[pic]
Характер ребенка развивается
не просто под влиянием среды,
а в зависимости от того, как сложились
отношения ребенка со средой,
как он действует в своей среде,
чем он в ней интересуется…
Г. А. Фортунатов
Пояснительная записка
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
· развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
· осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
· создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
· обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.
Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Истоки Возрождения – уникальный учебно-методический комплекс. Он развивает приоритеты образования и общества в целом.
Задачи курса – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Программа «Истоки » оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу.
Образовывать – значит, как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе «образ Божий», личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны.
Курс «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы
составляет социокультурный подход к содержанию образования.
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.
Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеурочной деятельности.
Содержательной целью курса «Истоки возрождения»является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
· освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
· оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
· личностное осмысление отношения к ближайшему природному
и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
· развитие мотивации к саморазвитию.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью.
Программа представляет собой межпредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания — истоки , и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.
Возникающие в процессе развития содержания образования вопросы о приоритете тех или иных национальных или общечеловеческих ценностей в принципе недопустимы, так как провоцируют их противопоставление, исходят из их несовместимости. Наиболее убедительным представляется подход, согласно которому в становлении личности россиянина любой этнической принадлежности должен возникнуть органический сплав национальных и общечеловеческих ценностей. Опасно как отождествление этих ценностей, так и их противопоставление. Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной
и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.
Содержание программы: Программа курса «Истоки возрождения» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.
В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного подхода к истокам в образовании:
1. Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе социокультурных принципов;
2. Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»;
3. Развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций с целью достижения значимых социокультурных результатов.
Активная форма воспитательного процесса позволяет развивать у учителей, учащихся и родителей управленческие способности:
– структурировать время;
– анализировать информацию и осуществлять выбор с целью самоутверждения;
– стратегически мыслить;
– определять основу (стержень) личностного развития;
– воспринимать значимые социокультурные результаты;
– своевременно действовать с целью достижения конкретных результатов;
– аккумулировать ресурс успеха как ситуационный, так и стратегический;
коммуникационные навыки:
– общения на едином аналоговом уровне (освоение первых элементов);
– присоединения;
– толерантности;
– развития единого контекста в группе;
– развития целостного восприятия (смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать партнеров по общению).
Главными целями программы являются:
1. Присоединение учащихся и их семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям.
2. Активное освоение социокультурных категорий.
3. Развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления, управленческих и коммуникационных способностей. Развитие мотивации учащихся к самосовершенствованию и самоутверждению. Создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.
Программа предусматривает 4 раздела обучения:
1. Мир. Слово. Образ. Книга.
2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
3. Вера. Надежда. Любовь. София.
4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.
В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней.
В третьем классе основной акцент переносится на
истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные
и душевные начала.
В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов Тульской области и России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с содержательными линиями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих. Реализуя задачи развития культуры здоровья учащихся, программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:
· формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;
· укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
· привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования;
· раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка, ориентация его на путь самосовершенствования.
Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию, так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении — слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Разумеется, изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической, социально-правовой и другим содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение.
Во втором классе усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию, не закрывая всех остальных связей.
В третьем классе доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии.
В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы, и , следовательно, актуализируются все содержательные линии.
Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл.
Начинает первый класс тема «Мир», которая помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры Тульской области, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта.
Тема 2 «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным – «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы.
Третья тема первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания
и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Тема наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ».
Содержательное наполнение данной темы может варьироваться в зависимости от запросов семьи и детей, национальных традиций субрегиона, в котором находится ОУ, на основе обращения к тем образам культуры, которые отражают светлые, духовно возвышающие устремления человека.
Книга традиционно является основным средством образования в школе. Четвертая тема позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить
и быть любима, наказывать и одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться к тем великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.
Социокультурные ценности-категории «Слово», «Образ», «Книга» выступают особо значимыми средствами духовно-нравственного
и шире социокультурного познания ребенка, что отвечает информационно-методологической и культурно-исторической содержательным линиям, в единстве и целостности их взаимосвязей с другими линиями.
