Обогащение представлений об объектах окружающего мира у детей с ранним аутизмом на уроках окружающего природного мира через элементы сказко-куклотерапии

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Обогащение представлений об объектах окружающего мира у детей с ранним аутизмом на уроках окружающего природного мира через элементы сказко-куклотерапии.


Часть 1.Теоретическая. Сказкотерапия как метод коррекционной работы с обучающимися с ранним аутизмом.

Еще философами и мыслителями прошлого отмечалось, что произведения искусства способны вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будить творческий потенциал человека. Сегодня, по свидетельствам педагогической и психологической науки, искусство способствует развитию механизмов психологической защиты от вредных внешних влияний среды, формированию общей культуры. О педагогических возможностях искусства и художественно-образных средств писали в своих работах Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, Н. Штейнер, К. Д. Ушинский, И. Я. Яковлев, С. Т. Шацкий, С. Я. Сухомлинский и др.

Современные педагоги также считают, что средства искусства способны обеспечивать благоприятные условия для индивидуально-личностного восприятия и ценностного осмысления содержания обучения и воспитания. На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др. Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра) [1]. Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя также не отметить его психотерапевтическое воздействие. Влияя на эмоциональную сферу ребенка, искусство выполняет коммуникативную, регулятивную функции. Современная система образования все более активно использует артпедагогические технологии в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Специфической чертой технологий такого типа является широкая творческая вариативность [10].

Несмотря на большое разнообразие клинических и психолого-педагогических проявлений различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, все они отличаются дисгармоничным развитием, сниженной работоспособностью, нарушением адаптационных механизмов, расстройством коммуникативных способностей, нарушениями эмоционально-волевой сферы. Предупреждение и преодоление всех этих трудностей – целостный процесс, предполагающий педагогическую диагностику, включение ребенка в социальные отношения, привлечение к совместной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, формирование объективной самооценки и др. Артпедагогика успешно справляется со всеми перечисленными задачами.

Дети с аутизмом проявляют проблемы как в вербальной, так и в невербальной коммуникации. На всех этапах развития эти дети не в общении не обращаются к языку жестов, мимики и языку альтернативной (невербальной коммуникации). Они не понимают и не используют боле раннего в онтогенезе так называемого зрительного языка, у них отсутствует указательный жест как привычное средство общения обычного ребенка с нарушениями речи. Зрительное внимание крайне избирательно и кратковременно. Такие дети смотрят как бы мимо людей и относятся к ним как к неодушевленным предметам. Для получения положительного результата необходимо многократное медленное повторение слов, фраз и предложений, подкрепленных жестами, мимикой и опорными сигналами (мнемокартами). Кроме того, такие дети зачастую имеют и личностные отклонения, выражающиеся в негативизме, замкнутости, неуверенности и т.д. Осознание окружающего происходит у детей с ранним аутизмом быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Речь возникает на «фундаменте» образов. При их сло­весном описании иногда, особенно у детей с ранним аутизмом, возникают затруднения. Поэтому, именно невербальные средства это зачастую есть единственная возможность для выра­жения и прояснения сильных переживаний и убеждений. «Дефицит любви» у обучающимися с ранним аутизмом приводит к тяжким последствиям в душевном развитии ребенка. При этом дети воспринимают мир отношений в узком диапа­зоне минорных настроений: грусти, обиды, враждебнос­ти и страха. Они искаженно видят и реальные отноше­ния между людьми. У детей с ранним аутизмом наблюдается устойчивость дефекта, одним из главных нарушений является недостаток коммуникативных навыков, выражающий в виде отсутствия разговорной речи, стереотипных высказываний, резкое ограничение речевого контакт, вплоть до полного мутизма. Своеобразные нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце слова или фразы, длительное называние себя в третьем или втором лице. Такие дети не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимание на лицо говорящего. Необходимо установить зрительный контакт. Такие дети погружены в себя. Любое вмешательство в их мир мо­жет вызвать сильную тревогу, а зачастую и агрессивные реакции. Порой устранить имеющийся недостаток представляется невозможным, из-за того ребёнок не хочет идти на контакт с педагогом, проявляя эмоциональную незрелость, сложность дефекта.

