Ефименко Я. Э.
Критерии истинности научного знания
Москва НИУ «МЭИ»
2016
АННОТАЦИЯ
Работа выполнена студенткой группы ЭР-26м-11 Ефименко Яной Эдуардовной по дисциплине "История и методология науки и техники" в соответствии с учебным планом направления подготовки магистров ИРЭ МЭИ (ТУ). В работе рассмотрена одна из самых древних и интересных проблем философии — проблема истинности. Рассмотрены два основных взгляда на истину: существование абсолютной и относительной истины.
Работа содержит 12 страниц, 4 литературных источника
.
ВВЕДЕНИЕ
С древних времён люди задаются вопросом:"Что такое истина?". Этот вопрос всегда был одним из самых главных в философии. Когда мы говорим о знании, то подразумеваем, что в нём выражена истинна.
В век высоких технологий в связи с новыми научными открытиями, стал актуальным вопрос о критериях истинного знания.
Философы всего мира спорят о таких вопросах как взаимосвязь науки и философии, проверка истинности научных гипотез, и, в целом, о критериях истинности и научности.
В общем смысле проблема истины шире вопроса об истинности знания. Так, мы можем говорить об "истинном образе жизни" и "истинной красоте". В более узком смысле под истинностью понимается точное и достоверное отображение реальности в знании.
Учёные пытаются найти новые методы для того, чтобы найти более точные критерии истинности и для философии и науки.
Таким образом, произошел качественный сдвиг в развитии эпистемологии – философском учении о знании. Тем не менее, это вряд ли сможет привести к решению базовых проблем эпистемологии. [1]
1. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ
Словарь современной философии определяет понятие “истина” следующим образом: “Истина (греч. aletheia, букв. — “нескрытность”) — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных свойств, признаков истины относятся:
Истина является результатом, а не процессом.
В жизни людей есть три великих ценности: истина, доброта и красота. Первая – это ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья –это ценность искусства. При этом истина является фокусом, в котором соединяются добро и красота.
В процессе развития философии появился целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина – это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания – ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Английский философ Д. Беркли, а позднее австрийский физик, механик и философ Эрнст Мах и швейцарский философ, Рихард Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Разброс мнений достаточно велик и все они разделились на несколько концепций.
Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
У рационалистов — критерием истины выступал разум.
Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями — «конвенции»
Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
Несмотря на количество мнений, наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту. [2]
Мыслитель полагал, что истинным является то, что полностью соответствует реальному положению дел. То есть, он полагал, что любое утверждение, которое не противоречит реальности мира истинно. Долгое время эта концепция являлась основополагающей, поскольку была самой простой и ясной; она вряд ли могла породить серьезные проблемы и критику. Но с течением времени стали выявляться недостатки подобного понимания понятия истины.
Каждый человек по-разному понимает значение слова «соответствие»: для кого-то одни события или явления идентичны друг другу, а для кого-то они абсолютно не похожи. Это первая слабая сторона классической концепции истины. Следую этой концепции, хотелось бы знать, что делать с основными законами физики или понятиями типа «энергия», «молекула», и.т.д.? Например, как мы можем соотнести утверждение «энергия сохраняется во всех замкнутых процессах» с каким-либо конкретным объектом в нашем мире. Кто когда-нибудь видел, ощущал энергию? Полагаю, что никто. Поэтому, согласно концепции Аристотеля, это утверждение неверно, хотя все мы знаем, что основной закон природы.
Из-за явных недостатков классической концепции истины многие люди взяли на веру то, что истина – это некое совершенство знаний, идеал, к которому нужно стремиться, но невозможно достичь. Такая истина носит название регулятивной идеи..
Ценность знания есть степень его истинности. Истина – это свойство знания.
Знание может быть в виде чувственного или понятийного образа. Например, мы можем помнить какие-то отрывки из нашего прошлого: это есть истина, но не чувственная, так как мы не можем увидеть ее в реальности. Однако можем ли мы сказать, что замысел о нашем будущем – истина? Разумеется, нет. Сам замысел основан на прошлом и настоящем. Он должен опираться на истинное знание. Тем не менее, можно ли утверждать, что замысел истинен? Вряд ли. Скорее всего, мы оценим наше намерение в понятиях необходимости, полезности и выполнимости, а не истинности или ложности.
