Методическая разработка урока на тему Особенности корректуры акцидентного набора

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Особенности корректуры акцидентного набора

Содержание программы. Понятие об акцидентном наборе. Издательская (книжная) акциденция: титульные элементы издания, изобразительные элементы переплетов, обложек, суперобложек. Требования к размещению и оформлению выходных сведений. Специфика объектов контроля. Акциденция малых форм: бланки, дипломы, грамоты, билеты, визитные карточки и пр. Афишно-плакатная акциденция: афиши, плакаты, призывы и пр. Роль оригиналов, эскизов и макетов. Специфика объектов контроля.

Цель урока. Познакомить студентов с понятием «акциденция». Рассказать о видах акциденции. Объяснить в чем заключается задача корректуры и непосредственно корректора при корректуре акцидентного набора.

Ход урока

  1. Вступительное слово преподавателя о теме, цели урока.

  2. Переход к лекции по теме урока.

Акциденция — (accidens — случайный). Акциденция — печатная продукция или ее элементы, выполненные посредством акцидентного набора, т. е. особо сложного набора с применением шрифтов разных гарнитур, кеглей и начертаний, линеек, рамок, наборных украшений.

Это заказы (кроме издательской акциденции), которые не отражены в тематическом плане издательств, а часто поступают от предприятий, фирм, физических лиц нерегулярно, т.е. случайно.

Акциденция весьма специфична как по оформлению, так и по воспроизведе­нию. Сложность по набору — четвертая.

Акциденция подразделяется на три группы:

1. Издательская акциденция — все виды титулов, изобразительные элементы переплетов, обложек, суперобложек, книжные и журнальные объявления, за­ставки и концовки, а также проспекты, буклеты, листовки.

Главный шмуцтитул — набирается на формат набора текста, главная строка располагается в оптической середине. Для его набора используют шрифты желательно одной группы.

Контртитул — помешается в развороте с главным титулом, шрифты берутся также как в главном титуле и расположение строк должно быть одинаковым.

Шмуцтитул — он разделяет книгу на части. Помещается всегда на нечетной полосе. Шрифты применяются меньшим кеглем, чем на главном титуле.

Фронтиспис — это рисунок или портрет автора, посвящение, помещается всегда на четной полосе, чаще всего на оборотной стороне главного титула.

Заставки — набираются на весь формат, а концовки — на 1/3 формата. По рисунку они должны быть одинаковы. Иногда в книгах помещают объявления, в них могут быть сообщены сведения об авторах, краткое содержание книг, обращение к читателям и другая информация. Текст таких объявлений набирается 10–12 кеглем, иногда его помещают в рамку.

Специфика издатель­ской акциденции, оформляемой в издательстве и поступающей для воспроизве­дения вместе или несколько раньше основного оригинала конкретного издания, заключается в том, что оформление оригиналов, набор, печать производятся отдельно от основной части издания, часто с других печатных форм и другим способом.

2. Акциденция малых форм включает: бланки, программы, пригласительные билеты, дипломы, аттестаты, грамоты, свидетельства, театральные билеты, меню ресторанов, визитные карточки, удостоверения и т. п. малотиражную листовую продукцию.

Ценные бумаги (денежные купюры, авиационные, железнодорожные билеты, облигации и т.д.). Их особенность состоит в том, что печатаются они на специальной бумаге (фоновая бумага). Часто при их наборе используют линейки. Все ценные бумаги имеют номерной знак. К ним предъявляют высокое качество их изготовления.

Все билеты набираются и оформляются в зависимости от своего назначения. Они могут состоять из 1, 2, 3, 4 полос. Для их набора могут быть использованы различные линейки, украшения и разная группировка строк.

Используются все способы печати и отделки.

3. Афишно-плакатная акциденция (листовая продукция): афиши, плакаты, объяв­ления, призывы, аншлаги и т. п. Могут быть в виде самостоятельных экземпляров, серийных изданий, тематических подборок.

Афиши — это объявления культурно-массовых мероприятий. Они набираются на формат стандартного листа 60х90 или 84х108. Строки в афишах могут располагаться как вдоль, так и поперек листа — это зависит от величины главной строки. Афиша, сообщающая об одном мероприятии, называется индивидуальной, а репертуар какого-то учреждения или театров или учреждений называется сводной.

Плакаты отличаются от афиш своим содержанием и назначением. Плакаты бывают текстовыми, иллюстрационными или смешанными. Главной строкой в плакате является заголовок, который выделяется шрифтом кегля 10–12 п. и располагается колонками, обычно разделенными линейками.

