Урок башкирской литературы «Какому народу принадлежит наследие Акмуллы?». (9 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема. «Какому народу принадлежит наследие Акмуллы?».

Класс. 9

Предмет. Башкирский язык и литература.

Тип урока. Интегрированный урок литературы и языка.

Форма. Урок-дебаты

Цель урока. Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Какому народу принадлежит наследие Акмуллы?». Способствовать развитию навыков исследовательской работы с текстом художественного произведения, толковым словарем; способствовать развитию познавательной сферы и логического мышления обучающихся, формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению башкирского языка. Организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

планируемые результаты:

Личностные:

осознание эстетической ценности башкирского языка;

уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

потребность сохранить чистоту башкирского языка как явления национальной культуры.

Метапредметные:

владение всеми видами речевой деятельности; аудирование и чтение;

владение разными видами чтения текстов;

умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста.



Предметные:

представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

понимание особенностей языкового оформления, испльзования выразительных средств языка в тексте.

Формы работы: парная, групповая.

Учитель. На уроках литературы мы изучаем творчество Мифтахетдина Акмуллы. По оценке профессора Гиниата Кунафина, «Мифтахетдин Акмулла – выдающейся просветитель и прославленный поэт-сэсэн второй половины 19 века, внес принципиальные новшества в развитие башкирской общественной мысли, культуру и литературы». В 1935 году стихи М.Акмуллы на казахском языке издал классик казахской литературы Сакен Сейфуллин, и в предисловии к сборнику пишет следущее: «Мифтахетдин Акмулла – казахский акын. Его стихи проникнуты духом казахов, духом кочевого народа». Так что мы будем обсуждать на нашем уроке-дебатах?

Ученик. Кончно же дебатах, я думаю, мы должны установить, поэтом и просветителем какого он народа является Акмулла.

Учитель. Верно, тема наших дебатов «Какому народу принадлежит наследие Акмуллы?». И унас есть ребята, готовившие материалы к этому уроку. Тема утверждающей команды «Акмулла – поэт и просветитель башкирского народа»., тема отрицающей команды «Мифтахетдин Акмулла – казахский акын». Представим слово утверждающей команде.

Спикер 1 УК. Спасибо! Для доказательства нашей приведем первый аргумент. М.Акмулла родился 14 декабря 1831 года в деревне Туксанбай Миякинского района Республики Башкортостан в семье указного муллы Камалетдина Ишкужина представлящего башкирский род. Это свидетельство приведено учеными Ахатом Вильдановым и Гиниятом Кунафиным, изучившими башкирскую литературу 19 века, шежере (родословную) Акмуллы. Есть стихотворение поэта, посвященное родной деревне, оно так и называется «Туксанбай».

Учитель. Спасибо! Привели хорошие аргументы. А теперь представим слово отрицающей команде.

Спикер 1 ОК. Спасибо! Профессор, исследователь историю историю казахской литературу Бейсенбей Кенжебаев пишет: « Мифтахетдин Акмулла – казах. Отцом Мифтахетдина был не Камалетдин, а казах Мухамедьяр, а мама Бибиуммугульсум - ногайка» Доказательством того, что отец поэта был казахом, является еще надгробная надпись на камне – Мухамедьяр. Известен, также, что Акмулла жил среди казахов Сибири , Кустаная, Петропавловска, учил их детей, участвовал на состязаниях и собраниях народных акынов. Имя Акмуллы было дано ему казахским народом.

Учитель. Спасибо! Привели хорошие аргументы. А теперь представим слово утверждающей команде, 2-ому спикеру.

Спикер 2 УК. Наш второй аргумент: какое стихотворение, кубаир не возьми, обязательно встретишь слова, понятия, пословицы, поговорки башкир. Приводим примеры.

Теләгенә ҡаршыларҙы һөймәй торған,

Ҡурайы килешкәндә, көйләй торған.

Ҡурай – национальный музыкальный инструмент башкир

Әҙәм кеше булмайҙыр, ҡайнап бешмәй

Мөхәббәт туҫтағынан шәрбәт эсмәй

Тустаҡ – небольшая деревянная миска

Иллә - мәгәр Мәржәниҙең эше башҡа,

Йылҡының толпарындай йондоҙ ҡашҡа.

Тулпар – мифический крылаты конь – один из самых популяных образов в башкирском фольклоре.

Бауырһаҡ та ашамаған Аҡмулла инем,

Сәйнәйем ҡара нанды ҡашыр-ҡашыр.

Бауырсак – башҡорт милли ризығы.

Учитель. Спасибо! Привели хорошие аргументы. А теперь представим слово отрицающей команде, 2-ому спикеру

Спикер 2 ОК. Наша команда также нашла казахские слова в произведениях Акмуллы. В годы пребывания в Троицкой тюрьме Акмулла написал стихотворение «В тюрьме». В нем он употребляет казахские слова. Например:

Үлерем иҫемдә ине, был – иҫтә юҡ,

Ҡаза етһә, бирә икән жәббар Хоҙай.

Свою смерть я чувствовал , а это – не:

Хозяин наказание дает унижением, оскорблением.

Жәббар – с казахского языка унижение, оскорбление.

Һөйләһә, һөйләй бирһен ҡара таған

Ҡушылмаҫ аҡ маралға ҡара табан.

Но пусть болтает оскорбитель,

Не пристанут к белому оленю черные копыта

Таған - с казахского языка оскорбитель

Яу ҡайтып, баш асылыр был ҡайғынан,

Шоңҡарҙай күҙен асҡан томағанан.

Томаға–кожаный   [link] а).

Борадәр, был һүҙемде күрмәгеҙ ек.

Минең юҡ яҡшығыҙға эсемдә кик.

Народ мой, не видевшие (не слышавшие) этих слов,

У меня нет к вашему хорошему озлобления и ненависти.

Кик – озлобления и ненависти.

Ученик: В стихотворениях Акмуллы встречаются казахские пословицы

«Похудеет конь - станет шкурой, похудеет джигит - станет призраком».

Учитель. Спасибо! Привели хорошие аргументы. А теперь представим слово утверждающей команде.

Спикер 2 УК . Акмулла часто обращается к жанру башкирского народного творчества – кубаиру. Его кубаиры звучали на состезаниях башкирских сэсэнов. Известно кубаиры «Счастье», «Йырау», «Зачем хвалить коня?».

Спикер 2 ОК. Улен-один из жанров казахской поэзии. Улены исполнялись акынами под музыку домбры. Есть улены и у Акмуллы, он исполнял их сам, аккомпанируя себе на домбре. Это национальный музыкальный инструмент казахов.

Учитель. Обе команды убедительно доказывали свою правоту, приводили обоснованные аргументы. Акмулла –выскообразованный человек, гуманист своего времени. Он одинаково хорошо владел и башкирским, и казахским, и татарскими языками, писал на них, а если было необходимо, объединял их. Такие же примеры, которые приводили вы можно обнаружить и в татарской литературе. Рассмотренные на уроке сведения доказывают общность культурного, литературного наследия тюркоязыхных народов. Крепость дружбы между ними доказал и саммит ШОС БРИКС, прошедший нынешнем летом в нашей Республике Башкортостан. Вполне современно звучат стихотворения Акмуллы «Дружба».

Пусть твой друг красив не будет,
был бы честен он с тобой,
Был бы он душой свободен,
хоть и притеснен судьбой.
Пусть разделит дни удачи и не бросит в час беды,
Пусть в делах его не будут гнусной подлости следы.

Домашнее задание. Как увековечно имя Акмуллы у башкир, татар, казахов, а может, и других народов? Спасибо за урок, до свидания!