«Слово», «Образ» и «Книга» соотносимы с категорией «информация», поскольку сегодня ребенок с раннего детства опосредованно сталкивается с различными ее источниками. Обращение к метапонятию «Информация» вызвано стремительным процессом становления постиндустриальной цивилизации и необходимости защиты духовного мира ребенка от манипулирования с помощью мощных средств медиакультуры, опирающихся на информационные технологии. «Информация» выступает для ребенка как ценность-проблема, позволяющая увидеть многообразный мир сообщений людей друг другу о своих состояниях, намерениях, предпочтениях. Через переживание ценностной значимости информации ребенок выходит на различение ее источников как заслуживающих доверия
и опасных, разъединенных с миром человеческих ценностей.
Главными целями курса в 1-м классе являются:
Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
Развитие целостного восприятия, способности чувствовать
и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.
Во втором классе учебный курс «Истоки » начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет
и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
По итогам первого года обучения по курсу «Истоки возрождения» учащиеся:
— осваивают первичные базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги.
Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.
А также:
— раскрывают их смысл в соответствии с контекстом употребления;
— умеют правильно применять в своей речи.
Главными целями курса во 2-м классе являются:
Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, культуры Тульской области к истокам духовных ценностей и образа жизни;
Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика
и его семьи, направляемых учителем;
Через развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенности в том, что мир вокруг нас не является чужим, ибо переживание отчужденности ведет его к отчужденности от своих истоков, непониманию их;
Содействие идентификации учащихся с культурой родного края как основой становления гражданственности и патриотизма.
Несмотря на то, что программа включает в себя ведущие понятия
и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений
и ценностного освоения их учеником. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.
Раздел, связанный с родным краем, может быть наполнен разнообразным вариативным содержанием в зависимости от непосредственного социокультурного окружения, в котором живет ребенок, с которым сталкивается в процессе жизнедеятельности, предпочтений семьи
и самого учителя. Это особенно относится к теме «Труд души». При этом обязательным является рассмотрение с детьми внутреннего духовного усилия как важнейшего труда человека, который он должен осуществлять в течение всей сознательной жизни — «не позволяй душе лениться».
По итогам второго года обучения учащиеся:
— осваивают следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Горы. Дорога. Путь. Река. Море. Озеро. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Сказка. Песня. Информация. Праздник. Храм. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля, Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Терпение. Преображение.
Новосибирская область. Природа Новосибирской области.
А также:
— раскрывают их смысл в соответствии с контекстом употребления;
— умеют правильно использовать в своей речи;
— использовать их при организации самостоятельных видов деятельности.
Главными целями курса в 3 классе являются:
· освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека.
· актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека, через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи.
· содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.
· становление позитивных базисных ценностных установок личности (обогащение своего социокультурного опыта в сфере социальных отношений, в области истории, права, экологии, здорового образа жизни
и саморазвития).
Базовое содержание курса «Истоки возрождения» в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», которые позволяют познать Внутренний мир человека. Как
и в предыдущем классе содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своем внутреннем мире и первом духовном опыте.
По итогам третьего года обучения учащиеся:
— осваивают следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность.
Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека.
Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.
А также:
— исходя из контекста понимают смысл их употребления и корректно используют в своей речи;
— опираются на них в своей деятельности и общении.
Главными целями курса в 4 классе являются:
Концепт четвертого класса призван:
· суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ
» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей.
Смысловым центром программы в четвертом классе служат традиции как важный механизм передачи ценностей новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Детям важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем их мире.
По итогам четвертого года обучения учащиеся:
— осваивают систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.
Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать — хранительница очага.
Мир — Вселенная, мир — сообщество, мир — согласие. Отечество. Щит и меч.
Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.
Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза. Традиции моей страны. Память народа. Человек, Традиции дела и служения. Гражданин. Забота о Родном Крае — долг гражданина. Законы и нормы. Ответственность. Россияне. Праздники Отечества. Государственные, национальные и народные праздники. Символы Отечества. Гимн. Герб. Флаг. Памятный Знак. Символ. Памятные места. Святыни. Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Традиции народов Новосибирской области по сохранению духовного и физического здоровья. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Чувство Родины.
А также:
— истолковывают их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
— используют при создании первой авторской Книги;
— опираются на них в организации и оценке своей деятельности и общения;
— применяют их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.
Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:
· межличностные отношения (ребенок — ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
· ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:
· изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
· изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
· обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.
