ВЗАИМОСВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ С ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫМ КОНТЕКСТОМ
Меньщикова Е.Н.
[email protected]
Научный интерес к проблеме креативности обусловлен социальной востребованностью и индивидуальной успешностью творческих людей, умеющих мыслить свободно и нетрадиционно. Проблема актуализации креативности является одной из наиболее важны в психологии, в частности, в связи с неоднозначностью подходов к ее решению и множественностью интерпретаций понятия «креативность». Сегодня вопрос о возможности развития креативности не вызывает споров. Но ответы на вопрос о том, что является его условием, каково место креативности в структуре личности, неоднозначны. Творчество рассматривается как деятельность и безотносительно к деятельности; как континуальная характеристика и, с другой стороны, дискретная; как обусловливающая адаптивность человека и, согласно другим представлениям, - дезадаптивность; в рамках механистических концепций и – в связи с трансценденцией; как составляющая интеллекта и, согласно иным представлениям, - как включающая интеллект (Кыштымова, 2008). Мы понимаем креативность как свойство личности, которое проявляется в реализации личностного смысла средствами культуры (там же).
Стереотипное представление о «творческих видах деятельности», к которым относят занятия живописью, музыкой, танцами, литературой, связывает развитие креативности с ее актуализацией в эти областях. Мы гипотетически предположили, что такой взаимосвязи быть не должно в силу универсальности механизмов творческой актуализации, которые реализуются в любой области человеческой жизнедеятельности. Верифицируя данную гипотезу, мы сравнивали уровень образной креативности у студентов художественного отделения Иркутского университета и нехудожественного.
Для студентов, которые составили базу нашего исследования, креативность является значимой составляющей жизнедеятельности. Креативное мышление – это, прежде всего, независимое мышление. Творческая независимость и оригинальность являются одной из важных составляющих научной деятельности, условием продуктивности в профессиональной реализации и личном жизнестроительстве.
Исходя из базовых представлений культурно-исторической психологии об интериоризации и роли артефактов в процессе развития человека, а также из семиотических представлений о системном подобии структур личности и культуры, мы предположили, что не тип деятельности, а характеристики исходной культурной среды оказывают влияние на актуализацию креативности. В качестве такой среды рассмотрен «пространственный контекст» под которым мы понимаем физическое пространство, которое окружает человека и в силу системного гомоморфизма оказывает влияние на его развитие. (Кыштымова И. М., 2008)
Мы предполагаем, что пространственный контекст в значительной степени определяет особенности формирования и актуализации креативности за счет механизмов, рассмотренных в культурно-историческом подходе. В частности, медиаторами являются объекты культуры, окружающие человека, которые дают ему возможность в большей или меньшей степени интериоризовывать ценности культуры. А, следовательно, насыщенность пространственного контекста развития культурными артефактами – продуктами творчества многих поколений - является значимым фактором развития креативности.
Для верификации теоретической гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, на первом этапе которого был определен уровень образной креативности у студентов художественного и не художественного (педагогического) факультетов Иркутского госуниверситета. Всего в исследовании участвовало 63 человека. Для диагностики были использованы три субтеста образной батареи теста креативности Е.Торренса.
Исходя из понимания креативности как свойства личности, которое проявляется в реализации личностного смысла средствами культуры, вид деятельности (в частности, художественная деятельность) лишь определяет форму актуализации креативности (или форму воплощения смысла), поэтому не может являться фактором, в большей степени обусловливающим креативность, нежели иной вид реализации смысла - средствами нехудожественных систем.
Наше исследование с использованием критерия Манна-Уитни показало, что по уровню общего показателя образной креативности, студенты художественного и не художественного факультетов не имеют статистически значимых различий (р=0,151)
П [pic] о отдельным компонентам образной креативности, таким как «оригинальность», «беглость», «замыкание» и «разработанность», между студентами художественного и не художественного факультета также статистически значимых различий выявлено не было.
