Министерство Образования Иркутской области
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области
«Институт повышения квалификации работников образования»
Кафедра профессионального образования, технологий и предпринимательств
Выпускная работа
Социально-культурная деятельность обучающихся в условиях цирковой студии «Коломбина»
Исполнитель:
Белицкая Наталья Михайловна
Слушатель курсов по программе профессиональной
Переподготовки «Профессиональное обучение»
Руководитель:
Елена Владимировна Филиппова,
ст. преподаватель кафедры ПОТиП
Усть-Кут
2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I Теоретико-методологические основы изучения циркового искусства
1.1 Исторические особенности возникновения и развития циркового искусства…………………….………….………….……………………...…6
1.2 Социально-культурный потенциал циркового искусства…………....15
Глава II Опыт внедрения циркового искусства в социально-культурную деятельность МОУ СОШ № 4
2.1 Опыт внедрения и результаты исследования по выявлению отношения к цирковому искусству в МОУ СОШ № 4 …………………….…………..21
2.2. Проект Цирковой студии «Коломбина»…………………………..…...25
2.3. Результаты реализации проекта……………………………………......29
Заключение .……………………………………....31
Библиография………………………………………………………………...33
Глоссарий…………………………………………………………………….36
Приложение…………………………………………………………………..42
Введение
Актуальность исследования Цирковое искусство - особое направление культуры, которое полностью захватывает и увлекает за собой тех, кто глубоко с ним познакомился. Можно было бы сказать, что цирк- это скорее образ жизни, а не увлечение. Во всем мире людей, работающих в цирке, объединяют особо прочные работы узы. Часто так и говорят – «цирковая семья». [20; c 3]
Россия – страна великой культуры, именно культура и есть наш основной вклад в развитие мировой цивилизации. Это признано давно и всеми и это важнейшая составляющая позитивного имиджа страны. Тем не менее, в условиях кардинально меняющихся реалий жизни, правомерна постановка вопроса об изменениях и сдвигах, сопровождающих нынешние культуру и искусство. В нашем случае цирковое искусство выступает как организованная система, а сама социально-культурная деятельность как высоко технологический механизм воздействия и взаимодействия между личностью и обществом. Грани этого воздействия определяют основные функции социально-культурной деятельности. Через функции социальная- культурная деятельность реализует свою социальную сущность. Функции подвергаются изменению во времени - от возникновения к становлению до полной зрелости. Всем им присущий ярко выраженный характер, им свойственна взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности. [25; c 13]
Актуальность исследования обусловлена тем, что цирковое искусство обладает богатым социально-культурным потенциалом, но в практике учреждений культуры он не реализуется в полной мере.
Степень изученности проблемы: вопрос о месте циркового искусства современных социально-культурных процессах поднимается отечественными исследователями С.Макаровым и Ю.Дмитриевым, И.Г.Шароев, В.С.Сергунин изучают современный цирк России. Однако в настоящее время вопрос реализации функций социально-культурной деятельности через прививание детям любви к цирковому искусству требует дополнительного теоретического осмысления.
Цель дипломной работы – Определить особенности и место циркового искусства в современной социально-культурной практике
Задачи:
Определить характерные черты циркового искусства и его составляющих.
Проанализировать проблемы современного цирка как социо-культурного института
Определить роль циркового искусства в реализации функций социально-культурной деятельности.
Объектом исследования является цирковое искусство.
Предметом исследования являются особенности использования циркового искусства в социально-культурной практике.
Методологической основой являются труды: И.Г.Шароева (Режиссура эстрады и массовых представлений) и В.С. Сергунина (Современный цирк России), посвященные особенностям деятельности цирка в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью и определившимися задачами курсового исследования, в работе были использованы такие
Методы исследования:
-анкетирование
-анализ документов
-наблюдение
Научная новизна и практическая значимость работы: В дипломной работе обобщены вопросы исторического развития циркового искусства, особенностей использования потенциала циркового искусства в социально-культурной деятельности. В процессе исследования будет использован опыт цирковой студии «Коломбина», введены в оборот новые эмпирические данные, что может быть использовано для углубления знаний о социально-культурной практике.
База: Цирковая студия «Коломбина» МОУ СОШ № 4 г. Усть-Кут
Положения, выносимые на защиту:
-Цирковое искусство - одно из древнейших, оно отличается многообразием форм, национальной спецификой и оригинальностью. Цирк как субъект социально-культурной деятельности остается востребованным в современных условиях
- Цирк как специфический субъект социально-культурной деятельности переживает ряд трудностей, связанных с организацией цирковой деятельности, сложностью подготовки и проведения мероприятий, подготовки специалистов, развития кадрового потенциала.
- В социально-культурной сфере недостаточно используется потенциал циркового искусства.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава І Теоретико-методологические основы изучения циркового искусства
§ 1.1 Исторические особенности возникновения и развития циркового искусства
История циркового искусства достаточна продолжительна. Еще в Древнем Риме ежегодно проводились игры, заключающиеся в конных бегах на колесницах. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов. Постепенно долины Рима превращались в ипподромы (греч. hippos - лошадь и dromos - бег), которые из-за своей овальной формы стали называться цирками (от лат. circus - круг). В Риме насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково, но самым древним и обширным из них был "Большой цирк". По своему устройству этот цирк представлял овальную арену - длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. [4;с 244]
Известный сатирик древности Ювенал метко назвал политику римских властей политикой "хлеба и зрелищ". Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними - возникшие на основе других зрелищ амфитеатры и прежде всего - Колизей.[8;c 102]
По своему устройству Колизей походил на теперешние цирки. Его окружность 500 метров, а вместимость 50 тысяч человек. Его огромную арену окружали пять ярусов зрительских мест. Колизей не имел крыши, но во время дождей и от жары натягивался полотняный тент. Торжественное открытие состоялось в 80 году нашей эры. В честь этого дня на арене были показаны бои гладиаторов и бестиариев, звериные травли, продолжавшиеся сто дней подряд.
Спектакли в амфитеатре были многоактными и разножанровыми. Самым излюбленным зрелищем были гладиаторские поединки.[8;c 108]
Но были и такие зрелища, которые наиболее близки цирковому искусству. Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и, по римскому
обычаю, возлежали за столами с едой. В амфитеатрах показывали свое искусство фокусники, акробаты, эквилибристы. Здесь выступали танцоры и многолюдные (до 1.000 человек) оркестры роговых и духовых инструментов. И здесь же происходили на арене, наполненной водой, навмахии - инсценировки морских битв, участниками которых были осужденные на смерть военнопленные и преступники. Таковы были цирки и цирковые зрелища в Древнем Риме. Так в крови и в муках рождалось искусство цирка.[16;c 99]
Пантомимою (или правильнее - пантомимой) назывался в Риме сольный драматизированный танец, в котором единственный актер исполнял последовательно несколько мужских и женских ролей, разыгрывая подчас очень сложные сцены мифологического содержания. В отличие от новейшей пантомимы, римская пантомима сопровождалась словами. Текст пантомимы состоял из ряда арий-монологов, называемых кантиками, которые пелись хором певцов под аккомпанемент оркестра, в то время как актер пантомимист иллюстрировал кантику своими движениями и жестами.
Таким образом, сама пантомима состояла как бы из ряда движущихся живых картин, в точности следовавших тексту кантик, который, согласно традиции, был греческим, так что большинство зрителей понимало содержание кантик только из движений и танцев, носивших иллюстративный характер. Многочисленные отзывы современников свидетельствуют о виртуозной выразительности, до которой поднимались лучшие пантомимисты, точно говорившие руками и движениями тела. Выразительные средства пантомимистов дополнялись костюмами и масками. Маски, в отличие от масок драматического театра, делались с закрытыми ртами, так как трагедийные маски с широко раскрытым ртом казались уже "неестественными" (об этом говорит Лукиан).[13; c 116]
В Древней Греции и Риме рабовладельческий способ производства достиг наиболее высокой ступени развития. Рабский труд был условием развития древнегреческой и римской культуры. Эпическая поэзия Гесиода и Гомера, лирика Сапфо, Алкея, Анакреонта, Горация, Катулла, драматургия Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана, скульптура Фидия, Праксителя, философские учения Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Эпикура наглядно свидетельствуют о высоком уровне античной культуры, давшей непревзойденные образцы последующим поколениям. Есть такие образцы и для тех людей, которые посвятили свою жизнь искусству цирка. В мифах о богах и героях, в таинственных религиозных обрядах Элевсинских и Орфических мистов, пародийно-сатирических сценках мимов, Олимпийских и Пифийских играх и состязаниях, спортивных упражнениях учащихся гимназий, обрядовых культах животных, на празднествах Дионисии и Вакханалии, в похотливых хороводах Сатиров и бесшабашном веселье Эйрона прародителя цирковых клоунов можно было увидеть чуть ли ни все многообразие цирковых жанров.[8; c 205]
В Древнем Египте можно найти истоки иллюзионного искусства. Жрецы с помощью различных устройств творили «чудеса»: внезапное появление под сводами храма статуй богов, священного огня на жертвенниках, во время грома – двери храма сами открывались; статуи богов плакали, простирали руки, раздавались голоса, у статуи прорицательницы Сивиллы изливалось из грудей молоко и пр. Сохранились папирусы с изображением чертежей аппаратуры. Папирусы принадлежали жрецам и передавались по наследству.
