Научно-исследовательская работа на тему:
«Терское казачество. Казачий уклад жизни»
[pic]
Выполнил: ученик 9 «а» класса МКОУ СОШ №7 РД, г.Кизляр
Караянов Равиль
Руководитель: Кадиева Айзинат Арслан -Кадиевна
План
1.Введение………………………………………………………………….3
2. Нижнее -Терское казачество:
исторические особенности формирования…………………………….6
3. Казачий уклад и духовная основа
3.1. Хозяйственная жизнь населения низовий Терека в XVIII –первой половине XIX в..……………………………………………………………11
3.2. Основные аспекты духовно-нравственных устоев
Терского казачества……………………………………………………….12
4.Обзор основных источников и монографии по истории Терского казачества……………………………………………………………………16
Заключение …………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………..19
1.Введение
Город Кизляр , расположенный в дельте Терека , представляет собой промышленный и культурный центр, транспортный узел северного региона Республики Дагестан.
Статус города Кизляра приобрел в 1735 году, когда под руководством генерала-аншефа Василия Яковлевича Левашова была воздвигнута новая крепость, ставшая основой многонационального города и южным форпостом России.
Казачество, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, представляет собой огромный пласт исторических событий и загадок.
История нижнетеркого казачества имеет сейчас – в условиях становления демократического строя в нашей стране и новых основанных на демократических принципах отношений между ее народами большое научное и практическое знание. Оно позволит правильно понять и оценить роль и место казачества, русского населения в истории русско-кавказских и русско-дагестанских отношений, очистить ее от необъективных утверждений и мнений , укрепить национальные взаимоотношения в этом регионе.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что она до сих пор рассматривалась с позиций монархических , колонизаторских взглядов, либо с партийно-политических , которые односторонне отрицательно характеризуют казачество. Сегодня, как никогда ранее, актуальной и насущно необходимой становится проблема формирования национального самосознания, научного мировоззрения подрастающего поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.
Важное место в этом процессе занимает казачество и его духовно-нравственные традиции, которые на протяжении многих веков были важным элементом общественного сознания, как основы российской социальной системы. Характерной особенностью этих традиций всегда был и остается в настоящее время приоритет духовно-нравственных начал, патриотизм, глубокая религиозность. Уникальность казачества состоит в том, что оно в тяжелейших условиях, среди враждебного окружения смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общину с особенным говором, своими нравами и обычаями, с рыцарской идеей защиты Отечества и православной веры.
Серьезный потенциал казачества , востребованный Россией , подтвердил прошедший 11-12 мая 2006 года Международный казачий форум в Крыму, а также состоявшийся 9 сентября 2006г. Большой Круг Терского казачьего войска и прошедший в мае 2007 года III Всероссийский казачий Круг в г.Москве.
В этой связи , на основе анализа исторических фактов и специфики организации жизни казачества и культуры, я попытаюсь показать место и роль казачества в организации политической и культурной жизни страны.
Отсюда цель и задачи исследования –дать объективно –историческую картину развития нижнетерского казачества и переломный момент его истории с середины XIX – начале XX веков и связать с современностью.
Сегодня казачество России состоит из 12 казачьих войск, и одно из достойных мест среди них занимает Терское войско- передовой отряд на южных рубежах России.
Используя толкования разных народов, интересные предположения в начале XX века выдвинул историк В.Х. Казин. Исходя из его исследований ,слово
« казак» в разных вариантах означало одно и то же –« передовой страж» или « защитник границы». Это определение больше отражает сущность казачества. Подобных , не исследованных до конца вопросов о казачестве , его истории немало.
Низовье Терека длительное время были южным форпостом России, мостом, связавшим Россию с Кавказом, Ближним и Средним Востоком. «… Онователи первых русских поселений на Тереке, -отмечает Д.С. Васильев, - были терско-гребенские казаки, сложившиеся из тех русских людей , которые бежали сюда от крепостнического гнета.
Интересные сведения по истории нижнетерского казачества имеются в тезисах научной конференции « Пути возрождения терского казачества», состоявшейся 13014 ноября 1993 года в Кизляре. Эти материалы были опубликованы в сборнике тезисов докладов под тем же названием. Среди тезисов сборника интерес представляют работы Б.Овчинниковой и А.Соколова( Екатеринбург), « Бродники-доказацкая вольница», раскрывающая предысторию казачества, В. Глазова ( Кизляр) « К вопросу о возникновении Терского казачьего войска», А. Виноградова ( Армавир) « Взаимоотношения казаков и горцев по материалам ранних кавказских поэм М.Ю. Лермонтова» , Ю.Г. Кульчик ( Москва) « Терское казачество –пути выживания» и др.
