Общеобразовательная адаптированная рабочая программа
учебного курса «Литература»
Уровень образования: VII-Х класс
Срок освоения: 4 года
Разработчик рабочей программы: Исламова Р.Ф. - учитель русского языка и литературы (первая квалификационная категория)
Год составления рабочей программы: 2016
Пояснительная записка
Основными документами для разработки рабочей программы являются:
государственный образовательный стандарт основного общего образования (федеральный и национально-региональный компонент), 2004 год;
региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, который содержит распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям;
федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
локальный акт «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов по образовательному учреждению».
Настоящая рабочая программа разработана на основе указанных выше документов.
Стандарт ориентирован на воспитание учащегося — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Данное планирование адаптировано к психическим и физическим особенностям учащихся с ЗПР (7 вида), с недостаточным развитием высших психических функций: внимания, памяти, мышления. У детей данной группы проявляется повышенная утомляемость, слабая концентрация внимания, снижена память. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена. Психическая незрелость проявляется в примитивности, поверхности эмоциональных реакций, сниженной мотивации достижения, несамостоятельности, внушаемости.
Обучение таких детей в обычном классе общеобразовательной школы бесперспективно. Им нужна систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка в социальных условиях обучения. Серьезные ограничения в социально - личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической поддержке.
В связи с этим нужна адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать:
- учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, дополнительные наводящие вопросы;
- наглядность - картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические мелодии, карточки-помощницы, которые составляют в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
- приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
- помощь в выполнении определенных операций; образцы решения упражнений;
- поэтапная проверка упражнений.
Особое внимание следует уделять обучению образца: целенаправленное рассмотрение с вычислением существенных признаков, умение ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех необходимых его признаков.
Следует уделять внимание обучению действию по словесному образцу, которое нужно начинать с объяснения основной функции образца, а затем- с помощью его вычленения из текста. Им нужно показать, что образец или написан, или выделен жирным шрифтом. Сначала по образцу выполняем упражнение с одним заданием, а затем постепенно вводим образец в упражнениях с несколькими заданиями.
Настоящий календарно-тематический план разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и на основе следующей программы основного общего образования по литературе: Программа по литературе для 7 класса / авт.-сост. С.А. Зинин // Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Авторы предлагают для реализации задач литературного образования в 7- 9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко – литературного материала в 10, 11, 12 классах.
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие , развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным культурным кодом, без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента образовательного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода учебного материала.
Для реализации задач литературного образования в 7-10 классах предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса с «выходом на линейное рассмотрение историко- литературного материала в 9, 10, 11 классах. Выбор обусловлен тем обстоятельством, что в новой структуре образования 10 класс является выпускным и, исходя из обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, школьники должны получить представление об историко- литературном процессе, в том числе на основе постижения системных понятий и категорий.
Прежде всего это само понятие «литературный процесс» и его структурообразующие содержательные элементы: литературное направление, стиль писателя, стиль эпохи, народность, историзм, традиции, новаторство и др.
В содержании новых программ для 9-10 классов входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины 20 века включительно. Это и многие другие обстоятельства выделяют проблему 9-10 классов как одну из самых актуальных.
Решение проблемы представляется оптимально возможным при таком варианте, когда, начиная с 5-го класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы 20 века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко- литературном процессе. Вводя с 5 класса произведения определенных эстетических периодов и систем, учитель имеет возможность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе - о романтизме, чтобы в 9-10 классах сосредоточиться на основной эстетической проблеме- развитии реализма.
Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем детстве- важный пример для школьника, проникающегося уважением и любовью к автору полюбившихся рассказов, повестей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенности его личности. В программе и учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, его отношением к искусству, творчеству, людям.
В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 10 класс, как правило, последовательно даются сведения о детстве (5 класс), годах учения( 6 класс), ( образе писателя ( 7класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии ( 9-10 классы). При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из классов, приводятся материалы и сведения, которые помогают школьникам лучше представить себе писателя, приблизить к себе образ автора.