Глубокие научные знания позволяли египтянам создавать такие чудеса, которые поражают современников. Известно, что храм Рамзеса в Абу Симбеле был ориентирован так, что раз в году, а именно, в день рождения фараона, первый полный луч солнца, проходя через шестидесяти метровый зал, падал прямо на корону, венчающую статую Рамзеса. Разгадать трюк так и не смогли.[15; c 64]
В Ветхом завете есть запись о состязании Моисея и его брата с фараоном Древнего Египта, у которого посох превращался в змею. Участие в иллюзионных трюках животных (львов, гусей, змей и др.) свидетельствует о знаниях египтян секретов дрессировки. Для животных, которых как трофеи привозили из Африки, был построен зоосад (13, тысяч лет до н.э.). Была известна и верховая езда. В Древнем Египте были известны и такие цирковые жанры, как акробатика, эквилибр и жонглирование.
Знатные египтяне придавали большое значение своему физическому развитию. На стенах храмов сохранились изображения акробатов и эквилибристов.
На фресках, амфорах и печатях есть изображения с акробатами на быках, борцов. Изображения жонглеров относятся к более позднему времени – 3 тысячи лет до н.э. Ученые находили в захоронениях мячи из сухой кожи, набитые травой.[10; c 34]
По окончании траура в связи со смертью Александра 1 в 1825 году в Петербург во главе труппы (вновь) прибыл Жак Турниер. Он начал давать представления в балагане на Дворцовой площади и одновременно начал хлопоты о строительстве зимнего стационарного цирка. Цирк был построен (архитектор С.Л.Шустов) и открыт 11 декабря 1827 года. На открытии цирка выступала труппа Жака Турниера. Затем она объединилась с труппой канатоходцев Киарини, Теперь программа состояла из выступлений конных искусников, канатоходцев, батальных пантомим и арлекинад. Позже цирк Турниера был выкуплен Дирекцией императорских театров и, став казенным, получил наименование "Императорский театр-цирк у Симеоновского моста".
Там давались как театральные, так и цирковые спектакли. Из цирковых трупп здесь выступали: (1828г.) труппа французского канатоходца Батиста
Фуро, (1830) труппа артистов с лошадьми Христофора де Баха, (1837г.) и снова братья Турниер. Последним в Театре-цирке с 1840 по 1841 год играло семейство Готье. Представления состояли из конских ристалищ, геркулесовых телодвижений, акробатических танцев и пантомим. В 1842 году в связи с ветхостью Театр-цирк был снесен.[25; c 70]
Между тем в Петербург и Москву одна за другой приезжали новые цирковые труппы, которые не только давали представления, но и строили цирки. В 1843 году в Петербург прибыл "шталмейстер турецкого султана" Луи Сулье. По улицам разъезжало до 60-ти наездников, одетых в роскошные костюмы. На Адмиралтейской площади был выстроен большой деревянный цирк. В 1843 году Сулье в Петербурге, неподалеку от Александро-Невской лавры построил огромную арену и амфитеатр на 15 тысяч зрителей. В Москве Сулье построил деревянный цирк на Лубянской площади.
Более скромным был цирк Карла Бергамеско, дававший представления в Москве, за Трехгорной заставой. Там Фиандини танцевал на канате, перепрыгивал через сабли, удерживал на плечах до семи человек. Наездницы танцевали и жонглировали на лошади.[25; c 86]
Творческому подъёму искусства цирка в СССР во второй половине 50-х годов во многом способствовали смотры и конкурсы, которые начали проводиться ещё в военные годы. Они активизировали поиск новых форм спектаклей, подготовку оригинальных произведений.
Обсуждению творческих и организационных проблем было посвящено режиссёрское совещание, которое проводилось в 1955 году в Москве Главным управлением государственных цирков. Впервые был осуществлён просмотр и обсуждены номера многих артистов разговорного жанра. В результате чего из циркового репертуара было исключено свыше трехсот устаревших произведений. Взамен артисты получили репризы, клоунады, сценки, интермедии, монологи на современную тематику.
Первый международный фестиваль циркового искусства, проходивший в Варшаве в 1955 году - этапный момент в истории отечественного искусства. Первое место в этом соревновании заняла программа советского цирка. Она была отмечена золотой медалью и дипломом. Кроме того, группа ведущих мастеров была награждена золотыми и серебряными медалями.
В 1957 году в Москве был проведён второй международный фестиваль циркового искусства в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Молодые мастера отечественного цирка вновь заняли первые места и многие из артистов удостоились звания лауреатов.[7; c 69]
Во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов на манеже московского цирка на Цветном бульваре демонстрировалась водная феерия "Юность празднует" автор В. Беляков, режиссёр-постановщик М.Местечкин.
Появление на арене огромного количества воды походило на яркий фейеричеcкий трюк - шумный и эффектный. Барьер, окружающий арену, мгновенно превращался в каскад фонтанов, выбрасывающих высоко вверх звонкие струи брызг.
Центральным действием, показанным в водной стихии, была дерзкая игра дрессировщицы М.Назаровой с тигром Пуршем.
Большое место в программе отводилось клоунам. Ковёрным был Олег Попов. Ему помогали Анатолий Векшин и первые выпускники отделения клоунады ГУЦИ Андрей Николаев, Валерий Колобов.
Во втором отделении на воде показали новый номер Татьяна и Юрий Никулин, Михаил Шуйдин. Они исполнили пантомимическую сценку "Весёлые рыболовы".[25; c 28]
Яркая творческая жизнь отечественного цирка содействовала тому, что в октябре 1957 года у мастеров арены появился свой журнал "Советский цирк". Он был создан по инициативе историка и теоретика циркового искусства Е.Кузнецова, ставшего главным редактором ежемесячника.
В 1958 году коллектив артистов советского цирка вновь выступал за рубежом. В Брюсселе во время Всемирной выставки была показана оригинальная цирковая программа.
Выход на мировую арену советского цирка совпал с периодом бурного расцвета в нашей стране многонационального циркового искусства. В братских республиках по примеру Азербайджана и Узбекистана развернулась работа по организации больших цирковых коллективов. К концу 50-х годов в системе Союзгосцирка (так с 1957 г. стало называться Главное управление цирками) действовали: Азербайджанский ансамбль (созданный в 1945 г.), Узбекский цирковой коллектив (сформированный в 1942г.), Литовский ансамбль, премьера которого состоялась в 1954 г., Латвийский (созданный в 1955г.). К ним присоединились в 1956 г. Украинский и Армянский, в 1958г. - Грузинский, в 1959г.- Белорусский. [18; c 148]
В Государственном училище циркового искусства начали обучаться посланцы из Монголии, Болгарии, Вьетнама, Чехословакии и других социалистических стран.
Широко развернулось строительство новых цирков. Оно было вызвано тем, что в годы войны многие помещения погибли, а из сохранившихся некоторые давно обветшали. Рядом с цирками впервые стали возводить гостиницы, оборудованные под квартиры для артистов и членов их семей, а до этой поры им приходилось снимать комнаты у частных лиц.
Рост цирковых предприятий потребовал значительного увеличения артистического контингента.
В числе первых выпускников отделения клоунады ГУЦИ, сумевших привлечь внимание зрителей и специалистов, следует назвать ковёрных Леонида Енгибарова, Андрея Николаева, Валерия Колобова, Геннадия Маковского и Геннадия Ротмана, буффонадных клоунов Анатолия Смыкова и Валентина Костеренко, которые, играя с разными партнёрами, действовали в самобытной маске Рыжего.[2; c 91]
На рубеже 50-х и 60-х годов на амплуа ковёрных перешли Ю.Никулин и М.Щуйдин. Оставаясь приверженцами пантомимы, они большинство своих миниатюр разыгрывали без слов, используя элементы акробатики, иллюзии.
В 60-е годы одной из форм пропаганды циркового искусства среди зрителей, проживающих в отдалённых городах и сёлах, стала кавалькада, впервые показанная в Москве в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
В 1960г. Союзгосцирк совместно с Всесоюзным гастрольно-концертным объединением и спортивным обществом "Динамо" создали детское тематическое представление "Последний звонок" по сценарию Ю.Благова, режиссёром-постановщиком был Н.Зиновьев.[20; c 4]
В Туле в 1964г. состоялась премьера уникального представления "Цирк на льду". Этот удивительный ансамбль был создан по сценарию Н.Эрдмана и А.Арнольда, режиссёром-постановщиком был А.Арнольд, балетмейстером В.Бурмейстер, художником Е.Чемодуров. В программе различные цирковые номера - воздушная гимнастика, акробатика, эквилибристика, жонглирование, клоунада - исполнялись на коньках. "Цирк на льду"
с постоянным успехом вплоть до 90-х годов гастролировал по стране и за рубежом.
В 1967г. был выпущен новый оригинальный коллектив, получивший название "Цирк на воде". Сценарий написали С.Михалков и А.Аронов. Поставил этот спектакль режиссёр А.Аронов. Цирковое действие развертывалось в специальном бассейне, установленном вместо арены и заполненном до краев водой.
