[pic]
Содержание.
Введение……………………………………………………………….……3
Глава Ι. История ремесла… ……………………………………….….….6
Глава ΙΙ. Заготовка соломы………………………………………….…….8
Глава ΙΙΙ. Технология изготовления панно из соломки……..…………10
Глава ΙV. Контроль качества……………………………………..…...…..13
Глава V. Экологическая оценка изделия………………………...….……14
Глава VI. Экономическая оценка изделия………………………….……15
Заключение
Список литературы
Приложение
[pic]
Введение.
Соломка зерновых культур - интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии человека.
Что же такое соломка? Это стебли злаковых культур, как культурных: рожь, овес, ячмень, пшеница, рис, так и дикорастущих: зубровка, полевица белая, ежа сборная, мятлик луговой, овсяница, тимофеевка, костер, трясунка, вейник, щучка, луговик, пырей.
Этот солнечный материал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды попробовал сплести, клеить из соломки, становиться страстным поклонником этого вида художественного ремесла. Постоянные и систематические занятия с природным материалом развивают всесторонне человека.
Оборудуя свою квартиру, люди создают свой мир. О картинах и настенных панно мы вспоминаем в последний момент: когда уже закончен ремонт, подобрана и расставлена мебель и возникает вопрос, чем заполнить пустующую часть стены над диваном….
Правильно подобранная картина способна не только оживить интерьер, но и повлиять на его восприятие. Она может стать главным акцентом всей обстановки, а может выступать во второстепенной роли. Поэтому перед выбором картины необходимо четко для себя уяснить, в чем будет состоять ее назначение. Интерьер может успокаивать или бодрить, радовать или способствовать отдыху. Все окружающие предметы оказывают влияние на нас, а в особенности картины, ведь к ним в первую очередь приковывается внимание.
Актуальность работы.
У нас в гостиной комнате и на кухне есть пустое место на стене, поэтому я задумалась, какой вид декоративно-прикладного творчества использовать для украшения нашего интерьера. Я рассмотрела несколько вариантов:
Вышивание - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы. [Приложение 1 рис.1]
Бисероплетение - создание украшений, художественных изделий из бисера. [Приложение 1 рис.2]
Поделки из соломы - В настоящее время из соломки делают не только детские поделки, но и довольно сложные изделия, например картины и шкатулки, украшенные разноцветной соломкой. [Приложение 1 рис.3]
Все варианты украшений очень интересны, но в последнее время используются очень широко. Мне же хотелось чего-то более оригинального, и я решила украсить свою квартиру картиной из соломки, так как данные изделия смотрятся очень эффектно и дорогостояще и заряжают окружающих ярким солнечным настроением.
Интересно увидеть результат своего труда, порадовать родителей, удивить подруг.
Цель моей работы:
Знакомство с возможностями стебля зерновых культур в изготовлении поделок через создание настенных панно.
Задачи:
Выяснить когда и где появилась техника выполнения работ из соломки;
Изучить процесс изготовления панно – аппликации из соломки;
Изготовить панно из соломки своими руками;
Развивать фантазию, кругозор, образное мышление и воображение, творческие способности и эстетический вкус в деятельности по составлению панно;
Воспитывать аккуратность, бережное и заботливое отношение к природе, трудолюбие при работе с природными материалами.
Ведущей идеей является применение природных материалов для создания красоты вокруг себя, умение передать красоту природы через создание настенных панно из соломки, и подарить людям радость и хорошее настроение.
В основе работы лежит создание панно и воплощение их в реальность как результат творчества, поиска нового, оригинального.
Глава Ι.История ремесла.
В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18 - началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.
Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики.
Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.
В декоративно-прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную. Некоторые сохранившиеся предметы, декорированные соломкой, датируются еще в начале ХХ века. В Польше. Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики. Однако из свойств рисовой соломки - высокая прочность. В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. В Италии. Модно было инкрустировать шкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.
В начале ХХ века в Белоруссии удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквях алтарные двери, изготовленные в ХУШ веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера успели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, - это уникальные произведения народного декоративно-прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетеные детали, орнаменты, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.