Истина – объективное содержание опыта, суждений, учений, теорий и единой картины мира в его развитии. Истинные знания о реальности помогают людям в практической деятельности, помогают предвидеть будущее, оценить его сейчас, а не потом. К сожалению, люди познают мир через многочисленные ошибки и крайности. Для того, чтобы кто-то открыл истину, нужен труд сотен людей, которые прошли через все ошибки и неудачные поиски.
Человек склонен к заблуждениям. Особенно это относится ко всему, что называется сверхъестественным, потусторонним, религиозным. Вымысел часто принимают за истину, особенно в религиозном сознании. Более того, вымысел необходимо отличать ото лжи. Но в любом отклонении от истины, будь то преднамеренная ложь или несознательная ошибка, присутствуют частицы реального мира: ведь заблуждения взяты из нашей жизни. Однако это именно заблуждения, никак не помогающие нам найти истинное знание.
Понятие истины вторично. Не существует неизменного или конечного знания. Любой предмет познания неисчерпаем, он находится в постоянном развитии. Если изменится окружающий мир, то и сам объект поменяет свои свойства. Самые достоверные научные знания носят относительный характер. В научном мире каждый новый шаг, новое открытие – это открытие новых просторов незнания. Процесс познания – это бесконечный процесс. Полностью преодолеть неполноту, вероятность и относительность наших знаний о мире невозможно. Даже сам человек до конца так и не изучен, не говоря уже об окружающем мире. Мое мнение таково, что все равно не стоит считать, что все, что мы знаем – всего лишь предположение, гипотеза. Прогресс не должен стоять на месте, знания человека о мире должны с каждым днем становиться полнее и точнее. [3]
2. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА
Говоря об истинности, невозможно не затронуть тему относительности и абсолютности истины. Существует два совершенно противоположных взгляда. Первая точка зрения – истинное знание абсолютно.
Сторонники этого мнения полагают, что истина это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении. Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Значит, абсолютная истина не может быть опровергнута кем-либо. Абсолютное знание с момента его открытия не должно встречать возражений. Абсолютная истина – это содержание знания, которое не может быть опровергнуто будущим развитием науки. Наоборот, она должна постоянно дополняться жизненным практическим опытом. Такая истина – предельное знание об объекте.
Также философы-приверженцы считают абсолютную теорию её идеалом, к которому нужно стремиться, но в реальности это практически невозможно.
На пути к абсолютной истине человек получает относительные истины, то есть неполное знание.
Сторонники теории относительной истины убеждены, что наше знание относительно; оно зависит от многих факторов: уровень развития науки, условия существования общество, политическая ситуация в мире, уровень практики, способности ученого. Относительное знание не обладает свойством завершенности, является неполным. Более того, с течением времени такое знание может быть опровергнуто новыми достижениями или открытиями. Познаваемый мир бесконечен и изменчив. Он определяется уровнем развития людей в той или иной области.
Развитие науки – это движение к абсолютной истине. Каждую следующую теорию мы найдем гораздо более полной и глубокой. Таким образом, наука располагает в большей степени относительными истинами, хотя в ней присутствуют и доля абсолютных знаний. Не правильно полагать, что существуют только лишь абсолютные истины. Важно помнить не только о том, что изучено, но и о том, какие колоссальные открытия еще ждут впереди. [4]
3. КРИТЕРИИ ИСТИННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Научное познание отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя.
Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов. Чтобы не выдать желаемое за действительное.
Научное познание направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днём, но и могут найти применение в будущем, используя при этом методы и формы познания.
Всю познавательную деятельность человека можно разделить на два вида:
Обыденное — осуществляется всеми людьми в течении жизни. Такое познание направлено на приобретение навыков, которые нужны человеку для приспособления к условиям реальной жизни. Народная мудрость и здравый смысл, познание через искусство, опыт повседневной жизни.