Впервые в 27 июня 1967 г. Союзгосцирк провёл на Всесоюзной выставке народного хозяйства СССР "День цирка".
Важным событием стало открытие в сентябре 1975 г, в ГИТИСе им. А.Луначарского кафедры "Цирковое искусство" основателями которой, были педагоги: Ф.Вардиан, В.Крымко, М.Местечкин, С.Макаров. Началась осуществляться систематическая подготовка на очном и заочном отделениях режиссёров как для советского цирка, так и для цирков Болгарии, Монголии, Польши, Вьетнама, Кампучии и др. Уже у концу 70-х г. в системе Союзгосцирка работало пятнадцать главных режиссёров и тридцать очередных. Среди них были первые выпускники кафедры "Цирковое искусство" ГИТИСа.[18; c 130]
В течение 1977-1978гг. в стране проводился творческий смотр среди артистов, авторов и режиссёров на лучший спектакль для детской аудитории. Почти одновременно с этим соревнованием с декабря 1978г. по май 1979 г. Союзгосцирк совместно с Союзом писателей СССР провели конкурс на лучший репертуар для клоунов.
В 70-е годы в системе Союзгосцирка существовало пятьдесят коллективов "Цирк на сцене", которые несли своё искусство в самые отдаленные уголки страны.
Однако со второй половины 80-х годов (с началом" "перестройки") негативные явления, проявившиеся в жизни нашего многонационального
государства, сказались и на цирке. В поисках выхода из сложной ситуации Союзгосцирк с 1987г, был переименован в творческо-производственное объединение. Это было сделано для того, чтобы усилия цирковой организации в первую очередь были направлены на улучшение художественных процессов. К тому же переход циркового объединения на новые условия хозяйствования существенно расширял права Союзгосцирка в области планирования творческой и финансовой деятельности.[25; c 67]
Разрушительные тенденции в сфере циркового искусства в России были приостановлены, и положение в определенной степени стабилизировалось в результате создания 9 января 1992г. Государственной Компании "Российский цирк". Это позволило в новых экономических, организационных и правовых условиях определить основное начала деятельности цирковых учреждений и предприятий, сохранившихся в рамках общей системы "Росгосцирк" объединил 42 цирка, 17 передвижных цирков-шапито, 9 зоо-цирков - всего в систему вошло около трёх тысяч артистов. Подготовкой номеров для "Росгосцирка" по-прежнему занималось ГУЦЭИ, где продолжали работать над новыми произведениями режиссёры, балетмейстера, педагоги.
Всё это позволило избежать полного развала уникальной системы государственных цирков, сохранить творческий состав, а также не утратить былой высокий уровень циркового искусства в России.
§ 1.2 Социально-культурный потенциал циркового искусства
Россия - страна великой культуры, именно культура и есть наш основной вклад в развитие мировой цивилизации. Это признано давно и всеми и это важнейшая составляющая позитивного имиджа страны. Тем не менее, в условиях кардинально меняющихся реалий жизни, правомерна постановка вопроса об изменениях и сдвигах, сопровождающих нынешние культуру и искусство.
В основу дальнейших рассуждений легли результаты социологического исследования - "Духовная культура современного российского общества: состояние и тенденции формирования", проведенного Социологическим центром Российской Академии государственной службы при Президенте РФ.
Очевидно, что развлечения - это один из основных смысло - определяющих векторов развития культурной жизни сегодня. Важнейшим среди развлечений стало телевидение.
По данным исследований, от 55% до 65 % населения страны включает телевизор сразу же, как только входит в дом. Свет в доме и телевизор включаются одновременно. Таковы культурные запросы первой необходимости.[21; c 29]
Среди трудностей, более всего осложняющих культурное развитие людей, остаются трудности материальные. Круг лиц, для которых все блага культуры доступны, практически не превышает десятой части населения.
Что определяет сегодня социальное положение и престиж человека в обществе? 48,9 % респондентов считают, что владение материальными ценностями, 38,5 % считают - обладание властью. Достижения в образовании и профессиональной деятельности - 16,2%, уровень общей культуры - 8,8 %. Как следствие, большинство людей, - до 80,2 % - вообще не посещают учреждения культуры.[21; c 30]
Если судить о состоянии культуры в стране, включая ее востребованность населением, эстетические ожидания и предпочтения, мы практически живем в состоянии после "конца света". Словосочетания, почти постоянно встречающиеся в комментариях специалистов к проведённому опросу - "кризис морали", "культурная катастрофа", "духовный коллапс".
Сдержанный оптимизм, в отношении потенциальных зрителей цирков, демонстрируют люди с высшим и средним специальным образованием, жители столиц, краевых или областных центров, представители возрастных групп от 18 до 49 лет, работники экономического и финансового профиля, госслужащие, работники сферы обслуживания, предприниматели, студенты.
Учитывая перегруженность и жёсткую конкуренцию в "нише развлечений", с особой остротой встаёт проблема: как и, самое главное - чем привлекать зрителей в цирк?!
Понятно, что цирк новейшего времени должен быть, или хотя бы выглядеть, обновлённым и разнообразным. Дело, однако, в том, что история эволюции основных цирковых жанров не даёт весомых оснований ожидать в скором времени появления принципиальной новизны на манеже.
Во-первых, потому, что "кладовые инноваций" в таком древнем искусстве как цирк, не бездонны. Если, конечно, не уповать на чудо.
А во-вторых, появление абсолютно нового в цирке, в принципе, происходит крайне редко. То, что мы обычно принимаем за "новое", является рекомбинацией, перестановкой известных слагаемых, которые уже содержатся в "мозаике". Сама "мозаика" меняется крайне редко! Мы лишь видоизменяем компоненты, переставляем их местами, объединяем и… получаем, вроде бы, новую "картинку". В действительности, мы получаем новое качество синтеза - более высокого уровня![19; c 32]
За последние полвека, инновационные прорывы случились, пожалуй, лишь трижды. Возникли новые жанры (строго говоря - поджанры) - "Русская палка", "Хула-хупы" и "Скакалки".
Таким образом, появление "нового" на манеже можно рассматривать как особого рода модернизацию ранее уже достигнутого, известного, или основательно подзабытого. Утешением может служить то, что путь, так сказать, "пере-монтажа аттракционов" в цирке, воистину, бесконечен.
Гордость цирком новейшего времени, в значительной мере, основана на величии и достижениях так называемого советского периода в отечественном цирке. Ренессанс советского цирка - беспрецедентный феномен, масштабы и качество которого история едва ли повторит! Причины беспримерного расцвета искать следует в историческом и культурном контексте исторического времени.
О публике можно сказать: в отношении зрелищ и развлечений она была по-советски чиста и наивна, бесхитростна и непосредственна. Об артистах: это были, в своих вершинных образцах, выдающиеся мастера, обладавшие невероятным темпераментом, потрясающей энергетикой, способностью завораживать зал невероятной силой индивидуальности. Это были, как теперь принято выражаться, харизматические личности. Извиняюсь за пафос - подлинные аристократы тела и духа! Уж не говоря о высочайшем уровне профессионализма. Уникальная по содержанию и неповторимая по форме комбинация, - "Время-Зритель-Артист", - увы, кончилась. Как ни горько это сознавать.
Следующие поколения артистов - знают о предшественниках, некоторые помнят подробности, на худой конец, где-то слышали, что-то читали и… ну очень стараются. Но, - честно сказать,- как-то "мелковаты", нарочиты, излишне самоуверенны, беспочвенно амбициозны… Весь их внутренний и внешний "аристократизм" - высосан из пальца, деланный, стилизованный, опереточный. Они, если хотите, в массе своей, "беспородны". Что называется, стучат, но пока в другую дверь.[22; c 274]
Российская Академия Театрального Искусства без устали готовит всё новых и новых режиссёров цирка. Число дипломированных специалистов перевалило за третью сотню. Казалось бы, правильные профессора, по правильным методикам правильно учат, а в результате… "Отличников", что-то, не наблюдается. В лучшем случае - "хорошисты". По сути, ситуация с подготовкой молодых режиссёров обстоит в соответствии с французской пословицей: "Чем больше все меняется, тем больше все остается по-старому". [1; c 28]
Здоровый прагматизм подсказывает: лучшие времена, и условия развития отечественного цирка, увы, остались в прошлом. Государственное
финансирование и статус цирка, мягко говоря, оставляет желать лучшего, наблюдается явный дефицит свежих идей и их носителей. Мы "не такие", как наши конкуренты, и ещё долго будем "не такими" - такова тенденция.
Не имея внятных вопросов и аргументированных ответов на эти вопросы, современный российский цирк оказывается в состоянии перманентного выживания. Это не преувеличение - констатация.
Едва ли можно всерьёз говорить о развитии цирка в социокультурном пространстве, где господствует формула прямо пропорциональной зависимости: - цена равняется качеству! При этом парадоксальным образом, сохраняется архаичная патерналистская психология - от государства с поистине мистическим трепетом ждут манны небесной - очередной порции бюджетных вливаний. Надо перестать обольщаться. Тех государственных "крох", что выделяются цирку, едва хватает, чтобы сводить концы с концами! Если, конечно, всерьёз вести речь об инновациях и развитии.