Задачи курса:
Воспитательные:
- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений- умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомметировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Развивающие:
развивать кругозор и словарный запас учащихся;
развивать представления на основе предварительного наблюдения объекта, восприятия графического образа и его словесного обозначения;
корригировать навыки самостоятельной работы с учебником;
корригировать и развивать коммуникативные навыки учащихся;
развивать творческое воображение, логическое мышление;
обучение свободному изложению текста на основе алгоритма;
развитие мыслительных операций: логики, памяти
Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.
Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьёзное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и учебниках.
В конце программы для каждого класса основной школы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.
Известно, что школьники 5-8 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения равнозначимы как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника.
На новой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 7 и 8 классов. К этому возрасту многое меняется в подростках, особенно если речь идет об умениях и навыках. К 7 классу значительно более верными становятся различные виды пересказов произведений, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, создавать собственный текст и пр.
В связи с этим в 7-8 классах на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.
8 класс как бы подытоживает знания, умения и навыки и позволяет творчески осмысливать художественное произведение, более полно определять особенности творчества писателя. В 9-10 классах делается упор на усвоение материала курса в историко- литературном аспекте. Учащиеся к этому времени учатся осмыслять не только отдельное художественное произведение, но постигать наиболее существенные стороны литературного процесса, видеть творчество писателя в историко- литературном контексте. В связи с этим вводятся системные понятия и категории: литературный процесс, литературные направления, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя и т.д.
Отбор произведений художественно совершенных с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающих духовный рост личности, предполагает тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения на протяжении всего курса обучения, от 5 до 10 класса включительно. Основной диалог школьник призван вести в смоделированном учителем художественном пространстве: книга- писатель.
Произведение литературы должно строиться на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников, поэтому в программу включен материал о возможных формах внеурочной деятельности школьников. Безусловно, это лишь некоторый ориентир для учителя, который, во-первых, волен избрать иной принцип и подход к данному вопросу, а во- вторых, вполне может либо проводить указанные творческие дела в той системе, которая предложена, либо разработать свою программу, основанную на личном опыте и видении проблемы.
Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о книге, о её роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Понимая необходимость приобщения школьников к чтению и к книге в современных условиях, авторы учебника сочли возможным показать на примерах из жизни выдающихся писателей, какую роль сыграла книга в их духовных и художественных исканиях и чем питался их особый интерес к чтению и к книге.
В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.
Для 7 класса должно стать доминантным понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя.
Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей.
В центре курса 9-10 классов- подведение итогов работы по литературе в 5- 8 классах и усвоение основ историко-литературного процесса в русской культуре. В 9-10 классах введены разделы, включающие произведения от древнерусской литературы до второй половины 20 века.
Важнейшими умениями в 7- 10 классах являются следующее:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения ( сказка, стихотворение, глава повести и пр.)
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
-умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя , портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Из базовых эстетических понятий и категорий, необходимых для всестороннего постижения авторского замысла и идеи художественного произведения ( характеристика текста в единстве формы и содержания), школьники по завершении 10 класса должны усвоить и уметь пользоваться следующими терминами и темами:
1.
Искусство. Книга как явление культуры и искусства.
Миф как явление эстетическое. Мифы народов мира.
Фольклор. Виды и формы фольклора. Структура фольклорного текста. Структура волшебной сказки. Варианты текстов сказки. Сказители. Собиратели и исследователи фольклора.
2.
Художественная речь. Средства изобразительности (выразительности речи).Интонация. Многозначность слова. Ассоциативное восприятие ( книга- писатель- читатель ).
Система образов. Образы центральные и второстепенные.
Образ - персонаж - герой- тип. Образ-персонаж, образ-пейзаж, образы животных. Герой - лирический герой. Портрет. Коллективный портрет.
3 .Литературные роды ( эпос, лирика, драма) и жанры.
Поэтическая речь как художественная система.