Дети способны использовать художественные мате­риалы для коммуникации, игры образами, импровиза­ции, театрализации. Они как будто чувствуют ограни­ченность выразительных возможностей слова. Становление речи почти у всех таких детей происходит через эхолалии, им свойственен необычайный тембр голоса и монотонная речь.

Коррекционные возможности сказкотерапии по отношению к ребенку с ранним аутизмом связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником его новых позитивных переживаний и развития коммуникативных способностей, формирования эмоционально-волевой сферы. А обогащение представлений об объектах окружающего мира детей, активизация потенциальных возможностей в практической деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функций технологии. Сказка, неизменный спутник детства. Она оказывает огромное влияние на развитие эмоционально- волевой сферы детей с ранним аутизмом, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов, способствуя возникновению новых мотивов деятельности ребенка. Необходимо вовлекать таких детей в пересказ, объяснять и называть новые слова, обсуждать планы на день и оценивать каждый прошедший день. Включение элементов сказкотерапии в образовательный процесс, помогает создавать мотивационную, коммуникативную, эмоциональную готовность к педагогическому взаимодействию, формирует способность к подражанию, облегчает понимание, усвоение и запоминание учебно-воспитательного материала, снимает нервно-эмоциональное напряжение, предупреждая утомление, комфортно переключая с одного темпа работы на другой.

Под сказкотерапевтической коррекцией подразумевается систематическое усиление потенциальных и творческих возможностей, за счёт чего происходит преодоление проблем в эмоционально- волевой сфере детей с ранним аутизмом, что позволяет получить доступ к пережива­ниям аутичных детей и корректно помочь им. Таким образом, в ходе анализа коррекционного процесса в школе определилась необходимость использования специальных подходов в образовательной деятельности, а именно внедрения в практику элементов сказкотерапии. Это дает возможность на символическом уровне эк­спериментировать с самыми разными чувства­ми, исследовать и выражать их в социально при­емлемой форме. Занятия создают условия для экс­периментирования с кинестетическими и зритель­ными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающего за ориентацию в пространстве. Работа сказками — безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушитель­ных тенденций. Позволяет про­работать мысли и эмоции, которые человек при­вык подавлять. Безусловно, такое новое направление для отечественной педагогики, может помочь преодолеть эмоциональные и коммуникативные барьеры, справиться с внутренним напряжением, избавиться от гнетущих переживаний, некоторых страхов, возникающих в процессе взаимодействия. В ходе совместной деятельности ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности, получая принятие и поддержку со стороны педагога.

Таким образом, актуальность проблемы исследования возникает из противоречия между: требованиями к выполнению всё более усложняющихся образовательных программ и уходом от прямого обучения, возвращения игрового, как основного вида деятельности обучающихся с ранним аутизмом. Элементы сказкотерапии позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие. Я выбрала для себя данную методическую тему, так как проживая сюжет сказки на уроках окружающего природного мира, ребёнок с детским аутизмом учится преодолевать эти барьеры, прослеживается развитие адаптивных навыков, обогащение представлений об объектах окружающего мира, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром. Диагностика и коррекция составляют основные возможности сказкотерапии.

Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию. Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов. Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Зинкевич Татьяна - доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии. Автор метода Комплексной сказкотерапии. Автор ряда монографий по сказкотерапии, считает сказкотерапию действенной формой работы. Сказкотерапия – воспитательная система, сообразная духовной природе человека. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции. Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ, хотя многие считают ее исключительно детским методом.

Исходя из этого, одним из направлений моей работы стало  обогащение представлений об объектах окружающего мира детей с ранним аутизмом на уроках Окружающего природного мира через элементы сказко-куклотерапии.

 В соответствии с обозначенной проблемой мною были сформулированы цель и задачи работы.

