Конспект урока по искусству на тему Барокко (8 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок «Искусство эпохи барокко»

8 класс «Искусство»


МБОУ «КовылкинскаяСОШ № 4»

Водякова Н.А.Республика Мордовия,

г. Ковылкино


Тема: «Искусствоэпохи барокко».

Цель: ознакомить учащихся с основными чертами стиля барокко, знаменитыми мастерами этого стиля.

Задачи урока:

выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.

систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;

формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;

способствовать развитию творческих навыков;

стимулировать развитие способностей к самообразованию.

Структура урока:

Организационный момент (Здороваюсь, выясняю кто отсутствует, сообщаю тему, цели и задачи урока) - 3 минуты.

Активизация знаний учащихся (Вводная часть урока: активизирую ранее полученные знания.Настраиваю класс на рабочий лад) -4 минуты.

Сообщение новых знаний (презентация) – 35 минут.

Подведение итогов – 2минуты.

Запись домашнего задания – 1 минута.

Продолжительность урока – 45 минут.

Тип урока –сообщение новых знаний.

План урока:

1.Периодизация и особенности барокко.

2.Архитектура и скульптура.

3.Живопись.

4.Литература.

6.Музыка.

7. Мода.

8. Танцы.

Оборудование:

1. Учебник.

2. Компьютеры с мультимедийным проектором.


Ход урока.

1.Организационная часть.

2.Сообщение новых знаний.


Барокко (от итал. barocco - причудливый, странный), стиль главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII в. Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую, упорядоченному движению – вихреобразное, локальному цвету - мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании.

Характерные черты Барокко:

- масштабность, контрастность, обилие декора;

- напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,

- стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера

(увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);

- совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);

- одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Барокко (просмотр видео фрагмента).

Барокко в архитектуре.

Для архитектуры барокко характерны:

- купола сложных, часто многоярусных форм (собор Св. Петра в Риме);

- характерные детали барокко — теламоны, кариатиды, маскароны.

Волюта (итал.volutaзавиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей

Конструкции:

- контрастные, напряженные, динамичные;

- вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Линии:

- причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок;

- в формах полуокружность, прямоугольник, овал;

- вертикальные линии колонн;

- выраженное горизонтальное членение.

Характерные элементы интерьера:

стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Формы:

сводчатые, куполообразные, прямоугольные;

башни, балконы, эркеры.

Преобладающие и модные цвета:

приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность, как бы вливаясь в окружающее пространство.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. «Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение» - заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения.

Церковь Св. Петра и Павла - блестящий образец барокко начала XVII века.

Архитектор Джованни Тревано разработал нарядный трехъярусный фасад, с пилястрами, волютами, нишами, и просторный интерьер. В средокрестье, где неф пересекается с трансептом, поставлен мощный купол в форме эллипса. Вдоль стен единственного нефа встроены сообщающиеся между собой капеллы, образующиеся подобие боковых нефов.

Ансамбль Смольного.Автор проекта - архитектор В.В. Растрелли

отражает два стиля русской архитектуры – барокко и классицизм. Первый женский монастырь Петербурга – Воскресенский Новодевичий монастырь построен на месте бывшего Смоляного двора. Отсюда произошло название – Смольный.

Самые крупные ансамбли барокко в мире:Версаль (Франция),Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

Лоренцо Бернини (1598-1680гг.).

«…Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью…» Л.Бернини.

Великим творцом эпохи Барокко был Лоренцо Бернини в равной степени проявивший себя и в архитектуре и в скульптуре. Родился он в Неаполе в семье художника и скульптора.В 25 лет он был уже знаменит и с этого времени работал главным образом в Риме.

Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью».

Л.Бернини часто обращался к древнеримской мифологии. В скульптурной группе "Аполлон и Дафна" автор показывает момент, когда бог Аполлон преследует нимфу, которая стремилась соблюсти целомудрие. Когда Аполлон уже почти настиг свою жертву, произошло чудо: боги превратили Дафну в лавровое дерево.

В скульптуре "Похищение Прозерпины"

Бернини изобразил момент, когда бог подземного мира Плутон похитил дочь богини плодородия Цереры, чтобы сделать её своей женой.

Фигура Прозерпины уменьшена в размерах, и этим ещё сильнее подчеркнута тщетность её сопротивления.

«Давид» 1623. Мрамор. Галерея Боргезе Рим.

Первая зрелая скульптурная работа Бернини. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие складки. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.

Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645 —1652гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером.В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, чтобы пронзить сердце Терезы великой любовью к Богу.

Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет.

Шедевр Л.Бернини – огромный (высотой 29 м.) балдахин (киворий) в соборе Святого Петра.

Киворий расположен в подкупольном пространстве над главным алтарём на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.

Величайшее архитектурное творение Бернини – площадь перед собором Св.Петра в Риме. 1657 -1663 гг.

В.В.Растрелли.

Он русский сердцем, родом итальянец,

Плетя свои гирлянды и венцы,

В морозных зорях видел он румянец

И на снегу выращивал дворцы.

Он верил, что их пышное цветенье

Убережет российская зима.

Они росли – чудесное сплетенье

Живой мечты и трезвого ума…

(В.Рождестенский)

«Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».

(А.Д.Кантеми)

Смольныймонастырь в Санкт-Петербурге.

Андреевская церковь. 1749-1759гг. Киев.

Самое блестящее творение Растрелли – Зимний дворец.

«Дивное узорочье» московского барокко.

