Этика как предмет в 10 – 12 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Родина Юлия Николаевна
Государственное образовательное учреждение специальная коррекционная общеобразовательная школа - интернат VIII вида № 102, учитель -дефектолог, город Москва.
В связи с социальным и экономическим процессом в российском обществе коллегией Министерства образования РФ (1993 г.) была поставлена задача перехода специальных (коррекционных) образовательных учреждений с 1995- 1996 учебного года на новое содержание обучения, что предусматривает разработку новых специальных курсов, создание и внедрение вариативных планов и программ, учебников, соответствующего методического обеспечения. Рекомендована переориентация содержания образовательных областей в сторону формирования у школьников практических социально значимых знаний и навыков. Предусмотрено также продление сроков обучения воспитанников с отклонениями в развитии в целях позитивного решения проблемы социализации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида в жестких условиях рыночной экономики.
Специальная коррекционная общеобразовательная школа - интернат VIII вида № 102 является государственным образовательным учреждением. Исходя из основной цели деятельности школы-интерната: воспитания, образования, коррекции недостатков развития умственно отсталых детей и подростков, всестороннего развития учащихся на основе профессионального обучения, позволяющего успешно адаптироваться к активной жизни в обществе, разработана структура учебного заведения, которая включает школьное обучение (1-9 классы) и послешкольное обучение (10-12 классы с углубленной профессиональной подготовкой). В связи с появлением послешкольного обучения в нашем учебном заведении возникла необходимость в ведении новых учебных предметов, разработке и внедрении новых учебных программ. Это относится и к такому предмету как «Этика».
Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Специфический аспект, в котором человеческая жизнь рассматривается этикой, - это общение, понимаемое не как один из атрибутов человеческой жизни, а как ее фундаментальная предпосылка и основа, насущная необходимость, потребность людей, способ человеческого существования и жизнедеятельности. Вся жизнь человека есть система отношений. Каждый должен "вписаться" в систему отношений, должен найти верное, оптимальное соотношение Я и не-Я. Поиск этого соотношения представляет большую трудность для умственно отсталых учащихся в силу особенностей их развития. Им необходима помощь со стороны, чтобы понять себя и окружающий их мир, научиться взаимодействовать с людьми в соответствии с морально-этическими принципами и почувствовать себя полноценными членами общества.
Введение предмета "Этика" в образовательные области учебного плана направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы умственно отсталых подростков. Возникла необходимость в составлении программы. В процессе ее написания была определена основная цель - формирование межличностных отношений в семье и в обществе. Работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими людьми, что должно благотворно влиять на их будущую семейную жизнь и успешную адаптацию в социуме. Предлагаемый учебный курс является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро - нравственно- этические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно- этических понятий, осуществить комплексный подход к формированию сознания и личности в целом. Исходя из цели курса был определен ряд задач:
- дать представления об индивидуально- психологических особенностях человека, формировать умение понимать свое "Я",
- познакомить с истоками и причинами возникновения социальных норм поведения человека,
- учить понимать правила социального общения и поведения и поступать в соответствии с ними,
- учить на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения понимать особенности окружающих людей,
- формировать теоретические знания о семье как социальном институте,
- воспитывать высоконравственные межличностные отношения,
- повышать элементарную юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства.
Программный курс условно разделен на 3 части и рассчитан на три года обучения. На первом году обучения учащиеся знакомятся с индивидуально - психологическими особенностями человека и его индивидуально- личностными качествами. Второй год обучения посвящен развитию умения правильно общаться с родственниками, друзьями, незнакомыми людьми, в коллективе на производстве. На третьем году обучения подростки получают знания, необходимые для правильного выбора спутника жизни и дальнейших благополучных семейных отношений.
По сути, уроки этики - это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию учащихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Очень важно для учителя не навязывать своего мнения, а косвенно подводить учащихся к приемлемым выводам и оценкам. Как было указано, специфика обучения детей с умственной отсталостью не дает возможности говорить о высоком уровне нравственного сознания. Именно поэтому возникают сложности по воспитанию устойчивых черт поведения из-за неумения учащихся переносить нравственные эталоны на свое "Я".