Трамвайные и троллейбусные расписания набираются на большой формат, чаще всего 220х270. Набираются в виде таблицы, т. к. они насыщены текстом и цифрами, шрифт берется 10–12 кеглей.

Призывы — это короткие лозунги, чаще всего комического или агитационного характера. Для их набора применяются рамки и шрифты от 36 кегля до 2 квадратов.

Используются все способы печати и комбинированная печать, красочность 1-6 и все виды отделки. Афишно-плакатная акциденция предназначена для расклейки на афишных витринах или стендах.

Акцидентная продукция в большинстве случаев имеет форму прямоугольника с определенной наборной полосой, вариант оформления (размер полей) акциденции не всегда подчиняется правилам оформления книжно-журнальных изданий. Так, для ряда акцидентных изданий поля и пробелы внутри полосы могут служить дополнительным средством оформления.

Для выделения главных строк текста используют не только шрифт другой гарнитуры, кегля и начертания, но и другой цвет, подчеркивание, отбивку и обрамление.

Определенным подбором линеек для рамок можно создать иллюзию углубления или подъема текста.

При неумелом сочетании кегля шрифта, используемого для набора главных и второстепенных строк, отбивок между строками один текст может «забивать» другой.

При неумелом сочетании наборных строк с линейками или орнаментом: если поставить широкую рамку близко к строке, она «забьет» текст, поэтому для набора нужно будет использовать шрифт более крупного кегля и увеличить отбивку от текста. Пробелы внутри наборной полосы в акцидентных изданиях выполняют важную роль: одинаковые по размеру элементы будут восприниматься по-разному в зависимости от окружающего их белого пространства.

Если пробелы малы, кегль шрифта, ширина рамок и бордюров должны быть уменьшены. При выборе контрастных шрифтов для набора акциденции выбирают контрастные линейки и высококонтрастные орнаменты, при этом единство стиля тем выше, чем ближе толщина основных и соединительных штрихов шрифта к толщине жирных и тонких линеек.

Оригиналы акцидентных работ могут подготавливаться в самих издательствах, а также поступать непосредственно от организа­ций-потребителей. Такие оригиналы, как правило, подготовлены плохо, не вычитаны, орфография, пунктуация, употреб­ление прописных букв в названиях организаций и уч­реждений не соответствуют общепринятым правилам. Поэтому, встретив в оригинале ошибки правописания и грубые пунктуационные ошибки, корректор вносит исправления в оттиск вопреки ориги­налу. При серьезных отклонениях от оригинала вопрос необходимо согласовывать с заказчиком.

Так как текста в акцидентных формах немного, обыч­но проходит одна–две корректуры. Акцидентный набор лучше читать одному корректо­ру, без подчитки. Поскольку в этих работах много офор­мительских элементов (рисунки, разно­образные линейки, виньетки, квад­ратики, ромбики, кружки, и другие графические элементы), а текст размещен необычно, для обеспечения качества кор­ректуры нужно видеть оригинал.

Трудность при корректуре представляют тексты, набранные крупны­ми и рисованными шрифтами. Такие тексты рекомендуется чи­тать дважды: первый раз — по буквам, очень медленно; второй раз — по смыслу, или наоборот.

Особое внимание в акцидентных работах обращается на размещение текста. Акцидентные тексты часто набираются отдельными короткими строками, имеющими разную выключку. При формировании отдельных строк не допускают «висячих» союзов и предлогов, следят за смысловой завершенностью каждого отрезка. В акцидентном наборе в конце коротких строк ставят все необходимые по смыслу знаки препинания, кроме точки. Если же какая-то часть акциденции набрана в подбор на полный формат, точка в конце фраз обязательна.

  1. Итог урока.

Как студенты усвоили понятие «акциденция». Как необходимо выполнять корректуру акцидентного набора.
Домашнее задание.

Подготовиться к письменному опросу по теме урока.

Необходимую информацию по данной теме студенты могут найти в следующей литературе:

Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Олма-Пресс, 2003. — С. 34.
Волкова Л. А. Издательско-полиграфическая техника и технология — М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1999. —С.15–16, 77–87, 89, 211.

После пройденной темы студенты должны усвоить следующее.

  1. Что такое акциденция.

  2. Какие виды акциденции бывают.

  3. Специфику текстов акциденции.

  4. Задача корректора при работе над акциденцией.

  5. Какие элементы акциденции должен контролировать корректор.

По всем возникшим вопросам студенты могут обратиться к преподавателю.