Обожествление природы. Древнерусский автор писал о язычниках: «Они всё богом называли: солнце и месяц, землю и воду, зверей и тварей». Действительно, для славян священное значение имели сам огонь, вода, земля («мать сыра земля»), воздух. Поклонялись они и священным деревьям (дубу, березе), камням и источникам. Сверхъестественными свойствами наделялись также животные: медведь, конь, волк, змея.
Огонь
Огонь почитался как одна из грозных сил природы, несущая одновременно добро и зло. Разжигая в печи огонь, хозяйка произносила особый заговор: «Встань царь-огонь! Царю-огню не иметь воли в моем доме, а иметь волю в одной вольной печи…» Пламя воспринималось как живое существо, требующее «еды» и «питья», а также бережного и уважительного отношения. Священный огонь славяне получали древним способом — с помощью трения одного сухого бревна о другое. Этот огонь наделялся особой очистительной силой. От него зажигали печи и лучины во всем селе. Разрушительной силой обладал огонь, возникший от удара молнии. Считалось, что его погасить водой невозможно. Его боялись и никогда не вносили в дом.
Мать сыра земля.
Чудесная способность земли каждый год покрываться растительностью, рождать хлеб и другие плоды, кормить людей и животных превращала ее в символ плодородия и материнства. В глазах язычника она была всеобщей матерью.Мать-земля требует к себе почтительного уважения. Весной, после посева, ее запрещалось копать и трогать до времени, запрещалось даже ходить по ней босиком. Считалось, что тот, кто бранится и ругается, обижает землю. Землей клялись на Руси. Отправляясь в далекий путь, брали с собой горсть родной земли.
Вода.
Вода была любимой природной стихией славян. У рек и водных источников они селились, устраивали свои святилища. У воды происходили игрища и гадания. Все славяне — и западные, и восточные, и южные — почитали воду во всех видах — в реках и озерах, в дожде и в колодце. Вода, также как земля и огонь, требовала уважительного отношения и жертвоприношений. Язычники понимали связь земных и небесных вод. Поэтому с заклинаниями о дожде обращались к земным источникам. Чтобы пошел плодородный дождь, они расчищали ключи и колодцы, углубляли русло реки. Для вызывания дождя в колодец бросали зерно, а чтобы дождь был крупным, бросали горох.
Дохристианских времен достигают также верования, связанные с «нечистой силой» и другими сверхъестественными явлениями, которые были способные своими действиями нанести вред (ведьмы, вурдалаки, упыри).
Значительное место в славянской мифологии занимали лесные и водные существа в виде привлекательных женщин, а именно: русалки, мавки. По рассказам, они помогали людям, предохраняли их, но нередко приносили и несчастье. Чтобы избавиться от них, крестьяне часто использовали разные магические оберегательные действия. Так, например, гуцулы в течение жизни носили с собой чеснок.
Продолжительное время сохранялось верование в связь земного и потустороннего; в волшебников - лиц, наделенных чрезвычайными качествами, способных бороться с нечистой силой»