Предмет исследования — особенности проявления и реализации духовно-нравственных традиций и хозяйственного уклада казачества в условиях российского общества.
2. Нижнее -Терское казачество:
исторические особенности формирования
[pic] Терское казачество образовалось в 1579 году. Три атамана волжских казаков, навлекших на себя царскую опалу, держали в низовьях Волги совет: где им укрыться от власти. Ермак Тимофеевич пошел на север к именитым людям Строгановым и стал завоевывать Сибирь. Остальные разбились на две группы. Одна ( меньшая) направилась к р.Яик( Урал) .Большинство двинулось на Терек в глухое приволье тюменского владения кабардинского и кумыкского князей Мамерюка и Сунчалея, сошлись с ним и построили при впадении одного из рукавов Терека в море крепкий городок с пристанью.
[pic] Когда царские воеводы прибыли сюда для сооружения второго города Терки, казаки повинились и получили прощение. Прощение распространилось и на живущих здесь кабардинцев и кумыков. Так образовалось при Тереках Терское казачье войско, начало существования которого, как служилого сословия, можно отнести к 1588 г., когда началось строительство приморского города Терки.
История заселения низовьев Терека русскими представляет большой научный и практический интерес. К исследованию этой проблемы обращались многие отечественные и зарубежные историки, тем не менее вопрос этот не может считаться по ныне еще решенным.
Дореволюционные историки много спорили по поводу того, кто были первые казаки на Северном Кавказе , откуда и когда они здесь появились, каким путем пришли сюда и где жили до окончательного водворения своего на Тереке. По мнению одних исследователей самые старейшие из них –гребенцы-начали селиться здесь во второй четверти XVI века, т.е. еще до официального включения низовьев Терека в состав России. Вышли они якобы из Рязанского княжества, после того как великий князь московский Василий III присоединил его к Москве 1520г, а часть его жителей, склонных к вольнице и не раз участвующих в походах на юг, не пожелала ему подчиниться и ушла на Кавказ. Добирались они сюда по уже давно знакомому русским водному пути по Волге и Каспийскому морю.
По утверждению других историков гребенцы произошли от донских казаков и появились на Тереке в последней четверти XVI века. При чем, пришли они через Манычские и Кумские степи. Это был самый в то время короткий путь от Дона и Руси до низовьев Терека.
Что касается вольных терских низовых казаков, обосновавшихся в дельте Терека, то по мнению известного краеведа Д.С. Васильева « есть основание считать, что они прибыли на Кавказ значительно позже гребенцов. Но с точностью известно, что к концу XVI века они здесь уже жили.
Профессор Виноградов , обращаясь к вопросу заселения Терской оьласти казаками, констатирует : « первые два поселения казаков на Северном Кавказе появились в XVI веке и не были связаны между собой . Одно образовалось в районе устья реки Терек, другое в предгорьях Чечни, и их жители назывались соответственно» теркские казаки ( терцы)» и « гребенские ( гребенцы)».
[pic] Терское низовое казачество - один из субъектов сложного и противоречивого процесса формирования Северо- Кавказкой историко - культурной общности. Это- феноменальное социальное явление отечественной истории , возникшее как результат неприятия крепостничества и централизации власти а России. Дискуссия о казачестве идет , пожалуй, с момента его возникновения. В разное время менялись как уровни объективности , так и степень ее остроты. Одни участники этой дискуссии предполагают , например, что казачество-это субэтнос, этно- сословная группа, культурно-историческая общность- особая часть русского этноса. Другие считают его служилым крестьянским сословием, искусственно созданным царским правительством.
Казаки были плоть от плоти соседних с ними народов, но русские и украинцы оказали решающее воздействие на формирование всего образа жизни , культуры, психологии и нравов казаков. В духовно нравственном и физическом облике казачества явственно обозначались специфические черты , которые отличают их как от предков, так и от окружающих народов.
В исторической литературе существуют версия, что первое переселение казаков в низовья Терека связано с рязанскими казаками из Червленого яра(отсюда якобы Кизил-яр, Кизляр) и произошло оно где-то между 1480 и 1490 гг. По легенде , переселенцы из Червленного яра высадились на Учинской косе, где дружелюбно были приняты Агры-ханом, владельцем большого улуса, незадолго до этого отделившегося от Золотой Орды . Беря во внимание факт , что дагестанскими археологами в междуречье Терека и Сулака обнаружено несколько званий реки, залива и косы от имени этого хана – Аграхан.