Цель педагогической деятельности: спроектировать и  внедрить в практику систему работы по обогащению представлений об объектах окружающего мира детей с ранним аутизмом на уроках ОПМ с использованием элементов сказко-куклотерапии в различных видах деятельности.

Задачи деятельности:

1. Изучить теорию и практику по обогащению представлений об объектах окружающего мира детей с ранним аутизмом.

2. Разработать и  внедрить в практику систему использования методов работы со сказкой и куклой в различных видах деятельности.

3. Привлекать воспитателей к сотрудничеству в педагогическом процессе через совместную творческую деятельность.

Я осуществляю свою работу  через различные формы деятельности:

  • непрерывная образовательная деятельность

  • индивидуальная игровая деятельность

  • групповая продуктивная деятельность

  • элементы театрализованных игр

В образовательном  процессе применяю различные методы:

- Наглядные (показ игрушек, иллюстраций, мультфильмов, разных видов театров – настольный, кукольный, пальчиковый).

- Словесные (проговаривание, беседа, чтение произведений, словесные игры, сочинение сказок);

- Практические (игры пальчиковые, подвижные, игры – инсценировки, потешки с движениями).

Средства коррекции:

Вербально-коммуникативные

Орудийно-манипулятивные

Экспрессивно-мимические

 Сказкотерапия в полном объёме может использоваться воспитателями во внеурочных занятиях, классными руководителями на классных часах, но это не значит, что элементы сказкотерапии нельзя использовать на уроках. Мой подход в работе состоит в усовершенствовании применения методов, использования  сказки и кукол в разных видах детской деятельности:

  • музыкально – художественной

  • продуктивной

  • коммуникативной

  • двигательной

  • познавательной

  • игровой

Условия организации: урок, продолжительностью 30мин.

Сказкотерапия включает в себя:

Сочинение сказок

интерпретация(истолкование, объяснение, разъяснение),

•Постановка сказок

театрализованные игры,

кукольные мини-спектакли.

Рассказывание сказки

групповое:

рассказывание по кругу известной сказки;

•Куклотерапия

пальчиковые,

ганитовые,

марионетки.

Раздел 2. Организационный. Предметно-развивающая среда в классе включает в себя   оборудование для реализации метода сказкотерапии как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Игровая зона «Театр сказок» содержит необходимый материал для театрализованной деятельности и игр: куклы, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе и т.д. Каждая игровая зона разнопланова и привлекательна, она предлагает ребёнку поэкспериментировать и сделать сказку своими руками. В артпедагогическом процессе неприемлемы команды, указания, требования и принуждения. Педагог не высказывает сравнительные или оценочные суждения, не критикует, не наказывает.

Предварительная работа: просмотр учителем видео файлов, Интернет ресурсов, чтение произведений устного народного творчества, заучивание потешек, знакомство с народными играми, разучивание пальчиковых игр. Вместе с детьми просматривали сказки-панорамы «Колобок», «Теремок», «Репка», «Гуси лебеди», «Курочка Ряба», читали сказки, проигрывали их при помощи различных видов театра, лепили героев сказок из пластилина, рисовали. С ребятами строили домики для героев сказок из кубиков, различных видов конструктора, палочек Кюизенера и блоков Дьенеша. Из конструктора  построили  теремок для героев одноименной сказки, который использовался в качестве декорации для показа спектакля ребятам младшего возраста. Создание особого артпедагогического пространства как территории психологической и физической безопасности. Для оформления развивающей предметно-пространственной среды и для обыгрывания сказок были изготовлены домики-модули из бумаги, а также бумажные атрибуты. Был изготовлен макет дерева, использующийся для обыгрывания сказок, а также отражающий времена года.

Раздел 3. Содержательный. Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой – организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

Игровые методы и приемы используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в классе.

Словесная режиссерская игра.

Дети с аутизмом формируют собственное отношение к героям с помощью фразеологизмов и образных выражений.

2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса.

С целью развития артикуляционного аппарата используются звукоподражательные слова, голоса животных.

