Библиотечное занятие в 11 классе
«Святые и сакральные места нашего села»
Цель занятия:
Привлечение детей к истории и краеведению родного села, обогащение дополнительными знаниями из собранных материалов школьной библиотеки;
Проблема: Почему эти места названы святыми?
Задачи:
Образовательная. Обогатить выпускников новыми знаниями о святых местах родного края;
Развивающая. Актуализировать имеющиеся в багаже информационный материал по родному краю.
Воспитательная. Эмоционально – познавательное воздействие на личность выпускника на основе новых сведений по теме.
Библиотекарь:
- Здравствуйте, дорогие наши выпускники! Я сегодня проведу библиотечное занятие.
- Хочу показать несколько фотографий, определите, где они находятся.
( 1 слайд –Агын дасан, 2 слайд – Алханын – Уудэн сумэ, 3 слайд – Угсахай)
Учащиеся отвечают: Угсахай в Зуткулее!
Библиотекарь:
- Кроме Угсахая какие святые сакральные места вы знаете?
(Учащиеся назовут 5-6 названий)
Библиотекарь:
Как вы думаете, какая тема будет у нашего занятия?
- (Слайд 4): «Святые и сакральные места нашего села» или по – бурятски «Т=рэ\эн нютагайм нангин ш=т--нэй газарнууд»
- Что мы должны узнать на этом занятии, и какая будет цель?
(Слайд5):
- Цель занятия: Узнать о святых и сакральных местах нашего села. Почему эти места названы святыми?
- Давайте, более точно и конкретно поговорим, некоторые из вас готовились. Сегодняшняя работа будет коллективная, кому непонятны слова и понятия, для вас работает доска – объяснение этих слов, и мы совместными усилиями мы соприкоснёмся к истории и краеведению родных мест.
- Начнём с самой высокой точки, которая находится в местности Хойто Эреэбэг и называется Пунсок Улзыто Ундэр.
Бадма (слайд)
Пунсок Улзыто +ндэр – открыт в 1890 году, в старину называлась Х=хэ Адха (Голубая горсть) похожая сверху на небольшую раскрытую ладонь, посередине которой бьёт ключ. Почему вершина получила другое название? Поблизости проходила дорога, тракт в Агинскую думу, и проезжающим приходилось потерпеть от серых хищников. Бывало, что они загрызали их. Призвали лам на молебен, зарыли бумбу, больше всех им помогал 18-летний Пунсок Улзыто, и Миндаг гэгээн велел отныне назвать вершину именем юноши.
Нужно сказать, что это вершина является средоточием 5 водоразделов близлежащих сёл Урда-Ага, Судунтуй и Зуткулей.
Библиотекарь:
Почему Пунсэк Улзыто называю святым местом. Потому что, место было опасным для проезжающих, после почитания, молебна стало безопасным.
Арюна ДН.(слайд)
Сакральное место расположено на горе Могойтын Баян Сагаанай - Сэнгэдэ бурхан. Почему так называется? Это связано с тем, что в этих местах постоянно случался мор среди людей и скота (мор–смерть). Обратились в дацан и велели там привезти из Китая – мраморную статую Сэнгэдэ бурхана. Преодолев огромный путь, привезли и установили. К горе поднимались только мужчины, и вскоре прекратился мор, и установилась долгая добрая жизнь. В 30-ые годы был построен центр колхоза имени Молотова со школой, с магазином, с фермой, и даже формовали кирпичи.
Баясхалан (слайд)
Следующее сакральное место нашего села – гора Баян Сагаан, которая находится возле фермы «КИМ». В своё время молодыми атеистами было разрушено молебное место и долгое время находилось в бесхозном состоянии. Молодёжь села во главе с председателем Совета молодёжи Дашиевым Бато решило восстановить сакральное место по призыву старейшин села. В 2002 году подвезли кирпичи, стройматериалы, которые сначала подвозили на себе, и вскоре был открыт мунхан. С тех пор все бывшие жители этой местности собираются на молебен З=дхэлиин Баян Сагаанда.
Арюна Б.(слайд)
Сакральное место - Уляа\атын Тайлта +ндэр.
В 1904 году профессор Цыбен Жамсарано будучи в экспедиции по сбору материалов оставлял сведения о том, что люди рода бодонгууд приглашали шамана Т=хэреэн б-- для устранения мора и благополучия всех живущих. Собирались люди названного рода и близлежащих округов, приносили большое количество пожертвований, для чего, говорят старожилы, потребовалось 90 чугунных котлов, в народе «Ерэн тулгын тогоон».
Очевидцы рассказывали, после церемонии, благоденствие и здравие воцарилось.
Бэлигто:(слайд)
Всеми нами известная Одхорой шэлэ, где собираем ягоду, раньше называлась Адхата Эреэн. В народе ходит молва, будто приезжий из других мест, облюбовав нашу местность, попросил разрешения остаться на постой отшельником. После 3-х лет, он вернулся на родину. После, ранее обитавшиеся животные (изюбры, дикие кабаны), растущие кедры, пихты начали исчезать. После ходила молва «Одхор даяанша тотхор татаа» навёл напасть, потому, население обращалось к Тагрин гэгээн и, он, Одхора переименовал на буддийский лад Пунсок Ринчин Хаан уула.
Библиотекарь: Из рассказа что узнали? Одхор даяанша отшельник – тодхор татаа, значит один человек может погубить всю флору и фауну этих мест. Может быть так и продолжалось, прекратилось путем почитания этих мест.