Маркетинг (читай: большие деньги!) стал главной движущей силой продвижения культурных продуктов на рынок развлечений. В конце концов, дело даже не столько в идеях, а в умении эти идеи должным образом "упаковывать" и продвигать. Что требует иных, несопоставимо больших, и в совсем иное качество вкладываемых средств![26; c 15]
Как говорилось выше, помощи государства как таковой, нет. Цирки предоставлены сами себе. Они просто не справляются с огромной нагрузкой, возлагаемой на их плечи.
Мы предлагаем в организационной структуре выделить отдельную службу. При этом необходимо учесть и возможные проблемы, которые возникнут при таком выделении структуры. Допустим директор он экономист, он же режиссер и так далее, просто за не имением возможности финансирования.
Так как одному очень трудно справиться с огромным количеством работы. Он не успевает своевременно и эффективно выполнять свои обязанности в силу очень большой рабочей нагрузки. В настоящее время российские цирки испытывают серьезные трудности в подборе специалистов, поскольку эта профессия не является престижной и доходной. Вместе с тем, востребованность в них резко возрастает. Люди, в бешенной, погоне за лучшим уровнем жизни не имеют время, на культурно-досуговую деятельность. Хотя люди предпочли театру, цирку, книгам телевиденье, и не стали развивать себя. С такими темпами развития общества, вскоре не будет выгодно, и, для некого будет выступать артистам.[24; c 320]
Но цирковое искусство обладает богатым потенциалом, который может быть использован в процессе социально-культурной деятельности. Этот вопрос можно рассмотреть в 2-х аспектах: Первый аспект непосредственно посещение цирковых представлений. По нашему мнению посещать цирк несомненно важно в связи с тем, что цирк одно из самых ярких проявлений социально-культурной деятельности. Зрители впитывают атмосферу праздничности, волшебства, человеческое воображение поражает творческие способности и физические возможности артистов. Воздушная гимнастика всегда окружена таинством и загадкой, которая подкупает не только детей но и взрослых. Цирковое искусство- это искусство молодых людей, однако оно понятно всем. Главным в цирке должен стать номер, трюк. Цирковое искусство должно удивлять людей. Видов и направлений циркового искусства существует множество и самых разнообразных, они содержат в себе различные элементы, например свет, звук и оборудование. Одним из самых интересных проявлений циркового искусства является национальные цирки, проще говоря этнические. Во всем мире известны Китайские, Монгольские и множество других цирков. Каждый из них обладает своей определенной спецификой и неповторимостью. Если говорить о Российском цирке, не лишне упомянуть Запашных, их семейным делом является дрессура хищников. Во всем мире людей, работающих в цирковом искусстве, объединяют особо прочные узы. Часто так и говорят - «Цирковая семья». [4; c 483]
Еще одним немало важным аспектом является семейное воспитание и передача семейного циркового дела из поколения в поколение. Секреты мастерства передаются «От отца к сыну, от матери к дочери» и звездные дети блистают на арене не хуже своих знаменитых родителей. Дети из простых семей посещают цирковые студии, клубные формирования развивая свой природный талант под чутким руководством педагога.
Многие особо одаренные дети связывают свою жизнь с цирковым искусством и после окончания школ поступают в Эстрадно-цирковые училища. Как мы уже говорили цирковое искусство- это образ мыслей и особая форма социализации и самореализации личности.
Таким образом, рассмотрев вышеобозначенные аспекты мы можем предположить, что с помощью циркового искусства, реализуются следующие функции социально-культурной деятельности: развивающая, коммуникативная, социализирующая, культуро-творческая, познавательная, рекреативная, воспитательная и др.
Глава II Опыт внедрения циркового искусства в социально-культурную деятельность МОУ СОШ № 4
§2.1 Опыт внедрения и результаты исследования по выявлению отношения к цирковому искусству в МОУ СОШ № 4
История цирка в г. Усть-Кут. На данный момент в городе нет цирковой студии, но есть опыт работы с детьми по приобщению к цирковому искусству, что связанно с именем Р.Н.Ваневского.
Роман Ваневский приехал в г. Усть-Кут в то горячее время, когда маховик огромной стройки только-только начинал набирать обороты. Шёл год 1975-й. Здесь, в г. Усть-Кут, он создает, чуть ли не единственную в стране детско-юношескую школу циркового искусства - «Криц». Именно сами ребятишки придумали это название, перевернув смеха ради слово «цирк». 2006-й год, стал юбилейным для «Крица» - 30 лет!
В настоящее время этот опыт передается и воспроизводится в рамках общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
На основании программы социологического исследования МОУ СОШ № 4, разработанной нами, в ноябре 2011г. было проведено исследование в г. Усть-Кут по изучению потребностей населения в цирковом искусстве.
Целью исследования являлось: выявление потребностей населения г. Усть-Кут в цирковом искусстве.
В данной анкете мы оценивали возможности родителей по оплате цирковой студии, выявляли отношение к потенциальным возможностям цирковой студии в развитии, формировании положительных качеств ребенка, определяли популярность цирковой студии как социокультурный институт у населения.
Анкетирование проводилось с родителями детей первого класса в Усть-Кутской средней общеобразовательной школе №4. Всего было опрошено 75 родителя. Анкета состоит из трех блоков вопросов поставленных на конкретных задачах:
Выявить популярность цирковой студии у населения.
Выявить отношение к возможностям цирковой студии в развитии и формировании социально-значимых качеств ребенка.
Выявление физического и эстетического развития ребенка
Оценить возможности населения по оплате занятий ребенка в цирковой студии.
На вопрос: «Нравится ли Вам цирковое искусство?»
80% ответили «Да, нравится»
15% ответили «Нет, не нравится»
5% опрашиваемых затруднились ответить.
[pic]
На вопрос: «Какие цирковые номера Вам больше всего нравятся?», и на вопрос: «Посещаете ли Вы цирковые представления всей семьей?» из этого можно сделать вывод, что цирковое искусство не достаточно развито, т.к. очень многие затруднились ответить про цирковые номера, хотя большой процент родителей мечтает сам попробовать себя в роли циркового артиста.
« Хотели бы Вы сами выйти на сцену в качестве артиста цирка?»
85% ответили «Да»
15% ответили «Нет»
[pic]
Из вопросов № 7,8,9 можно сделать выводы, что родители мало уделяют внимание и время физической подготовки своего ребенка, так из вопроса 7
мы видим, что родители очень редко посещают бассейн, а из 8 и 9, что они совсем не занимаются физической подготовкой. Но, не смотря на это все родители отметили, что ходят развивать физические качества своего ребенка, так как хотят, чтобы он был уникален, но из ответов 18 и 19 мы можем сделать вывод, что сами к этому они не хотят приложить ни каких усилий.
На вопрос: « Возможно, ли привить вашему ребенку любовь к искусству через посещения занятий в цирковой студии?»
70% опрашиваемых ответили «Да»
15% затруднялись ответить
15% ответили «Нет»
[pic]
Из этого мы видим, что большинство родителей считают, что цирковая студия прививает их детям любовь к искусству, но такое же большинство не желает или еще раздумывают: «Стоит ли их детям посещать цирковую студию».
Можно сделать вывод, что родители не считают, что важно прививать любовь к искусству, либо делают это через другие студии, кружки.
На вопрос: «Ваши ожидания от посещения ребенком цирковой студии?»
Родители считают, что если их ребенок будет ходить в цирковую студию, то он будет более раскрепощен, духовно развит и у него появится больше общения и он будет с пользой проводить свободное время.
На вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок посещал цирковую студию?»
60% ответили «Да»
40% ответили «Нет»
[pic]
Не смотря на то, что большинство опрашиваемых имеют средний и высокий достаток семьи, родители не готовы приобретать инвентарь для номеров на собственные средства, всего 20% родителей готовы оплачивать занятия в цирковой студии, 20% готовы самостоятельно приобретать концертный костюм для своего ребенка, 8% готовы внести спонсорскую помощь, но в минимальных размерах, а остальной процент опрошенных оставили вопрос открытым.
Из всего мы делаем вывод, что родители не достаточно осведомлены о той пользе, которую приносит цирковая студия.
В целом ответы респондентов демонстрируют, что население положительно относится к цирковому искусству как токовому, но имеет слабые представление об опыте работы цирковых студий и, в связи с этим, решающим фактором при выборе досуговых объединений детей является доступность и оплата услуг дополнительного образования. Родители не всегда ориентируются на интересы и предпочтения ребенка, а также на ту пользу, которую могут принести занятия в конкретном объединении.
Мы считаем, что предположение о том, что физическое и эстетическое воспитания детей находится на низком уровне, потенциал циркового искусства находится на низком уровне, возможности населения по оплате занятий ребенка в цирковой студии находится на среднем уровне. На основании результатов исследования - родителей необходимо более активно мотивировать на сотрудничество с такими социально-культурными институтами, как цирковая студия. Позитивные результаты деятельности цирковой студии должны стать стимулом для прихода детей в цирковую студию и развития их потенциала.
2.2. Проект Цирковой студии «Коломбина»
Пояснительная записка – Цирк - это искусство молодых. Из самодеятельных цирковых коллективов на профессиональную арену пришло много талантливых артистов. Не удивительно, что яркий мир цирка привлекает детей не только быть зрителем, но и пробовать свои силы в полюбившихся жанрах циркового искусства.
