Организация коррекционно-педагогической деятельности воспитателя реабилитационного центра по приобщению детей младшего школьного возраста с ДЦП к художественной литературе.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Организация коррекционно-педагогической деятельности воспитателя реабилитационного центра по приобщению детей младшего школьного возраста с ДЦП к художественной литературе.

Особенностью коррекционной деятельности педагогов любого центра является ориентация на конкретного ребенка, проходящего курс социально-педагогической и медицинской реабилитации. Работа педагогов РЦ направлена на достижение следующей цели – создание оптимальных условий для наиболее эффективной социально - педагогической реабилитации детей, находящихся в реабилитационном центре.

Приобщение детей с ДЦП к художественной литературе является одной из важнейших задач коррекционного процесса. Кроме этого, педагог РЦ ставят перед собой и другие задачи:

- изучение и коррекция особенностей развития детей с ДЦП на разных возрастных этапах;

- самообразование, с целью повышения уровня педагогической и психологической компетентности;

- использование инновационных технологий.

Для достижения цели и поставленных задач, используются разные формы и виды работы:

- диагностика;

- коррекционные занятия (индивидуальные и групповые), индивидуальные беседы с воспитанниками;

- праздничные и тематические мероприятия;

- консультации для специалистов и родителей.

В настоящее время не существует единых педагогических программ, обязательных к применению в специальных учреждениях для детей с нарушением опорно–двигательного аппарата. Поэтому, программы подбираются из рекомендованных и с учётом особенностей контингента детей.

Для эффективного проведения занятий педагогу необходимо правильно сформировать круг чтения своих подопечных. Как показывает практика, дети в возрасте 7-11 лет предпочитают литературу, адресованную дошкольникам: это книги Н.Н. Носова, И.П. Токмаковой, В. Бианки, русские народные сказки. Предлагать детям другие, более сложные, тексты для прослушивания, обсуждения и выполнения иллюстраций не имеет смысла, так как процесс усвоения новой информации у детей с ДЦП крайне затруднен.

Кроме того, необходимо учитывать особенности читательского развития младшего школьника, имеющего интеллектуальную недостаточность. Выделим наиболее значимые из них: практически полное отсутствие познавательных интересов, а также бедность образов воображения, поэтому свою работу с такими детьми следует начинать с эмоционального введения детей в мир литературных произведений, помогающего ребенку понять идейное содержание прочитанного; крайне слабая техника чтения. В этой связи необходимо отметить, что выразительное чтение педагога позволяет создать нужное настроение, вызвать интерес к героям книг. Лучшей литературной основой для него, без сомнения, являются русские народные сказки, к примеру, "Крошечка-Хаврошечка", "Морозко", "Колобок", "Заяц и лисица", вызывающие наименьшее затруднение в восприятии детей.

Чтобы привить ребенку любовь к художественной литературе, мною были изучены возрастные особенности детей и поставлены перед собой следующие задачи:

- вызвать у ребят интерес к книге;

- привить навыки слушать, слышать, воспринимать художественные тексты;

- помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении;

- научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, разыгрыванием по ролям.

На проводимых занятиях и развлечениях по ознакомлению детей с художественной литературой обогащаются и уточняются представления детей о книгах, их авторах, жанрах произведений, о выразительности, образности и красоте литературного языка, используя различные методы и приемы.



Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой.


Словесный

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки, Игры-драматизации, Дидактические игры, Театрализованные игры, Использование разных видов театра, Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки


Такие занятия помогают ребенку ориентироваться в мире художественных произведений; выявляют симпатии и предпочтения детей.

При выборе художественного произведения ставится задача не только знакомства с содержанием, но и обращается внимание на нравственную, эстетическую сторону.

Учим детей понимать, что главным в произведении является не столько сюжет, сколько идея, смысл, авторский замысел. Если такое понимание не закладывается с детского возраста, то вырастают читатели, которые интересуются только остросюжетными детективами примитивного уровня.

С целью формирования у детей осмысленного восприятия услышанного перед чтением книг даются определенные задания. Например, оценить иллюстрации к книге, описать главных персонажей, составить устный отзыв на услышанное по вопросам:

- Как называется книга?

- Кто автор?

- Понравилась или нет и почему?

- Что вызвало интерес?

- Полезна ли книга?

- Что можно взять из нее для себя?

