

Режиссёр: Что же там такое светит?

Осветитель: Это люстра. Вы сами велели её включить.

Режиссёр: Не ваше дело, что я велел! Выключите люстру и включите третий софит на шесть. (Актёрам) А вы продолжайте!

Актёр: «Клара, со мной приключилось нечто необыкновенное…»

Актриса: «Что с тобой стряслось, дорогой?..»

Режиссёр: Плохо, плохо! Дайте в люстре желтый свет и выключите рампу. (Актёрам) Продолжаем!

Актёр: «Клара, со мной приключилось нечто необыкновенное…»

Актриса: «Что с тобой стряслось, дорогой?»

Актёр: «Я нашёл кейс полный денег!»

Из-за кулис на сцену вдруг вылезает костюмерша и начинает обмерять героиню.

Актриса: Ой, щекотно!

Режиссер (нечеловеческим голосом): Это что ещё такое? Вам что здесь нужно?

Костюмерша (Еся. деловито): Мерку снять.

Режиссер: Почему вы раньше не сняли?

Костюмерша: Потому что раньше мне не прислали материи.

Режиссер: Марш отсюда!

Костюмерша: Хорошо. Я уйду. Только вечернее платье героине сами шейте! …

Режиссер: Простите, простите, Любочка…погорячился… Тогда репетируем пока с массовкой. Где статисты? Где массовка?

Помощник режиссёра (показывает на зрителей): Вот.

Режиссер: Я же просил подобрать крупных накачанных парней.

Помощник режиссёра: Они накачаются.

Режиссер: Что? Премьера завтра!

Помощник режиссёра: Они изобразят. Я за них ручаюсь… не подведите, ребята! Покажите ваши мускулы!

Режиссер: Хорошо. Массовка, слушайте внимательно. Вы будете изображать на сцене банду грабителей. Вы ограбили банк. Главарь вам сообщает, что добыча по недоразумению попала в руки главного героя. Вы недовольно шумите. Объясняю, как достигается на сцене шум толпы: вы все произносите вперебой слова «ребарбάра». Понятно? Повторите: «ребарбара». Теперь все вместе возмущённо «ребарбара»! Хорошо! А теперь после слов Главаря «парни, наши бабки тю-тю!» вы все кричите вразнобой «ребарбара» до тех пор, пока Главарь жестом не призовёт к тишине. Ясно? Где Главарь банды?

Помощник режиссёра: Только что был тут. Два часа сидел. Отошёл на минуточку.

Режиссер: Безобразие! Ладно, я скажу за него. Массовка, внимание! «Парни, наши бабки тю-тю!» (Останавливает крики жестом). Спасибо! Пока всё. Перерыв.

Помощник режиссёра: Сан Саныч! Может, отменим перерыв? Не успеем до завтра!

Рита: В конце концов оказывается, что все выходит и даже времени хватает. Каким образом – уму непостижимо, но в театре всегда имеешь дело с невероятным.

Алёна: Никто заранее не знает, какой получится спектакль. А он получается и это – чудо!

Алина: И каждый раз он разный,

Еся: Он живой!

Даша: Он рождается на наших глазах!

Марк: Он неповторим!

Алёна: Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость…

Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно…

…Возможно ли описать всё очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?.. …

О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете…

Курносов: Здóрово! Это ты сама сочинила?

Алёна: Нет. Это замечательные слова Белинского.

Курносов: Вот только зачем умирать в театре? Это лишнее.

Алёна: Но там играются и трагедии, где герои погибают.

Курносов: А! В этом смысле…

Ростик: Если бы режиссёром был я, то ставил весёлые, интересные пьесы, чтобы никто не догадался, что будет дальше.

Рита: Люди! У меня идея! Давайте сами поставим такую пьесу?

Ростик: Давайте!

Кристина: Вот здорово!

Даша: Чем мы хуже других!

Еся: Курносову главную роль дадим! Он больше всех выступать любит.

Курносов: А что? Я такой!

Классный руководитель: Молодцы! Поняли, наконец, что высокие новейшие технологии невозможны без творческого человека.

Курносов: Это, Вера Петровна, нас так с вашего витамина «Т» попёрло.

Классный руководитель: Ты, Лёша, неисправим!

Кристина: Сказано – сделано!

Рита: Мы репетировали – репетировали,

Алёна: Репетировали – репетировали,

Алина: Репетировали – репетировали,

Еся: И дорепетировались!

ХОРОМ: Настал день премьеры!!!

Перестройка. Сценка «Перед премьерой».

Кристина: Добро пожаловать в Закулисье! В этот сумасшедший мир эмоций!

Ростик: Живо, живо! Шевелитесь!

Алёна: Выходим отсюда и двигаемся в центр на полупальцах…

Кристина: Понятно!

Рита: Идём по диагонали…

Алёна: Три-четыре…

Марк: Берегись!

Алёна: Ой, поосторожнее!

Слава: Катитесь отсюда, где стремянка?

Ростик: Куда вы это тащите?.. Это во втором действии ставить надо! Где ширмы?

Марк: А это куда?

Ростик: Туда! Делайте, делайте, чтоб вам пусто было!

Рита: Вера Петровна! Сорокиной нет!

Кристина: У неё академический в музыкалке.

Классный руководитель: Батюшки! Кто её заменит?

Еся: Успела! Я... на такси…

Классный руководитель: Одевайся! Быстро!

Даша: Мне платье малó. Я выросла. Что делать?

Классный руководитель: Накройся палантином!

Ростик: Вера Петровна! Хлеб пропал!

Марк: Кто сожрал реквизит?

Рита: Его Курносов съел.

Курносов: Все ели!

Классный руководитель: Оставьте то, что осталось. Зрители уже в зале. Всем приготовиться!

Ростик: Где стул? Здесь должен быть стул!

Еся: Дайте мне письмо, живо, живо!

Даша: Где палантин? Палантин пропал!

Еся: Он на тебе!

Рита: Где моя роль? Я забыла начало… Я забыла слова… А-а-а!


Звонки.

Кристина: Все по местам! Занавес поднимается!

Алёна: Неужели возможно, что спектакль сегодня сыграем и всё обойдётся?

Алина: В театре все возможно!

ХОРОМ: Ведь Театр - это чудо!


ВСЕ ПОЮТ (или декламируют)

Театральные подмостки,

Закулисья полумрак,

Парики, наряды, блёстки…

На артистах – Божий знак.


Здесь душа поёт и плачет,

Здесь – все тайны бытия.

Жить не можем мы иначе.

Приходите к нам, друзья!

(Сердариди Ольга)





ЛИТЕРАТУРА:



Карел Чапек «Как ставится пьеса» (рассказ);

Виссарион Белинский «Литературные мечтания. Элегия в прозе»;

Александр Бурлов «И ты мне, улица родная»;

Говорят дети «О театре». Материалы из интернета.

«Нужен ли нам театр?» Материалы из интернета.