Научное — предполагает изучение явлений, механизм действия которых ещё не полностью раскрыт. Добытые сведения отличаются принципиальной новизной.
Научное знание представляет собой систему знаний об окружающем мире(законах природы, человеке, обществе и т.д.), полученную и зафиксированную при помощи специфических средств и методов(наблюдение, анализ, эксперимент, обобщение, анализ, синтез, моделирование).
Особенности научного знания:
Всеобщность. Наука изучает общие законы и свойства предмета, выявляет закономерности развития и функционирования объекта в системе. Знание не ориентируется на уникальные черты и свойства предмета.
Необходимость. Фиксируются главные, системообразующие стороны явления, а не случайные аспекты.
Системность. Научное знание – это организованная структура, элементы которой тесно связаны между собой. Вне конкретной системы знание не может существовать.
Как же понять какое знание истинно? И какими характеристиками должно обладать знание, чтобы быть истинным?
Вопрос о том, как отличить истину от лжи, очень сложный. Для этого есть критерии истины. И главный среди них – практика.
На практике мы можем проверить истину о том, что одежда чёрного цвета нагревается быстрее, чем белого. Но, мы не сможем проверить истину о том, что крещение Руси было в 988 году. Для этого есть иные критерии. Логика, либо логичное непротиворечие. Если информация информация логичная, непротиворечивая – значит скорее всего истинная.
В научном познании это может быть соответствие основным научным законам, ранее открытым законам. [4]
Чтобы максимально определить истинность знания необходимо использовать комплекс критериев.
Основные критерии истинности научного познания:
Объективность: научное знание должно быть независимым от познающего его субъекта, его интересов, мыслей и чувств.
Обоснованность: знание должно подкрепляться фактами и логическими заключениями. Утверждения без доказательств не рассматриваются в качестве научных.
Рациональность: научное знание не может опираться только на веру и эмоции людей. Оно всегда приводит необходимые основания для доказательства истинности того или иного утверждения. Идея научной теории должна быть довольна проста.
Использование специальных терминов: научное знание выражено в сформированной наукой понятиях. Четкие определения также помогают лучше описывать и классифицировать наблюдаемые явления.
Непротиворечивость. Этот критерий помогает исключить употребление взаимоисключающих утверждений в рамках одной и той же концепции.
Верифицируемость: факты научного знания должны базироваться на контролируемых экспериментах, которые можно повторить в дальнейшем. Этот критерий также помогает ограничить использование любой теории, показав в каких случаях она подтверждается, а в каких ее использование будет нецелесообразным.
Подвижность: наука постоянно развивается, поэтому так важно признать, что некоторые утверждения могут оказаться неверными или неточными. Следует признать, что полученные учеными выводы не являются конечными и могут быть в дальнейшем дополнены или полностью опровергнуты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была рассмотрена проблема истинности. Говоря об этой проблеме, мы говорим о критериях, которые отделяют истинное знание от ложного.
Рассматривая различные точки зрения и учитывая мнения великих мыслителей, можно сделать вывод о том, что проблема истинности никогда не будет решена. Будущие философы будут предлагать всё новые и новые критерии, возникнут новые концепции, но универсального критерия истинности знания так и не будет выявлено. Только комплекс критериев может максимально определить истинность знания.
Но даже если установить универсальный критерий невозможно, каждый человек должен к этому стремиться к его нахождению и опираться на своём жизненном пути на проверенные своим способом истины, искренне верить в их объективность.
Научное знание – это динамично развивающаяся область. Познание давно уже вышло за пределы закрытых лабораторий и с каждым днем становится все доступнее для каждого.
ЛИТЕРАТУРА
1. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.:ТОН – Остожье, 2001. – 704 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2003
3. Ирхин В.Ю., Канцельсон М.И. «Критерии истинности в научном исследовании» // Новые идеи в философии науки и научном познании. Выпуск 1, Екатерибург, Наука, 2001. (Электронный источник: http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/istina.shtml)
4. Стрельник О.Н. «Философия. Пособие для сдачи экзамена». –М.: ЮРАЙТ,2004.
СОДЕРЖАНИЕ