- Что было непонятным?

Основная мысль, которую следует донести до детей в ходе таких бесед: нужно читать с пользой, обдуманно подходить к выбору книг.

Основные приёмы по приобщению детей с ДЦП к художественной литературе, которые я использую в своих занятиях:

1) Интерес к художественной литературе помогают привить игры. Несмотря на то, что в возрасте 7-10 лет, дети уже младшие школьники, у деток с ДЦП игровая деятельность всё ещё остается ведущей. Ведь именно игра – основной способ познания окружающего мира и в ней нет никакого принуждения. Использование дидактической игры по ознакомлению с художественными произведениями помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей, поддерживает активный интерес к литературным произведениям. Это даёт основу для самостоятельной, творческой активности.

Настольно-печатные дидактические игры – интересное занятие для детей, много радости доставляет детям игра в домино «Герои сказок», составление разрезных картинок (пазлов) с изображением сюжета из знакомых сказок. Также провожу дидактические игры: «Узнай героя», «Кто автор», «В мире сказок» и т.д. В игре «Скажи наоборот» закрепляем знания об антонимах, учим концентрировать внимание. К примеру, задание: я называю слова с противоположным значением, и по этим словам нужно угадать настоящее название сказки («Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах», «Один из Молоково»- «Двое из Простоквашино» и т.д.)

Большой интерес у детей с ДЦП вызывают игры с книгами.

Игры с книгами:

- «Прятки с книжкой».

Показываю детям новую книжку и прошу детей закрыть глаза. Прячу книжку где-нибудь в группе. Дети с удовольствием отправляются на ее поиски, а когда находят – наградой им становится прочтение этой книги.

- «Герои к нам приходят».

На занятиях я использую образы знакомых детям сказочных героев. К детям в гости приходит Незнайка и просит познакомить с цифрой, или дети выполняют аппликацию воздушного шарика для Пятачка, у которого случайно лопнул шарик.

- «Угадай, о чем книга».

Даю ребятам рассмотреть иллюстрации в книге, которую они еще не знают, и предлагаю угадать, о чем это произведение.

- «Маленькие художники».

После прочтения книги предлагаю детям стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся им эпизод произведения.

2) Особое место в развитии ребенка имеет сказка. При отборе книг уделяется внимание не только содержанию, но и художественному оформлению: детская книга должна быть привлекательной, яркой и воспитывать вкус. Сказки помогают привить любовь ребёнка к литературе на долгие годы. В научных исследованиях отличаются особенности сказочного жанра, способствующие эффективной коррекционно-воспитательной работе. К ним относят: отсутствие дидактизма, прямых назиданий и нравоучений; многообразие проблем, встречающихся в сказках; психологическая защищенность, которую обеспечивает ребенку неизменная победа добра над злом; возможности идентификации себя с главным героем; таинственный интригующий сюжет, неожиданные превращения героев, позволяющие детям активно и эмоционально воспринимать информацию. Чтение народной и литературной сказки вслух, позволяющих создать нужное настроение, вызывающих у детей эмоциональный отклик, – один из наиболее популярных приёмов.

Примеры работы со сказками:

- Пересказ сказок, при этом следует учить ребенка правильно воспроизводить последовательность событий, называть основные поступки действующих лиц. Не следует настаивать на том, чтобы ребенок полностью пересказал содержание сказки. Большие сказки лучше разделить на несколько частей. К каждой части сказки следует подобрать наводящие вопросы, которые помогут ребенку вспомнить её содержание, облегчат процесс пересказа.  Данный приём коррекционно-воспитательной работы может быть модифицирован, если предложить пересказать ребенку сказку от лица одного из персонажей. Такой пересказ помогает развитию воображения, способности к децентрированию. Когда слабость абстрактного мышления, бедность образов воображения мешает детям успешно справиться с заданием, педагогу необходимо использовать ряд приемов, способствующих коррекции интеллектуального развития читателей с ДЦП: необходимо показать детям яркие, выразительные иллюстрации к сказке, игрушки, изображающие ее героев;

- «Закончи сказку» - Я рассказываю детям начало и середину знакомой им сказки, например, про Кота в сапогах. Детям нужно самим придумать другое окончание сказки;

- «Сочиняем сказки» - Вместе с детьми садимся в кружок и пробуем сочинить свою сказку. Беру в руки, например, игрушку-зайчонка и начинаю рассказывать сказку: «Однажды зайчонок Пушок захотел найти себе друзей». Сказав это, передаю зайчонка следующему ребенку. Ему нужно продолжить историю, например: «Он спросил у мамы разрешения и отправился в путь». Следующий ребенок берет зайчонка на руки и придумывает дальше и т.д.;

- «Из какой я сказки?» - Перед детьми появляется игрушка, например, лиса и спрашивает детей: «Ребята, я выпала из какой-то книжки и теперь не знаю, откуда я. Вы не помните, из какой я сказки?» Дети вспоминают все сказки.