Первые дошедшие до нас письменные сведения о месте расположения вольных поселений казаков в регионе встречаются в царской грамоте 1581г., где сообщается , что «беглые казаки …живут на Тереке , на море». В источниках не прослеживается и деление на терских и гребенских казаков. В своих донесениях в XVI-XVIIвв. царские воеводы зачастую путали гребенских и терских низовых казаков, называя их общим именем «терские казаки» .
Низовые казаки жили разбросанными юртами в Терском приустье в удобных для промысла местах , держались сплоченными ватами, занимались охотой , бортничеством, рыбной ловлей, не брезговали и морским разбоем . Излюбленным местом их обитания был остров Чечень, откуда могли контролировать значительные участки моря и побережья.
В начале 70-х гг. XVI в. терско –низовые казаки поставили в урочище Баклакове при впадении одного из рукавов Терека в Каспий укрепленный городок с пристанью ,получивший название Трехстенный. В этом городке , по преданию , совместно с русскими жили кумыки, ногайцы, кабардинцы и др. В 1668г. городок был размыт наступавшим в то время морем, и его жители поселились на р. Копай в непосредственном соседстве с учрежденной русскими войсками крепостью Терки.
Здесь тесная зависимость вольных нижнее –терских казаков от царских воевод установилась уже сама собой , сначала спорадически , а затем и регулярно привлекаемых к государственной службе . 27 августа 1668 г. они были включены в общий состав гарнизона под именем Терского казачьего войска и были , как и гребенцы , подчинены митрополиту Астраханскому и Терскому.
В конце XVII века по проторенной разинцами дорожке на Тереке прибыли казаки- раскольники , искавшие спасение для мореходства и крепкий для обороны приморский уголок между Сулаком и его рукавом рекой Аграханью . Официальные русские власти , обеспокоенные таим соседством, прибегли к разного рода ухищрениям , чтобы склонить шамхала нарушить обычай гостеприимства и выгнать их своих владений «гулящих» казаков. В конце концов , рассорившись с шамхалом, часть казаков решила уйти на Кубань , но по пути была истреблена объединенными отрядами царских войск, гребенских и служилых терских казаков и кумыков , другая часть , повинившись, поселилась в нижнее- терских казачьих городках, третья- перебралась к горцам.
Итак, анализ имеющихся сведений свидетельствует о том , что 10ижнее- Терское казачество формировалось из различных компонентов (этнических , региональных , социальных и т.д.) Основу его составляли беглые «сходцы» из России и казачьи сообщества с «разных рек» . Вольные казаки низовье Терека принимали в свои общины всех, кто искал свободы и независимости
от самодержавной власти.
3. Казачий уклад и духовная основа
3.1. Хозяйственная жизнь населения низовий Терека
в XVIII –первой половине XIX вв.
В Притеречных районах многое благоприятствовало развитию всех отраслей сельского хозяйства, ремесла и торговли. Важное место в хозяйственной жизни населения региона занимало шелководство. Разведение тутовых деревьев и шелководством гребенские казаки занимались еще с XVII в. В конце XVII в. здесь появился армянский купец Сафар Васильев, который прибыл сюда из Ирана. Российское правительство поощряло поселение закавказских армян и грузи в регионе.
[pic] Одной из старинных отраслей хозяйства в Притеречных районах являлось виноградарство. Наивысшего рассвета виноградарство в Кизляре и его окрестностях достигло в последней четверти XVIII первой трети XIX вв. В 1800 г. в Кизляре было до 1400 виноградников , а в 1818г. их число достигло до 4500. В 1808-1810 гг. вина здесь производились до 2 млн.ведер. В 20-х гг XIX в кизлярские виноградники давали от 1200 тыс.до 22000 тыс.ведер вина в год; водки получали от 120до 1200 тыс.ведер и больше. Почти все это количество вина и водки вывозилось в Москву , Воронежскую Екатеринославскую, Курскую и др. губернии.
Большую роль в экономических связях региона с Россией в первой половине XIX в. играла Серебряковская пристань , расположенная на западном берегу Каспийского моря, севернее устья Терека. Так , 1857 г. к этой пристани прибыло из разных мест 563 купеческих судна, доставивших на Северный Кавказ около 97 тыс. четвертей муки, круп, 500 четвертей овса , 1200 тюков рогожных материалов, досок и др.
С развитием торгово-денежных отношений в регионе все более увеличилось значение постоянной оптовой и розничной торговли , сосредоточенной в лабазах, складах, магазинах и лавках.
