Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Оглавление

I.Введение……………………………………………………………………………….стр 2.

II.Основная часть………………………………………………………………………..стр 3-9

2.1. Возникновение музыкальных инструментов и их связь с бытом и культурой народа

коми……………………………………………………………………………………….

2.2. Ударные музыкальные инструменты- идиофоны……………………………………..

2.3.Струнные музыкальные инструменты- хордофоны……………………………………

2.4. Духовые музыкальные инструменты – аэрофоны……………………………………..

III.Заключение………………………………………………………….……………….стр 9

Библиографический список…………………..……………………………..................стр 10

Приложение - презентация………………………………………………………………….

















































I.Введение


Второй год я изучаю коми язык. Мне очень нравиться этот красивый язык. За это время я узнала очень много слов. Могу на коми языке рассказать о себе, о своей гимназии, о своей семье, о родном городе. У меня очень разнообразные увлечения. И одно из них - это музыка. Я задала себе вопрос. А на каких музыкальных инструментах играли коми. Почему для их изготовления применяли тот или иной материал.

Актуальность исследования: Исследование интересно и актуально для обучающихся, которые хотят узнать больше о культуре коми народа.

Проблема: Учащиеся города Воркуты изучают коми язык, но не все знают коми народные музыкальные инструменты, их предназначение, происхождение инструментов, их прошлое и настоящее.

Гипотеза: Возникновение коми музыкальных инструментов связано с культурой и бытом коми народа.


Цель работы: Узнать историю появления музыкальных инструментов, назначение, проследить путь их развития.


Задачи: Изучить историческую, учебную, справочную литературу о коми народных музыкальных инструментах; систематизировать полученную информацию; на примере некоторых инструментов показать, самобытность культуры коми народа, связь с природой.


Предмет исследования: коми народные музыкальные инструменты, их прошлое и настоящее.


Методы исследования: анализ, обобщение, классификация, сравнение


Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.













II. Основная часть.


2.1.Традиционными музыкальными инструментами народа коми являются как простейшие приспособления предметов окружающей природы и домашнего быта, так и более сложные и разнообразные по конструкции музыкальные инструменты специального изготовления.

Большой научный и практический вклад в обнаружение неизвестных ранее коми национальных музыкальных инструментов, их пропаганду внёс коми композитор Чисталёв Прометей Ионович. [pic]

Коми инструменты прикладного назначения со временем стали уходить в прошлое, а вот национальные музыкальные инструменты принимают новый вид. Усовершенствование и модернизация коми народных музыкальных инструментов идёт с сохранением специфических данных, от которых зависит их звучание. Народные коми инструменты изготовлялись из дерева, бересты, стеблей растений, листьев травы и деревьев, стволов и ветвей деревьев.



2.2. Существует классификация коми народных музыкальных инструментов. Первая группа – идиофоны, или ударные музыкальные инструменты. К ним относятся: пу барабан, тотшкöдчан, торган, сярган, жыннян, гырничьяс, зиль-зёль, пу паньяс, шур-шар.

[pic]



Пу барабан («деревянный барабан») – изначально пастушеский инструмент, использовавшийся для подачи пастухом сигналов определённым ритмом: сбор, выгон, пригон скота, а также для отпугивания хищников от скота. Изготовлялся из ели в виде дощечки и двух палок-колотушек к ней.



[pic] [pic]

Аналогичными по функции пу барабана были пу бедьяс («деревянные палочки»). Их также использовали оленеводы для отпугивания волков от стада оленей в ночное время.

[pic]

С помощью тотшкöдчан («колотушки») подавались сигналы сбора на обед для людей.


[pic] [pic]



Сярган («трещотка») применялась для отпугивания лошадей и других домашних животных, забравшихся на посевы.

[pic] [pic]


Пу паньяс – деревянные ложки – вид соударяемых идиофонов.

Гырничьяс – глиняные горшки, представляющие набор ударяемых сосудов, который состоит из трёх-пяти горшков различных по величине и высоте звука.

[pic] [pic]



Жыннян (борган, боткан) – ударный идиофон вида подвесных колоколов. Существовало два их вида: деревянный – долблённый из куска твёрдого дерева (берёзы); жестяной (клёпаный). Колокола имели прямоугольную или трапециевидную форму; внутри привязывался деревянный или металлический язычок. Колокол подвешивался на шею домашних животных.