Эпос. Жанры эпоса( эпические жанры фольклора: рассказ, повесть, роман). Тематика и проблематика. Сюжет, фабула, композиция в эпическом произведении. Система образов.Язык. Разнообразие лексических пластов.Авторский замысел и художественная идея.
Лирика. Жанры лирических произведений. Жанровое образование( лирическое стихотворение).Строгие формы лирических стихотворений (сонет).Тема и мотив. Строфа. Стопа. Метр и ритм. Рифма. Типы рифм. Сюжет лирического произведения. Композиция лирического стихотворения.
Лироэпические произведения. Фабула. Фабульные элементы: пролог( экспозиция), развитие действия, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Басня. Баллада. Поэма.
Драма. Драматургия. Жанры драматургии( комедия, драма, трагедия). Драматическая сказка. Творческая история пьесы. Специфика драматургического произведения. Диалог. Позиция автора. Конфликт в драматургическом тексте.
4. Литературный процесс. Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Золотой век русской литературы. Серебряный век русской поэзии.
Содержание литературных произведений каждого класса учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет как бы концентрическую форму для каждого класса ( рамышление о книге в начале курса, внутри ив конце; басня русская и зарубежная; сказка народная и литературная, русская и зарубежная) т.е. предусматривается содержательная и структурная взаимосвязь разделов. То же самое можно сказать и о взаимосвязи между классами: пересекаются или продолжаются темы и писатели внутри групп классов (5-6, 7-8, 9-10) и внутри концентра 5-10, что помогает выстроить серию учебников и учебных пособий, содержательно и логически связанных друг с другом.
Направляя усилия учащихся на то, чтобы они глубоко осознали значение книги и чтения, роль собственного прочтения произведения, нужно формировать интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т. е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя.( «Есть три вида читателей: первый- это те, кто наслаждается не рассуждая; другой- те, кто судит не наслаждаясь, и третий, срединный, -те, кто судит наслаждаясь и наслаждается рассуждая. Именно эти последние воссоздают произведение заново».- И. В. Гёте.)
Программа 5-9 классов максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литературы к литературе 20 века, четко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю и тем более «талантливому читателю» (С. Я. Маршак.)
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
− выразительное чтение художественного текста;
− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
− анализ и интерпретация произведения;
− составление планов и написание отзывов о произведениях;
− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Рабочая программа является ориентиром для составления календарно-тематического планирования по изучению литературы с 7 по 10 класс для обучающихся Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №13
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 68 часов для изучения предмета «Литература» в VII – Х классах из расчета 2 часа в неделю.
Данная программа выполняет две основные функции:
информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение и его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Основные содержательные линии примерной программы в VII-Х классах реализуются в рамке курса «Русский язык».
Программа совместима с задачей подготовки обучающихся к итоговой аттестации в формате ОГЭ.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, проектная деятельность, игры-обсуждения.
Преобладающими формами контроля знаний, умений, навыков являются текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
установить соответствие этогог уровня требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля. Проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ОГЭ. Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о форме и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных и самостоятельных, контрольных работ, подготовки опорных схем и таблиц, опросов.
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками, тестированием.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Личностные результаты
1) понимание того, что русский язык - одна из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, имеющая огромное значение в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка;
3) уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
4) осознание потребности хранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
5) стремление к речевому самосовершенствованию;
6) формирование достаточного для данного возраста объема словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; обретение способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
учащиеся должны быть способными сознательно организовать и регулировать свою деятельность;
владеть умениями работать с учебной и другой информацией, использовать современные источники информации;
быть способными решать творческие задачи,представлять результаты своей деятельности в различных формах;
быть готовыми к сотрудничеству.
Содержание тем учебного курса
7 класс
Распределение учебного времени в программе по Литературе
2 часа в неделю
Введение
1
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества
Былины
4
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Наша Масленица дорогая ... », «Говорили - сваты на конях будут»); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая ... »); лироэпические песни ( «Солдатская»)Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Из древнерусской литературы
3
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века
6
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает ... » (из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ее величест8а государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» ) «Предисло8ие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности на рода. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения. Связь с другими искусствами: работа с репродукциями
(портреты М.В. Ломоносова).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры - Москва - Германия - Петербург.