Цирковое искусство дает детям возможность творчества, физического совершенствования, осознания собственного «Я», возможность найти друзей, научиться взаимодействию в коллективе. Даже не став профессиональными артистами, участники любительского циркового коллектива будут более приспособлены к превратностям жизни, так как прошли школу физической подготовки, моральной закалки, получили много жизненно необходимых навыков, научились творческому подходу к решению различных проблем.
К сожалению, государство не осуществляет подготовку специалистов для занятий с детьми цирковым искусством, также не существует государственных программ занятий и литературы, где были бы опубликованы методические рекомендации по жанрам для школьного возраста.
В то же время, современные средства информации позволяют иметь обширный материал по высшим достижениям в различных жанрах цирка и видах спорта. Телевидение знакомит нас с авангардистскими направлениями, неординарными трюками, оригинальной режиссурой, давая почву для творческого подхода руководителя к работе со студией.
Большой толчок к творческому развитию коллектив получает, участвуя в фестивалях и конкурсах, а также посещая представления профессиональных артистов. Отчетные концерты и творческие встречи с другими цирковыми студиями помогают оценить уровень подготовки, творческий рост студии, помогают поддерживать контакты с единомышленниками.
Актуальность - Цирковое искусство - особое направление культуры, которое полностью захватывает и увлекает за собой тех, кто глубоко с ним познакомился. Можно было бы сказать, что цирк- это скорее образ жизни, а не увлечение или место. Во всем мире людей, работающих в цирке, объединяют особо прочные работы узы. Часто так и говорят – «цирковая семья». [20; c 3]. Наша цирковая студия также будет развивать, раскрепощать, но и объединять детей.
Россия – страна великой культуры, именно культура и есть наш основной вклад в развитие мировой цивилизации. Это признано давно и всеми и это важнейшая составляющая позитивного имиджа страны. Тем не менее, в условиях кардинально меняющихся реалий жизни, правомерна постановка вопроса об изменениях и сдвигах, сопровождающих нынешние культуру и искусство. В нашем случае цирковое искусство выступает как организованная система, а сама социально-культурная деятельность как высоко технологический механизм воздействия и взаимодействия между личностью и обществом. Грани этого воздействия определяют основные функции социально-культурной деятельности. Через функции социальная- культурная деятельность реализует свою социальную сущность. Функции подвергаются изменению во времени - от возникновения к становлению до полной зрелости. Всем им присущий ярко выраженный характер, им свойственна взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности. [25; c 13]
Актуальность проекта обусловлена тем, что цирковое искусство обладает богатым социально культурным потенциалом, но в практике учреждений культуры он не реализуется в полной мере.
Аудитория - Все дети любят цирк! Эта волнующая бравурность парада-алле при выходе на цирковую арену акробатов, гимнастов, жонглеров, клоунов. И поэтому аудитория в нашем проекте в целом состоит из детей разного возраста. Будут разделяться на три группы: младшая группа (7-9лет). Занятия цирковой студии будут проводятся на сцене или в танцевальном зале. Репетиции детей 1-го года обучения будут начинаться с общефизической подготовки: упражнения для укрепления мышц рук, ног, живота; растяжки; осанка; мостики; шпагаты; упражнения для гибкости; упражнения на дыхание и т.д. После общефизической подготовки дети будут изучать, и пытаться выполнить цирковые номера:
акробатические упражнения в паре;
жонглирование мячами, кольцами и булавами;
вращение обручей, тростей и тарелочек;
пластические упражнения;
эквилибр на катушке и проволоке;
прыжки в скакалке с элементами акробатических упражнений и др
Целью проекта является создание в г. Усть-Куте цирковой студии для организации досуга детей.
Задачи:
гармоничное развитие цирковых способностей;
укрепление физического развития детей;
общеэстетическое развитие;
привитие интереса к цирковому искусству.
Механизм реализации
Название
Сроки реализации
1
Работа с источниками, подготовка и написание теоретической части работы
2010-2011 год.
2
Утверждение проекта
Весна 2011 год.
3
Приобретение инвентаря
Лето 2011год.
4
Набор детей в студию
Лето 2011 год.
5
Проведения занятий - репетиций
Вторник, четверг, суббота с 14.00-17.00
6
Выступления студии
День пожилого человека, День Матери, Новогодние праздники, 9 Мая, День защиты детей, Троица, День молодежи, День города и др. Цирковая студия может выезжать с концертом в п. Ручей, в ДК «Геолог», в п. Янталь и в другие поселки близ лежащие к городу, а так же в школьных и дошкольных учреждениях г.Усть-Кута.
Ресурсное обеспечение
Название
1
Журналы, газеты и книги по цирковым студиям
2
Цирковой инвентарь (булавы, скакалки, мат, обручи и т.д.)
3
Музыкальное оборудование
4
Костюмы
2.3. Результаты реализации проекта
Нами было проведено социологическое исследование по выявлению отношения к цирковому искусству в г. Усть-Кут, на анализе которого мы сделали следующие выводы, что поставленная перед нами гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что родители осознают тот факт, что приобщение детей к цирковому искусству является одним из важных факторов физического и эстетического воспитания детей, посещающих студию, нашла свое подтверждение.
Главный вывод, который можно сделать на основании результатов исследования- родителей необходимо более активно мотивировать на сотрудничества с такими социально-культурными институтами, как цирковая студия. Позитивные результаты деятельности цирковой студии должны стать стимулом для прихода детей в цирковую студию.
Исходя из этого был написан и реализован проект «Создание цирковой студии в г.Усть-Кут «Коломбина», где знания, навыки и умения, получаемые на занятиях цирковой студии, являются для воспитанников средством для развития своих способностей, поэтому наряду с зачетными занятиями по жанрам проводились внутристудийные творческие конкурсы. Также Цирковая студия, принимала активное участие во всех мероприятиях ДК «Речники»: День пожилого человека, День Матери, Новогодние праздники, 9 Мая, День защиты детей, Троица, День молодежи, День города и др. [pic] Цирковая студия выезжала с концертом в п. Ручей, в ДК «Геолог», в п. Янталь и в другие поселки близ лежащие к городу, а так же в школьных и дошкольных учреждениях г. Усть-Кута. Принимали участие, как в городских, так и в областных фестивалях. В завершении учебного года проводился отчетный концерт студии. Одним из стимулов к творческому развитию являться наличие у каждого воспитанника личного альбома, где хранятся фотографии с номерами, результаты сдачи зачетов и видеозаписи с собственными выступлениями.
По окончанию цирковой студии ребенок будет характеризовать себя как:
яркая индивидуальная личность;
хорошая физическая форма;
красиво оформленная фигура;
умение красиво двигаться;
умение общаться;
умение сотрудничать;
умение ставить и достигать цель;
умение вести здоровый образ жизни.
После трёх лет работы можно сделать вывод, что занятия в цирковой студии не только помогают решить проблему занятности детей, но и дают возможность развить физические способности, укрепить здоровье детей. Цирковое искусство даёт детям возможность роста творческого потенциала, осознания собственного «я», выбора будущей профессии.
Через цирковое искусство у детей воспитываются навыки коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива, воспитание культуры поведения, дисциплины и собранности.
На данном этапе студия постоянно развивается и является популярной среди детей.
Заключение
В ходе исследования была рассмотрена тема: «Социально-культурная деятельность обучающихся в условиях цирковой студии «Коломбина» целью, которой являлось - определить особенности и место циркового искусства в современной социально-культурной практике. Для достижения цели мной были поставлены следующие задачи:
• Определить характерные черты циркового искусства и его составляющих.
• Проанализировать проблемы современного цирка как социокультурного института
• Определить роль циркового искусства в реализации функций социально-культурной деятельности.
• Проанализировать результаты исследования «Потребности населения в цирковом искусстве»
• Разработать проект Цирковой студии «Коломбина»
Задачи были успешно выполнены, что подтверждается данными, проведенного исследования.
Для подтверждения выдвинутой мной гипотезы о том, что с помощью циркового искусства, реализуются следующие функции социально-культурной деятельности: развивающая, коммуникативная, социализирующая, культуро-творческая, познавательная, рекреативная, воспитательная и др., мной была проведена экспериментальная работа, главной целью которой было выявление влияния циркового искусства на социально-культурную деятельность учащихся, развитие личности.
Результаты экспериментальной работы доказательно показывают, что занятия в цирковой студии дают большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения.
Таким образом, гипотеза подтвердилась. К такому выводу я пришла, решив задачи, поставленные в начале исследования. Сравнительный анализ экспериментальной работы показал существенный рост уровня самоорганизации школьников, рост организаторских, творческих и коммуникативных навыков в процессе цирковой деятельности.
Так же было выявлено, что родители не всегда ориентируются на интересы и предпочтения ребенка, а также на ту пользу, которую могут принести занятия в конкретном объединении. Их необходимо активно мотивировать на сотрудничество с такими социально-культурными институтами, как цирковая студия.
Данная работа не исчерпывает и не завершает изучение проблем исследования роли социально-культурной деятельности. Разработка этой темы лишь начинается и требует дальнейшего научного анализа.