С 70-х годов все большую популярность получает аппликация соломкой. Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеивается на ткань или бумагу и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством. Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую роль в эстетическом воспитании взрослых и детей. Высокая техника работы очень важна при создании любой работы и, конечно же, каждому мастеру надо как следует овладеть секретами ремесла, но по-настоящему удачные работы можно выполнить, почувствовав себя художником.
Глава ΙΙ. Заготовка соломы
Засушенные стебли злаков – очень ценный декоративный материал: долговечный и стойкий к воздействию солнечного света. Со временем изделия из соломки не выгорают, а, наоборот, приобретают большую яркость и блеск. Такие качества соломки сделали ее незаменимой и для больших настенных панно, и для маленьких изящных сувениров.
Лучше всего заготовку соломы начинать в конце лета, когда она становится золотистой. Заготавливают солому в сухую погоду.
2.1. Выбор соломки. Солома — это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). [Приложение 1 рис.4] Она является дешёвым и доступным материалом для аппликации.
Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами — глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета — позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата.
Для работы надо выбирать свежую, ровную соломку. Её рекомендуется собирать вручную на обочинах полей. Стебли надо осторожно очистить от листьев и обрезать корни. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков.
Срезанную соломку разрезают на части по узлам — так удобнее хранить материал. [Приложение 1 рис.5] Обработанная (из обмолоченных снопов) соломка для работы не пригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты.
2.2.Приготовление соломки к работе.
1.Чтобы при работе соломка не ломалась нужно её запарить. Для этого подбирают круглые, ровные стебли и кладут их в таз, так, чтобы они не сгибались и не ломались, и заливают кипятком. Затем посуду с запаренной в ней соломой закрывают крышкой и оставляют на несколько часов. После такой обработки соломка становится эластичной, прочной. [Приложение 1 рис.5]
2. Для выполнения плоских аппликационных работ необходимо из соломенных трубочек сделать плоские ленты. [Приложение 1 рис.6]
Трубочки из соломки нужно осторожно разрезать вдоль стебля ножницами или острым концом ножа.
3. Разгладить горячим утюгом каждую полоску. Готовые полоски сложить в коробочку. [Приложение 1 рис.7]
2.3. Технология наклейки соломенных полос.
Технология наклейки соломенных полос — важнейший этап работы.
Разглаженные полоски соломки наклеить клеем ПВА на листки бумаги (калька) плотно друг к другу, подбирая их по цветовой гамме, чтобы не было просветов. [Приложение 1 рис.8]
Сразу эти листы бумаги с наклеенной соломкой прогладить горячим утюгом и положить под пресс, между книгами.
Глава IΙΙ. Технология изготовления панно из соломки
Существует три наиболее распространенных способа изготовления картин из соломки:
По деталям. Заготавливают рисунок в двух экземплярах. Первый экземпляр разрезают на составные части, которые заранее пронумерованы. Каждая отдельно обклеивается соломкой, обрезается и, согласно номеру вклеивается во второй экземпляр рисунка. Так составляются отдельные предметы и затем переносятся на основу.
Мозаичный. Из разноцветных полосок соломки нарезают квадратики. Размеры их различны и в зависимости от величины рисунка составляют 1-10 мм. Квадратики складываются кучками строго по интенсивности их цвета. Детали рисунка смазываются тонким слоем клея, после чего быстрым движением иголки или острия ножа, чуть смоченного клеем, заготовленный квадратик нужного тона переносится на рисунок, на котором заранее оконтурены светлые и темные места.
Полосками. Этот способ наиболее прост и доступен. На рисунок, сделанный на жесткой основе, со всеми подробностями накладываются полоски соломки нужного цвета, смазанные клеем, и обрезаются острым ножом по контуру той или иной детали. Картины, сделанные этим способом, очень прочны и не требуют застекления.
Для изготовления своей работы я выбрала третий способ изготовления аппликации соломкой.