Арима:( 2 слайда)
Ныне земляки наши в обрядовый праздник «Обоо тахилган» проводят на З=дхэлиин Мунханай обоо. Перед тем как приступить к данному церемонию возжигают священный огонь и воскурения прося благополучие живым существам на горе Боршогор. В это же время проводится молебен в честь Сэнгэдэ бурхан, который, по народному поверью, отвечает за мужское население. Поэтому, наверное, благополучно отслуживает положенный срок в военной службе и участвуют в боевых действиях, в горячих точках наша молодёжь.
Библиотекарь:
О многих святых местах нашего села можно говорить очень много и долго, есть у них легенды и предания: например источник «Угсахай». Угсаахай означает уhан-саhан, вода всюду. Некто приехал на покос сюда, но у горы не нашел чем напиться. Ворчанье старика услышала молодая девушка, подошла к его шалашу и обещала тут же принести кувшин полной воды. Ушла с сосудом и очень быстро вернулась. Хозяин шалаша обрадовался и решил тут же напиться. Когда обернулся, девушки уже не было. Только успел крикнуть тогда вслед девушке, как её зовут. Та, не останавливаясь, крикнула: «Угсаахай».
- А, значит, здесь полно живительной влаги,- подумал сенокосчик.
С тех пор кто приезжал, потянулись к источнику. Хотя долго не знали, что это не только живительная влага, но и оздоравливающий напиток.
Другое сакральное место гора «Нар\ан Боори», мимо которой мы проезжаем. Отшельнику, долго пробывшему в медитации, проезжающие люди из-за отсутствия еды протянули табак. С тех пор мы проезжая мимо этих мест, «хозяину» местности преподносим табак (одариваем)
В местности Дээдэ Зудхэли находится самый большой родник Сагаан булаг, который переменил место нахождения и цвет. С кристально чистой водой манил проезжающих, особенно в жаркое время, студёной и вкусной. Теперь вода жёлтая с мутным оттенком, безвкусная и не очень привлекательная на вид. Подойти трудно, чем раньше.
Источнику Сагаан булаг не грозит высыхание, так как вокруг ещё есть лес, окружен он кустарниками. Находится у подножия высокой горы Баян Сагаан, так что немало поколений может наслаждаться студеной водой известного родника. ( Амгалан Бороевича песню )
Родник Хара уhан (черная вода) находится в местности Эреэбэг. Ещё в старину, человек по имени hоодо копал колодец, но столбом забил ключ, и появилась воронка, затопил весь близлежащий луг. Несколько дней таскал он большие камни из-под горы на десятках телег, чтобы обложить вокруг источника. К сожалению воды в источнике с прошлого года нет.
Хара уhан – название довольно распространенное, есть с таким названием реки в Бурятии, Пушкин погиб на дуэли на Черной речке. С прошлого года воды в источнике нет, скотнику подвозят воду.
В местности Нарин Хунды, был родник Мэнхэйгэй булаг. Старожилы рассказывают, что демобилизованный с войны Найданов Аюши, привёз камень с берега Черного моря, опустил в родник, и он стал полноводным. Теперь родника нет, и нет давно ветерана войны.
Может так, и сделать, опустить в родник камень со дна Черного моря?
Реки, родники обмелели, потому что безрассудно рубили лес на дрова и строительство, часто возникающие пожары, долголетняя засуха являются причиной высыхания.
Старожилы говорят, что огораживать родники двоякое отношение вызывает. С одной стороны, это защищает от скота, бесхозно пасущегося вблизи, с другой, по преданиям бурят, нельзя огораживать родник, таким образом, будто запирается живой родник, а он должен течь куда угодно, т.е. в разные стороны. Как бы то ни было, родники у нас огорожены, особенно те, которые находятся вблизи трассы и на пути пастбищ большого скопления скота.
Маани шулуун, который находился на горе возле школы, был разрушен комсомольцами - атеистами в 30-ые годы. Из-за этого случались несчастья, после долгого изгнания вернулся наш земляк, лама Данзан дооромбо посоветовал зарыть бумбу и установить молебный камень, освятили в 1993 году.
Субурган «Юндун Шодон» во благо всех живущих построен в 2007 году, за 10 лет вперед была зарыта бумба.
Через 2 года у подножия Хушун Узура построили субурган в честь выдающегося гэбшэ ламы Сэрэнэй Осор, учителя XIX пандидо хамба ламы Жамбалдоржи Гомбоева, расстрелянного в 1938 году вместе с 28 ламами в Агинской тюрьме. Родственники ламы построили субурган за 3-4 дня.
Уншалгын гэр (молебный дом) «Долма Чойнхорлин» открыл двери для прихожан в 2014 году, после десятилетнего строительства. Имя дал Тинлэй багша. Статую Будды привезли из Монголии, атрибуты и утварь сделаны местными мастерами и старейшинами села Гармабазар Балдановым, Ошор Цыденешиев, гунир лама Бадма Цыренжапов.
Почему же эти места названы святыми?( ответы)
(слайд Ногоон дара Эхэ)
- они обогащают наши души,
- берегут нас самих от болезней, от несчастий,
- чтобы чтить память наших предков,
- чтобы помнить родные места отцов и дедов,
- передавать новым поколениям, где они эти места,
- чтобы не прервалась связь поколений,
- чтобы укреплять нашу веру.
О многих святых и сакральных местах нашего села можно говорить много и долго. Их 26. (Слайд список)
- Как вы думаете, где вам могут пригодиться знания, которые вы получили на этом занятии?
(Ответы детей)
Рефлексия: Вы через некоторое время оканчиваете школу, поступаете в учебные места, уезжаете из родных мест, поменяете место жительства. А что может быть дороже отца и матери, родного уголка?
На память о нашем занятии я вам раздам список 26 обоо и мунханов нашего села. «Турэhэн нютагайм нангин шутоонэй газарнууд, 26 обоо мунхангууднай урдаhаам угтажа, хойноhоом хаража ябыт даа» гэжэ гуйжа зальбарха.