УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея № 86 __________О.В. Большакова
Приказ №_____________, от___ .___.20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель кафедры _____________
Мусина Н. А.
Протокол № 1 от ___.___.20__г.
Рабочая программа
по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»
в 5 классе
Учитель Шитова О. Г.
2014-2015 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Данилюк А. Я.. Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.,2010.
Проект ООП лицея № 86 (Утверждена приказом директора от 29.08.2013г. № 03-01/154в)
Учебный план ОУ (Утверждена приказом директора от 31.08.2013г. № 03-01/161)
Календарный учебный график ОУ (Утверждена приказом директора от 31.08.2013г. № 03-01/161 )
Авторская программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» (Н. Ф. Виноградова, Москва, Вентана-Граф, 2014).
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Виноградовой Н. Ф., утвержденный приказом директора от 31.08.2013г. № 03-01/161.
Состав УМК:
Виноградова Н. Ф.,Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для общеоб. учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2013.
Цель обучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе:
воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.
Основными задачами изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе являются:
совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям.
На изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отводится 17 часов в год (1 час в неделю) – во втором полугодии.
Принципы организации обучения.
Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рождённой религией. Всё это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства — толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Неоправданным представляется стремление учителя расширить объём предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен прежде всего вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка становится коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для её развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остаётся актуальным, так как продолжающаяся социализация ребёнка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы, нравственные правила и др.
Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина — часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда — один из элементов общероссийской культуры.
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьёзные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и в методике обучения между 4 и 5 классами.
Основными формами контроля являются:
Общая характеристика учебного предмета.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть, что его изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего таких, как «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство».
Место учебного предмета в учебном плане.
При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание курса выделено 1 час в неделю (17 часов в 1 полугодие).
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
• принятие норм нравственного поведения;
• проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
• стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание
Раздел 1. В мире культуры.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпосаразных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
5. Тематическое планирование
Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России» Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры». Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и « Для любознательных»
2
Нравственные ценности российского народа.
7
Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.
Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России.
Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли.
Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шанти-девы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формирование вывода по материалам урока.
Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявиться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.
Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.
Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга»(традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной учителем в рассказе о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения?». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи.
3
Религия и культура.
5
Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя.
Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.
Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций.
Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи».
Обсуждение проблемы:какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь».
4
Как сохранить духовные ценности.
2
Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.
Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (Репин. Портрет С.И.Мамонтова). Учебный диалог: оценим жизненные истории.
5
Твой духовный мир.
1
Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер».
Календарно-тематическое планирование
-
5Б
5В
5Г
5Д
Беседа, диалог на заданную тему.
1.2
Человек – творец и носитель культуры.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Беседа, диалог на заданную тему, составление схем.
Тема 2. Нравственные ценности российского народа
7 часов
2.1
«Береги землю родимую, как мать любимую».
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Устный опрос.
2.2
Жизнь ратными подвигами полна.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Решение ситуационных задач.
2.3
В труде – красота человека.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Работа с пословицами и поговорками.
2.4
«Плод добрых трудов славен».
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Индивидуальные задания
2.5
Люди труда.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Сообщения
2.6
Бережное отношение к природе.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Устный опрос
2.7
Семья – хранитель духовных ценностей.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.
Тема 3. Религия и культура.
5 часов
3.1
Роль религии в развитии культуры.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Устный ответ, творческие задания.
3.2
Культурное наследие христианской Руси.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Устный опрос.
3.3
Культура ислама.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Творческие задания.
3.4
Иудаизм и культура.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Игра-экскурсия
3.5
Культурные традиции буддизма.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
План-пересказ
Тема 4. Как сохранить духовные ценности.
2 часа
4.1
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Сообщение
4.2
Хранить память предков.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Сочинение.
Тема 5. Твой духовный мир
1 час
Что составляет твой духовный мир.
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Творческие работы.
Итого.
17 часов
Материально-техническое обеспечение
Печатные средства обучения:
предметная линия учебников (на каждого ученика);
книги, включающие произведения фольклора разных народов, притчи, легенды, религиозные тексты;
научно-познавательная литература, справочно-библиографическая литература и периодические издания;
альбомы, включающие репродукции картин, в том числе религиозной тематики (в соответствии с программой обучения);
наборы географических и исторических карт (с ориентировкой на содержание предмета);
методическая литература для учителя
Оборудование для проведения практических занятий:
предметы декоративно-прикладного искусства разных народов.
Технические средства обучения:
1. телевизор;
компьютер;
музыкальный центр;
фотоаппарат.
Планируемые результаты изучения «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5классе.
Личностные результаты:
Ученик научится:
Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Осознанию себя как гражданина многонационального государства.
Знаниям основ вероучений религий России.
Доброжелательному отношению к различным религиозным и культурным традициям народов России.
Ученик получит возможность научиться:
Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развить этнических чувств как регуляторы морального поведения;
Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Осознанным нравственным ценностям.
Осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям.
Метапредметным результаты:
Ученик научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;
слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Ученик научится:
понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
Ученик получит возможность научиться:
понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;