Для детей с аутизмом предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определенных ситуациях.

Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.

3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Широко применяются игры, в которых ребята продолжают высказывания взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова.

Психогимнастика. Использование данного метода позволяет решать две основные задачи.

1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Общность переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами.

Большое значение для эмоциональной включенности ребенка в выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция. Она же является сигналом для снятия эмоциональных барьеров через произвольное напряжение или расслабление мышц тела. Динамика, темп музыкальной композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике сказочного образа.

2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию природных явлений, чувств героев сказки способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка.

Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи.

  1. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий 'национальный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, лучше понять напряженность событий, выразить словом собственное отношение к поступкам героев помогают вопросы, предлагаемые после сказки.

В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному исполнению движений дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.

Опорой для правильных ответов служат наводящие вопросы учителя. В таких играх дети описывают отображаемые образы сказки с помощью глаголов (убежал, горюет, бранится), прилагательных (маленький, большой, капризная, веселая, грустная), наречий (громко, тяжело, легко, весело, шумно, тихо). Подобные упражнения активизируют разнообразную лексику.

Заключительный этап. Рефлексивный анализ. Занятие завершается обсуждением происходящего. «Куклам» можно задавать вопросы. Дарить можно их друг дру­гу. Если хочется — сделать дом, в кото­ром они будут жить до следующей игры. Все зависит от настроения и выдумки участников. Главное, серьезное и бережное отношение к изготовленной куклы. Ведь это персонифицированный образ автора. Темы домашних занятий могут выбираться в соответствии с проблемами, которые под­лежат коррекции.

Каждая сказка нацелена на отработку определенной проблемы. Сказки не большие по объему и простые по содержанию, чтобы ребенок не испытывал трудности в понимании их содержания и пересказе. Чтение сказок, беседа по их содержанию сопровождается пальчиковым театром.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

Учебники по чтению содержат разнообразные по видам сказки. Работа с ними предполагает различные виды деятельности. В том числе анализ, чтение по ролям разные виды пересказа и т.д.

На уроках окружающего мира я использую сказки, цель которых привлечь внимание к изучаемому материалу, сделать его доступным, понятным, вызвать определённые эмоции, т.к. психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. С помощью сказкотерапии ребёнку в доступной и интересной форме рассказывается о временах года. Коррекционно-развивающие сказки направлены на формирование представлений о временах года, на коррекцию и развитие речи, формирование представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы.

6 класс. Тема «Домашние животные»

Сказкотерапии: «Корова Буренка» Текст сказки

Жили-были дед, бабка да корова Буренка (1). Давала Буренка много молока и громко мычала: «Му-му!» (2)

Заснула Буренка крепким сном (3). Спит, не просыпается (4). Плачет дед, плачет бабка (5).

Позвала бабка мышку: «Разбуди, мышка. Буренку. Дам тебе молока» (6). Запищала мышка: «Пи, пи, пи, просыпайся! Пи, пи, пи, поднимайся!» (7) Буренка спит, не просыпается (8).

Познала бабка котика: «Разбуди, котик. Буренку. Дам тебе молока» (9). Замяукал котик: «Мяу, мяу, просыпайся! Мяу, мяу, поднимайся!» (10) Буренка спит, не просыпается (11).

Увидела тучка Буренку (12). Дула-дула тучка щеки да и лопнула (13).

Стучит дождик по травке, стучит но зеленой (14). Буренка спит, не просыпается (15).

Загремел гром (16). Стучит дождик по травке, стучит по зеленой (17).

Проснулась Буренка, замычала: «Му-му!» (18) Стали бабка с дедом гостей звать и молоком угощать (19).

Сказкотерапия ЦЕЛИ:

(познавательно-аффективная ориентировка)

1. Словесная режиссерская игра:

воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев;

знакомить с уменьшительно-ласкательными названиями животных (мышка, котик);

  • знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);

  • подводить к умению выразительно имитировать голоса животных (мяу-мяу, пи-пи-пи, му-му) с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот).