Ожидаемые результаты:
формирование системы духовно-нравственных ценностей;
развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
расширение кругозора и словарного запаса.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Первый класс
Тема «Мир» (12 часов)
МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. Семья. Школа. Класс. Мир вокруг нас. Мир, в котором мы живем, — мир людей. Красота мира. Красота человека – духовная (внутренняя) и внешняя.
МИР ПРИРОДЫ. Красота природы. Царства живой и неживой природы. Стихии природы: земля, вода, воздух, огонь. Земля-кормилица. Огонь – благо и опасность. Священный огонь. Вода — источник жизни. Небо, светила, звезды. Путеводная звезда.
АЗБУКА ИСТОКОВ ЗДОРОВЬЯ. Единство здоровья духовного
и физического. Народные представления о богатыре: сила, доброта, справедливость. Былинные и сказочные богатыри. Как сохранить здоровье.
Тема «Слово» (10 часов)
Первое слово – исток речи. Общение через слово. Драгоценный дар Слова. Слово как ценность. МИР– глубина смысла в русском языке. Родной язык выражает социокультурный опыт народа. Богатство и красота родной речи в созвучии с сердцем ребенка. Какое первое слово я дарю всем людям.
ДОБРОЕ СЛОВО– исток радости. Какие слова душу радуют. Азбука волшебных слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, будьте здоровы…
Слова приветствия: «Доброе утро», «Добрый день». Смысл жизни — делать добро. Почему добро побеждает зло?
ЧЕСТНОЕ СЛОВО— основа крепкой дружбы. Верность слову. Верный друг. Честь. Почему важно беречь честь смолоду?
СВЯТОЕ СЛОВО– исток мира. Святое слово несет веру, надежду, любовь. Бережное отношение к слову. Родина – святое слово для каждого. Какие слова являются святыми для вас?
СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Родители — самые близкие люди. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях. Доброе Слово о родителях — основа порядочности человека.
Тема «Образ» (5 часов)
РОДНИК— начало жизни. Реки, озера моего края. Русские сказки о живой
и мертвой воде. Почему люди берегут источники воды? Святой источник
и Святая вода.
ПЕРВЫЙ ОБРАЗ– исток видимого. Первый образ, увиденный человеком. Не все увиденное есть Образ. Безобразное (безобразное). Сказочный образ. Слово Образа. Светлый образ. Солнце – исток света
и тепла. Образ Солнца в сказках. Светлый путь. Образ матери. Образ отца. Благодатный образ. Образ Родины.
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА. Человек-труженик, творец. Защитник, богатырь, герой. Человечность. Духовный образ человека. Образ человека
и его имя. Образование – путь по достижению Образа человека.
Тема «Книга» (6 часов)
КНИГА– семья Слова и Образа. Как Книга передает Слово и Образ? Согласие Слова и Образа. Любимая Книга. Любимые Образы и Слова.
ПЕРВАЯ КНИГА. Первая прочитанная книга. Первая услышанная сказка. «Мои Истоки » — первая авторская Книга. Какие Образы и Слова ты хотел бы в ней передать. Кому ты хотел бы посвятить свою книгу.
ЖИВАЯ КНИГА. Живое Слово Книги. Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание. Любимые стихи и сказки. Какую сказку ты рассказал бы всем детям?
МИР КНИГИ. В книге сосредоточена мудрость народа. Торжество Света
и Добра. Вечные и великие книги. Свет учения. Выбор книги, книжные открытия. Чтение как ценность.
1 класс
АЗБУКА ИСТОКОВ
«ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»
МИР СЛОВО
ОБРАЗ
КНИГА
Родители
Слово
Родник
Книга
Мир и лад
Золотое сердечко
Образ Родины
Книга книг
Истоки и школа
Доброе слово
Образ защитника Отечества
Живое слово книги
Дар
Честное слово
Образ праздника
Первая книга
Истоки и радуга
Слово о родителях
Мир книги
Сказки А.С. Пушкина
Святое слово
Родной край
Жизнь
Щит и герб
Илья Муромец
Второй класс
Тема «Родной очаг» (9 часов)
ИМЯ.Как выбирается имя и что оно означает. Именины. Почему нужно дорожить своим именем. Имена твоих родных и друзей.
СЕМЬЯ— мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие
и почитание родителей — основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье. Дружная семья.
РОД— люди, происходящие от одного предка. Род — твоя связь с прошлым
и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ— территория семьи, мир вещей. Мир дома. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне. Родная деревня.
