ПОХОД К ИСТОКАМ ЧУВАШСКОГО КИНО
Студенты 3 курса специальности 42.02.01 Реклама Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В.Никольского под руководством преподавателей спецдисциплин А.С.Абрамова и Д.В.Чупракова посетили в национальную библиотеку ЧР, где работала площадка II Всечувашского кинофестиваля "Асам". У студентов ОО, изучающих основы операторского искусства и видеомонтажа, был свой интерес к происходящему: во-первых, знакомиться с кинокартинами ведущих мастеров Приволжского региона, во-вторых вживую наблюдать работу экспертов кинофорума, в-третьих задавать вопросы авторам кинокартин - сценаристам, режиссерам, продюсерам, в-четвертых, участвовать в обсуждении кинопроизведений.
Кинофестиваль чувашских фильмов "Асам" ─ это детище Союза кинематографистов Чувашской Республики, Министерства культуры и ЧНК. Хотя проект молодой, а желание участвовать в форуме изъявили желание кинематографисты из Москвы, Татарстана, Башкортостана, Тюмени, Якутии, Ульяновска, Самары. Они привезли на историческую родину анимационные, документальные, художественные фильмы, архивные видеоматериалы.
Следует отметить кроме "Асама" в Чебоксарах ежегодно проходит и международный кинофестиваль. Таким образом жемчужина Повольжья, то есть Чебоксары, постепенно возвращает былую славу студии "Чувашкино", которая была организована ровно 90 лет назад ─ 22 июня 1926 года режиссёром, сценаристом, актёром, Иоакимом Максимовым-Кошкинским. Напомним, что за время своего существования студия сняла 6 художественных и десятки документальных фильмов. Первый художественный фильм «Волжские бунтари» в главной роли Тани Юн был снят в том же 1926 году.
Обращаясь к гостям кинофестиваля председатель кинематографистов ЧР О.М.Цыпленков указал на ориентиры национального кинематографа.
─ Чуваши интересны миру своей древней культурой. Язык, мифы, этнорелигия, обряды, песни, танцы, вышивка, костюм – визитная карточка чувашского народа. Средством презентации чувашской культуры на мировой арт-сцене должно стать национальное кино. Союзу киноматографистов Чувашии есть на что опереться в этой работе – в прошлом веке чувашские фильмы «Чёрный столб» и «Сарпике» с успехом демонстрировались в странах Америки, Африки, Европы, Азии. Новое чувашское кино, изображающее быт и культуру одного из древних народов мира, может быть не менее интересным современному отечественному и зарубежному зрителю. В добрый путь! ─ сказал Олег Михайлович.
После просмотра анимационных фильмов О.Р. Горюновой "Как река начиналась", "Как ловили луну" (алатырская мультстудия) и В.П. Галошева "Народ в серебряном одеании", "Три звезды", "Мироздание" началась жаркая дискуссия. В полемику вступили профессора, кинокритики и искусствоведы. Если доктора филологических наук В.Г. Родионова импонировали чувашские традиции Владимира Галошева (хорошего друга ЧПК), то известный режиссер И.А. Дмитриев остановился на художественных составляющих мультипликаторов. Мнения наших студентов и преподавателей мы приводи ниже.
В.Д.Чупраков, преподаватель: во всех отношениях кинофестиваль ─ очень полезный форум как для зрителей, так и для производителей.
Юлиана Кузьмина: Есть на что посмотреть!
Алексей Родионов: Чувашские мультфильмы не будем сравнивать со "Смешариками" или "Фиксиками", у них свое кредо.
Елена Иванова: Появилось желание самой создавать, что-то захватывающе…
А.С. Абрамов, преподаватель: Сегодняшнее чувашское кино ─ это труд альтруистов. Хочу напомнить слова классика, который говорил, что из всех искусств для нас важнейшим является кино. Очень хотелось бы, чтобы руководители республики протянули руки помощи к кинотворцам.
В год Российского кино свои заметки хочется завершить словами Президента VII Чебоксарского международного кинофестиваля Карена Шахназарова, который сказал: «Одна из немаловажных составляющих развития национального самосознания – становление своего кинематографа. Чувашское кино имеет почти вековую историю. В сознании чувашского народа укоренилось представление о родном кинематографе как необходимом элементе национальной культуры".