3) В своей работе я использую малые фольклорные жанры, они обогащают образную сторону речи детей. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. Ребята любят загадки. Они оживляют любое занятие, поднимают настроение, включают детей в работу, пробуждают мысль, обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребят интерес к доказательству, необходимо обращать их внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ. Словарный запас расширяется, когда дети сами придумывают загадки.

4) Лучшему пониманию художественных произведений помогает инсценировка. Я привлекаю детей к участию в драматизации. Использую такие виды драматизации: игры-имитации образов животных, литературных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. На праздниках можно проводить инсценированные отрывки из произведений С.Я. Маршака, А. Линдгрен, Н.Н. Носова, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова, а также постановки русских народных сказок: «Колобок», «Морозко». 

5) Интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребенка с ДЦП способствуют также литературные конкурсы, викторины. Их организацию необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.

Приобщение ребенка к книге осуществляется в тесном сотрудничестве с детской библиотекой. Совместно с работниками библиотеки в нашем центре проводятся познавательные развлечения. Много радости подарили детям литературные праздники, посвященные творчеству К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.С. Пушкина, Д. Хармса и С.В. Михалкова. Готовясь к ним, ребята разучивали стихи, слушали произведения в аудиозаписи.

Периодически «наша библиотечка – книжный уголок» пополняется из фондов детской библиотеки. Книжный уголок – это специальное место в группе, где хранятся книги. Где дети самостоятельно знакомятся с художественными произведениями. В книжном уголке есть постоянный фонд – любимые детьми книги (сказки А.С. Пушкина, Х.К. Андерсена, «Аленушкины» сказки, сказки Д. Мамина-Сибиряка и др.), а также словари, детские энциклопедии, т.е. те книги, к которым обращается воспитатель, и дети имеют право брать их в любой момент.

Так же при участии детской библиотеки организуются выставки литературы. Тематика выставок самая разнообразная: например, сказки А.С. Пушкина; разные издания одной и той же известной детям сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе и др. Уединившись в тишине, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги, делают зарисовки понравившихся сюжетов.

Попадая в реабилитационный центр, дети оказываются в новой для них «социальной ситуации развития» - расширяется диапазон общения: ровесники, взрослые, сама обстановка, новые требования и т.п. Сам период адаптации к условиям центра является первой ступенью социализации. Задача педагога в этот период – создать благоприятную атмосферу, способствовать расширению и закреплению коммуникативных навыков.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ДЦП опирается на принцип ежедневного учёта их психофизиологического состояния и характера проводимых с ними занятий.

Следует учитывать и то, что педагогический процесс осуществляется наряду с лечением. Проведение лечебных мероприятий требует значительного количества времени и сил ребёнка. Некоторые медицинские препараты и процедуры оказывают различное влияние на психофизиологическое состояние ребёнка.

В связи с этим, в некоторые дни приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий.

Процесс приобщения детей с ограниченными возможностями к художественной литературе – непрерывный и постоянный труд.

« Хорошее в человеке всегда приходится проектировать, - писал А.С.Макаренко, и педагог обязан это делать.

Специально организованные занятия, во время которых разбираются проблемные ситуации (дня и жизни ребенка в целом), истории из их личного опыта, служат для закрепления представлений у детей младшего школьного возраста о нравственном и безнравственном поведении. Литературные герои также служат ярким примером для закрепления положительных качеств личности ребёнка.

Приобщение детей младшего школьного возраста с ДЦП к художественной литературе – одна из важнейших задач коррекционного процесса. Сформированные навыки работы с книгой, способствующие психическому, морально – нравственному, развитию являются залогом успешной адаптации ребёнка с детским церебральным параличом в обществе.