2. Психогимнастика:

  • учить передавать ритмизацией природные явления (дождик, гром);

  • побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (горе, просьба, утешение, радость);

  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча — дождик).

Учитель (рассказывает знакомую детям сказку «Корова Буренка»; читает предложения I, 2*). Как вы думаете, Буренка веселая корова? Сейчас я начну, а вы продолжите. Голос у Буренки не грустный, а...

Дети. Веселый.

Учитель. Не тихий, а... Дети. Громкий.

Учитель. Попробуйте промычать громко, радостно, протяжно, как Буренка: «Му-му-му!»

Дети выполняют задание педагога.

(Читает предложения 3—5.) Как бы вы сыграли деда с бабкой, когда они плачут? Лицо у деда с бабкой не веселое, а... Дети. Грустное, печальное.

Учитель. Покажите, как плачут дед с бабкой. Пантомимический этюд «Горе»

Дети изображают деда с бабкой, когда они плачут: глаза вытирают от слез, брови сдвинуты, качают головой.

Учитель (читает предложения 6— 11). Как вы думаете, бабушка очень хотела, чтобы Буренка проснулась? Значит, она не просто говорила с котиком и мышкой, а...

Дети. Просила, ласково уговаривала.

Учитель. У кого тише голос, у котика или маленькой мышки?

Дети. У мышки.

Учитель. Правильно. Значит, мышка просила корову проснуться не просто тихо, а...

Дети. Шепотом, совсем не слышно.

Учитель. Попробуйте разбудить Буренку, как котик и мышка

Дети выполняют задание педагога.

(Читает предложения 12—15.)

Сказкотерапия

ЦЕЛИ

(словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций)

1. Психогимнастика:

  • учить угадывать по выразительному исполнению образов сказочных героев и их аффективные состояния (горе, приглашение, сон);

  • учить передавать ритмизацией природные явления (грохотание грома, дождик);

  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча — дождик).

2. Словесное комментирование:

  • довести до детей замысел сказки (друзья помогают в беде);

  • подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;

  • активизировать в речи детей уменьшительно-ласкательные названия животных (мышка, котик) и формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся);

  • учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

* * *

Учитель -(сначала рассказывает знакомую детям сказку 'Корона Буренка», затем обращается к детям). Хорошо, когда есть много друзей, которые всегда придут на помощь. Ребята, вспомните, кого в сказке бабушка просила помочь разбудить Буренку?

Дети. Котика, мышку, тучку.

Учитель. Попробуйте сказать, как бабушка: «Разбуди, КОТИК, Буренку» (мышка, тучка) и ответить, как котик: «Мяу, мяу, просыпайся! Мяу, мяу, поднимайся».

Дети выполняют задание педагога.


Игра «Угадай по движению»

Сначала дети встают в круг и вместе с воспитателем показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: бабка с дедом приглашают в гости, бабка и дед плачут, Буренка спит.

Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стульчики. Учитель вызывает ребенка, говорит ему ухо, кого и в какой ситуации он должен показать. Зрители угадывают и описывают сказочного. Учитель помогает ребятам в описании героя наводящими вопросами.

Учитель. Посмотрите внимательно на Лену. Как выдумаете, какого из героев сказки она оказывает?

Дети. Бабушку.

Учитель. Правильно. Как вы догадались? У Лены глаза веселые или грустные? Дети. Веселые.

Учитель. У Лены руки опущены или вытянуты вперед?

Дети. Вытянуты вперед.

Учитель. Лена быстро ходит ил и медленно? Дети. Медленно.

Учитель. Какую бабушку показывает Лена: бабушка плачет, просит животных разбудить корову, угощает молоком? Дети. Бабушка угощает молоком.

Учитель. Как вы догадались? Какие движения рук, тела и выражения лица вам помогли понять, что бабушка зовет в гости?

Дети. Бабушка улыбается, протягивает руки, угощает молоком.