В Кизляре для постоянной торговли существовали три рынка . В середине XIX века значительно увеличилась лавочная торговля в Кизляре и Моздоке. В середине XIX века наметился рост товарно-денежных отношений.
3.2. Основные аспекты духовно-нравственных устоев
Терского казачества.
Церковная реформа проведенная 60-х годах XVII века патриархом Никоном , вызвало резкое столкновение внутри православной церкви . Против церковной реформы выступало главным образом низшее духовенство , испытывавшее постоянно гнет со стороны церковной знати . Хотя основные массы не понимали сущности раскола , они видели в старообрядчестве спасение от крепостного ига. Жесткие пытки , повальные казни , массовое преследование церковью –все это вызвало новую волну бегства крестьян и посадских людей с насиженных мест.
К великому разочарованию духовенства Петр поддержал казаков . Он ответил : « Если гребенское войско покорствует церкви и служит мне , государю , верою и без измены , то все остальное – и двуперстное сложение, и хождение по солнцу , и борода , и платье –дело маломочное». « Скорее надо удивиться, -прибавил он,- как это малолюдное войско сумело удержать у себя православие среди сильнейших его магометанских народов». Казакам было разрешено исповедать свою религию.
Казаки были последователями старой веры , держались старинных обрядов , но « никогда не были раскольниками, то есть врагами православной церкви и государства»,-указывал В.А.Потто( « Два века терского казачества»).
Важнейшим в понимании истории и современности Терского казачества является изучение его духовно-нравственного потенциала. Ведь процесс возрождения казачества, начавшийся в 80-х гг XX в., немыслим без возвращения к духовно –нравственным устоям.
Духовную основу терского казачества, безусловно, составляла религия. Именно она явилась сплачивающим и объединяющим фактором в терской казачьей общине. Пёстрое по своему этническому составу терское казачество было не однородно и в религиозном плане. В течении длительного периода формирования казачества на Тереке сюда стекались представители различных вероисповеданий, для них важно было чувство личной веры, не мешавшей жить по закону общинного братства. Именно состояние «Бога в душе» являлось основной чертой в характере Гребенского и Терского казака. Обозревая историю терских казаков – старообрядцев мы обнаруживаем некоторые отличия в политике правящего режима по отношению к ним от той, которая проводилась в других областях России. Уже в середине XIX столетия силовое давление на терских старообрядцев практически исчезло, ибо их принадлежность к военно-служилому сословию являлось надёжным гарантом от посягательств на их веру. Поскольку Россия нуждалась в казаке – воине, она была готова оставить без внимания его конфессиональную принадлежность.
В 1853 году численность казаков – старообрядцев и мужчин и женщин составляла по полкам: в Горском –21 человек, в Владикавказском – 101 человек, в Моздокском – 2385 человек, в 1-м Сунженском –277, в Гребенском – 7559, в Кизлярском – 2565 человек.
Как видно из данных наибольшая численность старообрядцев приходится на полки раннего образования: Гребенском, Кизлярском и Моздокском. В других полках, образованных из числа переселенцев в более позднее время, влияние старообрядчества менее значительно. В дальнейшем численность старообрядцев, несмотря на определённые ограничения и притеснения не уменьшилось. Так, в сравнительных данных за период с 1898 по 1915 годы старообрядцев по отделам Терской области значится.
[pic] Естественно с увеличением численности казаков-староверов официальная церковь активизировала ответные меры по обращению их в лоно господствующей церкви. Так, священный Синод разработал специальную инструкцию для применения её в служебной и бытовой жизни. Особое внимание в инструкции уделялось духовно-религиозному и нравственному воздействию на женщин с целью укрепления оных в православной вере и как результат этого ограждение детей от влияния священников–староверов.
Духовенство господствующей церкви всеми силами старалось привлечь детей старообрядцев к посещению церковно-приходских школ, ведь привитие детям религиозных обрядовых норм в старообрядческой семье долгое время было чисто внутрисемейным делом. А для взрослых приходские священники проводили внебогослужебные беседы с раздачею им книг религиозно–нравственного содержания. Благодаря принятию этих мер официальное православие на Тереке значительно укрепилось.
В начале XX века приходы Терской области распределялись по 12 благочинным округам. В епархию входило 7 городов: Владикавказ, Моздок, Георгиевск, Пятигорск, Кисловодск, Кизляр, Грозный; 70 станиц, 42 селения, 8 посёлков и слобод (Нальчик, Хасавюрт и др.). В самом Владикавказе было около 20 православных храмов.