Инструменты и принадлежности
Соломенные ленты
Клей ПВА
Мягкая кисточка
Ножницы
Канцелярский нож для бумаги
Линейка
Карандаш
Утюг
Пресс
Бумага
Рамка для фотографий со стеклом
Ватман
Тушь
Прежде чем приступить к выполнению работы я вспомнила правила безопасной работы с необходимыми материалами и инструментами, которые приведены в [Приложение 2 инструктаж 1, 2, 3, 4] Изготовление картины.
1. Для изготовления аппликации выполним рисунок, по которому будем изготовлять свою работу. На копии эскиза будущей картины нанесем направление продольных волокон так, каким мы хотим видеть наш оригинал в конечном результате.
2. Снимем с соломы оболочку и соломенные трубочки прокипятим в течение получаса, добавив в воду соду, чтобы соломка стала мягче и эластичней, а также для придания ей желто - золотистого цвета. После этого промоем соломку проточной водой.
3. У каждой соломинки вырезаем узелки на стебле и разрезаем вдоль трубочки с одной стороны [Приложение 1 ], выпрямляем их в прямую полоску. Прямую полоску сушим утюгом до полного выпрямления и высыхания. [Приложение 1 рис.]
4. Приступаем к наклеиванию соломенных лент. [Приложение 1 рис]
До наклеивания раскладываем их по цвету: светло-желтые в одно место, темно-коричневые в другое, светло-коричневые в третье. Затем разрезаем их на отрезки нужного размера, вырезаем из эскиза изображение, например листок, разрезаем его по прожилке пополам, одну половинку промазываем клеем и переносим ее на сухую чистую бумагу, только после этого приступаем к накладыванию отрезков соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладываем близко друг к другу, чтобы не было просветов.
5. Когда наклейка высохнет (под грузом), лишнюю солому необходимо отрезать по краю бумажного изображения. [Приложение 1 рис.]
6. Для того, чтобы выделить некоторые детали цветом, их можно прижечь утюгом до получения желаемого эффекта.
7. Поочередно наклеиваем детали на основу в соответствии с эскизом. [Приложение 1 рис. Соединяем все детали в композицию.
8. Покрываем изделие бесцветным лаком.
9. После полного высыхания аппликации, оформляем картину в рамку под стекло. [Приложение 1 рис.]
Глава IV. Контроль качества
Готовое изделие [Приложение 1 рис] отвечает следующим требованиям:
Цветовое сочетание гармонично;
Расположение элементов на полотне композиционно;
Все элементы выполнены ровно и аккуратно;
Работа оформлена в конечное изделие.
В целом изделие производит благоприятное впечатление, композиция получилась изящной и легкой, нежное сочетание цветов приятно для восприятия. Легкий блеск придает дополнительный шарм моему изделию. Моя работа очень понравилась друзьям и родственникам, многие увидели подобное изделие впервые и выразили желание получить такой подарок. С помощью такого панно можно внести частичку радости, хорошего настроения в интерьер любой жилой комнаты.
Глава V. Экологическая оценка изделия
Аппликация из соломки выполнена из экологически чистых материалов. Что не влечёт за собой изменения в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человеческого, растительного и животного мира;
В результате изготовления остается малое количество отходов.
Глава VI. Экономическая оценка изделия
Для выполнения моего проекта мне понадобились:
Калька - 40 рубля;
Клей ПВА 1 шт. – 30 рублей;
Лак мебельный бесцветный – 50 рублей;
Кисточка – 20 рублей;
Соломка – 0 рублей;
Ватман – 20 рублей
Тушь черная 50 рублей
Рамка -250 рублей Итого: 40 рублей
Заключение
Вот и готовы моя картина – аппликация из соломки, которыми я украшу свой дом.