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).
Из литературы XIX века
26
А.С.ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаев» («Любви, надежды, тихой слабы ... »), «Во глубине сибирских руд ... ». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы - предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование - дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича ... ». Родина в лирическом и эпическом про изведении; проблематика и основные мотивы «Песни ... » (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни ... ».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема - изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
И. С. ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении и.с. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу В шестом ... », «Железная дорога», «Размышления у парадною подъезда», поэма «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая»). Доля народная - основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце »: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества - основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая ... »;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина! .. »;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же все унылые картины ... » и др.
Н.С.ЛЕСКОВ
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков - писатель
будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
А.А.ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь -над жаркой нивой ... ». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
Произведения русских поэтов XIX века о России
А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам ... »
Н.М. Языков. «Песня ».
И.С. Н и к и т и н. «Русь».
А.Н. Майков. «Нива»,
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край ... »
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника», Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Из литературы ХХ века
17
М.ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
И.А.БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер ... ».
Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу ». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение - основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И.КУПРИН
Рассказы «Куст сирени», «Allez! », Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.
С.А.ЕСЕНИН
Стихотворения: «Отговорила роща золотая ... », «Я покинул родимый дом, ... ». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» И образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
И.С.ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразуюший фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения. Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться ... ». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд - основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями ... » (из цикла «Памяти матери), «На дне моей жизни ... ». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память - основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов ХХ века »:
А.А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... »;
А.А. Сурков. «В землянке »;
М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои ... » и др.
Лирика поэтов - участников Великой Отечественной войны
Н.П. Майоров. «Творчество»;
Б.А. Богатиков. «Повестка »;
М. Джалиль. «Последняя песня»;
Вс. Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов - участников войны.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
Рассказ «Экспонат N... ». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М.ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине ». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).
Краеведение: Сростки - малая родина писателя.
Русские поэты ХХ века о России -
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно ... »
М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою ... »
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были ... »
А.Я. Яшин. «Не разучился ль ... »
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.А. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
6
У.ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум ... », «Прекрасное прекрасней во сто крат ... », «Уж если ты разлюбишь, - так теперь ... », «Люблю , - но реже говорю об этом ... ». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р.БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» - по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
МАЦУО БАСЁ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
Развитие речи: попытка сочинительства.
А. де СЕНТ -ЭК3ЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» - по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца ».
Я.КУПАЛА
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет? », «Алеся». М. Горький и М. Исаковский - переводчики Я. Купалы.
Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов. Из древнерусской литературы
Обобщающий урок
1
ИТОГО
68
.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день Восшествия на Всероссийский престол ... » (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. 1-2 стихотворения - по выбору.
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадною подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение - по выбору.
С.А. Есенин. Стихотворение - по выбору.
Из стихов о России поэтов XIX века. 1-2 стихотворения по выбору.
Н.А. 3аболоцкий. «Не позволяй душе лениться ... »
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни ... »
У. Шекспир. Один сонет - по выбору.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 7 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
Литература.7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6-е изд., испр. и доп. М : Русское слово. 2010.
Для учителя
Программа по литературе для 5—11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. — 6-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010. — 200 с.
Сборник нормативных документов. Литература / Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Соловьева С.Ф. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – М.: Русское слово, 2012.
Тексты художественных произведений.
Содержание тем учебного курса
8 класс
Распределение учебного времени в программе по Литературе
2 часа в неделю
Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. Литература и история . Жанры и роды художественной литературы, образная природа словесного искусства.
Устное народное творчество
1
Исторические песни. Песни-плачи, средства выразительности в исторической песне. «Возвращение Филарета», «Солдаты освобождают Смоленск»
Древнерусская литература
3
«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных
представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу.
«Житие Александра Невского»
готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы.
Литература XVIII века
5
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Литература XIX века
35
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».