Библиография
1. Антология русской философии. Т.1 СПб., 2000 стр. 483-484.
2.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965 г.
3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 2010 С.41-86
4. Баринов В.А. «Основы циркового творчества»-М.: 2004-179с
5.Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований/Г.С.Батыгин. –М.:РУДН, 2008.-368с.
6. Баринов В.А. Основы циркового творчества. Учебное пособие.-М.,2004.
7. Баринов В.А. Художественно- образная структура циркового искусства. Учебное пособие для вузов. –М.,2005.
8. Беспятов Е. Театр под открытым небом. – Народный театр, 1948 г.
9. В. Сергунина «Современный цирк России»-М.: 2007 г.
10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987 г.
11. Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. – М., 1989 г.
12. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990 г.
13. Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 1998.
14. Гарри Алдер. НЛП. Современные психотехнологии. -СПб «Питер»,2003
15.Добиаш- Рождественская.О.А. Культура западноевропейского средневековья. – М., 1989 г.
16. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI вв. – М., 1988 г.
17. Дополнительное образование детей Российской Федерации. Сборник нормативно-правовых документов.-Москва,1996.
18. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М., 2000.
19. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. –М.,1998
20. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность. -М.: МГУКИ, 1998
21. Жарков А.Д. Теория и технология культурно - досуговой деятельности:
Учебник для студентов вузов культуры и искусств/Жарков А.Д.:-М.: Издательский дом МГУКИ,2007.-480с.
22. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. - 396 с.
23. История второй мировой войны. 1939-1945. Т.12, 1982, стр. 492.
24. Индюкова Л.Н. Организация творческого процесса обучения цирковому искусству детей школьного возраста. Программа для занятий детской цирковой студии.-Иркутск,1998..
25. Каверин Б.И. Культурологи: Учебное пособие. М., 2001.
26. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. «Социально-культурная деятельность» Учебник. – М.: МГУКИ, 2004.
27. Карагина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования.//Внешкольник.-2005.-№9.
28. Карпенко Л.А. Влияние размера учебной группы на успешность совместной познавательной деятельности.//Вопросы психологии.-1984.-№1.
29. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Г. Н. Новикова. - Изд. 2-е, испр. и доп. М.: МГУКИ, 2010, - 173 с.
30. Научно - методические рекомендации по вопросам диагностики социальных рисков и прогнозирования вызовов, угроз и социальных последствий. - Москва.-2012.
31. Новая философская энциклопедия. // -М.: Мысль, 2001.
32. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре.-М.,2000.
33. Охрана труда в Российской государственной цирковой компании.//Сборник требований безопасности.-М.,1998.
34. Первушина О.В. «Социально-культурная деятельность: Теоретические основы» Первушина О.В. Учебное пособие. – Барнаул, 2002
35. Попов В.П., Гурский В.А., Орлов В.А. Рекамендации по экспертизе программ для дополнительного образования детей-М.: Центр развития системы дополнительного образования детей,1995.
36. Рутенбург В.И. Городская культура: Средневековье и начало нового времени…– Л., 1986 г.
37. Рогов Е.И. Психология общения.-М.,2003.
38. Рюмин Е.Н. Массовые празднества. – М.-Л., 1927 г.
39. Социально-культурная деятельность: Поиски, проблемы, перспективы/ Под ред. Т.Г.Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалева. –М.: МГУКИ, 2000.
40. Статья Сергея Макарова «Цирковое искусство второй половины 50-х г. Начало 90-х г. в СССР»-м.: 1986г.
41. Статистические данные Государственного Комитета Статистики.
42. Славский Р.Е. Леонид Енгибаров.-М.,1989.
43. Шляпин Л.Ф. «Искусство» –М: 1976-135с
44. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: «Просвещение», 1986 г.
45. Цирк. Маленькая энциклопедия.-М.,1979.
46. Цирк! Цирк! Цирк! Сборник рассказов Правда-м.: 1989г.
47. Энциклопедия «История искусств» часть 1 том 3 под редакцией С.Т.Исмаилова.
48. Энциклопедия «Искусство» часть 2 том7 под редакцией М.Аксенова.
49. Энциклопедия «Что такое кто такой» том 3 издательство «Педагогика- Пресс» Москва 1992 А.Г.Алексин.
50. Ю. Дмитриев «Искусство цирка»-м.: 1964г.
Глоссарий.
АКРОБАТИКА- (от греч. асrobateo - хожу на цыпочках, лезу вверх).
Главенствующий жанр (см.) цирка, состоящий из многочисленных его
разновидностей (прыжковой, силовой, пластической, конной, вольтижной), - в основе которого специальные упражнения, различные по характеру и степени сложности, демонстрирующие физическое совершенство человека.
АНТИПОД - (греч. anti - против и рus - род. падеж, podos - нога). Вид
жонглирования, исполняемый артистом в лежачем положении на специальном устройстве - тринке с поднятыми вверх ногами, которыми он подбрасывает и ловит различные предметы, балансирует их, крутит шаговыми движениями и вращает в горизонтальном положении.
АТЛЕТИКА- (от греч. athletikos - свойственный борцам). Цирковой жанр, в
котором демонстрация отлично развитой мускулатуры и трюковые упражнения с тяжестями (гирями, ядрами, штангой и др.) показываются артистом в художественно-образной форме как воспевание могущества человека, его физических и духовных качеств.
АТТРАКЦИОН - (франц. - attraction, буквально - притяжение). Особенно
интересный и наиболее эффектный номер, занимающий центральное положение в программе и привлекающий внимание зрителей своими идейно-художественными качествами и высоким артистическим мастерством.
БАЛАНСИР - (франц. balansier - качать, уравновешивать) длинный шест в
руках канатоходца, с помощью которого он сохраняет равновесие на канате.
БУЛАВА - (от латин. bulla - металлический шарик). 1. Старинное орудие в
виде тяжелой казенной или металлической головки на рукояти. 2. Предмет для гимнастических упражнений. Реквизит жонглера, напоминающий по форме видоизмененную модель булавы.
ГРЕЧЕ- (нем. Gratsche - спортивная позиция: ноги врозь). Гимнастическое
упражнение - из виса на сближенных руках в каче гимнаст махом поднимается в сидячее положение на турник, держа ноги врозь, и "в темп" перелетает на другой турник или выполняет с турника заднее сальто на сход. Упражнение выполняется и в парной работе гимнастов на рамке, но с перехватом руками в верхней точке взлёта. в коленях и тазобедренных суставах, удерживаются руками ниже колен.
ДА КАПО- (итал. da capo - повторение). Трюк или реприза, исполняемые
артистом как добавление к номеру после выхода на аплодисменты.
ДОППЕЛЬ-ТРАПЕ- (нем. doppel - двойной, двоякий). Гимнастический снаряд -широкая металлическая перекладина, подвешиваемая на трех веревках (с тросом внутри), из них средняя разделяет перекладину на две трапеции, на которых двое гимнастов (гимнасток) выполняют упражнения как по отдельности на каждой, так и вместе на одной из них.
ДРЕССИРОВКА- (франц. dresser - обучение животных, выездка лошадей).
Цирковой жанр, основанный на показе животных, зверей, птиц, проделывающих различные действия, достигнутые в результате выработки у них стойких условных рефлексов на команды дрессировщика.
ЖАНР- (франц. genre - род, вид). Цирковой жанр - исторически сложившаяся совокупность номеров, характеризующихся определенными выразительными средствами и только им присущими действенными признаками.
ЖОНГЛИРОВАНИЕ- (франц. jongleur от лат. Joculator – шутник, забавник,
остряк). Жанр, в котором артист демонстрирует искуссное умение
подбрасывать и ловить предметы в определенной последовательности и в
установленном ритме, а также балансировать их.
ИЛЛЮЗИОНИСТ- (от лат. illusio - ошибка, заблуждение, обман зрения,
вызванный искаженным восприятием). Артист, демонстрирующий различные фокусы с помощью специального реквизита, аппаратов, снабженных секретными устройствами, скрытыми от зрителей, а именно: замысловатые появления, исчезновения, превращения, перемещения различных предметов, животных, людей, основанные на обмане зрения, применении отвлекающих маневров и ловкости самого исполнителя, его ассистентов.
КЛОУН- (англ. clown, от лат. colonus - человек .из простонародья,
нерасторопный простофиля, деревенщина). Традиционный персонаж цирка,
выступающий с комическими репризами, шуточными сценками. Соответственно различным видам клоунады различны и амплуа клоунов: буффонадные, музыкальные, клоуна- дрессировщики, коверные клоуны.
КОЛОННА- (франц. colonne - вертикальная опора, от лат. columna - столб).
Акробатическая пирамида из трех человек, стоящих на плечах друг друга.
Соответственно положению каждого из них в колонне, они именуются: нижним, средним и верхним. При сольном количестве участников пирамиду называют "колонна из четырех", "колонна из пяти". В отдельных упражнениях (заднее сальто на колонну или заднее сальто с колонны на колонну) профессионалы именуют колонной пирамиду из двух человек.
КОРД-ДЕ-ВОЛАН- (франц. corde - веревка, шнур, канат, volant –
развевающийся, летучий). Гимнастический снаряд - толстый канат,
подвешиваемый горизонтально за оба конца так, что образуется провис, в
середине которого артист выполняет упражнения как на месте, так и в
раскачке.