4.Обзор основных источников и монографии по истории Терского казачества.
История Казачества, представляет собой спектр кропотливой работы, написание которой длится порой очень долго. Казачий уклад жизни, это не просто слова, а пример истории, как люди справлялись с невзгодами судьбы и как самостоятельно вывели себя на новый уровень и приподняли свой нравственный дух.
Отдельные аспекты исследуемой проблемы разрабатывались в отечественной исторической науке в основном в связи с освещением тех или иных вопросов истории многогранных русско-кавказских, русско-дагестанских, в частности , взаимоотношений , а также истории Терского казачества.
Как известно, период научного кавказоведения начинается с исследования первой трети XVIII ., в отличии от предыдущего периода и накопления сырого материала и первичной его обработки.
Одним из первых научных сочинений, , является труд А.И.Ригельмана. Автор, фортификатор по специальности, в 1753 г. был послан на Кавказ для строительства Кизлярской крепости. Здесь, увлекшись историей края, он изучил архивы казачьих войск, собирая материалы о выходцах с Дона, гребенских и терских казаках. Сведения А. Ригельмана ценны и не потеряли своего значения до сих пор.
Официальным историком Терского казачества считался И.Д.Попко-офицер, занимавший крупный военно-административный пост в 40-50-х гг XIX в. В 1877 г к празднованию 300-летия Терского казачьего войска И.Д. Попко, по просьбе администрации Терского края, написал расширенный очерк о терских казаках.
Большое значение для нашего исследования имеет монография В.Г. Гаджиева, посвященная анализу источника первой трети XVIII в. Здесь мы находим интересующие нас факты и их интерпретацию о зарождении и развитии Терского казачества, о роли и значении для экономического развития региона Терков и Святого Креста.
Нельзя обойти внимание и публикацию С.А.Козлова, отличающиеся оригинальной трактовкой истории складывания вольного Терского казачества.
В 1996 г. в Институте ИАЭ ДНЦ РАН была защищена кандидатская диссертация А,Г,Аскерова, посвященная проблемами социально-экономического развития Нижне -Терского казачества во второй половине XIX-XXв.
Роль Терского народа города, крепости Святого Креста и Кизляра в развитии русско-дагестанских торгово-экономических связей раскрывается в диссертациях и публикациях Д.С.Кидырниязова , Н.А.Магомедова ,Е.И.Иноземцевой
Заключение
Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Терек всегда славился своими мастерами, одаренными людьми. Им нужно было обустраиваться на новом месте, питаться, одеваться, защищаться от врагов. Поэтому в их семье, как и во многих других, знали и владели несколькими промыслами и ремеслами.
О казачестве как об особой, окончательно сформировавшейся социальной общности сложно говорить еще и потому, что этому препятствовала специфика исторической эпохи. Власть стремилась создать общность советского казачества, рассчитывая в рамках такой подновленной идеологемы решать исключительно свои насущные социально-политические задачи. Казаки несли обязанности военной службы, трудились в колхозах и на заводах, но они жили уже в совершенно другой системе социальных координат. Эта система практически не продуцировала казачью бытийность, не зажигала иных социальных звезд и достаточно жестко контролировалась партийно-советской властью.
Духовно-нравственные традиции казачества, среди других традиций, существующих в обществе, занимают особое положение. Это определяется тем, что данное общественно-историческое явление имеет этническое основание, связано с защитой общества, самим существованием как этнических образований в целом, так и субэтносов в частности. В сущности своей это исторически сложившееся этническое явление, представляющее собой определенные правила, обычаи и нормы поведения членов, этноса (субэтноса), включающее в себя: развитие определенных моральных, воинских (боевых), политических, нравственных, психологических и физических качеств, необходимых для этнического самосохранения; формирование чувства личной ответственности за обеспечение этнической безопасности страны, готовности к выполнению воинского долга.
Список литературы
Аскеров А.Г. Социально -экономическое развитие Нижнетерского казачества во второй половине XIX –начале XX века. Кизляр 2009г
Афанасьев А.П. Великие мужи России в истории Кизляра. Кизляр 2006
3. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М.: Наука 1965г
4. Гарунова Н.Н. Кизляр в XVIII в первой половине XIX века: проблемы политического, социально-экономического и культурного развития. Махачкала , 2007 г
Статьи
5. Аскеров А.Г. Развитие виноградарства и виноделия в Кизляре в пореформенный период : провинциальный город XVIII-XXI век. Кизляр , 2008г.
6. Виноградов В.Б. Магамадова Т.С. О месте первоначального расселения гребенских казаков. 1972 г.