Игра «Угадай но ритму»

Сначала дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем вспоминают, как ритмизировать природное явление

Позже учитель вызывает ребенка, желающего ритмизировать сказочную ситуацию. Слушатели угадывают ее и описывают по динамике ритма. Дети вместе с учителем составляют два-три предложения, описывающие ритмический рисунок.

Учитель. Ребята, на что это было похоже: на капли дождика, грохот грома или на ливень? Как вы догадались? Света стучала пальчиками тяжело или легко? Быстро или медленно?

Дети отвечают.

-Света стучала легко и быстро, значит, это не гром, а... Дети. Дождик.

Психогимнастика:

  • учить детей адекватно передавать собственное аффективное состояние в движении, мимике, слове (страх, огорчение);

  • развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций;

  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча— дождик).

Совместная словесная импровизация:

учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (дети будят Буренку).

ОБОРУДОВАНИЕ: Дудочки, колокольчики.

Учитель. (сначала рассказывает знакомую детям сказку, затем обращается к ним). Ребята, вспомните, кого в сказке бабушка просила разбудить корову Буренку?

Дети. Котика, мышку.

Учитель. Представьте, что котика и мышки дома не было, поэтому бабушка попросила вас разбудить Буренку. Давайте вместе расскажем сказку про Буренку и ребят из детского сада. Я буду называть, кто приходил к корове, а вы попробуйте ее разбудить. Помогут вам дудочки и колокольчики: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся! Динь-динь-динь, просыпайся! Динь-динь-динь, поднимайся!» Каким голосом вы будете будить Буренку, чтобы ее не испугать? Не грубым, а...

Дети. Ласковым, нежным.

Учитель. Сейчас мы покажем новую сказку о том, как ребя га из детского сада помогли бабушке разбудить Буренку.

Игра-импровизация

Учитель читает слова автора и исполняет роль бабки. Дети по Желанию «будят» Буренку, показывают с помощью поглаживающих движений взятую на себя роль, а также эмоционально переда-|и| н речи диапоги персонажей.

Учитель. Позвала бабка Сашу (обращается к каждому из детей): «Разбуди, Сашенька, Буренку. Дам тебе молока». Стал Саша и дудку дудеть да песню петь: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся!» А Буренка спит, не просыпается.

Затем учитель ведет повествование от лица автора, а на роль бабки выбирает ребенка с хорошо развитой речью. Игра-импровизация продолжается.

6 класс. Тема «Домашние животные»

Сказкотерапия: «Кот Васька» Текст сказки

Живал-бывал кот Васька (1). Захотелось Ваське кушать: «Мяу, мяу, хочу рыбки. Мяу, мяу, хочу молока» (2). Пошел Васька на речку рыбу ловить (3).

Пришел на речку, забросил удочку (4). Замутилась речка, •Шипела (5). Тянет-потянет Васька удочку да и выдернет рыбу (о). Не хвост, а хвостище; не глаза, а глазища; не рыба, а рыбища (7). Замурлыкал Васька: «Мур-мур!» (8)

Пробегала лисичка-сестричка: «Котик-котик, дай рыбку. Дай деткам, дай маленьким» (9). Отдал Васька рыбу (10). Сидит дальше, ловит рыбу (11).

Пуще прежнего замутилась речка, зашипела (12). Васька гянст-нотянет удочку да и выдернет рыбу (13). Не рыба, а рыбища, не хвост, а хвостище; не глаза, а глазища (14). Замурлыкал Васька: «Мур-мур!» (15)

Проходила корова: «Котик-котик, дай рыбку. Дай деткам, ми маленьким» (16). Отдал Васька рыбу (17).

Вернулся домой (18)- Сидит, слезы льет (19).

Прибежала лисичка-сестричка и давай кота угощать: • Возьми, котик, грибочки, возьми ягодки. Спасибо за рыбу. Спасибо за большую» (20).