Таблица 1. Среднее показатели компонентов креативности у студентов художественного и не художественного факультетов
Статистические различия были выявлены только по одному критерию -«абстрактность названия» (р=0,002): у студентов художественного факультета в большей степени выражена речевая креативность, что может быть связано со спецификой респондентов, ориентированных на гуманитарный вид деятельности.
Далее мы проверяли предположение о влиянии пространственного контекста на креативность. При проверке уровня образной креативности студентов, являющихся жителями областного центра (г. Иркутска), и тех, кто приехал обучаться в университет из районных городов и поселков, нас ожидал интересный результат. Оказалось, что по трем показателям образной креативности различия между группами, дифференцированными по критерию пространственного контекста, статистически достоверны.
Обнаружено, что по показателям «беглость» (р=0,017), «оригинальность» (р=0,024) и «абстрактность названия» (р=0,018) студенты, проживающие в городе Иркутске, имеют показатели значительно выше, чем студенты, которые приехали на обучение из сельских и небольших районных центров. Поскольку в исследовании участвовали первокурсники, фактор исходного пространственного контекста оказался значимым – культурно насыщенная среда областного центра еще не стала для ребят органичной и ее влияние минимально.
Верифицируя гипотезу о значении пространственного контекста, мы сравнили значения диагностических показателей образной креативности студентов, приехавших из районных центров и малых сел. Выявлено, что уровень креативности между группами не имеет статистически достоверных различий ни по одному критерию образной креативности Е.Торренса. Районные города и поселки Восточной Сибири принципиально отличаются по культурной насыщенности от подобного рода поселений Центральной России. Она возникли в исторически близкий период и население составляли преимущественно ссыльные, беглые крестьяне и казаки. Базовые культурные ценности претерпели значительную трансформацию, насыщенность камертонными культурными артефактами сформировавшейся среды невелика. Сходная степень культурной обедненности пространственной среды районного центра и села определила отсутствие значимых различий между студентами, приехавшими из этих поселений.
Можно предположить, что насыщенность культурными артефактами среды областного города определила больший творческий уровень у диагностируемых нами студентов первого курса. Мы предполагаем далее изучить темпы динамики креативности у этих студентов в процессе и обучения на художественном факультете и выдвигаем гипотезу о том, что динамика у студентов, приехавших в Иркутск из малых поселений, будет выше в силу активизации процессов компенсации. При этом для получения строго обоснованного результата будет расширен круг используемых диагностических процедур, в частности, методикой психосемиотической диагностики вербальной креативности и экспертной оценкой продуктов художественного творчества испытуемых.
В ряде теоретических работ выражено суждение о том, что порядок рождения в семье, и, соответственно, отношение к ребенку в зависимости от порядка рождения связано с его психическими особенностями, в том числе, и с его уровнем креативности. Наше исследование показало, что никаких различий между тем ребенком, который был рожден первым, а также вторым или третьим, нет.
Таким образом, исходя из постулатов культурно-исторической психологии, в частности, представленных американским психологом Майклом Коулом, артефакты, которые являются фундаментальными составляющими культуры, оказывают значительное влияние на человека.[1] Городская среда, наполненная множеством культурных ценностей, которые несут в себе определенные смыслы: архитектура, памятники, музеи - в большей степени дают человеку возможность актуализировать свой творческий потенциал. Высокий уровень информационной деятельности, ритм жизни городской среды, являются стимулами развития творческой активности личности. В то время как сельская среда и небольшие районные центры в силу малой насыщенности культурно значимыми артефактами в меньшей степени способствует актуализации творческого потенциала. Возможно, такая закономерность характерна для Сибири, что может быть связано с относительно недавним заселением этих земель выходцами из западной и центральной России: оторванность от культурных корней могла обусловить обедненность пространственного контекста ценностно значимыми культурными артефактами.
Литература:
Коул. М. Культурно-историческая психология. / М. Коул - М.: Когито-центр, 1997, 168 c.
Кыштымова И.М. Психосемиотика креативности : моногр. / И.М. Кыштымова– Иркутск : Изд-во ИГУ, 2008. – 579 с.