КУЛЬБИТ- (франц. culbute - кувырок, кувыркание). Переворот вперед или назад перекатом через голову. Исполняется с места, а также прыжком с разбега.
КУПЕ- (франц. - coup - толчок, удар). Положение в акробатике, из которого
низкий или средний подбрасывает верхнего, стоящего на соединенных руках
партнера лицом к нему.
КУРАЖ- (франц. courage - смелость, храбрость). Высокие волевые качества,
проявляемые артистом при выполнении сложных, опасных трюков.
КУРБЕТ- (франц. courbette - прыжок, скачок). Акробатический элемент -
прыжок: из стойки на руках встать на ноги.
ЛОВИТОР- Участник гимнастического номера, который в висе на подколенках на короткой трапеции или рамке (ловиторке) принимает (ловит) партнера, перелетающего к нему с трапеции или с турника.
ЛОПИНГ- (англ. Looping the loop - мертвая петля по сомкнутому кругу).
Вращение гимнаста вокруг штамборта, к которому его ноги прикреплены
специальными выступами в подошвах обуви, входящими в прорези вращающейся втулки на штамборте. Другой способ вращения - перевороты вокруг штамборта, стоя на прикрепленной к нему трапеции, имеющей жесткие стропы.
МАНЕЖ- (франц. manege - помещение для обучения верховой езде и выездки лошадей). Круглая площадка в центре зрительного зала цирка, имеющая 13 м. в диаметре, на которой происходит представление.
МОНОЦИКЛ- (греч. mono - один, ziole - колесо). Одноколесный велосипед,
применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
НОМЕР- Так именуется художественное произведение циркового искусства,
представляющее собой совокупность трюков, исполняемых в определенной
композиционной последовательности, которые в сочетании с другими
специфическими средствами выразительности, отражают идейно-творческую
задачу и оказывают эмоциональное воздействие на зрителей. Термин возник во второй половине XIX в. и обозначал порядок выступления артистов в
балетно-оперных дивертисментах.
ПАНТОМИМА ЦИРКОВАЯ- (греч. pantos - все, mimein - выражать). Цирковое театрализованное представление с определенным сюжетом, объединяющим номера разных цирковых жанров, в которой характер действующих лиц и содержание пантомимы выражены жестом, мимикой, телодвижениями, трюками.
ПАССИРОВКА- (франц. passage – передавать, переправлять, переходить).
Быстрые, ловкие действия, облегчающие выполнение разучиваемых упражнений или предохраняющих от падений, ушибов (подтолкнуть, придержать, схватить), а также умение в нужный момент отвести или подвести ленты, обруч, когда через них прыгает наездник (наездница).
ПЕРШ -(франц. perche, анг. perch - шест, жердь). Снаряд для эквилибристики-длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре и в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
РЕПРИЗА- (франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке – короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
РОНДАД, РУНДАД -(франц. rond - круг, нем. rund - круглый). Элемент
прыжковой акробатики - переворот с поворотом, служащий связующим звеном для перехода от разбега к прыжкам, выполняемым спиной по направленно разбега.
САЛЬТО- (итал. salto - прыжок, скачок). Акробатический прыжок – безопорное вращение тела вперед или назад, или в сторону с полным переворачиванием через голову. Выполняется в группировке или с прямым туловищем, с места или с разбега, а также с помощью подбрасывающих приемов или подкидывающих устройств.
СКОМОРОХИ- (бродячие музыканты, плясуны, комедианты). Странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие на улицах, площадях. ярмарках и показывающие элементы дрессировки, звукоподражания, игру на музыкальных инструментах, жонглирование, а также сатирические разговорные сценки и песни. Являются основоположниками отдельных видов зрелищ и некоторых жанров цирка в России.
СУПЛЕСС- (франц. souplesse - гибкость, податливость). Резкое сгибание
туловища броском назад за счет сильного прогиба в пояснице.
ТРАПЕЦИЯ- (греч. trapesion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе и в упоре как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
ФОКУС- (нем. Hokus-pokus- уловка). Ловкая трюковая проделка фокусника,
поражающая своей кажущейся сверхъестественностью, в основе которой ловкость рук артиста, техника специальной аппаратуры, реквизита, а такие обман зрения и отвлекающие приемы.
ЦИРК- (от лат. circus, букв. - круг).
1. Вид искусства.
2. Здание с манежем, где даются цирковые представления.
ЭКВИЛИБРИСТИКА- (лат. aeguilibris - находящийся в равновесии). Цирковой жанр, в основе которого демонстрация искусства сохранения равновесия в различных условиях, усложненных применением специального реквизита и снарядов.
Приложение
Программа социологического исследования
«Потребности населения в цирковом искусстве»
Цирковое искусство в России имеет огромный потенциал. Россия – страна великой культуры, именно культура и есть наш основной вклад в развитие мировой цивилизации. Это признано давно и всеми и это важнейшая составляющая позитивного имиджа страны. Тем не менее, в условиях кардинально меняющихся реалий жизни, правомерна постановка вопроса об изменениях и сдвигах, сопровождающих нынешние культуру и искусство, поэтому мы делаем акцент на цирковое искусство которое, выступает как организованная система, а сама социальная культурная деятельность как высоко технологический механизм воздействия и взаимодействия между личностью и обществом. Грани этого воздействия определяют основные функции социально-культурной деятельности. Через функции социальная- культурная деятельность реализует свою социальную сущность. Функции подвергаются изменению во времени- от возникновения к становлению до полной зрелости. Всем им присущий ярко выраженный характер, им свойственна взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формировании личности.
Негативное состояние эмоций младшего школьника снижает активность, угнетает жизнедеятельность, а при смене его деятельности, остаются активными и эмоционально положительными. Особые значения приобретает проблема эстетического физического развития детей младшего школьного возраста. Это сенситивный период, когда происходит становление ребенка- ученика, осмысление и представление о самом себе. Одним из условий выхода из сложившейся ситуации может стать решение – привлечение ребенка в цирковую студию, где будет предложено детям уникальная возможность приобщение к цирковому искусству, развивать свой талант и способности своего тела. Человеку свойственно постоянно совершенствоваться, развиваться и познавать что-то новое.
Цель - Выявить потребности населения в цирковом искусстве.
Задачи:
Выявить популярность циркового искусства у населения.
Выявить потенциал цирковой студии в развитии и формировании положительных качеств ребенка.
Выявить эстетическое и физическое воспитание детей.
Оценить возможности населения в оплате занятий ребенка в цирковой студии
Объектом – являются родители детей первого класса школы №4 г.Усть-Кут
Предмет исследования: запросы родителей и их финансовые возможности.
Гипотеза исследования строиться на предположении о том что:
Популярность цирковой студии находится на недостаточном высоком уровне
Эстетическое и физическое воспитание детей недостаточно развито
Население не привыкло оплачивать занятие детей
Интерпретация понятий
ЦИРК- (от лат. circus, букв. - круг).
1. Вид искусства.
2. Здание с манежем, где даются цирковые представления.
ЖОНГЛИРОВАНИЕ- (франц. jongleur от лат. Joculator – шутник, забавник,
остряк). Жанр, в котором артист демонстрирует искусное умение
подбрасывать и ловить предметы в определенной последовательности и в
установленном ритме, а также балансировать их.
ИЛЛЮЗИОНИСТ- (от лат. illusio - ошибка, заблуждение, обман зрения,
вызванный искаженным восприятием). Это артист, демонстрирующий различные фокусы с помощью специального реквизита, аппаратов, снабженных секретными устройствами, скрытыми от зрителей, а именно: замысловатые появления, исчезновения, превращения, перемещения различных предметов, животных, людей, основанные на обмане зрения, применении отвлекающих маневров и ловкости самого исполнителя, его ассистентов.
КЛОУН- (англ. clown, от лат. colonus - человек .из простонародья,
нерасторопный простофиля, деревенщина). Традиционный персонаж цирка, выступающий с комическими репризами, шуточными сценками. Соответственно различным видам клоунады различны и амплуа клоунов: буффонадные, музыкальные, клоуна- дрессировщики, коверные клоуны.
АКРОБАТИКА- (от греч. асrobateo - хожу на цыпочках, лезу вверх).
Главенствующий жанр (см.) цирка, состоящий из многочисленных его
разновидностей (прыжковой, силовой, пластической, конной, вольтажной), - в основе которого специальные упражнения, различные по характеру и степени сложности, демонстрирующие физическое совершенство человека.
ПОТЕНЦИАЛ- Физическое понятие, характеризующее величину потенциальной энергии в определенной точке пространства.
ПОПУЛЯРНОСТЬ- Слава, известность, общественные симпатии к кому- чему- нибудь.
ПОТРЕБНОСТЬ- Надобность, нужда в чем-нибудь, без удовлетворения которой невозможно обойтись.
Метод исследования: анкетирование родителей детей первого класса школы №4 г.Усть-Кут, проанкетировано 75 человек – 100%, сплошной опрос.
Этапы исследования.
Ноябрь 2011г. – разработка программы и инструментария исследования.
Декабрь 2011г. – проведение пилотажного исследования.