Пришла корова и давай кота угощать: «Возьми, котик, моло-к,1, возьми сметанки. Спасибо за рыбу, спасибо за большую» (21).

Стал Васька жить не тужить, с лисичкой и коровой дружить (22).


Сказкотерапия .(познавательно-аффективная ориентировка)

Словесная режиссерская игра:

  • воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений;

  • знакомить с оттеночными характеристиками слов (хвост — хвостище, глаза — глазища, рыба — рыбища);

  • знакомить с формой повелительного наклонения глаголов (дай, возьми);

  • подводить к умению выразительно имитировать голос животного (мяу-мяу) с соответствующей интонацией (грусть).

Психогимнастика:

  • учить передавать ритмизацией образ движений героев (бежит лисичка, идет корова);

  • побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях состояния (радость, удивление);

  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (речка шумит, речка успокоилась).

Учитель (рассказывает знакомую детям сказку «Кот Васька»; читает предложения I, 2). Когда Васька хотел кушать, он был не веселый, а...

Дети. Грустный.

Учитель Если Васька грустил, то какой у него был голос? Дети. Жалобный, громкий, грустный, протяжный. Воспитатель. Попробуйте промяукать жалобно, громко, грустно, протяжно, как Васька: «Мяу-мяу, хочу рыбки! Мяу-мяу, хочу молока!»

Дети выполняют задание педагога.

(Читает предложения 3—7.) Как вы думаете, какую рыбу поймал Васька: большую или маленькую? Дети. Большую.

Учитель. Как вы догадались? Дети отвечают.

(Читает предложение 8.) Как вы думаете, кот удивился, когда увидел такую большую рыбу? У него глаза были закрыты или широко открыты от удивления?

Дети. Глаза широко раскрыты.

Учитель Покажите Ваську, когда он вытащил рыбу.

Пантомимический этюд «Удивление»

Дети изображают кота: глаза широко раскрыты, брови подняты вверх, широко открыт рот.

Учитель (читает предложения 9— 17). Как вы думаете, лисичка с коровой очень хотели, чтобы Васька отдал им рыбу? Дети. Да, очень хотели.

Учитель. У кого нежнее и тоньше голос: у маленькой лисички или у большой коровы? Дети. У лисички.

Учитель. Правильно, у лисички-сестрички. Значит, она просила Ваську не громко, а...

Дети. Тихо, тонким голосом, нежно.

Учитель Попробуйте попросить Ваську, как лисичка и корова.

Дети выполняют задание педагога.

Читает предложение 18.)

Дети слушают отрывок из Concerto № 2 И.С. Баха.

Какое настроение передает музыка: грустное, веселое? Она быстрая или медленная?

Дети отвечают.

Что можно под нее делать: весело играть на полянке или плакать?

Дети. Плакать.

Учитель А в сказке было так. (Читает предложения 19— 21.) Ребята, шустрая лисичка бежит не тяжело, а... Дети. Легко.

Учитель. Не медленно,а... Дети. Быстро.

Учитель- большая корова идет не быстро, а... Дети. Медленно. Воспитатель. Не легко, а... Дети. Тяжело.

Учитель. Положите свои руки на стол и постучите пальчиками легко и быстро, когда бежит шустрая лисичка; медленно и тяжело, когда идет большая корова.


Упражнение па ритмизацию «Движения героев сказки»

Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют движения героев: легкие и быстрые движения пальцев — бежит щустрая лисичка, медленное и тяжелое постукивание — идет большая корона.

Учитель (читает предложение 22). Давайте встанем в круг и покажем, как шумела речка и как она успокоилась.

Сказкотерапия

(словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций)

1. Психогимнастика:

  • учить угадывать по выразительному исполнению движения героев (бежит лисичка, идет корова) их состояния (горе, голод, благодарность, удивление)',

  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (речка шумит, речка успокоилась).