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Здания. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков. Милосердие к незнакомым людям. Родной город. Столица.
Тема «Родные просторы» (9 часов)
РОДНОЙ КРАЙ– край, где родился и вырос. Богатство и красота природы Тульской области. Животные и растения Тульской области. Мир человека и мир природы — их единство. Бережное отношение ко всему живому — обязанность человека.
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива — творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются физическая сила и сила духа человека. Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку. Дары природы. В чем красота леса. Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья и древо жизни человека.
РЕКА.О чем говорят названия рек. Как река служит человеку. В чем красота реки и ее берегов. Течение реки и ход времени.
ГОРЫ. Мир гор. Подземные кладовые Новосибирской области. Стихия камня. Горный мир.
МОРЕ- ОКЕАН. Как море (озеро) служит человеку. В чем красота моря (озера). Море — конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Мореходы.
ПУТЬ- ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Тема «Труд земной» (8 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Мать-Земля в народных сказках. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Земледелие в Новосибирской области. Мой земледельческий опыт.
Времена года. Народный календарь. Весна — ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком. Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщиныи дети. Какие праздники связаны с животными. Какие животные живут в твоем доме.
ТКАЧИХИ- РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы
и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают. Народные костюмы. Шитье. Красота одежды.
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева. Как рубили дом. Почему предпочитали деревянные изделия. Артель. Плотницкое дело учит добросовестности.
ЛЮДИ Тульской области. Мир народов области. Основные профессии. Династия, поколение.
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит. Ярмарка — народный праздник и живая газета. Современные ярмарки. Торговля соединяет страны и людей.
Тема «Труд души» (9 часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово священной книги Библии. Чистота слов
и речи. СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает. Сказочник. В сказке живет житейская мудрость. Сказка — ложь, да в ней намек…
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. ПЕСНЯ — ДУША народа. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Песня колыбельная, задушевная, лирическая. Частушка.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют — труд души. Главные праздники года. Праздники моего народа. Православные праздники. Народные игры.
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание. Строение Храма. Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей. Храм в душе человека. Дорога к Храму. Храмы новосибирской области.
КНИГА. Книга рукописная, книга печатная. Книга электронная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги. Священные книги. Летописи. Учебники – ступеньки восхождения к знанию.
МИР ИНФОРМАЦИИ. Информация как сообщение людей друг другу о своих мыслях, состояниях. Информация вокруг нас. Источники информации (слово, книга, кино, компьютер; СМИ: телевидение, радио, газета, журнал; реклама и др.).
МИР ТВОРЧЕСТВА. Народное творчество (фольклор, ремесла). Духовно-нравственные традиции народной культуры. Умей строить мир в душе.
2 класс
РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ.
ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ.
РОДНОЙ ОЧАГ РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ
Имя
Нива и поле
Семья
Лес
Род
Река
Дом
Море-океан
Деревня
Путь-дорога
Город
ТРУД ЗЕМНОЙ
ТРУД ДУШИ
Сев и жатва
Слово
Братья меньшие
Сказка
Ткачихи-рукодельницы
Песня
Мастера-плотники
Праздник
Кузнецы-умельцы
Книга
Ярмарка
Икона
Храм
Третий класс
Тема «Вера» (9 часов)
ВЕРА. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело — к вере.
ВЕРНОСТЬ— преданность и надежность. Верность — знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает — жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правила.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело
и скромность. Честь и хвала — награда за доблесть, похвала мудрости
и поклон добродетели.
Тема «Надежда» (8 часов)
НАДЕЖДА— стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду
и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние.
СОГЛАСИЕ — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир
и согласие добрую надежду рождают. Несогласие, собственное мнение
и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ— умение стойко переносить испытания
и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову
и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ— доверие доброму опыту
и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).
Тема «Любовь» (9 часов)
ЛЮБОВЬ— сердечная привязанность. Любовь — добро. Любовь — единство. Любовь — дружба. Святая любовь. Любовь — созидательный труд души и тела.
ДРУЖБА.Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей — условие дружбы и мира. Уважение к человеку.
МИЛОСЕРДИЕ— милость в сердце. Милосердие через слово
и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам
и нетерпимым к злу. Где гнев — там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.
ДОБРОТА.Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ— чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
Тема «Мудрость» (9 часов)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума — беда. Где ума не хватит — спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение — труд.