Для архитектуры конца XVII – начала XVIII в. характерно сочетание национальных традицийс лучшими достижениями западноевропейского барокко, проявившем себя в так называемом нарышкинском, или московском, стиле.Московское барокко отличают обилие пышных декоративных украшений, нарядные килевидные или круглые кокошники вокруг луковичных глав, вычурные наличники окон и дверей, пилястры белого цвета, выделяющиеся на фоне кирпичных стен.

Церковь Покрова в Филях. 1693-1694 гг. Москва.

Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634гг. Москва.

Барокко в живописи.

Главные ее темы – торжество Божественной справедливости, античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и полно представлено декоративной монументальной живописью, которая расширяла границы реального пространства, подчеркивая идею безграничности мира.

В эпоху барокко художники видели главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.

Живопись барокко характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов; преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров и подчёркивающие привилегированность общественного положения человека.

Микеланджело да Караваджо.

На картине мастера «Вакх с чашей в руках» античный персонаж предстаёт в непривычном виде, олицетворяя слабого и грешного человека.

Караваджо «Юноша, с фруктами», Караваджо «Лютнист».

Караваджо. «Отдых на пути в Египет».

Караваджо. «Экстаз Святого Франциска».

Караваджо «Поднятие Христа».

РУБЕНС, ПетерПауль (Rubens, SirPeterPaul. 1577-1640).

Величайший фламандский живописец XVII века.Глава фламандской школы живописи, блестящий представитель стиля барокко в Европе.Дипломат.«Король художников и художник королей».

Ру́бенс как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. (Автопортрет)

Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.

Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.

Питер Пауэл Рубенс. «Битва амазонок с греками» 1615-1619 гг. Мюнхен

В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» Рубенс прославляет природные стихии, без которых невозможна жизнь человека.Землю олицетворяет мать богов Кибелла, воду – бог морей Нептун.

Питер Пауэл Рубенс. «Автопортрет с Изабеллой Брант" (1609-1610 гг)

Питер Пауэл Рубенс. "Похищение дочерей Левкиппа" (1619-1620 гг.).

Питер Пауль Рубенс. «Крестьянский танец».

Питер Пауль Рубенс.

«Победа и смерть в битве Декия Муса».

Якоб Йорданс. «Бобовый король». 1638 г., Эрмитаж.

Франс Снейдерс. «Лавка с дичью» 1609 г. Эрмитаж.

Барокко в литературе.

«…Среди двора фонтан, наполненный до края,

Кристальная струя звенит, не угасая

На влажный алебастр, спадая с вышины

Есть сто чудовищ там - фонтана украшенье -

Необычайно тел причудливых сплетенье,

Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,

Под ним из камня столб – подставкой служит он…»

(Жорж де Скюдери

Аларих, или побежденный Рим” 1654)

Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.

Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями.

В каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он - ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские положения автора” (Морозов).

В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском романе:

1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653). Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и живописность описаний; риторическая величественность речи героев;

2) Антуан Фюретьер;“Мещанский роман” (1666г.)

3) Гриммельсхаузен “Симплициссимус” (1668г.).

Характерны: расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма.

Характерные особенности литературы барокко:

- противопоставление жизни и смерти;

- контрастность;

- риторические вопросы;

- чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека;

- образ изменчивости и непостоянства человеческой жизни.

Перед нами барочная картина мира:
Игралище времен, непостоянный род,
На сцене бытия в преддверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,
Тому – дырявый кров, кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет,
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет.

(Грифиус)

Музыкальная культура барокко.

«…Музыкантам хочется изобретать нечто новое. И вот новое искусство докатилось до безудержной распущенности. Отклонившись от путей, намеченных нашими отцами, молодые композиторы создают искаженные произведения, в которых нет никаких достоинств, кроме новины…»

(Возмущенный меломан конца XVII века)

Для музыки эпохи барокко характерны:

- гомофония – мелодичноеодноголосие;

- неустойчивые диссонирующие звучания, неожиданные переходы, контрасты и противопоставления, технически трудные, виртуозные пассажи в пении;

- одновременное звучание множества инструментов;

- использование танцевальных ритмов.

Просмотр видео фрагмента «Музыка эпохи барокко».

Мода эпохи барокко.

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века.При дворе царили строгий и сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету.

Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую. Это был век, когда в Европе установился общий стиль, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. Европейские костюмы носили также и в России, до Петра I, некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Просмотр видео фрагмента «Танцы эпохи барокко».

Барокко не только архитектурный стиль,
даже не только новый принцип в искусстве.
Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений,
феномен не только эстетический, но и психологический.
У барокко были не только свои церкви и дворцы,
у него были свои люди, своя жизнь.

П.П.Муратов

3.Вопросы на закрепление.

  • В каких известных архитектурных сооружениях использовался этот стиль?

  • Главные темы в живописи барокко.

  • Характерные черты длялитературе барокко.

  • Что характерно для музыки эпохи барокко.

  • Какая страна была законодателем моды эпохи барокко.

4.Вывод.

Название стиля происходит от итальянского слова, означающего «причудливый, странный». Феодальная знать и католическая церковь, завладевшие несметными богатствами, стремились утвердить своё величие необыкновенной роскошью дворцов и храмов. Удивлять – вот цель этого стиля.

Для стиля барокко характерны следующие черты:

  • Усложнённость композиции и пространственных построений.

  • Динамичность пространства.

  • Декорировка архитектурными и скульптурными элементами и цветом.

  • Использование эффектов светотени.

5.Задание: зарисовать декоративные элементы убранства дворцов барокко (гирлянды цветов).





7