А.С.Пушкин«Капитанская дочка»
Р.Р. Подготовка и написание домашнего сочинения по повести «Капитанская дочка»
Контрольная работа по повести «Капитанская дочка»
«Три злодейства» в повести «Пиковая дама».
«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина.
М.Ю. Лермонтов Жизнь и судьба. Поэма «Мцыри». Художественное мастерство М.Ю.Лермонтова. «Мцыри» — основные мотивы поэмы.
В/ч. «Страшный и могучий дух!» (М.Ю.Лермонтов).
Р.Р. Сочинение «Тема свободы в поэме «Мцыри»
Н.В.Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.Б. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.
Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.
Р.Р. Сочинение на тему Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Практическая работа. «Особенности русской литературы первой трети 19 века»
И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася» .Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Н.А. Некрасов.Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.
«Внимая ужасам войны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.Реализм в литературе и живописи 19 века.
А.А. Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Внеклассное чтение . «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Л.Н. Толстой Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности. «После бала».
Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему «Полковник на балу и после бала»
Литература XX века
18
М.Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе»,
«Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Н.А. Тэффи. «Свои и чужие»,
М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов.
В/ч.Д.Б. Кедрин
Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть — основные мотивы стихотворения. Художественная идея.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии 6 природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50 — 60-х годов.
В.П. Астафьев.Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет » . Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
М.В.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы»
Внеклассное чтение Литературный вечер «Музы не молчали»
А.Т. Твардовский
Основные, вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
В.Г. Распутин.Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».
Литература народов России
2
Творчество и жизненный путь башкирского поэта М. Карима. Стихотворение «Цветы на камне», «Я - россиянин».
Творчество и жизненный путь татарского поэта М. Джалиля. Стихотворения «Мои песни», «Дуб»
Зарубежная литература
3
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.
ИТОГО
68
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 8-го класса
должны знать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основной школы усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.
Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником право выбора.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Г.Р. Державин « Памятник»
Поэты пушкинской поры Одно стихотворение
А.С. Пушкин «19 октября» ( отрывок). « И. Пущину»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (отрывок)
Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны»
А. А. Фет «Учись у них - у дуба, у берёзы»
В.В.Маяковский Стихотворение по выбору
Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе»
М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»
М.Джалиль «Мои песни», «Дуб» (по выбору)
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовной жизни человека.
Литература и другие виды искусства. Литература как живое, развивающееся явление. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гражданский и патриотический пафос, её гуманизм. Национальная самобытность русской литературы. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Устное народное творчество. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, система образов.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Литературная критика.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение художественного текста.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
Анализ и интерпретация произведения.
Учебно-методическое обеспечение
Программа по литературе для 5—11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. — 6-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010. — 200 с.
Сборник нормативных документов. Литература / Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя: -. http://schoolcoHection.edu.rii/catalog/pupil/?subiect=8 -.
сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ -• http://rus. september.ru/topic.
php?TopicID= l&Page -. [link]
Энциклопедия Кирилла и Мефодия;
Мультимедийные проекты по творчеству русских писателей;
Антология русской литературы.
Печатные пособия
- таблицы
- карты-схемы
Содержание тем учебного курса
9 класс
Распределение учебного времени в программе по Литературе
2 часа в неделю
Введение
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из литературы XVIII века
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Литература первой половины XIX века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированностьэкологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Предметными результатами освоения программы по литературе являются:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклоров других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведениях элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно-методическое обеспечение
Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
Анненкова Е.И. Анализ художественного произведения. – М.: Просвещение, 1987.
Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2005.
Беляева Н.В. Олимпиады по литературе. – М.: Вербум, 2006.
Генералова Н.С. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: Экзамен,2004.
Каплан И.Е.Анализ произведений русской классики. – М.: Новая школа, 2001.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. – М.:Дрофа,2005.
Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1983.
Рассказы о Пушкине. Сборник художественных произведений./ Сост. В.Я.Лонгвиненко. – Киев.:Наука, 1986.
Чертов В.Ф.Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. – М.: Дрофа, 2006.
49