[pic] [pic]

Торган – бубенчики и бубенцы, относящиеся к мембранным идиофонам (погремушкам).


Шур-шар – погремушка. Изготовлялась игрушка взрослыми для увеселения маленьких детей из бересты. Звучание инструмента зависело от наполнения и приёма игры.

[pic] [pic]

Зиль-зёль – инструмент особый, непохожий по строению и звучанию на другие ударные инструменты. Представляет собой рукоятку, на которой прикреплены палочки разной длины. При встряхивании, инструмент издаёт нежный звук, похожий на «журчание» ручейка.

[pic]

2.3. Вторая группа музыкальных инструментов – хордофоны (струнные). К ней относятся: брунган, сигудöк, сигудöк-балалайка.

Брунган – малоподвижный трёх- и шестиструнный ударный инструмент. На нём играют одним молоточком, который, отталкиваясь от упругих струн, несколько задерживает движение руки исполнителя. Инструмент, имеющий огромный резонатор, обладает сильно гудящим звуком.

[pic]

Сигудöк – трёх- или четырёхструнный смычковый инструмент. Сигудки имеют разнообразные внешние формы – от плоской досчатой до фигурной скрипичной, – что свидетельствует о различных исторических периодах их возникновения.



[pic]

Сигудöк-балалайка – трёхструнный щипковый инструмент, изготовлявшийся из цельного куска дерева мягкой породы – осины или ольхи.

[pic]


2.4 .Третья группа музыкальных инструментов – аэрофоны (духовые): юмöд киль, пöляннэз, пу пöлян, куима чипсан, сёй пöлян, сюмöд буксан, гудöк, буксан. Пу пöлян – деревянная трубка, которая имеет вид флейты со свистковым вырезом и щелью. Чаще всего изготовлялась из сосны, реже – из осины.

[pic]

Куима чипсан – трёхствольная дудка, изготовленная из свежих или подсушенных стеблей трубчатого зонтичного растения заргум, омрагум (дудник).



[pic]

Сёй пöлян – глиняная дудка в форме птицы (петушка или утки) со свистком и двумя боковыми отверстиями.


[pic] [pic]

Гудöк – гармонь (инструмент с набором проскакивающих язычков). Фабричные гармони в среду коми стали проникать со второй половины XIX века и вскоре получили всеобщее распространение.

[pic]

С помощью сюмöд полян («берестяная дудка») и сюмöд буксан («берестяной рожок») охотники и пастухи подавали друг другу сообщения а некоторые охотники-умельцы могли подражать на них рёву лося.

[pic] [pic]

Чтобы заманить к себе рябчика, охотник изготавливал из сучка еловой ветки (или из пера крыла и плечевой косточки лесной или водоплавающей дичи) рябчиковый сьöпа чипсан («свисток-манок») и, подражая свисту рябчика, заманивал птицу к себе. После употребления птицы в пищу деревянные сьöпа чипсаны выбрасывались.

[pic]

Коми охотники и рыболовы изготовляли инструменты для звукоподражания пению птиц. Так появились сюмöд киль («берестяная плёнка»), пипу лист («осиновый лист»). За ними следуют идзас чипсан («соломенный свисток») и юсь пöлян («лебединая дудка»).

[pic]

Пастухи делали бадьпу пöлян («ивовая дудка»). Впоследствии стали изготавливаться из пустотелого стебля тростника (гума) одноствольные и многоствольные пöляны («дудки») и чипсаны («свистки»). Летом, начиная с Ильина дня, женщины и девушки играли на них во время отдыха на сенокосе, жатве или при возвращении с работы. В зимнее время года на дудках играли на Святках.


III.Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать, что коми народные музыкальные инструменты возникли сначала как помощники в нелёгком быту людей леса и изготавливались из того материала, который был вокруг них. Впоследствии люди стали на них играть во время отдыха или на праздниках.

Музыкальные инструменты народа коми как и песенное творчество создавались и развивались на протяжении многих веков в соответствии с условиями жизни, быта и труда. Возникновение инструментов происходило на различных стадиях эволюции культуры коми народа и в соответствии с общим развитием человеческого общества и во взаимосвязи народов.

[link]


10