ИСТИНА— не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Истина и правда.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ .Слепая вера противна рассудку. Знание — плод учения, а истина — любви и правды. Мудрость и мудрецы. Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему Вера, Надежда и Любовь — родные сестры.
ЛАД. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей (соборность). Мир — благочестие в отношениях. Вечный мир — мечта людей. Лада, ладушки.
МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Творчество как саморазвитие. Путь к себе. Учение как творчество и путь саморазвития. Как научиться сотрудничать.
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний мир человека проявляется. Как люди узнают о внутреннем мире друг друга. Мир да согласие. Мир как согласие. Служение Отечеству, Смелость, Упорство, Отвага, Смекалка, Ответственность.
ИСТОКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Поступки нравственные
и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность, преодоление трудностей. Здоровье и красота (в здоровом теле – здоровый дух).
Народные традиции здорового образа жизни – питание (пост), движение (игры), чистоплотность (баня), чистота помыслов.
3 класс
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ
ВЕРА НАДЕЖДА
ЛЮБОВЬ
СОФИЯ
Вера
Надежда
Любовь
Ум да разум
Верность
Согласие
Милосердие
Истина
Правда
Терпение
Доброта
Знания и мудрость
Честь
Послушание
Раскаяние
Вера, Надежда
и Любовь –
родные сестры
Четвертый класс
Введение (1 час)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи
и общества? Традиции, обычаи, права
и обязанности.
Тема «Родные образы» (16 часов)
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме
и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать — хранительница очага. Отечество. Родина-мать. Мир — Вселенная, мир — сообщество, мир — согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит
и меч как символ миролюбия и справедливой кары.
ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце человека. Праведники и мудрецы — носители традиций Веры, Надежды и Любви. Образы спасения в народной культуре
и традициях. Смыслы символов в храмостроительстве и искусстве, их виды. Символы растений и животных в орнаменте. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.
СВЯТЫЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Гимн, герб
и флаг — святыни Родины. Памятные знаки. Геральдика. Почитание святынь. Святыни России. Особо памятные места родного края.
ОБРАЗЫ МУДРОСТИ И СВЕТА. Единение, любовь и согласие. Красота образа.
Тема «Умелые Дела» (18 часов)
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ .Крестьяне, ремесленники и купцы — труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи — традиционные трудовые сообщества. Современные трудовые сообщества. Современные профессии. Трудовые династии.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ.
4 класс
Традиции отечества
ТРАДИЦИИ
ОБРАЗА ТРАДИЦИИ
СЛОВА
ТРАДИЦИИ
ДЕЛА
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА
Первые образы
Священные слова
Труд
Гулять всем
миром
Священные образы
Сердечные слова
Служение
Светлые образы
Честные слова
Творчество
Радоваться всей семьей
Традиции праведного дела
Помнить всем
Отечеством
Молиться всей
Церковью
Потрудиться душой
Учебно- тематический план и содержание учебно-воспитательного курса « Истоки возрождения»
п\ Тема занятия
Планируемые результаты
Основные
понятия
Метапредметные и личностны
е результаты
Страницы учебника, тетр
Дата пров.
Тематический блок «Родной очаг» (18 часов)
1.
Введение Истоки -начало.
Знакомство с учебником, рабочими тетрадями, символами «И стоков»
Личностные: -положительное
отношение к освоению
содержания предмета «Истоки
возрождения
Регулятивные: - принимать
алгоритм выполнения учебной
задачи;
Познавательные: -читать тексты,
понимать их содержание;
Коммуникативные: -реализовы
вать потребность в общении со
сверстниками
Учс. 3-4, 3.09
2-
3.
Имя. Как выбирают имя и что оно обозначает.
Почему нужно дорожить своим именем.
Регулятивные:
Менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи
Уч7-8 , 8.09
Т. 5
10.09
4-
5
6
Семья. Основа семьи. Фамилия.
Семья. Основа семьи. Фамилия.
Семья. Основа семьи. Фамилия.
Семья – мир самых близких друзей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей- основа семьи.
Личностные:
-начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах (семья, родители)
Коммуникативные:
Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией
Уч9-12; 15.09
Т.7-8
17.09
22.09
7-
8-
9.
Род. Люди происходят от одного предка.
Родители. Почитание родителей. Семейные традиции.
Родина. Родня. Родствен-ные отношения.