Этика - это философия доброй воли, а не только доброго действия. К сожалению, умственно отсталые учащиеся чаще всего совершают хорошие поступки ища в них или выгоду для себя, или желание получить одобрение со стороны окружающих. Желание сделать что-либо бескорыстно стоит далеко не на первом месте. Это происходит не потому, что они такие плохие, а потому, что человеку в силу его психологических особенностей свойственен эгоцентризм. И здесь задача педагога помочь ребятам с ограниченными возможностями в развитии понять, что не мир существует для них, а они для мира. Каким будет этот окружающий мир, зависит от них самих, от их доброты души, от их умения понимать и чувствовать проблемы окружающих людей, умения им сопереживать, умения творить добро бескорыстно.
Донести все это до сознания подростков задача достаточно сложная. Специфика содержания учебного материала и ограниченные возможности учащихся требуют от учителя тщательной подготовки к каждому уроку. При обсуждении тех или иных понятий задача учителя - максимально конкретизировать предлагаемый материал, выделить в нем ведущие идеи, раскрывая логику их взаимосвязей. Очень важно, чтобы материал был доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Для этого учащиеся должны принимать самое непосредственное участие в обсуждении и анализе предлагаемой темы (проблемы) в ходе умело преобразованного учителем пассивного слушания в дискуссию. Следует постоянно опираться на жизненный опыт детей, направлять их мысль на многообразие проявлений свойств человека в различных ситуациях. Весь этот процесс должен организовываться, планироваться и направляться учителем. Также необходимо подбирать и использовать различные приемы. Некоторые приемы из нашего опыта работы мы хотим осветить в данной статье.
1. Личный пример педагога. Учитель не должен бояться признавать свою неправоту в тех или иных вопросах и извиняться перед учащимися. Любой человек имеет право на свое мнение, пусть даже и ошибочное. Главное - чтобы человек мог признать свою ошибку и извиниться, если он не прав. Таким личным примером педагог не только поднимет свой авторитет в глазах учащихся, но и поможет подросткам научиться не бояться признавать свои ошибки и как следствие, более критично относиться к себе.
2. Анализируя поступки и действия учащихся, не стоит ограничиваться словами - "это хорошо, а это плохо". Правильнее начинать анализ с вопроса - "почему"? Давая оценку поступкам со словами "это хорошо, а это плохо", мы делим мир в глазах подростка на "черное и белое". Но ведь эта грань в реальности достаточно размыта и подвижна. Что хорошо в одной ситуации, может быть плохо в другой. К тому же, начиная сразу давать оценку поступкам и действиям учащихся, мы навязываем им свое мнение, так как анализируем со своей позиции. Правильнее начинать анализировать поступок или действие с вопроса "почему?" (Почему ты так сделал? Почему ты так поступил?) Этим педагог, во первых - заставляет подростка задуматься над тем , что он совершил, во вторых- непроизвольно вызывает его на рассуждение о совершенном действии. В результате учащийся сам делает вывод, хорошо или плохо он поступил. Даже если в данный момент он боится вслух признаться в своей неправоте, понимание неправильности своих откладывается у него в душе.
3. Старайтесь чаще улыбаться в общении с детьми. Ни что так не располагает к открытому общению, как улыбка. Мы сами часто боимся начать разговор о своих делах, проблемах и переживаниях с человеком, который чрезмерно серьезен и в плохом расположении духа. Что же говорить о подростках, которые особенно сильно чувствуют наше настроение. Видя нас чрезмерно серьезными и строгими, они непроизвольно возводят между нами "защитный барьер" и все, что мы им пытаемся объяснить, доносится до их сознания короткими отголосками. В тоже время, наша улыбка, радушие и открытость пробуждают в учащихся желание общения, желание без страха поделиться с нами своими проблемами и переживаниями. Именно при таком общении полученные учащимися знания и опыт останутся в их сознании.
Мы рассмотрели только три приема из опыта своей работы, которые можно использовать и в урочное, и в неурочное время.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что основная идея, которую учитель призван донести до сознания учащихся в ходе работы по программе "Этика", определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т. е. основу морали оставляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и возвышение других людей. Необходимо убеждать подростков в том, что все люди равны в стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.