Январь 2012г. – проведение полевого исследования
Февраль 2012г. – обработка и анализ результатов социальных данных.
Март 2012г. – отчет о результатах исследования.
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты, это поможет нам отрегулировать работу нашей цирковой студии, выявить новые направления развития работы с детьми, а также повысить профессиональный уровень подготовки детей для участия их в различных номерах.
Понравившийся Вам вариант ответа нужно отметить
кружочком, или каким- либо другим знаком.
Благодарим за сотрудничество!
Нравиться ли Вам цирковое искусство?
Да, нравится;
Нет, не нравится;
Затрудняюсь ответить.
Как часто Вы посещаете цирковые представления?
2.1 По мере возможности;
2.2 Очень часто;
2.3 Ваш вариант ответа ________________________________________
3. Какие цирковые номера Вам больше всего нравятся?
3.1 Воздушная гимнастика;
3.2 Пластические этюды;
3.3 Клоунада;
3.4 Номера с участием животных;
3.5 Фокусы;
4. Посещаете ли Вы цирковые представления всей семьей?
4.1 Да;
4.2 Нет;
4.3 Ваш вариант ответа_________________________________________
5. Хотели бы Вы сами выйти на сцену в качестве артиста цирка?
5.1 Да;
5.2 Нет;
5.3 Затруднюсь ответить.
6. Какие кружки или объединение посещает Ваш ребенок _________
______________________________________________________________
7. Как часто Вы с ребенком посещаете бассейн
7.1 Раз в неделю
7.2. Два раза в неделю
7.3 Раз в месяц
7.4. Не посещаете
7.5 Ваш ответ __________________________________________________
8. Занимаетесь ли Вы физическими нагрузками с ребенком
8.1. Да
8.2. Нет
9. Как Вы думаете, какие физические качества Вы хотели бы развить в вашем ребенке?
9.1 Гибкость;
9.2 Выносливость;
9.3 Сосредоточенность;
9.4 Усидчивость;
9.5 Ловкость;
9.6 Ваш вариант_____________________________________________
10. Как Вы думаете, развит ли ваш ребенок в эстетическом плане
10.1. Да
10.2. Нет
11. Если «Да» напишите, в чем это проявляется _______________
___________________________________________________________
12. Что из ниже, перечисленных, предпочтет ваш ребенок
12.1. Поход в музей
12.2. Поход в кино
12.3. Прочтение художественной литературы
12.4. Свой ответ ____________________________________________
13. Как Вы думаете, возможно, ли привить вашему ребенку любовь к искусству через посещения занятий в цирковой студии?
13.1 Да;
13.2 Нет;
14. Как Вы думаете, с пользой ли для себя Ваш ребенок проводит свободное время?
14.1 Да, с пользой;
14.2 Меня это не интересует;
14.3 Ваш вариант ответа____________________________________________
15. Как Вы думаете, стоит ли вашему ребенку посещать занятия в цирковой студии?
15.1 Да, стоит;
15.2 Нет, не стоит;
15.3 Затрудняюсь ответить.
16. Хотели бы Вы чтобы ваш ребенок посещал цирковую студию?
16.1 Да;
16.2 Нет;
16.3 Затрудняюсь ответить
17. Ваши ожидания от посещения ребенком цирковой студии?
________________________________________________________________
18. Готовы ли Вы оплачивать занятия ребенка в цирковой студии?
18.1 Да, готов;
18.2 Нет, не готов;
18.3 Затрудняюсь ответить.
19. Согласны ли Вы самостоятельно приобрести концертный костюм для вашего ребенка?
19.1 Да, согласен;
19.2 Нет, не согласен;
19.3 Ваш вариант ответа____________________________________________
20. Можете ли Вы приобрести инвентарь для номеров на собственные средства?
20.1 Да, согласен;
20.2 Нет, не согласен;
20.3 Ваш вариант ответа____________________________________________
21. Каков достаток Вашей семьи?
21.1 Высокий;
21.2 Средний;
21.3 Низкий.
22. Возможна ли спонсорская помощь от Вас?
22.1 Да, но смотря в каком размере;
22.2 Нет;
22.3 Ваш вариант ответа___________________________________________ _________________________________________________________________
Благодарим за участие!
Программа Цирковой студии
В студию принимаются физически здоровые дети с 7-15 лет. Обучение 4-х годичное. В студии занимается три группы по 15 человек. Занятия проходят три раза в неделю по 3 часа все годы обучения.
Основными задачами циркового воспитания являются: гармоническое развитие цирковых способностей, укрепление физического развития детей, общеэстетическое развитие, привитие интереса к цирковому искусству и т. д.
Кабинет должен быть оборудован шкафами для необходимых принадлежностей: одежды, костюмов, литературы, методических папок; столами, зеркалами. Для оформления можно использовать афиши, фотографии, реквизит.
Занятия общефизической подготовки и репетиции проводятся в зале или на сцене. Необходимый инвентарь: столики для номеров, канат, обручи, булавы, кольца, скакалки, маты, мячи, трости, лестницы и т. д. Для занятий необходимы чешки, гимнастические костюмы (спортивные).
Все дети проходят медицинский осмотр, знакомятся с санитарно-гигиеническими правилами, техникой безопасности на занятиях.
В занятия входят экскурсии, посещение спектаклей, представлений, встречи с творческими коллективами, выступления.
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
Темы
Кол-во часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
3
3
-
2
Цирковое искусство
6
6
-
3
Общая физическая подготовка
100
3
97
4
Работа в цирковых номерах
154
10
144
5
Подготовка представления
25
1
24
6
Хореография
36
-
36
Итого:
324
23
301
Вводное занятие. Цели и задачи студии. План работы. Знакомство с работами учащихся (видео, фотографии). Правила т/б и санитарно-гигиенические требования к учащимся цирковой студии. Обязанности старосты и дежурных. Оргмоменты.
Цирковое искусство. История циркового искусства. Жанры. Династия Дуровых. Звезды цирка. Новое в цирке (театр зверей, театр кошек, цирк на льду). Просмотр видеоматериала, фотографий, прослушивание музыки, стихов. Художественная литература о цирке.
Общая физическая подготовка. Упражнения для укрепления мышц рук, ног, живота. Растяжки. Осанка. Мостики. Шпагаты. Упражнения на дыхание и т.д.
Работа в цирковых номерах. Знакомство с акробатикой, гимнастикой, жонглированием, клоунадой. Подготовка цирковых номеров: акробаты, пластический этюд, клоунада, игра с хула-хупами, скакалка, жонглеры и т.д.
Подготовка представления. Работа с режиссером. Особенности циркового представления. Сценическая речь. Музыка. Костюмы. Реквизит.
Хореография. Один час в неделю проводятся занятие по хореографии. Ритмика. Классика. Пластика в номерах.
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
Темы
Кол-во часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
-
2
Цирковое искусство
6
6
-
3
Общая физическая подготовка
100
-
100
4
Работа в цирковых номерах
156
6
150
5
Подготовка представления
24
-
24
6
Хореография
36
-
36
Итого:
324
14
310
Вводное занятие. Цели и план работы студии. Знакомство с работами учащихся 2-го года обучения (видеоматериал). Оргмомент.
Цирковое искусство. Гимнасты. Акробаты. Жонглеры. Клоуны.
Общая физическая подготовка. Упражнения для укрепления мышц рук, ног, живота. Растяжки. Упражнения для развития гибкости. Подготовка к сложным упражнениям.
Работа в цирковых номерах. Работа в цирковых номерах, где дети имеют свой номер.
Подготовка представления. Работа с режиссером. Освоение актерского мастерства. Сценическая речь. Музыка. Костюмы. Реквизит.
Хореография. Знакомство с танцевальными движениями, необходимыми в номерах.
III ГОД ОБУЧЕНИЯ
Темы
Кол-во часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
-
2
Цирковое искусство
6
6
-
3
Общая физическая подготовка
100
-
100
4
Работа в цирковых номерах
156
6
150
5
Подготовка представления
24
-
24
6
Хореография
36
-
36
Итого:
324
14
310
Вводное занятие. Цели и план работы студии. Знакомство с работами учащихся 3-го года обучения (видеоматериал). Оргмомент.
Цирковое искусство. Новое в цирке. Костюмы. Грим.
Общая физическая подготовка.
Работа в цирковых номерах. Работа в цирковых номерах. Новые жанры.
Подготовка представления. Работа с режиссером. Освоение актерского мастерства. Сценическая речь. Реквизит.
Хореография.
IV ГОД ОБУЧЕНИЯ
Темы
Кол-во часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
-
2
Общая физическая подготовка
100
-
100
3
Подготовка цирковых представлений
222
-
222
Итого:
324
2
322
Вводное занятие. Цели и план работы студии. Знакомство с работами учащихся 4-го года обучения (видеоматериал). Оргмомент.
Общая физическая подготовка.
Подготовка цирковых представлений. Коллективная работа учащихся в подготовке циркового представления. «Дипломная» работа в цирковых номерах. Самостоятельная работа в выборе музыки, подготовки эскизов костюмов, грима. Выступления. Проведение творческих вечеров и встреч по своему направлению. Связь со школами, пропаганда и реклама циркового искусства.