Род- люди, происходящие от родного предка. Род- твоя связь с прошлым и будущим.
Поколения и родственники.
Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
Личностные;
- начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина)
Уч13-16; 24.09
Т.9-11
29.09
1.10
10-
11-
12
Дом. Порядок. Уклад, ритм дома. Семейные реликвии.
дома. Семейные реликвии
Территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни.
Личностные;
- начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина)
Уч17-19; 6.10
Т13-15 8.10
13.10
13-
14-
15.
Деревня. Земледельцы. Трудолюбие.
Деревня. Земледельцы. Трудолюбие
Деревня. Земледельцы. Трудолюбие
Земледелие. О чём рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
Личностные:
-начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других)
Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий;
Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом
Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.
УЧ20-22; 15.10
Т16-18;
20.10
22.10
16-
17.
Город. Город-труженик. Щит Отечества. Хранители культуры.
Город – щит Отечества, умелец и труженик. Город – твердыня веры. Город – хранитель культуры.
Личностные;
- начальные представления о нравственных понятиях (семья, родители, ответственность за родителей, малая родина)
Уч23-26; 27.10
Т19-20; 29.10
18-
Обобщающий урок по теме «Родной очаг»
Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг.
Личностные:
-начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других)
Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий;
Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом
Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.
3.11
19-
20.
21.
Часть 2.
_____________
Нива и поле. Труд земной и труд души на ниве.
Тематический блок «Родные просторы» 12 ч
________________________________________
Труд земной и труд души на ниве . « НИВА – БОЖЬЯ ЛАДОНЬ»
________________________________________________
Познавательные :
Формулировать несложные выводы.
Личностные:
Любовь к родному дому, малой Родине
___________
Уч29-32; 12.11
Т22-24; 17.11
19.11
22-
23.
Лес. Дерево жизни. Дары леса.
Как лес служит человеку? Дары природы. В чём красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья, напоминающие дерево жизни.
Регулятивные:
Выполнять учебные действия и оценивать их
Уч33-37; 24.11
Т25-26; 26.11
24-
25.
Река. Истоки, жизнь и нрав реки. Ручей-река-море-океан.
О чём говорят названия рек? Как реки служат человеку? В чём красота реки и её берегов?
Течение реки и ход времени. Вода живая, мёртвая и святая. Жизнь реки и человека.
Познавательные :
Формулировать несложные выводы.
Личностные:
Любовь к родному дому, малой Родине
Уч38- 41; 1.12
Т27-28; 3.12
26-
27-
28.
Море-океан. Мореходы. Соловки- северная святыня.
Море-океан. Мореходы. Соловки- северная святыня
Как море служит человеку? В чём красота моря? Море- конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
Личностные:
-начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других)
Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий;
Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом
Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.
Уч42-44; 8.12
Т29-30; 10.12
15.12
29
30.
Путь-дорога. Путники. Па-ломники. Гостеприимство.
Путь-дорога. Путники. Па-ломники. Гостеприимство
Дороги родных просторов. Путники. Чему учила путников дорога?
Познавательные :
Формулировать несложные выводы.
Личностные:
Любовь к родному дому, малой Родине
Уч45-48
17.12
Т33-35
22.12
31.
Обобщающий урок по теме
«Родные просторы»
Познавательные :
Формулировать несложные выводы.
Личностные:
Любовь к родному дому, малой Родине
24.12
32-
33.
34.
_____________
Сев и жатва. Разлуки и встречи. Труд земной.
Сев и жатва. Разлуки и встречи. Труд земной.
Часть 3. Тематический блок «Труд земной»-18ч
__________________________________________
Земля родная – кормилица для человека.
« Хочешь есть калачи- не сиди на печи»
«Хлеб – всему голова»
__________________________________________________
Регулятивные:
Корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла
Коммуникативные: воспринимать мнение собеседников
___________
Уч51-5 24.12
Т5-6(2ч)
т7 (2ч); 29.12
14.01
35-
36.
_
37-
38-
39.
Братья меньшие. Домаш-ние животные.
____________
Ткачихи-рукодельницы. Женский труд.
Социокультурное наполнение категории
« Братья наши меньшие»
________________________________________
Как рубашка в поле выросла?
Чему учит человека труд пряхи и ткачихи?
Познавательные :
Формулировать несложные выводы.