Солома… Казалась бы, что в ней особенного? А особенное - солнечный блеск, и та энергия, которая накоплена за теплые солнечные деньки во время роста и вызревания хлебушка. Солома несет в себе энергетику лета, тепла, солнца! Работы, выполненные с использованием данного природного материала долговечны, оригинальны, неповторимы! Даже по одному и тому же эскизу, сделанные одним и тем же мастером работы будут иметь отличие, т.к. просто НЕЛЬЗЯ подобрать ТОЧНО такую же соломинку с одним тем же рисунком, оттенком и шириной .
Родителям и друзьям очень понравились моя картина, ведь я сделала это своими руками. Я не только изготовила изделие, но и выяснила когда и где появилась техника выполнения работ из соломки, познакомилась с приёмами и процессом изготовления данного вида декоративно-прикладного искусства.
Панно, изготовленные из соломки долговечны и красивы. При работе с соломкой нет пределу фантазии. Так что я планирую в ближайшее время, по просьбе моего руководителя, провести мастер класс по работе с соломкой среди учащихся нашей школы, кого заинтересовала моя работа, чтобы показать чудесные свойства данного материала и познакомить своих друзей с правилами работы и порядком изготовления аппликации из соломки.
Список литературы
Гуляц Э.К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. –М.: Просвещение, 1999.
Маркелова О.Н. Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и бересты, поделки из трав. – Волгоград: Учитель, 2009.
Норенко И. Г. Русские традиции при изготовлении различных изделий. – Волгоград: Учитель, 2007.
Перевертень Г.И. Поделки из соломки. – Донецк: “Сталкер”, 2004.
Чернышов И.В. Поделки из природного материалов. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Шептуля А.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М.: Эксмо, 2006.
Интернет ресурсы.
Аппликация из соломки http://gorodigrushek.ru/2011/09/15/applikaciya-iz-solomki/
Загадки http://folklor.igraemsdetmy.ru/?p=1333
Поделки из природного материала http://www.babylessons.ru/tag/podelki-iz-prirodnyx-materialov/
Аппликация из соломки история http://straw.iatp.by/docs/applikacia/hist.ap.htm
Словарь терминов http://color.iatp.by/oblslovar.html
Стихи и загадки о хлебе http://www.playroom.ru/content/view/1169/18/
История аппликации из соломки. http://www.rukodelye.ru/info/58.html
Уроки мастерства http://www.art2sarov.ru/index.php?page=lessons&item_id=4
Приложение 1
[pic]
Рис 1. Вышивка.
[pic]
Рис 2. Конзаши.
[pic]
Рис 3. Поделки из соломки
[pic]
Рис. 4 Солома - стебли хлебных злаков
[pic]
Рис. 5 Подготовка соломы к работе
[pic]
Рис. 6 Подготовка соломы к работе. Запаривание
[pic]
Рис. 7 Готовые плоские ленты из соломки
[pic]
Рис.8 Разглаживание запаренных соломинок
[pic]
Рис.9 Наклеивание готовых соломенных полос на кальку
[pic]
Рис. 10 Срезка лишней соломки по краю изображения
[pic]
Рис. 11 Поочередное наклеивание деталей на основу
[pic]
Рис. 16 Готовое изделие.
Приложение 2
Инструктаж 1
Правила техники безопасности при работе с ножницами
1. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
3. Ножницы клади кольцами к себе.
4. Следи за движением лезвий во время резания.
5. Не оставляй ножницы раскрытыми.
6. Передавай ножницы кольцами вперед.
7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.
8. Используй ножницы по назначению.
Инструктаж 2
Правила техники безопасности при работе с клеем.
1. Для нанесения использовать кисточку.
2. Использовать салфетку, чтобы избежать загрязнений поверхности.
3. После работы клей обязательно закрыть, помыть кисточку.
Инструктаж 3
Правила техники безопасности при работе с лаком ХВ-784 .
При проведении окрасочных работ, а также после их окончания необходимо тщательно проветрить помещение.
Для защиты рук от лака ХВ-784 применять резиновые перчатки.
Лак ХВ-784 хранят в плотно закрытой таре, вдали от приборов отопления, электрических устройств, пищевых продуктов, в местах, недоступных для детей.
Беречь от огня!
Выполнять работу под строгим наблюдением взрослых.