2. Словесное комментирование:

  • довести до детей замысел сказки (поможешь другим, и тебе обязательно помогут);

  • подводить детей к совместному составлению словесных описании по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;

  • активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (хвост — хвостище, глаза — глазища, рыба — рыбища);

  • учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

Учитель (сначала рассказывает знакомую детям сказку «Кот Васька», затем обращается к ним). Ребята, чему учит эта сказка?

Дети. Поможешь другим, и тебе обязательно помогут. Васька был добрым и щедрым. Он отдал рыбу голодным деткам лисички и коровы. Когда коту захотелось кушать, корова и лисичка угостили сметанкой и ягодками.

Упражнение на активизацию лексики

Учитель. Кот Васька поймал не просто рыбу, а... Дети. Рыбищу.

Учитель. У нее не глаза, а... Дети. Глазища.

Учитель. У нее не хвост, а. .. Дети. Хвостище.

Дети. Васька гладит лапкой по животику, глаза грустные.

Данный опыт по использованию элементов сказкотерапии может быть применён в работе педагогов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу с детьми, так и рекомендован педагогам массовых групп детских дошкольных учреждений.


Библиографический список

1. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1965. — 318 с.

2. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. – 86 с.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

4. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования», изд. «Айрис-Пресс», «Арис-Дидактика», Москва ,2007 г. – 95 с.

5. Екжанова Е. А., Резникова Е. И. Основы интегрированного обучения: пособ. для вузов. М. : Дрофа, 2008. 286 с.

6. . Додокина, Н. В., Евдокимова, Е. С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3—7 лет. — М. : Мозаика- Синтез. 2008. — 64с.

7. Додокина, Н. В. Семейный театр в детском саду как средство развития воспитательного потенциала семьи. Автореферат [Электронный ресурс]. — Режим доступа :http//www dissercat.com/content/semeinyi- teatr- v-detskom- sadu- kak- sredstvorazvitiya-vospita.

8. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии – СПб.: “Речь”, 2006. – 286 с.

9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д.Практикум по сказкотерапии- СПб.: “Речь”, 2000. – 310 с.

10. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Тренинг по сказкотерапии/ О.Смирнова.Как рассказать ребёнку о временах года.– СПб.: “Речь”, 2006. – 176 с.

11. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя/ О.Н.Капшук –Изд.2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 213 с.

12. Лагутина, Н. Ф. Проблема взаимодействия современного детского сада и семьи / Вестник Московского городского педагогического университета. Серия. Педагогика и психология. — 2011 — № 3. — С.58—66 [Электронный ресурс]. — Режим доступа :http//www elibrary.ru/item.asp?id= 150956

13. Лебедева Л. Д. Арттерапевтические занятия в начальной школе // Образование.  2001. № 1. С. 116-127.

14. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н. [и др.] Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М. : Академия, 2001. 246 с.

15. Миляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. “Сказкотерапия в ДОУ и семье”-М.:ТЦ Сфера, 2010.– 152 с.

16. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 139-144.

17.Попова С.С.Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников./С.С.Попова//Молодой учёный.- 2011. -№1 – С. 221-224.

18. Романова, К. С. Трансформация семьи как социального института в условиях изменения государства и собственности / Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2010. — № 10. —С. 271—287 [Электронный ресурс]. — Режим доступа :http//www elibrary.ru/item.asp?id=16260206.

19. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии/ Под ред. Н. А. Сакович — СПб.: Речь, 2004.— 224

20. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Сергеева Наталья Юрьевна. Чебоксары, 2010. 43

21. Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.

22. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста – М.: “Просвещение”, 2003.

23. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей (пособие по диагностике речевых нарушений)/ под редакцией Г.В.Чиркиной. - «Аркти»,  Москва,  2003 г.- 240 с.

24.Уфимцева Л. П. Артпедагогика – лекарство от стресса // Первое сентября. 2006. № 23. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL:  [link]

25. Фыонг, Д. Л. Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга старших дошкольников. Автореф. дис.… канд. пед. наук / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — СПб., 2007. [Электронный ресурс]. — Режим доступа :http//www elibrary. u/item.asp?id=15837535