Личностные:
Любовь к родному дому, малой Родине, природе
Регулятивные:
Корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла
Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками
Уч. 56-59
Т.9-10; 19.01
21.01
__________
Уч. 60-64
Т11-12;26.01
Т13-14 28.01
2.02
40-
41-
42.
Мастера-плотники.
Инструменты плотника.
Социокультурное наполнение категории
«Мастера-плотники».
Терпение. Сноровка. Инструменты плотника.
Личностные:
-начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других)
Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий;
Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом
Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.
Уч65-69
Т15-17; 4.02
9.02
18.02
43.
44-
45
Кузнецы-умельцы. Горн. мечи, молот.
Кузнецы-умельцы. Народ- ная сила и ловкость.
Социокультурное наполнение категории
«Кузнецы». Горн. Мечи. Молот. Народная сила и ловкость.
Регулятивные:
Выполнять учебные действия и оценивать их
Уч70-72
Т18-21;25.02
2.03
4.03
46-
47-
48.
Ярмарка. Купец. Товар. Част ная торговля.
Купец. Товар. Торг. Честная торговля.
Коммуникативные: воспринимать мнение собеседников
У73-76; 9.03
Т22 11.03
16.03
49
Обобщающий урок
«Труд земной»
Коммуникативные: воспринимать мнение собеседников
18.03
Часть 4. Тематический блок «Труд души» (20 часов)
50.
51.
52.
Слово. Мудрое слово. Слово покаяния.
Слово. Мудрое слово.
Слово покаяния.
Слово. Мудрое слово. Слово покаяния.
Мои добрые Слова и дела. Первый образ, который я дарю людям.
От разума – умные, меткие слова.
От сердца – добрые и задушевные слова.
От духа – слова покаяния, прощения, молитвы.
Личностные:
-начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других)
Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий;
Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом
Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.
У 79-8221.03
Т23-25
23.03
1.04
53-
54-
55.
Сказка. Сказочное слово. Житейская мудрость.
Слово сказочное – мудрый и добрый спутник на дороге жизни.
Регулятивные:
Выполнять учебные действия и оценивать их
Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками
Уч83-87
Т26-27 6.04
8.04
13.04
56-
57-
58.
Песня. Народные песни. Духовные песнопения.
Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева) Какие песни мы знаем?
Регулятивные:
Выполнять учебные действия и оценивать их
Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками
Уч88-91
Т28; 15.04
20.04
22.04
59-
60-
61.
Праздник. Смысл праздника.
В каждом празднике живёт своё Слово.
Праздник – это день, когда мы радуемся, миримся, благодарим, вспоминаем . Это день, когда душа трудится в радости.
Личностные:
Стремление к успешности учебной деятельности
Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками
Уч92-96
т29; 27.04
29.04
4.05
62-
63-
64
Книга. Книга книг – библия.
Книга. Книга книг – библия.
Книга. Книга книг – библия.
Читать книгу – значит сердцем воспринимать всё, о чём пишет автор.
В мудром книжном слове живёт большая сила.
Чтение – сердечный дар.
Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.
Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.
Регулятивные:
Выполнять учебные действия и оценивать их
Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками
Личностные:
Стремление к успешности учебной деятельности
Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками
Уч97-100
Т31; 6.05
11.05
13.05
65-
66
Икона. Лампада. Красный угол.
Икона. Лампада. Красный угол.
Икона – это Слово в образах.
Личностные:
Стремление к успешности учебной деятельности
Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками
Уч101-104
Т32-33;18.05
20.05
67
68.
Храм – дом божий. Слово в образе.
Обобщающий урок за год.
Тысячи лет люди ходят в храм. Идут страждущие и плачущие – и там утешаются.
Идут растерявшиеся – и там получают наставление.
Идут провинившиеся - и получают прощение.
Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.
Храмы нужно беречь. Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.
Личностные: -начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в текстах ( малая родина, ответственность за родных, забота о других)
Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения действий;
Познавательные: проводить аналогии между изучаемым текстом и собственным опытом
Коммуникативные: реализовывать потребность в общении со сверстниками.
УЧ105-109
Т34-35;
25.05
27.05
Список литературы:
1. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, . – 2007 г. - 96 с.
2. Истоковедение. Том 5. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2007. - 208 с
3. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с. М.: Технологическая школа бизнеса. 2002.
5. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
6. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
7. Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр. 2001.